Взгляд с запада на ВВС КНР второй половины 1990-х годов Часть 1

13

 

Взгляд с запада на ВВС КНР второй половины 1990-х годов Часть 1

Взгляд с запада на ВВС КНР второй половины 1990-х годов Часть 1

Интересная статья Дугласа Барри (Douglas Barrie) «Культурная революция. Китайские ВВС сражаются с трудностями на долгом пути к современным военно-воздушным силам», которая, думаю, заинтересует коллег.

Содержание:

На бумаге военно-воздушные силы КНР с их огромным парком боевых самолетов, безусловно, являются крупнейшими в Азии. Однако в реальности они гораздо ближе к ужасно неадекватному цирку музейных экспонатов.

На вооружении китайских ВВС состоят примерно 2500 истребителей, но большая их часть является либо копиями, либо развитием советских конструкций 1950-х годов, которые не соответствуют требованиям доктрины воздушной войны кануна XXI века.

Никто так отчетливо не осознает этот факт, как командование китайских ВВС, которое отчаянно стремится обновить свой флот боевыми самолетами четвертого поколения. Также в ВВС КНР разрабатывают основные принципы боевого применения, которые более подходят для воздушных сил доминирующей региональной державы – статус, с которым Китай входит в новое тысячелетие. С середины 1980-х годов в КНР, хотя и неуверенно, предпринимаются усилия по обновлению парка военно-воздушных сил.

Десятилетие спустя китайские ВВС оказывали поддержку множеству программ, среди которых были программы создания новых самолетов – многоцелевого истребителя Chengdu F-10, истребителя-бомбардировщика Xian FB-7, легкого истребителя Chengdu FC-1 и истребителя пятого поколения XXJ, – а также различные программы модернизации уже состоящих на вооружении машин, в частности Chengdu F-7 и Shengyang F-8.

современный технический уровень по-китайски – истребители-перехватчики Shenyang F-8II Finback

современный технический уровень по-китайски – истребители-перехватчики Shenyang F-8II Finback

Также командование китайских ВВС стремится к приобретению самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) и расширению парка самолетов-заправщиков, способных осуществлять в воздухе дозаправку самолетов. Общей характеристикой большинства этих проектов является участие – открытое или скрытное – зарубежных производителей авиационной техники.

Отчасти это было вызвано осознанием того, что авиационная промышленность Китая не способна, по крайней мере самостоятельно, проектировать и разрабатывать для ВВС боевые самолеты следующего поколения с характеристиками, соответствующими мировому уровню.

Программа Peace Pearl

В середине 1980-х годов произошло сближение между КНР и США, кульминацией которого стали два проекта модернизации, осуществлявшиеся компанией Grumman Aerospace: Peace Pearl – программа модернизации истребителя-перехватчика Shenyang F-8II – и программа создания легкого истребителя Chengdu Super-7. Однако политические последствия событий на площади Тяньаньмэнь привели к закрытию обоих программ.

Если бы программы закрыты не были, то в середине 1990-х годов военно-воздушные силы КНР были бы оснащены двумя типами относительно современных истребителей, предоставив командованию китайских ВВС достаточно пространства для маневра в его стремлении к более совершенным типам боевых самолетов.

Когда канал помощи со стороны США был закрыт, Китай для незамедлительного доступа к военной технике был вынужден обратиться к России – своему бывшему поставщику (в те годы в форме Советского Союза).

Результатом обращения к России стало возобновление проекта модернизации F-8II под обозначением F-8IIM и создание нового легкого истребителя. F-8IIM получил российские радар и ракеты воздух-воздух, оснащенные полуактивными радиолокационными (РЛ) головками самонаведения (ГСН) и способные действовать за пределами прямой видимости. Что касается легкого истребителя, то проект Super-7 превратился в Chengdu FC-1, который, якобы, является совместным проектом с Пакистаном при содействии в проектировании со стороны МАПО «МИГ» (в тексте статьи Mikoyan).

Однако наиболее заметным результатом возвращения китайских ВВС к России стало приобретение истребителей семейства Sukhoi Su-27 Flanker. В 1991 году Китай заключил договор на поставку 24 истребителей Su-27SK и двух учебных двухместных самолетов Su-27UBK, а в 1995 году была заказана дополнительная партия из двадцати четырех Su-27SK.

В настоящее время завершается поставка третьей партии самолетов, которая, возможно, включает одноместные Su-27SMK и вариант двухместного Su-30. Китай и Россия также заключили соглашение о лицензионном производстве «двадцать седьмых» (в тексте статьи Flanker).

Разведывательное управление ВМС США сообщает, что к 2010 году военно-воздушные силы КНР будут иметь около 250 истребителей Su-27, что обеспечит Китаю значительные возможности по проецированию воздушной силы в регионе. Однако эта возможность напрямую зависит от способности эффективно управлять авиационными подразделениями.

Хотя Su-27 даже к 2010 году будет способен выполнять задачи по завоеванию превосходства в воздухе, военно-воздушным силам Китая еще предстоит разработать доктрину ведения боевых действий в воздухе, создать комплексную систему оперативного управления ВВС и определить эксплуатационные возможности для наиболее полного использования потенциала машин семейства Su-27.

Хотя в настоящий момент Su-27 является «свежим» самолетом, некоторые учения ВВС Китая с машинами данного типа производят своеобразное впечатление. Su-27SK, который составляет основу первых двух партий самолетов для Китая, оптимизирован в качестве истребителя-перехватчика. Его радар NIIP N-001 разработан для выполнения задач перехвата, но несмотря на это ВВС КНР используют самолет для нанесения ударов по наземным целям с помощью неуправляемых ракет, блоки которых подвешены под крылом, и авиабомб с тормозным устройством парашютного типа. Это вряд ли отражает оптимальное использование самолетов, которые являются малочисленным и высокоценным активом.

гордость военно-воздушных сил Китая – истребители Sukhoi Su-27 Flanker

гордость военно-воздушных сил Китая – истребители Sukhoi Su-27 Flanker

Закупка Китаем истребителей Su-27SK и ракет Vympel R-27R (AA-10 Alamo), впервые дало китайским ВВС способность вести воздушный бой за пределами прямой видимости. По видимому, до сих пор попытки китайской промышленности разработать свою собственную ракету воздух-воздух с полуактивной РЛ ГСН не привели к созданию образца, пригодного к постановке на вооружение.

В настоящее время Китай и Россия завершают процесс передачи третьей партии самолетов ОКБ Сухого. В данной партии Китаю будут переданы не поставлявшиеся ранее Su-27SK, а машины версии Su-27SMK.

Самолет в цветовой гамме, подобной той, в которую окрашены китайские Su-27, но с нанесенными на носовую часть литерами 27SA1K, уже был показан на заводе в Комсомольске-на-Амуре (в тексте статьи Komsomolsk).

Модернизация радиолокационных станций

В первоначальных сообщениях предполагалось, что Su-27SMK будет предлагаться с РЛС N-001, которая была модернизирована с возможностью нанесения ударов по двум воздушным целям; подобное совершенствование РЛС Phazotron Topaz было выполнено для истребителя MiG-29 Fulcrum. Возможность нанесения ударов по двум целям позволяет полнее использовать ракеты воздух-воздух средней дальности с активной РЛ ГСН. Ракеты R-77 (AA-12 Adder) и вариант R-27 с активной РЛ ГСН расцениваются руководством России в качестве потенциального экспортного вооружения для китайских ВВС.

Однако в ОАО «Фазотрон-НИИР» (в тексте статьи Phazotron) заявили, что вместо модернизированных РЛС N-001 на завод в Комсомольск-на-Амуре, где собирают предназначенные для Китая варианты Su-27, были отправлены радары Zhuk-27.

N-010, или Zhuk-27, является многорежимной импульсной допплеровской РЛС, первоначально предназначенной для модернизированного MiG-29M. В радаре Zhuk-27 используется та же система обработки с плоской антенной, которая была увеличена для более крупной носовой части истребителя Su-27.

В дополнение к обеспечению возможности одновременного сопровождения и перехвата групповых целей с помощью ракет воздух-воздух средней дальности с активными РЛ ГСН, радар Zhuk-27 обеспечивает несколько вариантов применения вооружения воздух-поверхность, включая и противокорабельные ракеты Kh-31A (AS-17 Krypton; Х-31А).

Помимо потенциального оснащения радарами Zhuk-27 следующих партий китайских «двадцать седьмых» в ОАО «Фазотрон-НИИР» разработан вариант РЛС Zhuk, получивший обозначение Zhuk-8II и предназначенный для установки на истребители-перехватчики Shenyang F-8IIM. В настоящий момент этот радар проходит испытания на прототипе F-8IIM. Помимо этого в ОАО «Фазотрон-НИИР» созданы РЛС импульсные допплеровские РЛС Komar и Super Komar, которые разработаны для установки на штурмовик Nanchang A-5 Fantan и легкий истребитель Chengdu F-7 и предлагаются к производству китайской промышленностью.

Однако связи ОАО «Фазотрон-НИИР» и ГУП «АВПК «Сухой»» с Китаем отражают несколько шизофренический характер отношений между бывшим Советским Союзом и последней оставшейся крупной державой, которая, по крайней мере на словах, следует коммунистической доктрине.

Первоначально продажа истребителей-перехватчиков Su-27 Китаю встретила внутреннюю оппозицию в России, некоторые представители политического и военного руководства которой считают, что военное противостояние между двумя государствами по-прежнему возможно.

Эта озабоченность была еще раз подчеркнута стремлением китайских ВВС получить двухместный боевой вариант «двадцать седьмого». Стремление военно-воздушных сил Китая приобрести двухместный многоцелевой вариант Su-27 ограничивается трудностями, с которыми сталкивается Россия при поставках военной техники не только Китаю, но и одному из региональных конкурентов последнего – Индии.

Индийские ВВС заказали и почти наверняка оплатили разработку Su-30MKI – многоцелевого варианта истребителя-перехватчика Su-27. Многоцелевой боевой самолет Su-30MKI будет оснащен передним горизонтальным оперением, системой управления вектором тяги и, по всей вероятности, будет иметь вариант РЛС N-011 с фазированной антенной решеткой.

Китайские ВВС питают устремления к приобретению подобного Su-30MKI самолета, но сталкиваются с двумя явными препятствиями, которые могут помешать этому: оппозиция в Индии и России.

Полагают, что Индия потребовала от России гарантий того, что Su-30MKI или аналогичный самолет не будет предоставлен Китаю. В свою очередь в России по-прежнему происходят эпизодические приступы самокопания, касающиеся характера и масштабов поставки Китаю современных вооружений.

Есть вероятность, что если Россия согласится на требования Китая, то ВВС КНР могут разрешить приобрести вариант Su-30MK, который по всей вероятности будет оснащен РЛС Zhuk-27. Хотя предлагаемый иркутским авиазаводом базовый Su-30MK и был классифицирован как истребитель-бомбардировщик, он первоначально предлагался с радаром N-001, что допускало применение только свободнопадающих бомб.

Определение роли

Что еще предстоит определить командованию китайских ВВС, так это роль, которую должны будут выполнять двухместные «двадцать седьмые». Если машины будут использоваться в составе частей противовоздушной обороны, как это было первоначально запланировано разработчиками, то усложняющая авионику самолета способность поражать наземные цели представляет небольшой интерес. Однако если самолет должен будет выполнять ударные задачи, то радар типа Zhuk-27 и связанные с ним ракеты класса воздух-земля станут неотъемлемой частью любого комплекта оборудования.

Если «двадцать седьмые» удовлетворяют требования ВВС КНР к тяжелому истребителю четвертого поколения, который должен заменить машины семейства Shenyang F-8, то самолетом, который создан в ответ на требования к среднему истребителю и который должен заменить истребители F-7, является Chengdu F-10.

на сегодняшний день основу истребительной авиации ВВС КНР составляют устаревшие легкие истребители Chendgu F-7

на сегодняшний день основу истребительной авиации ВВС КНР составляют устаревшие легкие истребители Chendgu F-7

Проект F-10 является источником многочисленных спекуляций, но очень мало сомнений в том, что он является непосредственным развитием истребителя Lavi, созданного в 1980-х годах компанией Israel Aircraft Industries (IAI). Как полагают, в настоящий момент прототип самолета находится на стадии производства на расположенном в Чэнду, провинция Сычуань, заводе компании Chengdu Aircraft Industry Group (CAIG).

Предполагается, что участие Израиля в программе F-10 включает в себя работу многих инженеров, которые присутствуют в Чэнду и оказывают техническую помощь китайской программе. Хотя есть предположения, что обозначение F-10 было изначально присвоено этой совместной разработке, большинство наблюдателей полагает, что командование китайских ВВС, приняв решение о совместной работе с IAI, передало этой программе номер от отечественного проекта.

проект среднего истребителя F-10 – любое сходство с израильским Lavi является случайным ;-)

проект среднего истребителя F-10 – любое сходство с израильским Lavi является случайным 😉

Первый полет можно ожидать в течение следующих 12-24 месяцев с потенциальной датой принятия на вооружение в районе 2005 года. Однако высказываются предположения, что темпы программы замедлились и что сама программа, если работы продолжаться с той же скоростью, может оказаться не более чем демонстратором технологий.

Тем не менее, F-10 остается критически важной программой как для военно-воздушных сил КНР, так и для китайского оборонного и авиационно-космического сектора.

В то время как сборка машкомплектов и возможное лицензионное производство «двадцать седьмых» дадут ценный опыт, судьба F-10 будет более показательной в отношении того, насколько китайские производители могут самостоятельно удовлетворять потребности отечественных ВВС.

Если F-10 будет принят на вооружение, то в составе ВВС КНР он заменит F-7 в качестве станового хребта истребительной авиации. Машины данного семейства смогут обеспечить противовоздушную оборону страны и будут носителями управляемого вооружения воздух-поверхность.

источник: DOUGLAS BARRIE «Cultural revolution. The Chinese air force struggles on with its long march to modernity» «FLIGHT INTERNATIONAL» 8 — 14 October 1997, стр.34-37

Часть 2

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account