Взгляд из Британии 1940 года на многоцелевые боевые самолеты
Интересная винтажная статья, которая, думаю, заинтересует коллег.
МНОГОЦЕЛЕВЫЕ БОЕВЫЕ САМОЛЕТЫ
Многоцелевые машины нескольких стран. Высокие характеристики новых двухмоторных самолетов
(с выполненными в масштабе и приведенными на странице d рисунками самолетов)
Несмотря на заметную тенденцию к специализации военной авиации, существует класс боевых машин, которые обладают скоростью, маневренностью, дальностью полета, практическим потолком, размещением экипажа и вооружением, которые позволяют приспособить их для получения высокоскоростных бомбардировщиков, ближних бомбардировщиков, бомбардировщиков средней дальности, штурмовиков, ближних и дальних разведчиков, истребителей и, возможно, торпедоносцев. Это двухмоторные машины с силовыми установками большой мощности и массой 9000-15000 фунтов (4082-6804 кг). В нашей стране этому классу лучше всего соответствуют Bristol Blenheim и Beaufort, в Америке – новые «бомбардировщики-штурмовики» компаний Martin, Douglas, North American и Stearman, во Франции – многоцелевые машины компаний Potez, Breguet и Bloch, В Нидерландах – Fokker G.I, в Италии – Breda 88 и Fiat CR 25 и в Германии – Dornier Do 17, Do 215 и Messerschmitt Me 110. Некоторые из упомянутых выше типов самолетов могут быть оснащены поплавками или лыжами, что еще больше расширяет сферу их применения. В этой войне «бленхеймы» уже применялись для выполнения бомбометания, дальних разведывательных полетов и нанесения штурмовых ударов, а точнее для обстрела пулеметами пришвартованных летающих лодок.
Война в Испании подтвердила ценность небольших скоростных бомбардировщиков обсуждаемого типа, побудив французского генерала Арменго (Armengaud) прокомментировать это в следующих выражениях:
«Скорость, равная скорости преследующей машины или очень близкая к ней, достаточная маневренность, малые размеры и особенно вооружение, расположенное на оси симметрии самолета, –это условия для защиты бомбардировщиков от авиационного и наземного оружия».
Кстати, испанская война также доказала (если доказательства этому вообще были нужны), что старая французская концепция многоместный боевых машин, т.е. установленное в башнях тяжелое вооружение в ущерб летным характеристикам, является ошибочной. После отказа от этой концепции французы разработали скоростные двухмоторные многоцелевые машины. В дополнение к этом самолетам, они заказали в США Martin 167 и Douglas DB-7, которые были разработаны в соответствии со словами генерала Арменго. Машины компаний Martin и Douglas были созданы для авиационного корпуса армии США (U.S. Army Air Corps; USAAC) после того как войны в Эфиопии и Испании продемонстрировали необходимость непосредственной поддержки сухопутных сил посредством ударов по тыловым районам противника. В ходе обсуждения самолетов данного типа командующий штаб-квартирой 1-го авиакрыла USAAC бригадный генерал Джейкоб Фикль (Brig.-Gen. Jacob Fickel, Commanding General, First Wing G.H.Q. Air Force, U.S. Army Air Corps) заявил:
«Несмотря на то, что дальность полета с полной бомбовой нагрузкой мала по сравнению с дальностью полета тяжелого бомбардировочного самолета, самолет данного типа обладает достаточной дальностью для нанесения мощных ударов по вражеским резервам, складам снабжения и боеприпасов, линиям коммуникаций, командным пунктам, механизированным фланговым силам и передовым аэродромам с высот, защищающих от огня стрелкового оружия и пулеметов».
Если зенитные бомбы и дальше будут набирать популярность, то «встроенная» укладка на машинах рассматриваемого класса станет еще одним большим преимуществом.
Для штурмовых атак основными требованиями являются скорость и маневренность на малых высотах. До недавнего времени это означало установку двигателей, рассчитанных на уровень моря или оснащенных умеренным наддувом, но внедрение двухскоростных нагнетателей, которые в настоящее время широко применяются на самолетах всех классов, автоматически обеспечивает хорошие летные характеристики на уровне моря.
В Америке, которая специализируется на штурмовых ударах больше, чем какая-либо другая страна, пришли к выводу, что для этих целей бомбы предпочтительнее пулеметов. Это означает, что между штурмовым самолетом и легким бомбардировщиком существует тесная связь. Фактически единственное различие между штурмовиком и легким бомбардировщиком заключается в способности нести меньшее или большее количество бомб (или способности нести довольно большие бомбы с парашютами) как уже было продемонстрировано в составе бомбовой нагрузки самолетов Fokker G.I и Breguet 690.
Переделка в самолет-разведчик может повлечь за собой нечто большее, чем простая замена бомб на фотокамеры. В первую очередь необходимо обеспечить хороший обзор, и это требование объясняет, почему на ряде машин (в частности Potez 63 и Fokker G.I) необходимо добавить небольшую внешнюю «кабину» для наблюдателя. Вторая специализированная версия самолета типа Potez 63 используется на Западном фронте для разведки и имеет прозрачный нос, который делает внешнюю «кабину» ненужной. Со своей стороны, нижняя часть фюзеляжа самолета Breda 88 имеет хорошее остекление.
Наша новая многоцелевая машина Bristol Beaufort может быть оснащена оборудованием для сброса торпед (сама торпеда размещается внутри фюзеляжа) и можно предположить, что некоторые из других упомянутых выше машин также могут быть приспособлены для выполнения данной задачи, хотя вследствие конструктивных особенностей не всегда возможно размещение торпеды внутри самолета.
«Бофорт», как и подавляющее большинство новых машин своего класса, имеет два двигателя мощностью более 1000 л.с.. Франция, похоже, отказалась от попыток заставить менее мощные машины выполнять столь важные боевые задачи. Potez 63 и Breguet 690 обладают такими же летными характеристиками, как и «бленхейм», но имеют значительно меньшую массу полезной нагрузки. Одна модификация самолета Breguet 690 оснащена двумя крупными радиальными двигателями Gnome Rhone с мощностью свыше 1000 л.с. каждый вместо первоначально установленных 700-сильных авиамоторов меньшего диаметра. Эта модель рассматривается французами исключительно в качесвте двухмоторного истребителя.
Хотя в соответствии с существующими стандартами Potez 63 и Breguet 690 имеют недостаточную мощность силовых установок, их нынешний успех обеспечен сравнительно высокой мощностью их двигателей. Спецификация, в соответствии с которой они были разработаны, требовала в первую очередь создания трехместного истребителя. Другие французские авиастроительные компании разработали машины под инвертированные V-образные рядные двигатели компаний Renault или Salmson, но эти участники были сняты с конкурса после того как спецификация была изменена, чтобы позволить использовать машине выполнять задачи легкого бомбардировщика, самолета-разведчика и штурмовика.
Одним из самых маломощных современных многоцелевых самолетов (мы не рассматриваем переоборудованные варианты гражданских машин) был польский P.Z.L. Wilk (волк), который мог быть использован в качестве двухместного истребителя или пикирующего бомбардировщика. Силовая установка «вилка» состояла из двух инвертированных V-образных восьмицилиндровых рядных двигателей P.Z.L. Foka, мощность которых неизвестна, но, конечно, чуть более 400 л.с.. Была заявлена максимальная скорость 288 миль в час (463 км/ч) и в качестве вооружения машина оснащена установленными в носу одной 20-мм малокалиберной автоматической пушкой и двумя пулеметами и двумя подвижными пулеметами в задней кабине. В качестве пикирующего бомбардировщика машина оснащалась одной 660-фунтовой (300 кг) бомбой, размещенной на внешней подвеске под фюзеляжем.
ХАРАКТЕРИСТИКИ FOKKER G.I – показательной многоцелевой боевой машины
Характеристики | Штурмовик | Тяжелый истребитель | Пикирующий бомбардировщик | Легкий бомбардировщик | Разведчик-бомбардировщик | Дальний самолет-разведчик |
Общая масса, фунтов (кг) | 10582 (4800) | 10582 (4800) | 11243 (5100) | 11905 (5400) | 11905 (5400) | 11905 (5400) |
Полезная нагрузка, фунтов (кг) | 3240 (1470) | 3240 (1470) | 3858 (1750) | 4563 (2070) | 4475 (2030) | 4353 (1980) |
Экипаж, чел. | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 |
Вооружение, 7,9 мм пулеметов | 9 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Боеприпасы, патронов | 4582 | 4582 | 2582 | 2582 | 2582 | 2582 |
Бомбовая нагрузка, фунтов (кг) | 496 (225) | — | 880 (400) | 880 (400) | 330 (150) | — |
Максимальная скорость, миль в час (км/ч) | 295 (475) | 295 (475) | 288 (465) | 293 (470) | 293 (470) | 283 (455) |
Дальность полета, миль (км) | 416 (670) | 683 (1100) | 620 (1000) | 930 (1500) | 1056 (1700) | 1149 (1850) |
источник: H. F. KING «MILITARY VERSATILITY» «FLIGHT» January 4, 1940, стр.a, c, a, 9