Взгляд из Британии 1940 года на бомбардировщики. Часть 2
Содержание:
Хотя Королевскими ВВС Fairey Battle классифицируются как бомбардировщики, является хорошим представителем класса одномоторных многоцелевых машин. Термин «многоцелевые» (multi-purpose; не путать со старой классификацией Королевских ВВС «общего назначения» [general purpose]) охватывает большое разнообразие машин весом от 6500 фунтов (2948 кг) до 15500 фунтов (7031 кг), которые можно использовать для бомбометания и разведки. После проведения специальной адаптации машины меньших размеров также пригодны для нанесения ударов по наземным целям, а некоторые из более крупных самолетов могут быть оснащены для сброса торпед.
Одномоторные многоцелевые бомбардировщики популярны у бедных стран с небольшими военно-воздушными силами, хотя они все еще оправдывают свое применение в составе ВВС великих держав. Тем не менее, существует заметная тенденция по установке на все бомбардировщики как минимум двух двигателей, хотя, отмечая возврат к одному двигателю, могут быть созданы сверхскоростные самолеты с одномоторной силовой установкой.
Существуют различные причины для установки на бомбардировщики среднего размера двухмоторной силовой установки. В основном они являются эксплуатационными, хотя в определенной степени к ним относятся проблемы диаметра воздушного винта и высоты шасси. В частности, в случае небольших многоцелевых бомбардировщиков, которые могут быть использованы в качестве тяжелых истребителей, основным соображением является возможность установки стреляющего вперед тяжелого фиксированного вооружения, в то время как плохой обзор вперед, проблемы с компоновкой фюзеляжа, вибрации и сложность размещения бомбардира в передней части фюзеляжа являются другими весомыми факторами, против применения однодвигательных машин. С другой стороны, установка двух двигателей на консолях крыла имеет определенные недостатки. В первую очередь это перенос массы от оси симметрии самолета с последующей потерей маневренности (частично это может быть компенсировано установкой на консолях винтов с противоположными направлениями вращения). Также следует сказать, что у некоторых небольших двухмоторных среднепланов и высокопланов плохой обзор в стороны.
С аэродинамической точки зрения, некоторые из новейших многоцелевых бомбардировщиков, будучи самыми быстрыми из всех самолетов-бомбардировщиков, радуют глаз своими линиями, несмотря на то, что требования военных их портят. Конструкции машин значительно варьируются, и низко-, средне- и высокорасположенные крылья по-прежнему остаются популярными. Радиальные двигатели, по крайней мере в настоящее время, являются преобладающими.
Несмотря на использование тех же технических достижений, что и в высокоскоростных пассажирских самолетах, конструктивные особенности скоростных бомбардировщиков могут значительно отличаться, поскольку нагрузки будут сосредоточены в бомбовых отсеках, а не распределены по всей длине фюзеляжа. Более предпочтительной является металлическая работающая обшивка, и на ряде новых типов устанавливается шасси с носовой стойкой. Другим вопросом, представляющим технический интерес, является широкое использование в носовой части фюзеляжа красиво формованного прозрачного материала. У некоторых типов вся передняя часть фюзеляжа почти полностью прозрачна, что дает отличный обзор для пилота и наблюдателя и освещение для бомбардира.
В то время как наши Bristol Blenheim и Bristol Beaufort имеют сравнительно просторные салоны, проходящие от кабин пилотов к оснащенным силовыми приводами турелям, французский Potez 63, будучи более легким самолетом с фюзеляжем меньшего поперечного сечения, имеет большее сходство с одномоторным Fairey Battle и оснащен внешней прозрачной гондолой бомбардира. В варианте бомбардировщика Potez 63 имеет экипаж из трех человек, из которых двое находятся в фюзеляже, а третий – в подфюзеляжной гондоле вместе с восемью 125-фунтовыми (57 кг) бомбами. Еще одна версия этой машины оснащена внешними держателями для бомбометания в пикировании.
Инструкции военного времени запрещают вам ссылаться на бомбовую нагрузку самолетов Blenheim и Beaufort, поэтому мы должны обратиться к новому Martin 167 для анализа размещения бомбовой нагрузки. Внутренние держатели рассчитаны на подвеску одной 1130-фунтовой (512 кг) бомбы, или двух 624-фунтовых (283 кг) бомб, или четырех 308-фунтовых (140 кг) бомб или восьми 116-фунтовых (53 кг) бомб. Бомбы сбрасываются через створки, которые открываются эластичными шнурами и закрываются гидравлическим приводом по сигналу из кабины пилота или бомбардира. Для нанесения ударов по наземным целям большое количество мелких осколочных бомб размещено в отдельных секциях бомбового отсека; бомбы дополняются установленными в крыле четырьмя фиксированными пулеметами и двумя подвижными фюзеляжными пулеметами.
Размещение вооружения
Несмотря на ограничения, налагаемые сравнительно небольшими размерами самолетов, состав и размещение вооружения различается довольно значительно, хотя, когда они действуют исключительно в качестве бомбардировщиков, их огневая мощь не очень велика.
Обычный бомбардировщик Blenheim оснащен неподвижным установленным в крыле пулеметом и одним пулеметом в полуубирающейся турели, оснащенной силовым приводом и расположенной за кабиной пилота; чешский Aero A-300 и итальянский Caproni Ca 135 также имеют убирающуюся башню, но передний пулемет установлен в носу и имеет ограниченный сектор обстрела; у бомбардировочных вариантов машин компаний Potez, Breguet и Breda в носу установлены фиксированные пулеметы и по одному пулемету, защищающему заднюю полусферу и имеющему ограниченные сектора обстрела. Немецкий Dornier Do 215 имеет вооружение с очень ограниченными секторами обстрела: один стреляет через лобовое стекло пилота, второй и третий стреляют назад и защищают верхнюю и нижнюю полусферы соответственно. Do 215 также интересен тем, что его экипаж сгруппирован в передней части машины перед бомбоотсеком.
Как следует из нашего рассказа о бомбардировщике Martin 167 даже при выполнении штурмовых ударов его огневая мощь сравнительно мала. Современная тенденция состоит в использовании во время низковысотных штурмовых ударов не пулеметов, а бомб. Новая американская концепция двухмоторных бомбардировщиков-«штурмовиков» фактически соответствует европейской концепции компактного двухмоторного бомбардировщика с высокими летными характеристиками. В связи с этим представляют интерес замечания командира авиационного корпуса армии США бригадного генерала Джейкоба Фикеля (Brig. Gen. Jacob Fickel, Commanding General, First Wing, G.H.Q. Air Force, U.S. Army Air Corps). Он пишет, что войны в Эфиопии и Испании увеличили спрос на самолеты, пригодные для непосредственной поддержки сухопутных войск посредством атак тыловых районов противника. Он ссылается на технические трудности в разработке низколетящей ударной машины и заявляет, что это в сочетании с усилением воздействия на них зенитного огня противника привело к созданию бомбардировщиков-штурмовиков или, как он предпочитает их называть,
«легких бомбардировочных самолетов».
Бригадный генерал Джейкоб Фикель заявляет, что, хотя при полной бомбовой нагрузке у этих машин сравнительно небольшая дальность полета, они могут пролететь достаточно далеко, чтобы с высоты, недоступной для стрелкового оружия и пулеметов противника, нанести тяжелые удары по вражеским резервам, складам боеприпасов и снабжения, линиям связи, командным пунктам, фланкирующим механизированным войскам и передовые аэродромы.
Узкоспециализированные машины для нанесения ударов по наземным целям утратили популярность, хотя изготавливается Curtiss 76-D, оснащенный восемью стреляющими веред фиксированными пулеметами и одним задним подвижным пулеметом. В фюзеляже размещены двадцать химических или осколочных бомб, а держатели на каждой половине центроплана крыла несут две 100-фунтовые (45 кг) бомбы. Как и все штурмовые машины, 76-D разработан для действий на малых высотах; максимальная скорость на высоте 4500 футов (1372 м) составляет 252 мили в час (405 км/ч).
В Польше немцы использовали вооруженные 20-мм пушками двухмоторные истребители Messerschmitt Me 110 для атак поездов. Группа «мессершмиттов» пробивала своими снарядами котлы паровозов, а затем поезд уничтожался пикирующими бомбардировщиками. Установленные на Me 110 двигатели Daimler-Benz DB 601 оснащены двухскоростными нагнетателями, которые обеспечивают хорошие рабочие характеристики у земли.
Несмотря на то, что боевые вылеты, совершаемые Королевскими ВВС в самую глубь территории Германией большими, сравнительно медленными бомбардировщиками, называются разведывательными полетами, дневные разведывательные полеты обычно выполняются скоростными двухмоторными самолетами уже обсуждаемого типа. Для такого рода работ машины оснащаются камерами, а в некоторых случаях, если обзор ограничен элементами конструкции самолета, для наблюдателей предусмотрены специальные подфюзеляжные гондолы. Однако прозрачный нос обычно считается достаточным для наблюдения.
В бомбоотсеке могут быть установлены крупные высотные камеры и/или дополнительные топливные баки. Так, например, во время разведывательного полета Dornier Do 17 в нижней части фюзеляжа несет батарею из трех фотокамер. Французская версия бомбардировщика Martin 167 поставляется с дополнительным топливным баком и специальными фотографическими приспособлениями для разведывательных полетов.
Для ночных разведывательных полетов может использоваться специальное оборудование, такое как ночные фотокамеры компании Fairchild. В течение многих лет данное оборудование держалось в секрете авиационным корпусом армии США. Оно состоит из трех основных блоков: специальной камеры, светочувствительной ячейки и электрического блока управления. В процессе съемки используются воспламенительные заряды высокой интенсивности, дающие яркие вспышки света и оглушительный грохот. В конструкции оборудования предусмотрены меры для обеспечения четкости срабатывания камеры спустя заданный интервал после детонации заряда, когда он находится значительно ниже и позади самолета. Также предусмотрены средства для предотвращения преждевременной детонации зарядов. Говорят, что тяжелые заряды порошка осветительной вспышки в миллион раз интенсивнее обычных фотографических вспышек.
Что касается скорости, то еще много лет назад считалось удивительным, что г-н К. Р. Фейри смог построить бомбардировщик (Fairey Fox), который мог «уйти» от многих современных ему истребителей. Скоростные двухмоторные многоцелевые бомбардировщики в некоторых случаях приближаются по своим характеристикам к истребителям, но они не настолько быстры, как можно было бы ожидать. Несомненно, во многих случаях самолетами были бы достигнуты более высокие скорости, если бы на них были установлены двигатели с жидкостным охлаждением. Вскоре на машинах этого класса могут появиться внутрифюзеляжные двигатели и воздушные винты с приводом через удлиненные валы. Более высокие нагрузки на крыло потребуют наиболее полного использования средств увеличения подъемной силы, стартовых ускорителей или дозаправки в воздухе.
ДВУХМОТОРНЫЕ МНОГОЦЕЛЕВЫЕ МАШИНЫ
Великобритания и Франция
Тип самолета | Bristol Blenheim I | Bristol Blenheim IV | Bloch 174 | Breguet 690 | Potez 63 |
Назначение | бомбардировщик | бомбардировщик | самолет-разведчик | истребитель | истребитель |
Размах крыла, футов дюймов (м) | 56 4 (17,17) | 56 4 (17,17) | 58 7 (17,86) | 50 6 (15,39) | 52 6 (16,00) |
Площадь крыла, кв. футов (м²) | 469 (43,6) | 469 (43,6) | 441 (41) | 314,2 (29) | 355,2 (33) |
Удельная нагрузка на крыло, кв. футов (м²) | 26,6 (129,9) | 26,6 (129,9) | — | 30,54 (149,11) | 23,8 (116,2) |
Общая масса, фунтов (кг) | 12500 (5670) | 14400 (6532) | — | 9570 (4341) | 8470 (3842) |
Полезная нагрузка, фунтов (кг) | 4400 (1996) | 6150 (2790) | — | 3168 (1437) | 2627 (1192) |
Тип двигателя | Brittol Mercury VIII | Bristol Mercury XV | Gnȏme-Rhȏne 14N | Gnȏme-Rhȏne 14M | Gnȏme-Rhȏne 14M |
Охлаждение | воздушное | воздушное | воздушное | воздушное | воздушное |
Общая номинальная мощность, л.с. | 1680 | 1680 | 1740 | 1460 | 1460 |
Максимальная скорость, миль в час (км/ч) | 285 (459) | 295 (475) | 310 (499) | 304 (489) | 285 (459) |
на высоте, футов (м) | 15000 (4572) | 15000 (4572) | 18000 (5486) | 16400 (5000) | 13120 (4000) |
Набор высоты, футов (м) | 20000 (6096) | 20000 (6096) | — | 13120 (4000) | 13120 (4000) |
за время, мин | 17,5 | 17 | — | 7 | 7,3 |
Практический потолок, футов (м) | 27280 (8315) | — | — | 30500 (9296) | 30000 (9144) |
Типичное вооружение | |||||
пулемётов винтовочного калибра, шт. | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 |
крупнокалиберных пулемётов, шт. | — | — | — | — | — |
пушек, шт. | — | — | — | 2 | 2 |
Статус | IS | IS | в производстве | IS | IS |
США и Германия
Тип самолета | Martin 167 | North American NA.40 | Dornier Do.17 | Dornier Do.215 |
Назначение | бомбардировщик-штурмовик | штурмовик | бомбардировщик | бомбардировщик |
Размах крыла, футов дюймов (м) | 61 4 (18,7) | 66 0 (20,12) | 59 0 (17,98) | 59 0 (17,98) |
Площадь крыла, кв. футов (м²) | 538,5 (50) | 598,5 (55,6) | 592 (55) | 592 (55) |
Удельная нагрузка на крыло, кв. футов (м²) | 28,4 (138,7) | 35,0 (170,9) | 30,02 (146,6) | 31,9 (155,8) |
Общая масса, фунтов (кг) | 15297 (6939) | 21003 (9527) | 17857 (8100) | 18920 (8582) |
Полезная нагрузка, фунтов (кг) | 4711 (2137) | 7450 (3379) | 7408 (3360) | 7260 (3293) |
Тип двигателя | Pratt and Whitney Twin Walp | Wright Two-Row Cyclone | Daimler-Benz DB600G | Daimler-Benz DB601A |
Охлаждение | воздушное | воздушное | жидкостное | жидкостное |
Общая номинальная мощность, л.с. | 2000 | 2400 | 2100 | 2100 |
Максимальная скорость, миль в час (км/ч) | 316 (508) | 314 (505) | 290 (467) | 310 (499) |
на высоте, футов (м) | 14000 (4267) | 17500 (5334) | 13120 (4000) | — |
Набор высоты, футов (м) | — | — | — | — |
за время, мин | — | — | — | — |
Практический потолок, футов (м) | 31000 (9449) | 26500 (8077) | — | 29500 (8992) |
Типичное вооружение | ||||
пулемётов винтовочного калибра, шт. | 6 | 7 | 2 | 3 |
крупнокалиберных пулемётов, шт. | — | — | — | — |
пушек, шт. | — | — | — | — |
Статус | IS | в производстве | IS | IS |
Богемия, Нидерланды и Югославия
Тип самолета | Aero A-300 | Fokker G-I | Ikarus Orkan |
Назначение | бомбардировщик | истребитель | бомбардировщик |
Размах крыла, футов дюймов (м) | 62 11 (19,18) | 54 1,5 (16,5) | 43 5 (13,23) |
Площадь крыла, кв. футов (м²) | 489,6 (45,5) | 384 (35,7) | 279,5 (26) |
Удельная нагрузка на крыло, кв. футов (м²) | 27,26 (133,1) | 29 (141,6) | 29,9 (146) |
Общая масса, фунтов (кг) | 11088 (5030) | 11900 (5398) | 8360 (3792) |
Полезная нагрузка, фунтов (кг) | 4587 (2081) | 4343 (1970) | 3300 (1497) |
Тип двигателя | Bristol Mercury IX | Bristol Perasus X | Hitpano-Suiza 14AB |
Охлаждение | воздушное | воздушное | воздушное |
Общая номинальная мощность, л.с. | 1650 | 1460 | 1340 |
Максимальная скорость, миль в час (км/ч) | 291 (468) | 298 (479) | 341 (549) |
на высоте, футов (м) | 18040 (5500) | — | 13120 (4000) |
Набор высоты, футов (м) | 19680 (6000) | 19680 | 18040 |
за время, мин | 11,5 | 12,2 | 4,3 |
Практический потолок, футов (м) | 24600 (7500) | 28000 (8534) | 35000 (10668) |
Типичное вооружение | |||
пулемётов винтовочного калибра, шт. | 2 | 5 | 3 |
крупнокалиберных пулемётов, шт. | — | — | — |
пушек, шт. | — | — | — |
Статус | прототип | на вооружении | прототип |
источник: «BOMBERS» «FLIGHT» MARCH 14, 1940, стр.222-233, 246