Взгляд из Британии 1940 года на многоцелевые боевые самолеты
Интересная винтажная статья, которая, думаю, заинтересует коллег.
МНОГОЦЕЛЕВЫЕ БОЕВЫЕ САМОЛЕТЫ
Многоцелевые машины нескольких стран. Высокие характеристики новых двухмоторных самолетов
(с выполненными в масштабе и приведенными на странице d рисунками самолетов)
Несмотря на заметную тенденцию к специализации военной авиации, существует класс боевых машин, которые обладают скоростью, маневренностью, дальностью полета, практическим потолком, размещением экипажа и вооружением, которые позволяют приспособить их для получения высокоскоростных бомбардировщиков, ближних бомбардировщиков, бомбардировщиков средней дальности, штурмовиков, ближних и дальних разведчиков, истребителей и, возможно, торпедоносцев. Это двухмоторные машины с силовыми установками большой мощности и массой 9000-15000 фунтов (4082-6804 кг). В нашей стране этому классу лучше всего соответствуют Bristol Blenheim и Beaufort, в Америке – новые «бомбардировщики-штурмовики» компаний Martin, Douglas, North American и Stearman, во Франции – многоцелевые машины компаний Potez, Breguet и Bloch, В Нидерландах – Fokker G.I, в Италии – Breda 88 и Fiat CR 25 и в Германии – Dornier Do 17, Do 215 и Messerschmitt Me 110. Некоторые из упомянутых выше типов самолетов могут быть оснащены поплавками или лыжами, что еще больше расширяет сферу их применения. В этой войне «бленхеймы» уже применялись для выполнения бомбометания, дальних разведывательных полетов и нанесения штурмовых ударов, а точнее для обстрела пулеметами пришвартованных летающих лодок.

МНОГОЦЕЛЕВЫЕ БОЕВЫЕ САМОЛЕТЫ. Сравнение британских, американских, итальянских, нидерландских и немецких конструкций. Сверху вниз: 1) MARTIN 167. Благодаря двигателям Twin Wasp и 100-октановому топливу машина способна разгоняться до скорости 316 миль в час (508 км/ч). Одна модификация этого самолета поставляется во Францию; B) DOUGLAS DB-7. Компактная конструкция и шасси с носовой стойкой являются характерными особенностями Douglas DB-7, который как и Martin 167 был адаптирован под требования Франции; C) BRISTOL BEAUFORT. Новейшая британская многоцелевая машина, оснащенная бесклапанными двигателями Taurus и использующаяся в качестве торпедоносца; D) FIAT CR 25. Известно, что небольшая партия машин данного типа была передана итальянским ВВС для проведения «эксплуатационных испытаний», но, как полагают, эти самолеты не являются многоцелевыми; E) MESSERSCHMITT ME 110. Новый двухмоторный истребитель, самолет-разведчик и штурмовик. Самолет оснащен двигателями Daimler-Benz DB 601, но его реальная скорость остается неизвестной; F) CURTISS 76-D. Этот самолет, аналогичный штурмовику A-18, состоящему на вооружении авиационного корпуса армии США, развивает максимальную скорость 266 миль в час (428 км/ч); G) BREDA 88. Благодаря характерной конструкции и высоким летным характеристикам самолеты данного типа в больших количествах поступают на вооружение итальянских ВВС. Утверждается, что максимальная скорость превышает 300 миль в час (482 км/ч); H) FOKKER G-I. Чрезвычайно универсальный тип с «двухфюзеляжной» (фактически двухбалочной – byakin) конструкцией. Аэродинамические тормоза устанавливаются на самолет в варианте пикирующего бомбардировщика; I) BREGUET 690. За исключением двигателей данная машина идентична Breguet 691. Несмотря на низкую мощность силовой установки этот выдающийся французский самолет развивает максимальную скорость свыше 300 миль в час (482 км/ч)
Война в Испании подтвердила ценность небольших скоростных бомбардировщиков обсуждаемого типа, побудив французского генерала Арменго (Armengaud) прокомментировать это в следующих выражениях:
«Скорость, равная скорости преследующей машины или очень близкая к ней, достаточная маневренность, малые размеры и особенно вооружение, расположенное на оси симметрии самолета, –это условия для защиты бомбардировщиков от авиационного и наземного оружия».
Кстати, испанская война также доказала (если доказательства этому вообще были нужны), что старая французская концепция многоместный боевых машин, т.е. установленное в башнях тяжелое вооружение в ущерб летным характеристикам, является ошибочной. После отказа от этой концепции французы разработали скоростные двухмоторные многоцелевые машины. В дополнение к этом самолетам, они заказали в США Martin 167 и Douglas DB-7, которые были разработаны в соответствии со словами генерала Арменго. Машины компаний Martin и Douglas были созданы для авиационного корпуса армии США (U.S. Army Air Corps; USAAC) после того как войны в Эфиопии и Испании продемонстрировали необходимость непосредственной поддержки сухопутных сил посредством ударов по тыловым районам противника. В ходе обсуждения самолетов данного типа командующий штаб-квартирой 1-го авиакрыла USAAC бригадный генерал Джейкоб Фикль (Brig.-Gen. Jacob Fickel, Commanding General, First Wing G.H.Q. Air Force, U.S. Army Air Corps) заявил:
«Несмотря на то, что дальность полета с полной бомбовой нагрузкой мала по сравнению с дальностью полета тяжелого бомбардировочного самолета, самолет данного типа обладает достаточной дальностью для нанесения мощных ударов по вражеским резервам, складам снабжения и боеприпасов, линиям коммуникаций, командным пунктам, механизированным фланговым силам и передовым аэродромам с высот, защищающих от огня стрелкового оружия и пулеметов».

достаточно современный многоцелевой самолет Douglas DB-7, который сейчас поставляется во Францию, в первую очередь оснащается в качестве бомбардировщика, хотя на базе этой машины могут быть созданы прекрасные дальний самолет-разведчик, штурмовик и тяжелый истребитель
Если зенитные бомбы и дальше будут набирать популярность, то «встроенная» укладка на машинах рассматриваемого класса станет еще одним большим преимуществом.
Для штурмовых атак основными требованиями являются скорость и маневренность на малых высотах. До недавнего времени это означало установку двигателей, рассчитанных на уровень моря или оснащенных умеренным наддувом, но внедрение двухскоростных нагнетателей, которые в настоящее время широко применяются на самолетах всех классов, автоматически обеспечивает хорошие летные характеристики на уровне моря.
В Америке, которая специализируется на штурмовых ударах больше, чем какая-либо другая страна, пришли к выводу, что для этих целей бомбы предпочтительнее пулеметов. Это означает, что между штурмовым самолетом и легким бомбардировщиком существует тесная связь. Фактически единственное различие между штурмовиком и легким бомбардировщиком заключается в способности нести меньшее или большее количество бомб (или способности нести довольно большие бомбы с парашютами) как уже было продемонстрировано в составе бомбовой нагрузки самолетов Fokker G.I и Breguet 690.
Переделка в самолет-разведчик может повлечь за собой нечто большее, чем простая замена бомб на фотокамеры. В первую очередь необходимо обеспечить хороший обзор, и это требование объясняет, почему на ряде машин (в частности Potez 63 и Fokker G.I) необходимо добавить небольшую внешнюю «кабину» для наблюдателя. Вторая специализированная версия самолета типа Potez 63 используется на Западном фронте для разведки и имеет прозрачный нос, который делает внешнюю «кабину» ненужной. Со своей стороны, нижняя часть фюзеляжа самолета Breda 88 имеет хорошее остекление.

самолеты Breda 88 в больших количествах находятся на вооружении Королевских ВВС Италии (Regia Aeronaulica). Машины данного типа могут использоваться в качестве тяжелых истребителей, легких бомбардировщиков, штурмовиков и самолетов-разведчиков
Наша новая многоцелевая машина Bristol Beaufort может быть оснащена оборудованием для сброса торпед (сама торпеда размещается внутри фюзеляжа) и можно предположить, что некоторые из других упомянутых выше машин также могут быть приспособлены для выполнения данной задачи, хотя вследствие конструктивных особенностей не всегда возможно размещение торпеды внутри самолета.
«Бофорт», как и подавляющее большинство новых машин своего класса, имеет два двигателя мощностью более 1000 л.с.. Франция, похоже, отказалась от попыток заставить менее мощные машины выполнять столь важные боевые задачи. Potez 63 и Breguet 690 обладают такими же летными характеристиками, как и «бленхейм», но имеют значительно меньшую массу полезной нагрузки. Одна модификация самолета Breguet 690 оснащена двумя крупными радиальными двигателями Gnome Rhone с мощностью свыше 1000 л.с. каждый вместо первоначально установленных 700-сильных авиамоторов меньшего диаметра. Эта модель рассматривается французами исключительно в качесвте двухмоторного истребителя.
Хотя в соответствии с существующими стандартами Potez 63 и Breguet 690 имеют недостаточную мощность силовых установок, их нынешний успех обеспечен сравнительно высокой мощностью их двигателей. Спецификация, в соответствии с которой они были разработаны, требовала в первую очередь создания трехместного истребителя. Другие французские авиастроительные компании разработали машины под инвертированные V-образные рядные двигатели компаний Renault или Salmson, но эти участники были сняты с конкурса после того как спецификация была изменена, чтобы позволить использовать машине выполнять задачи легкого бомбардировщика, самолета-разведчика и штурмовика.

Франция больше, чем какая-либо другая страна, сделала для развития небольших скоростных двухдвигательных машин, приспособленных для выполнения различных боевых задач. Слева-сверху представлен Potez 63 в варианте тяжелого истребителя. В нижней части фюзеляжа видно размещение двух автоматических малокалиберных 20-мм пушек Hispano. Справа-внизу представлен Breguet 691
Одним из самых маломощных современных многоцелевых самолетов (мы не рассматриваем переоборудованные варианты гражданских машин) был польский P.Z.L. Wilk (волк), который мог быть использован в качестве двухместного истребителя или пикирующего бомбардировщика. Силовая установка «вилка» состояла из двух инвертированных V-образных восьмицилиндровых рядных двигателей P.Z.L. Foka, мощность которых неизвестна, но, конечно, чуть более 400 л.с.. Была заявлена максимальная скорость 288 миль в час (463 км/ч) и в качестве вооружения машина оснащена установленными в носу одной 20-мм малокалиберной автоматической пушкой и двумя пулеметами и двумя подвижными пулеметами в задней кабине. В качестве пикирующего бомбардировщика машина оснащалась одной 660-фунтовой (300 кг) бомбой, размещенной на внешней подвеске под фюзеляжем.

современные многоцелевые боевые самолеты: (1) North American NA-40 во многом напоминает Douglas DB-7. Размещение пулемета в верхней части фюзеляжа соответствует практике размещения вооружения на Dornier Do 215 practice. (2) Менее привлекательный, чем другие американские «штурмовики-бомбардировщики» Stearman X-100 демонстрирует некоторые очень практичные особенности. Утверждается, что самолет запущен в крупносерийное производство. (3) обладающий нетрадиционной компоновкой Fokker G-I является чрезвычайно универсальной машиной. Для выполнения разведывательных полетов самолету добавлена внешняя кабина наблюдателя. (4) Являясь одним из самых маломощных современных многоцелевых самолетов польский P.Z.L. Wilk (волк) мог быть использован в качестве двухместного истребителя или пикирующего бомбардировщика
ХАРАКТЕРИСТИКИ FOKKER G.I – показательной многоцелевой боевой машины
Характеристики | Штурмовик | Тяжелый истребитель | Пикирующий бомбардировщик | Легкий бомбардировщик | Разведчик-бомбардировщик | Дальний самолет-разведчик |
Общая масса, фунтов (кг) | 10582 (4800) | 10582 (4800) | 11243 (5100) | 11905 (5400) | 11905 (5400) | 11905 (5400) |
Полезная нагрузка, фунтов (кг) | 3240 (1470) | 3240 (1470) | 3858 (1750) | 4563 (2070) | 4475 (2030) | 4353 (1980) |
Экипаж, чел. | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 |
Вооружение, 7,9 мм пулеметов | 9 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Боеприпасы, патронов | 4582 | 4582 | 2582 | 2582 | 2582 | 2582 |
Бомбовая нагрузка, фунтов (кг) | 496 (225) | — | 880 (400) | 880 (400) | 330 (150) | — |
Максимальная скорость, миль в час (км/ч) | 295 (475) | 295 (475) | 288 (465) | 293 (470) | 293 (470) | 283 (455) |
Дальность полета, миль (км) | 416 (670) | 683 (1100) | 620 (1000) | 930 (1500) | 1056 (1700) | 1149 (1850) |
источник: H. F. KING «MILITARY VERSATILITY» «FLIGHT» January 4, 1940, стр.a, c, a, 9