Взгляд из США 1946 года на японские самолеты времен Второй Мировой войны

13

Взгляд из США 1946 года на японские самолеты времен Второй Мировой войны

Интересная винтажная статья из мартовского 1946 года выпуска журнала «Flying», которая, думаю. Заинтересует читателей и коллег.

Насколько хороши были японские (1) самолеты?

Были ли японские самолеты хуже наших? Спросите тех, которые сражался с ними

Содержание:

Когда 7 декабря 1941 года японцы совершили свой внезапный налет на Перл-Харбор, Соединенные Штаты впервые увидели современные японские самолеты. Использовавшиеся в этом налете плоды хорошо спланированной программы производства самолетов – «Зики» (Zeke; палубный истребитель Mitsubishi A6M), «Вэлы» (Val; палубный пикирующий бомбардировщик Aichi D3A) и «Кейты» (Kate; палубный бомбардировщик-торпедоносец Nakajima B5N) – наглядно показали, что старые «Клоды» (Claude; палубный истребитель Mitsubishi A5M), «Нейты» (Nate; истребитель Nakajima Ki-27), которые японцы в течение пяти лет и более использовали в боях против китайцев, не были их самыми лучшими самолетами. В течение 1942 и 1943 годов пилоты американских ВМС наблюдали постоянно растущее количество новых самолетов, что еще раз свидетельствовало о том, что японцы развернули интенсивную самолетостроительную программу.

Японцы доказали свое мастерство в создании самолетов. Когда они капитулировали в августе 1945 года, в их распоряжении было примерно 30 типов самолетов первой линии и 15 типов самолётов второй линии. Еще 20 типов находились в стадии испытаний, некоторые из которых, несомненно, приняли бы участие в боевых действиях в 1946 году, если бы наши «Суперкрепости» (Boeing B-29 Superfortress) не уничтожили бы японские производственные линии. Точно неизвестно, сколько самолетов японцы изготовили в период с 1939 года по август 1945 года, но разумная оценка составляет около 70000 боевых и гражданских самолетов. Наибольший объем производства пришелся на 1944 год, когда на различные контролируемые японцами аэродромы были поставлены примерно 25000 самолетов. Это было в десять раз больше, чем было изготовлено за год до войны.

Если оглянуться назад, можно увидеть, что японцы были изобретательны, амбициозны и прогрессивны в проектировании и производстве самолетов, даже несмотря на то, что американские методы массового производства и общее превосходство, наконец, в августе 1945 года поставили на прикол японские военно-воздушные силы. На протяжении всей войны японцы совершенствовали свои самолеты, пытаясь уменьшить преимущество, которое американские инженеры давали американским самолетам. Японцы разработали более мощные двигатели, увеличили огневую мощь, добавили броневую защиту пилотов и, наконец, усовершенствовали самогерметизирующиеся бензобаки. Множество японских самолетов было захвачено на авиабазе Кларк-филд, Филиппины, и по мнению американских летчиков-испытателей, которые на них летали, это были очень хорошие самолеты.

Проследив историческое развитие японских ВВС, можно легко увидеть, что милитаристы полностью осознали, что им нужны мощные военно-воздушные силы для достижения своей цели – создания Великой восточноазиатской сферы сопроцветания. Учитывая размеры империи, программа производства авиационной техники должна была быть грандиозной. Хотя японцы не могли сравниться с американским потенциалом, тем не менее, они создали значительную воздушную мощь, которая была гораздо крупнее и разнообразнее, чем обычно полагают непрофессионалы в нашей стране. Давайте посмотрим, с какими противниками столкнулись американские и британские пилоты в боях над Тихим океаном.

Истребители

К району Тихого океана японский флот проявлял гораздо больший интерес чем армия, и поэтому на тихоокеанском ТВД самолеты ВМС играли доминирующую роль. Наиболее широко используемым японским самолетом был «Зик», известный в начале войны как «Зеро». Ближе к концу войны около трети японских истребителей составляли «Зики». Первая модель вступила в бой с китайцами уже в августе 1940 года. В следующем году на смену ей пришла улучшенная версия, которая поступила на вооружение в больших количествах и дала японцам превосходный истребитель первой линии. «Зик», способный на высоте 16000 футов (4878 м) развивать скорость 326 миль в час (525 км/ч), был, вероятно, самым маневренным боевым самолетом в мире. «Зик» показал американскому флоту, что японцев не стоит недооценивать и что они способны создавать отличные самолеты.

Выдающаяся маневренность, характерная для всех моделей «Зика», стала возможной благодаря исключению брони и самоуплотняющихся бензобаков, что сводило к минимум общую массу самолета. Японская философия легких, маневренных истребителей никогда не была полностью отвергнута даже к 1945 году, хотя это постоянно приводило к быстрому уничтожению японских самолётов после попадания в них американских пуль. Японцы продолжали совершенствовать «Зик»; последняя принявшая участие в боевых действиях модель «Зик 52» (A6M5 Model 52) была способна развивать скорость 358 миль в час (578 км/ч) на высоте 22000 футов (6706 м). Считается, что более поздние модели «Зика» были запущены в производство перед самым окончанием войны. «Зик» не мог сравняться с новейшими американскими истребителями по скорости и тактическим характеристикам, но на момент завершения боевых действий он все еще оставался самым массовым японским самолетом.

«ЗИК». Одномоторный истребитель японских армии и флота

«ЗИК». Одномоторный истребитель японских армии и флота

Во время битвы за Гуадалканал японский флот почувствовал необходимость в более совершенных истребителях. Истребители американских армии и флота постоянно совершенствовались и сокращали преимущество, которым когда-то обладал «Зик». Первым из новых истребителей японского флота стал «Джек» (Jack; Mitsubishi J2M Raiden) – ближний перехватчик берегового базирования, способный развивать скорость более 400 миль в час (644 км/ч). «Джек» обладал превосходной маневренностью и на уровне моря набирал высоту со скоростью 4835 футов в минуту (1474 м/мин), что заставило задуматься пилотов американских «Хэллкетов» (Grumman F6F Hellcat) и «Корсаров» (Vought F4U Corsair). Вооружение «Джека» состояло из четырех 20-мм пушек, а бронезащита пилота и самоуплотняющиеся бензобаки входили в его стандартную комплектацию. В 1944 году, когда «Суперкрепости» стали атаковать территорию Японии, производство «Джеков» было увеличено.

«ДЖЕК». Стандартный истребитель японского флота

«ДЖЕК». Стандартный истребитель японского флота

Когда в конце 1944 года пилоты ВМС США приблизились к берегам Японской империи, они по возвращении с боевых заданий сообщали об опасном новом истребителе японцев. Им оказался «Джордж» (George; Kawanishi N1K-J Shiden). Этот истребитель необычной конструкции способен развивать скорость 416 миль в час (670 км/ч) и в дополнение к установленным на капоте пулеметам вооружен четырьмя крыльевыми 20-мм пушками. «Джордж» был крепким самолетом. Броневая защита оказалась эффективной; по сравнению с «Зиком» требовалось гораздо больше патронов, чтобы «Джордж» по спирали отправился в море.

«ДЖОРДЖ». Лучший истребитель японского флота

«ДЖОРДЖ». Лучший истребитель японского флота

Командование японской армии развивало мощь своей истребительной авиации медленнее, чем военно-морской флот. «Нейт» был единственным известным армейским истребителем, состоявшим на вооружении в декабре 1941 года. Первым после Пёрл-Харбора армейским истребителем стал «Оскар» (Oscar; Nakajima Ki-43 Hayabusa), разработанный на базе оснащенного неубирающимся шасси «Нейта». По своему внешнему виду он был чем-то похож на «Зик» японского флота и на высоте 16000 футов (4878 м) развивать скорость 317 миль в час (510 км/ч). Вскоре были установлены более мощные двигатели, и «Оскар» на высоте 20000 футов (6096 м) смог разгоняться до скорости 347 миль в час (558 км/ч). В 1944 году скорость была увеличена до 358 миль в час (576 км/ч), что соответствовало поздним модификациям «Зика». Было изготовлено большое количество «Оскаров».

«ОСКАР». Высотный истребитель японской армии

«ОСКАР». Высотный истребитель японской армии

«Тодзио» (Tojo; Nakajima Ki-44), имевший некоторые внешние особенности, сходные с американским «Тандерболтом» (Republic P-47 Thunderbolt), впервые появился в Китае весной 1943 года. Он превосходил «Оскара» по скороподъемности и скорости, но по неизвестной причине не оправдал ожиданий. Американские пилоты полагали, что «Тодзио» станет очень важным истребителем, но темпы его производства никогда не были такими большими, как у «Зика», «Оскара» или некоторых более поздних истребителей.

«Тони» (Tony; Kawasaki Ki-61 Hien) был заявкой японцев на истребитель с рядным двигателем, который мог бы сравниться с американским «Мустангом» (North American P-51 Mustang). «Тони» имел особенности, аналогичные немецкому Messerschmitt Me-109, и японцы, безусловно, имели преимущество в виде немецких чертежей. В начале войны «Тони» путали с «Харрикейнами» (Hawker Hurricane) и «Мустангами». На высоте 15800 футов (4816 м) «Тони» развивал скорость 361 миля в час (581 км/ч) и оставался одним из самых важных армейских истребителей. «Тони 2» – улучшенная версия «Тони» – появился в 1945 году. Сообщается, что на высоте 20000 футов (6096 м) он развивает скорость 423 мили в час (681 км/ч).

«ТОНИ». В годы войны он был единственным японским истребителем с рядным двигателем

«ТОНИ». В годы войны он был единственным японским истребителем с рядным двигателем

Летом 1944 года принял боевое крещение японский истребитель «Фрэнк» (Frank; Nakajima Ki-84 Hayate), обладавший большинством характеристик, к которым стремились как японская армия, так и японский военно-морской флот. Обладающий высокими характеристиками «Фрэнк» способен как выдержать удар, так и задать жару. Его 2000-сильный двигатель с четырехлопастным электрическим пропеллером и прочная конструкция были далеки от характеристик его хлипких предшественников. Тоже самое касается и его вооружения, состоящего из двух 12,7-мм пулеметов и двух крыльевых 20-мм пушек, обширного бронирования, протектированных топливных баков и пуленепробиваемого ветрового стекла. При скорости набора высоты на уровне моря 4275 футов в минуту (1303 м/мин), максимальной дальности полета 1815 миль (2921 км) и скорости 427 миль в час (687 км/ч) на высоте 20000 футов (6096 м) «Фрэнк», определенно, был лучшим из имевшихся армейских истребителей, но в своих лучших проявлениях он не дотягивал до «Тандерболта» и «Мустанга» армии США – самых скоростных истребителей за всю войну.

«ФРЭНК». Самый скоростной японский истребитель

«ФРЭНК». Самый скоростной японский истребитель

Как и у флота, у японской армии на этапе испытаний было несколько типов одномоторных истребителей. Некоторые из них были оснащены реактивными и реактивными и сейчас они изучаются американскими инженерами-исследователями.

«Ирвинг» (Irving; Nakajima J1N) японского военно-морского флота и «Ник» (Nick; Kawasaki Ki-45 Toryu) были единственными японскими двухмоторными истребителями, принявшими участие в боевых действиях. «Ник» получил боевое крещение в 1942 году, атаковав американские корабли, а также наземные цели. «Ирвинг» также впервые пошел в бой в 1942 году. Сначала действовал в роли самолета-разведчика, а затем как ночной истребитель. Гораздо шире использовалась версия ночного истребителя, которая несла более мощное вооружение и которая не имела верхнефюзеляжной турели.

«НИК». Двухмоторный истребитель

«НИК». Двухмоторный истребитель

«Ирвинг». Двухмоторный ночной истребитель

«Ирвинг». Двухмоторный ночной истребитель

Пилотируемый самолет-снаряд с ракетным двигателем «Бака» (Baka; Yokosuka MXY7 Ohka) запускался с бомбардировщика «Бетти» (Betty; Mitsubishi G4M) и. возможно, с других бомбардировщиков, таких как «Пегги» (Peggy; Mitsubishi Ki-67 Hiryū) или «Салли» (Sally; Mitsubishi Ki-21). «Бака» нес 2645-фунтовую (1200 кг) боеголовку и был способен развивать скорость 540 миль в час (869 км/ч). Дальность полета составляла 55 миль (89 км) при запуске с высоты 27000 футов (8230 м). После запуска самолет-снаряд «Бака» было трудно сбить, и пилоты союзников всегда старались уничтожить самолет-носитель до того как «Бака» был сброшен.

«БАКА». Пилотируемый самолет-снаряд

«БАКА». Пилотируемый самолет-снаряд

Одномоторные бомбардировщики

И в США, и в Японии знали, что во время войны в значительной степени придется полагаться на одномоторные пикирующие бомбардировщики и торпедоносцы. У каждой страны было по два типа пирующих бомбардировщиков, то дядя Сэм использовал один тип торпедоносцев против трех японских типов. «Вэл», запущенный в серийное производство в 1937 году, пикировал на цели в Перл-Харборе. Производство «Вэлов» продолжалось до конца 1944 года, хотя на разумное расстояние он мог нести только 500-фунтовую (227 кг) бомбу. В 1942 году в качестве преемника «Вэла» появилась оснащенная рядным двигателем «Джуди» (Judy; Yokosuka D4Y Suisei); этот самолет также выпускался и в разведывательном варианте. Его лучшая на 100 миль в час (161 км/ч) скорость, превосходная скороподъемность, более высокая скорость пикирования и удвоенная по сравнению «Вэлом» бомбовая нагрузка сделали последний устаревшим и быстро увеличили объемы производства «Джуди». В июле 1944 года «Джуди» с радиальными двигателями достигли заметного уровня производства и в течение года заменили большую часть машин предыдущей версии с рядными двигателями. «Джуди» имела максимальную скорость 373 мили в час (607 км/ч) и с точки зрения летных характеристик должна считаться успешным пикирующим бомбардировщиком. В 1945 году «дети-камикадзе» использовали Джуди в своих самоубийственных атаках.

«ДЖУДИ». Одномоторный пикирующий бомбардировщик

«ДЖУДИ». Одномоторный пикирующий бомбардировщик

В то время как американские «Эвенджеры» (Grumman TBF Avenger) наносили значительный урон японским кораблям, японцы пытались сравнять счет своими «Кейтами», «Джиллами» (Jill; палубный торпедоносец Nakajima B6N Tenzan) и «Грейсами» (Grace; палубный торпедоносец Aichi B7A Ryusei), из которых лучшим торпедоносцем-бомбардировщиком была «Джилл». «Кейт» была запущена в серийное производство в 1937 году, и улучшенные версии во всех беспощадной яростью нанесли удар по Перл-Харбору. Они помогли потопить авианосцы «Лексингтон», «Йорктаун» и «Уосп» и участвовали в сражениях в Коралловом море, у атолла Мидуэй и у островов Санта-Крус. Японцы изготовили около тысячи «Кейтов», но в течение 1944 года и половины 1945 года они почти полностью перешли на «Джиллы», которые у себя на родине были известны под названием «Небесная гора». «Джилл» была почти на 100 миль в час (161 км/ч) быстрее «Кет» и несла такую же торпедную нагрузку в 1760 фунтов (800 кг). В 1944 и 1945 годах производство «Джилл» было тяжелым, и по внешнему виду она напоминала «Кейт». Последней разработкой торпедоносца-бомбардировщика была «Грейс», которая была запущен в серийное производство в начале осени 1944 года. Были замечены лишь несколько из этих необычно выглядящих бомбардировщиков с крылом типа «обратная чайка». «Грейс» выпускалась в ограниченном количестве, возможно, потому, что налеты B-29 вынудили японских фабричных рабочих сидеть по домам.

«КЕЙТ». Палубный торпедоносец-бомбардировщик

«КЕЙТ». Палубный торпедоносец-бомбардировщик

«ДЖИЛЛ». Палубный торпедоносец-бомбардировщик

«ДЖИЛЛ». Палубный торпедоносец-бомбардировщик

«Мирт» (Myrt; палубный самолет-разведчик Nakajima C6N Saiun), называемый также «Раскрашенное облако», был скоростным, маневренным самолетом-разведчиком, также способным нести торпеду. Он также использовался для специальных задач по аэрофотосъёмке, действуя с авианосцев и летая со скоростью 400 миль в час (644 км/ч). Поначалу его огромная для трехместного самолета скорость поражала пилотов ВМС США, пытавшихся сбить «Мирт». Одномоторный бомбардировщик «Соня» (Sonia; ближний разведчик-штурмовик Mitsubishi Ki-51), выпускавшийся в бомбардировочном и разведывательном вариантах, дебютировал в Китае в 1940 году. Усовершенствованные двигатели позволили «Соням» оставаться в строю до конца войны, в основном в Китае и Маньчжурии, где они атаковали наземные цели.

Двухмоторные бомбардировщики

Японские двухмоторные бомбардировщики были больше по размерам, немного быстрее, но несли значительно меньшую бомбовую нагрузку, чем американские двухмоторные машины, такие как «Митчелл» (North American B-25 Mitchell) и «Инвейдер» (Martin B-26 Marauder). Наиболее широко и часто использовалась «Бетти», которая действовала в качесвте бомбардировщика, торпедоносца, десантно-транспортного самолета и самолета-разведчика. В бой «Бетти» вступили в 1942 году. «Бетти» прошла четыре этапа усовершенствования, и до конца войны объемы её производства оставалось высокими. «Бетти» по праву называют рабочей лошадкой военно-воздушных сил противника. Трехместный многоцелевой бомбардировщик «Фрэнсис» (Frances; Yokosuka P1Y Ginga) имел лучшие по сравнению с «Бетти» летные характеристики. «Фрэнсис» поступили на вооружение в конце 1943 года и атаковали американские корабли на Тиниане, Сайпане, Гуаме и на других базах в центральной части Тихого океана. В 1944 году «Фрэнсис» была модифицирована и использовалась в качестве ночного истребителя. Благодаря радару, повышенной огневой мощи и высокой скорости «Фрэнсис» считалась более эффективной ночью, чем «Ирвинг» или «Ник». «Фрэнсис» можно назвать одним из лучших японских самолетов.

«Бетти» были рабочими лошадками японских ВВС, служившими в качестве средних бомбардировщиков, самолетов-разведчиков и транспортных самолетов

«Бетти» были рабочими лошадками японских ВВС, служившими в качестве средних бомбардировщиков, самолетов-разведчиков и транспортных самолетов

на снимке солдаты американских оккупационных сил осматривают недостроенные «Бетти» в цеху завода компании Mitsubishi в Нагое

на снимке солдаты американских оккупационных сил осматривают недостроенные «Бетти» в цеху завода компании Mitsubishi в Нагое

В начале войны японцы использовали «Салли» в качестве двухмоторного бомбардировщика, но в 1944 году из-за низкой скорости перевели её в военно-транспортные самолеты. «Нелл» (Nell; Mitsubishi G3M) была еще одним бомбардировщиком, который на заключительном этапе военных действий использовался в качестве военно-транспортного самолета. «Нелл» была разработана на основе гражданской конструкции, совершила кругосветное путешествие с «миссией доброй воли» и воевала на Гуадалканале. Всего через три дня после Перл-Харбора авиачасти, оснащённые бомбардировщиками «Нелл», отправили на дно у Малайи линкор «Принц Уэльский» и линейный крейсер «Репалс».

«Хелен» (Helen; Nakajima Ki-49 Donryu) и «Пегги» были новыми и важными армейскими двухмоторными бомбардировщиками, состоявшими на вооружении в 1944 и 1945 годах. Естественно, поскольку японцы находились в обороне, эти бомбардировщики не могли широко использоваться в наступательных целях. Несколько «Хелен» было изготовлено в 1940 году, но только два года спустя они начали использоваться в больших количествах. Хотя максимальная бомбовая нагрузка «Хелены» составляла менее 2000 фунтов (907 кг) – такую нагрузку легко несут истребители типа «Дайтнинг» (Lockheed P-38 Lightning), – японцы называли «Хелен» «тяжелым бомбардировщиком». Впервые «Пегги» была замечена над Филиппинами в конце 1944 года, хотя несколько экземпляров были выпущены в 1942 году. Её скорость 346 миль в час (557 км/ч) скорость на высоте 18700 футов (5700 м) была на 30 миль в час (48 км/ч) быстрее, чем у «Хелен». Несколько машин были выпущен в варианте самолета-разведчика, и некоторые «Пегги» на завершающем этапе конфликта использовались для атак летчиков-камикадзе. «Лили» (Lily; Кавасаки Ki-48) была первой попыткой Японии создать двухмоторный ударный бомбардировщик-штурмовик в классе американского «Хэвока» (Douglas A-20 Havoc). По внешнему виду «Лили» напоминала «Балтимор» (Martin A-30 Baltimore). Ежемесячно выпускалось больше «Лили», чем любых других двухмоторных самолетов. «Лили» впервые появилась в 1941 году в Китае и предназначалась скорее для операций в Азии, чем на тихоокеанском театре военных действий. В 1944 году «или» была модернизирована с установкой аэродинамических тормозов.

Летающие лодки и военно-транспортные самолеты

В начале войны на вооружении у Японии были летающие лодки «Мэвис» (Mavis; Kawanishi H6K) и «Черри» (Cherry; Yokosuka H5Y). Ни одна, ни другая не были особенно хороши. «Черри» видели всего несколько раз, и, по-видимому, было изготовлено лишь небольшое количество этих летающих лодок. Оснащенная торпедами «Мэвис» была чрезвычайно медленной и очень уязвимой, и к 1943 году использовалась в качестве военно-транспортного самолета как на территории Японской империи, так и за ее пределами. Американские «Кингфишеры» (однопоплавковый гидросамолёт-разведчик Vought OS2U Kingfisher) часто уничтожали «Мэвисы», которые оказались настолько легкими мишенями, что некоторые летчики союзников отказались претендовать на честь их уничтожения.

«Эмили» (Emily; Kawanishi H8K), внешне скопированная с британского «Сандерленда», меньше подвергалась воздействию брызг. Три истребителя ВМС при поддержке бомбардировщика-торпедоносца выпустили по «Эмили» 5950 патронов 0,50-калибра, прежде чем она потерпела крушение. «Эмили» была очень хорошо вооружена. Они несли радиолокационное оборудование и активно атаковали американские корабли. Несколько «Эмили» были переоборудованы в военно-транспортные самолеты.

«Топси» (Topsy; Mitsubishi Ki-57) и «Табби» (Tabby; Showa/Nakajima L2D) были самыми массовыми транспортными самолетами; другие самолеты играли незначительную роль в японских воздушных перевозках грузов и людей. «Топси» была разработана на основе коммерческого авиалайнера MC 20, использовавшегося в Японии до войны и перевозившего 11 пассажиров. «Табби» представляет собой японскую версию Douglas DC-3 с несколькими незначительными модификациями. «Тесс» (Tess), являвшаяся на самом делеDouglas DC-2, использовалась в ограниченном количестве.

«ТАББИ». Двухмоторный военно-транспортный самолет

«ТАББИ». Двухмоторный военно-транспортный самолет

Поплавковые гидросамолеты и самолеты-разведчики

Японцам приходилось в значительной степени полагаться на гидросамолеты для ведения разведки и наблюдения. Под их властью была территория с огромной площадью, и для ее контроля японцам требовались базы гидросамолетов, разбросанные по всем завоёванным островам. Японцы также нуждались в разведчиках для линкоров и авианосцев, поэтому у них было в два раза больше самолетов-разведчиков, чем у американцев.

Самым ранним из гидросамолётов был «Дэйв» (Dave; Nakajima E8N), запущенный в серийное производство в 1935 году и выпускавшийся до 1941 года. Несколько гидросамолетов данного типа эксплуатировались в Новой Гвинее и ее окрестностях в конце войны. «Пит» (Pete; Мitsubishi F1M) был разработан в 1939 году для замены «Дейва». Он оснащен более мощным двигателем и отличается более чистыми линиями. «Пит» выпускался исключительно как поплавковый гидросамолёт и о сухопутной версии не сообщалось. Самым эффективным гидросамолетом был «Руф» (Rufe; Nakajima A6M2-N), который представлял собой установленного на поплавки «Зика». Многие из них были замечены в течение первых двух лет войны. Из-за сопротивления поплавка «Руф» был на 25 миль в час (40 км/ч) медленнее «Зика», но обладал такой же огневой мощью и был более маневренным, чем «Кингфишер» и SOC (Curtiss SOC Seagull).

К 1944 году появились преемники «Пита» и «Руфа». Эти новые поплавковые самолеты имели гораздо лучшие характеристики и могли действовать дальше от своих баз. «Норм» (Norm; Kawanishi E15K Shiun) должен был заменить «Пита» в качестве самолета-разведчика, а «Рекс» (Rex; Kawanishi N1K1) – прототип истребителя «Джордж» – предназначался для замены «Руфа». Оба типа поступили на вооружение в 1944 году и ни один из них не был замечен слишком часто, однако по своим характеристикам они намного превосходили старые модели.

В США не было двухпоплавковых гидросамолётов, в то время как у японцев были два типа таких машин: «Джейк» (Jake; Aichi E13A) и «Пол» (Paul; Aichi E16A Zuiun). Массово «Джейки» стали применяться в 1942 году, хотя несколько машин были изготовлены в 1940 году и в большом секрете протестированы. «Джейк» в основном использовался в качестве фоторазведчика, но он также применялся как гидросамолёт берегового базирования и как запускаемый с катапульты перворангового корабля корректировщик. Максимальная бомбовая нагрузка составляла 530 фунтов (240 кг). Экипаж состоял из трех человек. Позднее японцами был создан «Пол» – двухместный двухпоплавковый гидросамолет-разведчик. В течение нескольких месяцев считалось, что он заменит «Джейка», но до самого апогея войны японцы продолжали выпускать больше «Джейков», чем «Полов». «Пол» также использовался в качестве пикирующего бомбардировщика и для горизонтального бомбометания, и адмирал Нимиц однажды предупредил, чтобы они были начеку, поскольку «Пол» и «Джейк» используются летчиками-камикадзе.

«Дина» (Dinah; Mitsubishi Ki-46) и «Мирт» были первоклассными самолетами-разведчиками. «Дина» была наиболее широко используемым самолётом-разведчиком наземного базирования. Ранние модификации «Спитфайра» (Supermarine Spitfire) не могли перехватить её. «Дина» была испытана американцами в Голландии (ныне Джаяпура – byakin, остров Новая Гвинея, Индонезия) и показала скорость 425 миль в час (684 км/ч), а на Филиппинах «Дина» обогнала «Лайтнинг».

«ДИНА». Высокоскоростной самолет-разведчик

«ДИНА». Высокоскоростной самолет-разведчик

Тяжелые бомбардировщики

Японцы вряд ли нуждались в четырехмоторном тяжелом бомбардировщике наземного базирования. Они пытались создать «Лиз» (Liz; Nakajima G5N Shinzan), но, по-видимому, потерпели неудачу, поскольку эти самолеты видели лишь несколько человек. Другим четырехмоторным бомбардировщиком, которому технической разведкой ВВС было присвоено обозначение, была «Рита» (Rita; Nakajima G8N Renzan), которая не нанесла никакого ущерба американским силам.

Новые самолеты, которые не приняли участие в боевых действиях

На момент капитуляции примерно пятнадцать или двадцать типов японских самолетов находились на этапе испытаний. Все они полностью изучаются американскими экспертами. Американская разведка многое знала о некоторых из этих новых самолетов. Например, они знали о двухбалочном истребителе «Люк» (Luke; Mitsubishi J4M Senden; проект); о «Патси» (Patsy, первоначально Pat; высотный бомбардировщик Tachikawa Ki-74) – скоростном истребителе, вероятно, предназначенном для сопровождения на большие расстояния; о «Робе» (Kawasaki Ki-64) – истребителе с тандемной установкой рядных двигателей, который согласно сделанному японцами заявлению, способен развивать скорость свыше 500 миль в час (805 км/ч); о «Сэме» (Sam; Mitsubishi A7M Reppu), – который, вероятно, должен был стать преемником «Зика». Несомненно, есть и другие самолеты.

Как выглядели японские военно-воздушные силы?

Здесь представлены тридцать наиболее важных типов японских боевых самолетов, действовавших в конце войны. Японцев называли копиистами и подражателями. Будучи новичками в области производства самолетов, они исследовали эту область в довоенные дни еще в 1921 году, чтобы изучить конструкции самолетов всех важных стран, и во время войны в полной мере использовали трофейные самолеты. Изучение фотографий определенно доказывает, что японцы проектировали самолеты с учетом своих национальных особенностей, равно как и то, что их конструкторы считали маневренность чрезвычайно важной характеристикой.

Японские самолеты демонстрируют национальные особенности во всех типах, за исключением транспортных самолетов, поскольку в этой области они в значительной степени копировали американские типы. Истребители, бомбардировщики и гидросамолеты «выглядели по-другому», и иногда, когда летчики ВМФ возвращались после боевого вылета и не могли точно опознать самолет, который они видели, они без колебаний говорили:

«Я не знаю, что это было, но я знаю, что это был японец».

С точки зрения узнаваемости, одномоторные самолеты японцев, как правило, были низкопланами, для которых были характерны значительным переплетом фонаря кабины экипажа – небольшого и выдвинутого в вперед на истребителях и высокого и длинного на легких бомбардировщиках. Обычно у японских самолетов были крупные обтекатели втулок винтов.

В противоположность этому, американские одномоторные самолеты имеют более длинные и тяжелые носовые части, обтекаемые или каплевидные фонари, а также хвостовое оперение, которое, по-видимому, является определенной частью самолета.

Удивительно последовательные по конструкции японские двухмоторные самолёты представляли собой преимущественно монопланы со средне- или низкорасположенным крылом, однокилевым вертикальным оперением и низкорасположенным горизонтальным оперением. Характерным был длинный сужающийся фюзеляж с «приклеенными» килем и рулем направления, а также заметная «оранжерея» остекления фонаря кабины.

В противоположность этому, американские двухмоторные боевые самолеты, как правило, имеют высоко- или среднерасположенное крыло. Гондолы их двигателей обычно выступают за заднюю кромку крыла, в то время как у японцев этого не было. Элементы хвостового оперения более угловатые и эллиптические.

В целом, у японцев были самолеты с качеством изготовления, конструкцией и характеристиками, которые могли бы вызывать уважение у любой нации, и склонность некоторых неосведомленных людей насмехаться над ними совершенно необоснованна, на что ясно указывают приведенные выше факты.

Наиболее важные самолеты японских армии и флота

Истребители

Тип самолета «Зик 52» «Оскар» «Тони» «Ник»
Компания-производитель Nakajima и Mitsubishi Tachikawa Kawasaki Kawasaki
Двигатель, тип 1 радиальный Sakae-31 1 радиальный Ha-115 Model 2 1 жидкостного охлаждения 2 радиальных
Мощность двигателя на уровне моря 1120 л.с. 1150 л.с. 1100 л.с. 1050 л.с.
Размах крыла 36 футов 2 дюйма (11,02 м) 35 футов 7 дюймов (10,85 м) 39 футов 4 дюйма (11,99 м) 49 футов 6 дюймов (15,09 м)
Длина 29 футов 10 дюймов (9,09 м) 29 футов 3 дюйма (8,92 м) 30 футов 0 дюймов (9,14 м) 34 футов 8 дюймов (10,57 м)
Высота • • • • • • 11 футов 10 дюймов (3,61 м) • • • • • • • • • • • •
Масса пустого 4236 фунтов (1921 кг) 4210 фунтов (1910 кг) 5010 фунтов (2273 кг) 8335 фунтов (3781 кг)
Масса общая 6026 фунтов (2733 кг) 5650 фунтов (2563 кг) 6982 фунтов (3167 кг) 12213 фунтов (5540 кг)
Крейсерская скорость 146 миль в час (235 км/ч) 146 миль в час (235 км/ч) • • • • • • • • • • • •
Максимальная скорость 358 миль в час (576 км/ч) 358 миль в час (576 км/ч) 361 миля в час (581 км/ч) 346 миль в час (557 км/ч)
Скороподъемность на уровне моря 3140 футов в минуту (957 м/мин) 3430 футов в минуту (1045 м/мин) 2440 футов в минуту (744 м/мин) 2595 футов в минуту (791 м/мин)
Экипаж 1 человек 1 человек 1 человек 2 человека
Стрелковое вооружение 2×7,7-мм; 2×20-мм 2×12,7-мм 2×12,7-мм; 2×20-мм 2×12,7-мм; 1×7,9-мм; 1×20-мм
Бомбовая нагрузка 704 фунта (319 кг) 440 фунтов (200 кг) 440 фунтов (200 кг) нет

 

Тип самолета «Тодзио» «Фрэнк» «Джек»
Компания-производитель Nakajima Nakajima Mitsubishi
Двигатель, тип 1 радиальный 1 радиальный Ha-45 1 радиальный Kasei-23
Мощность двигателя на уровне моря 1450 л.с. 1970 л.с. 1870 л.с.
Размах крыла 31 фут 0 дюймов (9,45 м) 37 футов 1 дюйм (11,30 м) 35 футов 5 дюймов (10,80 м)
Длина 29 футов 2 дюйма (8,89 м) 32 фута 4 дюйма (9,86 м) 31 фут 9 дюймов (9,68 м)
Высота 10 футов 7 дюймов (3,23 м) 11 футов 3 дюйма (3,40 м) 13 футов 0 дюймов (3,96 м)
Масса пустого 4300 фунтов (1950 кг) • • • • • • 5178 фунтов (2349 кг)
Масса общая 6100 фунтов (2767 кг) 7940 фунтов (3602 кг) 7080 фунтов (3211 кг)
Крейсерская скорость • • • • • • • • • • • • • • • • • •
Максимальная скорость 383 мили в час (616 км/ч) 427 миль в час (687 км/ч) 407 миль в час (655 км/ч)
Скороподъемность на уровне моря 3640 футов в минуту (1109 м/мин) 3790 футов в минуту (1155 м/мин) 4600 футов в минуту (1402 м/мин)
Экипаж 2 человека 1 человек 1 человек
Стрелковое вооружение 2×7,7-мм; 2×12,7-мм; 2×40-мм 2×12,7-мм; 2×20-мм 4×20-мм
Бомбовая нагрузка нет 132 фунта (60 кг) 154 фунта (70 кг)

 

Тип самолета «Ирвинг» «Джордж» «Рекс» (гидросамолет)
Компания-производитель Nakajima Kawanishi Kawanishi
Двигатель, тип 2 радиальных Sakae-21 1 радиальный Homare-21 1 радиальный Kasei-24
Мощность двигателя на уровне моря 1115 л.с. 1970 л.с. 1825 л.с.
Размах крыла 55 футов 8 дюймов (16,97 м) 39 футов 5 дюймов (12,01 м) 39 футов 4 дюймов (11,99 м)
Длина 40 футов 0 дюймов (12,19 м) 29 футов 4 дюйма (8,94 м) 35 футов 5 дюйма (10,80 м)
Высота 15 футов 0 дюймов (4,57 м) 13 футов 4 дюйма (4,06 м) • • • • • •
Масса пустого 10700 фунтов (4854 кг) 6360 фунтов (2885 кг) 6060 фунтов (2749 кг)
Масса общая 16600 фунтов (7530 кг) 9018 фунтов (4081 кг) 7700 фунтов (3493 кг)
Крейсерская скорость • • • • • • 178 миль в час (286 км/ч) • • • • • •
Максимальная скорость 333 мили в час (536 км/ч) 416 мили в час (669 км/ч) 302 мили в час (486 км/ч)
Скороподъемность на уровне моря 1780 футов в минуту (543 м/мин) 4070 футов в минуту (1241 м/мин) • • • • • •
Экипаж 2 человека 1 человек • • • • • •
Стрелковое вооружение 5×20-мм 2×7,7-мм; 4×20-мм 1×30-мм; 2×20-мм
Бомбовая нагрузка 1100 фунтов (500 кг) 265 фунтов (120 кг) 264 фунта (120 кг)

Бомбардировщики

Тип самолета «Бетти» «Фрэнсис» «Хелен»
Компания-производитель Nakajima Nakajima Mitsubishi
Двигатель, тип 2 радиальных Kasei-21 2 радиальных Homare-11 2 радиальных
Мощность двигателя на уровне моря 1820 л.с. 1795 л.с. 1500 л.с.
Размах крыла 82 фута 0 дюймов (25,00 м) 65 футов 7 дюймов (20,00 м) 66 футов 7 дюймов (20,30 м)
Длина 64 фута 6 дюймов (19,66 м) 49 футов 2 дюйма (15,00 м) 54 фута 0 дюймов (16,46 м)
Высота 15 футов 7 дюймов (4,75 м) 14 футов 1 дюйм (4,29 м) • • • • • •
Масса пустого 17420 фунтов (7902 кг) 17420 фунтов (6652 кг) 14730 фунтов (6682 кг)
Масса общая 27570 фунтов (12506 кг) 23150 фунтов (10501 кг) 23523 фунтов (10670 кг)
Крейсерская скорость 131 миля в час (211 км/ч) 165 миль в час (265 км/ч) 145 миль в час (233 км/ч)
Максимальная скорость 238 миль в час (383 км/ч) 367 миль в час (591 км/ч) 312 миль в час (502 км/ч)
Скороподъемность на уровне моря 1770 футов в минуту (539 м/мин) 2510 футов в минуту (765 м/мин) 1505 футов в минуту (459 м/мин)
Экипаж 5-7 человек 3 человека 7 человек
Стрелковое вооружение 3×7,7-мм; 2×20-мм 2×20-мм 3×7,9-мм; 1×20-мм; 2×12,7-мм
Бомбовая нагрузка 2200 фунтов (1000 кг) 2237 фунтов (1014 кг) 2200 фунтов (1000 кг)

 

Тип самолета «Пегги» «Лили» «Салли»
Компания-производитель Mitsubishi Kawasaki Mitsubishi
Двигатель, тип 2 радиальных Ha-42 2 радиальных 2 радиальных
Мощность двигателя на уровне моря 1890 л.с. 1105 л.с. 1490 л.с.
Размах крыла 57 футов 4 дюйма (17,48 м) 74 фута 7 дюймов (22,73 м)
Длина 61 фут 5 дюймов (18,72 м) 42 фута 1 дюйм (12,83 м) 53 фут 0 дюймов (16,15 м)
Высота 18 футов 5 дюймов (5,61 м) • • • • • • • • • • • •
Масса пустого • • • • • • 9790 фунтов (4441 кг) • • • • • •
Масса общая 30900 фунтов (14016 кг) 14730 фунтов (6682 кг) 23500 фунтов (10660 кг)
Крейсерская скорость 147 миль в час (237 км/ч) • • • • • • 214 мили в час (237 км/ч)
Максимальная скорость 346 миль в час (557 км/ч) 310 миль в час (499 км/ч) 473 мили в час (557 км/ч)
Скороподъемность на уровне моря 1665 футов в минуту (507 м/мин) 2120 футов в минуту (646 м/мин) 1665 футов в минуту (507 м/мин)
Экипаж 7 человек 4-5 человек 4-7 человек
Стрелковое вооружение 4×12,7-мм; 1×20-мм 2×7,9-мм; 1×12,7-мм 3×7,9-мм; 2×7,7-мм; 1×20-мм
Бомбовая нагрузка 1775 фунтов (805 кг) 880 фунтов (399 кг) 2200 фунтов (1000 кг)

 

Тип самолета «Нелл» «Эмили» [6] «Соня»
Компания-производитель Nakajima Kawanishi Mitsubishi
Двигатель, тип 2 радиальных Kinsei-53 4 радиальных Kasei-22 1 радиальный
Мощность двигателя на уровне моря 1280 л.с. 1825 л.с. 930 л.с.
Размах крыла 82 фута 0 дюймов (25,00 м) 124 фута 8 дюймов (38,00 м) 39 футов 9 дюймов (12,12 м)
Длина 53 фут 1 дюйм (16,18 м) 92 фута 4 дюйма (28,14 м) 27 футов 10 дюймов (8,48 м)
Высота • • • • • • 30 футов 3 дюйма (9,22 м) • • • • • •
Масса пустого 10900 фунтов (4944 кг) 37765 фунтов (17130 кг) 4125 фунтов (1871 кг)
Масса общая 20400 фунтов (9253 кг) 54529 фунтов (24734 кг) 5940 фунтов (2694 кг)
Крейсерская скорость 157 миль в час (253 км/ч) • • • • • • • • • • • •
Максимальная скорость 270 миль в час (434 км/ч) 305 миль в час (491 км/ч) 254 мили в час (409 км/ч) [2]
Скороподъемность на уровне моря 1570 футов в минуту (479 м/мин) 2290 футов в минуту (698 м/мин) 1570 футов в минуту (479 м/мин)
Экипаж 4-7 человек 9 человек 2 человека
Стрелковое вооружение 3×7,7-мм; 1×20-мм 5×20-мм; 1×7,7-мм 1×7,7-мм
Бомбовая нагрузка 1760 фунтов (798 кг) 2×1765 фунтов (800 кг) [1] 240 фунтов (805 кг)

 

Тип самолета «Бака» [3] «Джилл» (торпедоносец) «Вэл» (пикирующий бомбардировщик)
Компания-производитель Fuji-Kokuki Nakajima Aichi
Двигатель, тип 20 ракетных 1 радиальный Kasei-25 1 радиальный Kinsei-54
Мощность двигателя на уровне моря • • • • • • 1820 л.с. 1280 л.с.
Размах крыла 16 футов 5 дюймов (5,00 м) 48 футов 11 дюймов (14,91 м) 47 футов 6 дюймов (14,48 м)
Длина 19 футов 10 дюйм (6,05 м) 36 футов 2 дюйма (11,02 м) 35 футов 5 дюймов (10,80 м)
Высота 3 фута 9 дюймов (1,14 м) 14 футов 7 дюймов (4,45 м) 13 футов 0 дюймов (3,96 м)
Масса пустого • • • • • • 6800 фунтов (3084 кг) 5670 фунтов (2572 кг)
Масса общая 4536 фунтов (2058 кг) 11470 фунтов (5203 кг) 8380 фунтов (3801 кг)
Крейсерская скорость • • • • • • • • • • • • • • • • • •
Максимальная скорость 540 миль в час (869 км/ч) 327 миль в час (526 км/ч) 261 миля в час (420 км/ч)
Скороподъемность на уровне моря • • • • • • 3540 футов в минуту (1079 м/мин) 2160 футов в минуту (658 м/мин)
Экипаж 1 человек 3 человека 2 человека
Стрелковое вооружение нет 2×7,7-мм 3×7,7-мм
Бомбовая нагрузка 2645 фунтов (1200 кг) 1760 фунтов (798 кг) 550 фунтов (249 кг)

 

Тип самолета «Кейт» (торпедоносец) «Джуди 33» «Грейс» (торпедоносец)
Компания-производитель Nakajima Suisei, Aichi Aichi
Двигатель, тип 1 радиальный Sakae-11 1 радиальный Kinsei-62 1 радиальный Homare-21
Мощность двигателя на уровне моря 985 л.с. 1580 л.с. 1970 л.с.
Размах крыла 50 футов 10 дюймов (15,49 м) 37 футов 9 дюймов (11,51 м) 47 футов 4 дюйма (14,43 м)
Длина 34 фута 3 дюйма (10,44 м) 33 фута 7 дюймов (10,24 м) 37 футов 6 дюймов (11,43 м)
Высота 13 футов 6 дюймов (4,11 м) 10 футов 5 дюймов (3,18 м) • • • • • •
Масса пустого 5439 фунтов (2467 кг) 5450 фунтов (2472 кг) 6770 фунтов (3071 кг)
Масса общая 8931 фунтов (4051 кг) 8080 фунтов (3665 кг) 10460 фунтов (4745 кг)
Крейсерская скорость • • • • • • • • • • • • • • • • • •
Максимальная скорость 233 мили в час (375 км/ч) 376 миль в час (605 км/ч) 346 миль в час (557 км/ч)
Скороподъемность на уровне моря 1105 футов в минуту (337 м/мин) 2750 футов в минуту (838 м/мин) 2530 футов в минуту (771 м/мин)
Экипаж 2-3 человека 2 человека 2 человека
Стрелковое вооружение 3×7,7-мм 3×7,7-мм 1×13-мм; 2×20-мм
Бомбовая нагрузка 1760 фунтов (798 кг) 1100 фунтов (500 кг) 1760 фунтов (798 кг) [4]

Военно-транспортные

Тип самолета «Мэвис» (торпедоносец) «Топси» [7] «Табби» [7]
Компания-производитель Kawanishi Mitsubishi Nakajima
Двигатель, тип 4 радиальных Kinsei-43 2 радиальных 2 радиальных Kinsei-43
Мощность двигателя на уровне моря 1030 л.с. 1065 л.с. 1045 л.с.
Размах крыла 131 фут 4 дюйма (40,03 м) 74 фута 0 дюймов (22,56 м) 95 футов 0 дюймов (28,96 м)
Длина 82 фута 0 дюймов (25,00 м) 52 фута 8 дюймов (16,05 м) 64 фута 8 дюймов (19,71 м)
Высота 20 футов 6 дюймов (6,25 м) 16 футов 2 дюйма (3,18 м) 23 фута 4 дюйма (7,11 м)
Масса пустого 25600 фунтов (11612 кг) 11905 фунтов (5400 кг) 16370 фунтов (7425 кг)
Масса общая 50700 фунтов (22998 кг) 18300 фунтов (8301 кг) 24020 фунтов (10895 кг)
Крейсерская скорость • • • • • • • • • • • • • • • • • •
Максимальная скорость 217 миль в час (349 км/ч) 278 миль в час (447 км/ч) 200 миль в час (322 км/ч)
Скороподъемность на уровне моря 1004 футов в минуту (306 м/мин) • • • • • • • • • • • •
Экипаж 8-10 человек • • • • • • • • • • • •
Стрелковое вооружение 3×20-мм; 1×7,7-мм нет нет
Бомбовая нагрузка 3520 фунтов (1597 кг) 1694 фунтов (768 кг) 2615 фунтов (1186 кг)

Самолеты-разведчики

Тип самолета «Пит» «Норм» «Пол»
Компания-производитель Mitsubishi Kawanishi Aichi
Двигатель, тип 1 радиальный Luisei 1 радиальный Kasei-24 1 радиальный Kinsei-54
Мощность двигателя на уровне моря 840 л.с. 1825 л.с. 1280 л.с.
Размах крыла 36 футов 0 дюймов (10,97 м) 45 футов 9 дюймов (13,95 м) 42 фута 0 дюймов (12,80 м)
Длина 31 фут 0 дюймов (9,45 м) 37 футов 7 дюймов (11,46 м) 35 футов 7 дюймов (10,85 м)
Высота 15 футов 0 дюймов (4,57 м) 15 футов 4 дюйма (4,67 м) 16 футов 6 дюймов (5,03 м)
Масса пустого 4250 фунтов (1928 кг) 9020 фунтов (4091 кг) • • • • • •
Масса общая 6200 фунтов (2812 кг) 10780 фунтов (4890 кг) 8792 фунтов (3988 кг)
Крейсерская скорость • • • • • • • • • • • • 130 миль в час (209 км/ч)
Максимальная скорость 236 миль в час (380 км/ч) 319 миль в час (513 км/ч) 285 мили в час (459 км/ч)
Скороподъемность на уровне моря 1900 футов в минуту (579 м/мин) • • • • • • 2440 футов в минуту (744 м/мин)
Экипаж 2 человека 2 человека 2 человека
Стрелковое вооружение 3×7,7-мм 1×7,7-мм 1×7,9-мм; 2×20-мм
Бомбовая нагрузка 264 фунтов (120 кг) • • • • • • 550 фунтов (249 кг)

 

Тип самолета «Джейк» [5] «Дина» «Мирт»
Компания-производитель Watanabe Mitsubishi Nakajima
Двигатель, тип 1 радиальный Kinsei-43 2 радиальных 1 радиальный Homare-21
Мощность двигателя на уровне моря 1045 л.с. 1065 л.с. 1970 л.с.
Размах крыла 46 футов 9 дюймов (14,25 м) 48 футов 4 дюйма (14,73 м) 41 фут 1 дюйм (12,52 м)
Длина 37 фут 3 дюймов (11,35 м) 36 футов 3 дюйма (11,05 м) 36 футов 8 дюймов (11,18 м)
Высота • • • • • • 10 футов 9 дюймов (3,28 м) 12 футов 11 дюймов (3,94 м)
Масса пустого 5820 фунтов (2640 кг) 8058 фунтов (3655 кг) 6340 фунтов (2876 кг)
Масса общая 8050 фунтов (3651 кг) 11882 фунтов (5390 кг) 9920 фунтов (4500 кг)
Крейсерская скорость • • • • • • • • • • • • • • • • • •
Максимальная скорость 222 миль в час (357 км/ч) 365 миль в час (587 км/ч) 396 мили в час (637 км/ч)
Скороподъемность на уровне моря 1790 футов в минуту (546 м/мин) 2700 футов в минуту (823 м/мин) 2600 футов в минуту (792 м/мин)
Экипаж 3 человека 2 человека 2-3 человека
Стрелковое вооружение 1×7,7-мм; 1×20-мм 1×7,7-мм 1×7,9-мм
Бомбовая нагрузка 530 фунтов (240 кг) нет 1760 фунтов (798 кг) [1]

[1] Торпеда
[2] Скорость в пикировании
[3] Пилотируемый самолет-снаряд
[4] Бомба или торпеда
[5] Также и пикирующий бомбардировщик
[6] Патрульный бомбардировщик
[7] Грузовой и транспортный

(1) здесь и далее слова Jap, Japs (япошка, япошки) переводятся как японец, японцы, т.е. без отрицательной коннотации – byakin

источник: «How good were Jap planes?» «Flying» 1946-03, pages 39-41, 72, 74, 76, 77

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-vzglyad-iz-ssha-1946-goda-na-yaponskie-samolety-vremen-vtoro

Теги:

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account