1

Данный материал был переведен уважаемым коллегой NF. Перевод был выполнен в марте 2015 года.

Один тип немецких высотных самолётов повлиял на разработку английских самолётов-истребителей.

Три раза журнал «Luftfahrt international» публиковало статьи о немецких самолётах типа Junkers Ju 86 (выпуски №№ 3, 8 и 19). Данный четвертый материал на данную тему содержит информацию о высотных самолётах Ju 86P и Ju 86R. Эти самолёты выполняли функции высотных разведчиков и бомбардировщиков и действовали на высотах, которые в течение продолжительного времени были практически недоступны для английских истребителей-перехватчиков. Данное положение дел очень не нравилось англичанам, так как немецкие высотные самолёты в любое время беспрепятственно могли проникать в воздушное пространство над Британскими островами и прочими подконтрольными англичанам территориями и наносить беспокоящие удары по городам. Англичане старались сделать всё возможное, чтобы изменить неприятную для них ситуацию. В итоге немецкие высотные самолёты оказали значительное влияние на развитие британских высотных самолётов-истребителей.

В 1930 году компания Junkers после многолетних исследований приступила к постройке первого высотного самолёта Ju 49, получившего номер гражданской регистрации D-UBAZ. Незадолго до этого 26 июня 1929 года пилот Вилли Нойенхофен (W. Neuenhofen) на специально подготовленном и оборудованном самолёте Junkers W 34 установил рекорд высоты полёта 12739 метров.

Высотный самолёт Ju 49 представлял собой самолёт-низкоплан с обычной для компании Junkers гофрированной внешней обшивкой. Силовая установка самолета состояла из двенадцатицилинидрового V-образного двигателя L-88 компании Junkers, оснащенного нагнетателем Gt 5. Экипаж самолёта состоял из двух человек, размещавшихся в специально разработанной герметичной высотной кабине с соответствующей подачей в кабину экипажа кислорода. 2 октября 1931 года состоялся первый полёт Ju 49. До 1935 года продолжались успешные испытания этого самолёта, в ходе которых самолёт достигал высот до 12000 метров.

В октябре того же 1931 года недавно пришедший в компанию Junkers профессор доктор Х. Вагнер (Prof. Dr. H. Wagner) работал над самолётом EF-61 (Entwicklungsflugzeug – опытный самолет, предназначенный для исследований). Целью разработок было достижение высотным самолётом скорости полёта до 500 км/ч на высотах 9-12 км при дальности полёта до 5000 км. В марте 1936 года началась постройка двух прототипов EF-61. Уже через год новый самолет, получивший обозначение Е1, совершил первый полёт. Во время первого полёта 19 сентября 1937 года из-за возникновения неисправности герметичной кабины Е1экипаж вынужден был резко, до 3500 метров снизить высоту полёта. В последние секунды экипаж успел покинуть самолёт с парашютами. Самолёт был разрушен почти на 90 %, и восстанавливать его не имело смысла. В октябре 1937 года был собран и подготовлен к испытаниям второй опытный образец, и до аварии, произошедшей в этом же 1937 году, он успел выполнить большое количество полётов, в ходе которых достигалась высота до 13 км.

Е2 отличался от Е1 изготовленной из прозрачного материала Reilit (IG-Farben) передней частью кабины, обогреваемой поступающим от двигателя тёплым воздухом. Оба опытных образца Е1 и Е2 были потеряны в результате аварий, после чего все работы по данным исследованиям были прекращены и оба серийных варианта ранее планировавшиеся для серийного производства, было решено не производить.

Некоторое время работы по созданию высотных самолётов были оставлены без внимания: по крайней мере, это касается расположенной в Дессау компании Junkers. В сентябре 1939 года RLM вдруг резко изменило свои взгляды и выдало заказ на срочное переоборудование в высотные сорока самолётов типа Ju 86. Выполнение заказа по ряду причин шло с некоторым отставанием от планов и только поздней осенью этого же года заводские пилоты компании Junkers Хайнтц (Heintz) и Зайберт (Seibert) приступили к полётам на первом переделанном самолёте Ju 86 G-0, который получил обозначение Ju 86 P-V1 и номер гражданской регистрации D-AUHB. За этим самолётом последовали еще два прототипа, отличавшиеся от G-0 установкой высотной кабины и высотными двигателями Jumo 207A-1 вместо ранее использовавшихся двигателей BMW 132.

Ju 86 P-V1 имел крыло с таким же размахом, как серийные варианты серий G и D. Вследствие этого данный опытный образец мог набирать высоту только 10,5 км. Прототип Ju 86 P-V3 получил новое крыло с размахом 25,6 метра, позволявшими подниматься на гораздо большую высоту. Уже в ходе первого полёта этот получивший дополнительный радиатор опытный образец продержался на высоте 10,5 км в течении пяти часов, а на высоте 11,5 км этот самолёт летел в течении двух с половиной часов. Создатели самолета надеялись, что после ряда доработок эта машина сможет достичь высоты 14 км (подробности, касающиеся этих доработок будут изложены в часть II).

Через ¾ года летом 1940 года первый самолёт типа Ju 86P поступил на вооружение в возглавляемую Ровелем (Rowehl) специальную разведывательную группу авиагруппу AufkIGr Ob.d.L (AufkIGr Rowehl). Эта авиагруппа напрямую, минуя все прочие служебные инстанции, подчинялась высшему командованию ВВС Германии. Ju-86P во время разведывательных полётов над Британией мог набирать высоту в 14 км. Вторая эскадрилья авиагруппы 2./AufkIGr Ob.d.L в конце лета так же приступила к выполнению разведывательных полётов над центральной частью Британских островов. В январе 1941 года небольшое количество самолётов типа Ju-86P поступили в испытательный центр. После завершения исследований эти самолёты были переданы 4-й эскадрилье специальной авиагруппы (4./AufkIGr  Ob.d.L). Данная эскадрилья в январе 1941 года была переброшена в Румынию и Польшу, откуда еще до нападения на СССР самолёты эскадрильи совершали разведывательные полёты над его территорией, предоставив командованию Вермахта много особо важной информации. После выполнения заданий эскадрилья была переброшена в Западную Европу.

В январе 1942 года она была расформирована и её самолёты были переданы другим подразделения. 1-я эскадрилья (1./AufkIGr Ob.d.L) вновь получила Ju 86P. Через месяц в феврале 1942 года в эту эскадрилью были направлены новые Ju 86R. Весной 1942 года эскадрилья 2.(F)AufklGr 33, на вооружении которой находились Ju 86R, была переброшена на аэродром Кастелли (Kastelli), остров Крит.

С аэродрома Кастелли самолёты эскадрильи в течение длительного времени выполняли разведывательные полёты в бассейне Средиземного моря, над Египтом и остальной Северной Африкой. Особенно успешными были полёты в период с мая по июль 1942 года. 24 августа 1942 года был потерян первый Ju-86P. Самолет-разведчик, летевший на высоте двенадцати километров над Каиром, был сбит английским истребителем Spitfire Mk.V. Через несколько дней над Абукиром произошел еще один подобный случай. Использование высотных самолётов-разведчиков в дневное время в данном регионе стало опасным. В конце августа эскадрилья была перебазирована в Грецию, где оба оставшиеся в эскадрилье и требовавшие ремонта Ju-86P, так и остались на земле.

Через четыре для после того как был сбит первый Ju-86P, самолеты данного типа стали использовать в ходе беспокоящих налётов на Британские острова. В начале сентября 1942 года подразделение 14./KG 6 (3-й воздушный флот) было готово к выполнению беспокоящих налётов с аэродромов, расположенных в Голландии. Остается неизвестным, выполняли ли самолёты этого подразделения полёты, но уже 14 сентября 1942 года из-за появления большого количества английских высотных истребителей такие полёты стали очень опасными.

27 января 1943 года подразделение 14./KG6 было переименовано в 6.(F)/AufklGr 123 и, предположительно, выполняло ночные полёты над Британскими островами. Подробности, касающиеся данных ночных полётов, нам не известны. Весной 1944 года подразделения, на вооружении которых находились самолёты типа  Ju-86 P/R, были расформированы.

Вернёмся назад к полётам AufkIGr Ob.d.L над Британскими островами. До 1940 года разведывательные полёты над Британией выполнялись в основном на Ju-88D. Под самолётом на внешней подвеске подвешивался сбрасываемый топливный бак ёмкостью 900 литров. Это значительно увеличивало дальность полёта, но одновременно заметно снижало скорость. Кроме того максимальная высота полёта самолётов типа Ju-88D находилась в диапазоне высот от 8 до 10 км, делая немецкие самолёты-разведчики уязвимыми для английских истребителей типа Spitfire Mk.I.

После поражения Франции ситуация значительно улучшилась, и было решено использовать для разведывательных полётов более высотные самолёты типа Ju-86P-2, взлетавшие с аэродромов, расположенных на севере Франции и в Голландии. Самолёты-разведчики доставляли командованию особо ценные разведывательные материалы. После неудачного для немецкой стороны воздушного  сражения за Британию некоторое время в небе над островами наблюдалось заметное снижение активности немецкой авиации. Лишь время от времени небольшое число бомбардировщиков типа Ju-88A и He-111H совершали беспокоящие налёты над средней и юго-восточной частями Англии. В итоге постепенно активность немецкой авиации над Британией была сведена почти к нулю. Для того чтобы держать английское население в напряжении и для создания помех английской промышленности было решено использовать высотные Ju-86P-1. Серьёзных разрушений подобных ранее производимым эти налёты, конечное же, не могли причинить.

Ниже мы кратко ознакомим читателей с этими беспокоящими налётами и одновременно с драматическим развитием английских высотных истребителей:

24 августа 1942 года: два немецких самолёта неустановленного типа с большой высоты сбросили два бомбы весом по 50 кг на город Саутгемптон.

Из восемнадцати поднятых на перехват этих самолётов истребителей Spitfire только пять  установили зрительный контакт с ними. Это были  Ju-86P, но пилоты английских истребителей при опросе сообщили командованию, что увиденные ими самолёты выглядели похожими на Do-217. Английское истребительное командование (Figther Command) решило, что эти полёты были выполнены подразделениями 3.(F)/AufklGr 122 или 7./KG 100, выполнявшими особые задания. Англичане в данном случае ошибались.

25 августа 1942 года: в 16:00 на экранах английских радаров появились отметки от отдельных целей, выполнявших полёты над Лондоном на очень большой высоте.  Обнаруженные самолёты пересекли западную часть территории Британии, сбросив одну бомбу на Шорхэм (Shoreham). Шесть поднятых по тревоге истребителей Spitfire не имели возможности набрать высоту, на которой летели немецкие самолёты.

28 августа 1942 года: заранее получив сообщение о налете, несколько британских истребителей Spitfire Mk.Vb ожидали подхода немецких самолётов на высоте 7500 метров. Ju-86P-2 летел на высоте 11 км. Пилот одного истребителя Spitfire обнаружил немецкий самолёт и набрал высоту 10 км. Junkers сбросил 50 кг бомбы на Бристоль и без помех со стороны противника вернулся на свой аэродром. 

Второй налет, совершенный в этот же день в 15:15 на Ньюпорт (Newport), Уэльс, так же прошел без помех со стороны Spitfire-ов из 308-й эскадрильи ВВС армии США (308th USAAC Sqd).

29 августа 1942 года: в 8:30 Ju 86P на высоте 14 км появился над Портсмутом. Преследовавшие этот самолёт Spitfire Mk.IX из 401-й эскадрильи сумели набрать высоту лишь немного превышающую 10 км и обнаружили лишь инверсионный след от летевшего значительно выше них немецкого самолёта.

В 13:42 воздушная тревога была объявлена еще раз. Несколько новых высотных истребителей Spitfire HF (High-Altitude-Fighter) Mk.VI с двигателями Merlin-47 и четырехлопастными воздушными винтами были подняты в воздух, но и они не сумели набрать необходимой для атаки немецкого самолёта высоты и, находясь на высоте в несколько километров ниже немецкого самолёта, не смогли ничего предпринять.

30 августа 1942 года: находясь на высоте 13 км немецкий самолет произвел налёт на Челмсфорд  (Chelmsford). Spitfire Mk.IX из 611-й эскадрильи пытался занять удобное положение для атаки немецкого самолёта. На английском истребителе был установлен новейший высотный двигатель Merlin 61 с двухступенчатым нагнетателем и четырехлопастным воздушным винтом. По расчетам англичан с этим двигателем истребитель без герметичной кабины имел возможность перехватить немецкий самолёт, летевший на недоступной ранее английским истребителям высоте. Истребитель успел набрать высоту только в 12,5 км, после чего из-за израсходования большей части топлива пилот истребителя вынужден был возвратиться на аэродром.

Всего в течении августа 1942 года немецкие высотные самолёты Ju 86P и Ju 86R выполнили 9 подобных беспокоящих налётов на британские острова.

Тем не менее, в Британии работы над высотными истребителями не прекращались. После запуска в серию Spitfire Mk.IX HF, характеристики которого были недостаточными, ставка была сделана на  Spitfire Mk.VII. Этот новый высотный истребитель должен был также оснащаться двигателем Merlin 61 с двухступенчатым нагнетателем и четырехлопастным воздушным винтом, но помимо этого самолет планировалось оснастить гермокабиной, благодаря чему ожидалось достижение больших высот.

В это же самое время на двухмоторный тяжелый истребитель Mosquito были установлены новые высотные двигатели. Первый полет Mosquito с новой силовой установкой состоялся 8 июля 1942 года и едва не закончился трагедией. Во время полёта пилот Джеффри де Хэвиленд мл. (Geoffrey de Havilland jr) из-за высотной болезни оказался не в состоянии управлять самолётом. Второй пилот сделал всё от него зависящее, чтобы спасти машину. Трагедией сэра Джеффри де Хэвиленда стала гибель в 1959 году его сына, когда пилотируемый им реактивный самолёт DH 108, выполненный по схеме бесхвостка, развалился во время попытки превысить скорость звука. В 1943 году во время испытательного полёта на Mosquito погиб другой сын сэра Джеффри – Питер (Peter de Havilland).

Как это обычно случалось с новой техникой, во время полётов был выявлен ряд недостатков, из-за которых высотные самолёты-истребители de Havilland Mosquito некоторое время невозможно было применять в строевых частях. Примерно через неделю немецкие высотные самолёты возобновили полёты над Британией:

4 сентября 1942 года: один Ju 86P на высоте около 13 км пролетел над Дувром по пути к своей цели. На перехват этого самолёта были подняты два истребителя Spitfire Mk.IX из 133-й эскадрильи. На высоте 13 км эти английские машины смогли развить скорость только 210 км/ч, в то время как немецкий самолёт летел со скоростью 345 км/ч. Пилоты 133-й эскадрильи были вынуждены прекратить преследование немецкого самолёта.

5 сентября 1942 года: в 10:46 на экранах английских радаров вновь был обнаружен высотный Junkers, летевший в направлении на Оксфорд. Junkers сбросил свою бомбу на Лутон (Luton), которая упала на железнодорожные сооружения. На этот раз на перехват немецкого самолёта были подняты два истребителя Hawker Typhoon из 609-й эскадрильи. У Лондона английские истребители почти сумели догнать немецкий самолёт. Однако на высотах выше 11 км самолёты типа Typhoon плохо управлялись, и пилоты вынуждены были прекратить преследование.

Немецкий самолёт летел на высоте примерно 12,5 км, и его продолжал преследовать один Spitfire Mk.VI. Со слов пилота этого истребителя ему удалось атаковать немецкий самолёт и добиться попаданий. При возвращении Ju-86 на аэродром в Хайматхорсте (Heimathors) каких-либо повреждений, вызванных атакой английского истребителя, обнаружено не было.

В этот же день14:11 был совершен еще один налёт немецких высотных Ju-86P из состава 4 (F)AufklGr Ob.d.L. На этот раз в налёте участвовали пять самолётов. Не смотря на то, что эти самолёты летели на высоте всего 9000 метров, поднятым по тревоге английским истребителям не удалось обнаружить немецкие машины. Также без помех немцы сбросили бомбы на Норвич (Norwich). Англичане решили, что это были Ju-86, однако в действительности бомбы были сброшены Me-210. 

Во второй половине этого же дня еще один, седьмой по счету Ju-86 сумел без помех о стороны противника сбросить бомбу на намеченную цель.

6 сентября 1942 года: состоялся еще один налёт. На этот раз целью одиночного немецкого самолёта был Бристоль, Глостершир. Англичане подняли в воздух Spitfire Mk.V из 501-й эскадрильи и впервые на перехват был отправлен двухмоторный истребитель P-38 из 94-й эскадрильи ВВС армии США. Но и в данном случае Junkers набрал высоту, недосягаемую для пытавшихся его перехватить истребителей, и спокойно вернулся на свой аэродром.

11 сентября 1942 года: после нескольких спокойных дней в небе над Британией вновь был замечен инверсионный след Ju-86P. На этот раз для перехвата был поднят специально подготовленный высотный Spitfire Mk.IX (серийный военный номер BS 273) из специального авиазвена (Special Flight), самолёты которого базировались в Нортолте (Northolt). Пилот английского самолёта обнаружил цель на высоте 12500 метров. Сбросив дополнительный подвесной топливный бак, английский пилот сумел подняться до высоты более 14 км. Помешать немецкому самолёту сбросить на Солсбери 50-ти кг осколочную бомбу английскому пилоту не удалось, но зато получилось выпустить по немецкому самолёту трехсекундную очередь. Тем не менее, немецкий самолёт не был сбит.

14 сентября 1942 года: В этот день специально подготовленный Spitfire Mk.IX (серийный военный номер MP 469) сумел перехватить одиночный высотный Junkers. Английский пилот открыл огонь, но через две секунды из-за отказа системы подачи боеприпасов истребитель вести огонь прекратил и немецкому высотному самолёту вновь удалось уйти. Этот был последний известный до сих пор дневной полёт Ju-86P или Ju-86R.

После перехвата этого самолёта английским истребителем высшему командованию немецких ВВС стала понятна точная причина потери высотного немецкого самолёта-разведчика, имевшая место ранее в Северной Африке: английская система ПВО тоже не стояла на месте и постоянно улучшала свою материальную часть и специально подготавливала пилотов к перехватам немецких высотных самолётов-разведчиков.

В итоге и командование немецких ВВС приняло решение изменить ситуацию в свою пользу.  Полёты немецких высотных самолётов-разведчиков в дневное время было решено прекратить до тех пор, пока в распоряжении немецких ВВС не появятся новые самолёты с более высокими летными характеристиками (такие как появившиеся позднее Ar-234B).

Подробности относительно ночных полётов высотных Ju-86P/R над Британией нам не известны. Между тем английская сторона продолжала совершенствовать свои ВВС: вскоре на вооружение поступили первые ночные истребители Mosquito Mk.XV с высотными двигателями Merlin 61 и с радиолокационными системами типа AI Mk. VIII.

В заключение первой части необходимо отметить, что, по крайней мере, в первой половине Второй Мировой войны высотные самолёты-разведчики типа Ju-86P практически почти без каких-либо помех со стороны противников могли выполнять разведывательные полёты, глубоко проникая на их территорию и проводить фотографирование необходимых объектов. Ситуация изменилась в сентябре 1942 года, когда на вооружение английской системы ПВО поступили новые высотные истребители. Таким образом, лучшие дни Junkers Ju-86 остались в прошлом. И даже новые еще более совершенные версии этого самолёта «R» уже не могли избежать перехвата. Выполнение воздушной разведки над Британией стало с каждым разом всё более опасным занятием. Положение немецкой авиации улучшилось только с появлением новых самолётов Ar-234B с реактивной силовой установкой.

Высотные самолёты Ju 86P и Ju 86R. Германия Часть 1


сверху: явно заметно определённое сходство Ju-86 с разработанным профессором доктором Х. Вагнером опытным самолётом EF 61. Здесь представлена версия высотного разведчика
снизу: Так должна была выглядеть версия высотного бомбардировщика. Оба прототипа были построены и оба во время испытания потерпели аварии. Но до аварий самолёты успели выполнить по несколько полетов, в ходе которых набиралась высота до 13000 метров. Серийные варианты этих самолётов не строились

Высотные самолёты Ju 86P и Ju 86R. Германия Часть 1
первый прототип варианта Junkers Ju-86G. Машина еще не получила защитную окраску и на ней еще отсутствуют опознавательные знаки. На базе одного Ju-86G-0 был разработан первый самолёт типа Ju-86Р
Высотные самолёты Ju 86P и Ju 86R. Германия Часть 1
на снимках представлен один из самолётов Junkers Ju-86P-1, использовавшихся для беспокоящих налётов на Британию. Другие машины этой модификации с успехом использовались в качестве высотных разведчиков. Особенно выделяются довольно различимые воздухозаборники для системы охлаждения двигателей Jumo-207A-1
Высотные самолёты Ju 86P и Ju 86R. Германия Часть 1
закрывающийся лючок фотоаппарата Ju-86P-1 с открывающим механизмом. Фотоаппарат был способен производить съемки с больших высот
Высотные самолёты Ju 86P и Ju 86R. Германия Часть 1
специалист осматривает установленную на Ju-86P-1 фотокамеру

источник: M.G. «Die Höhenflugzeuge Ju 86P und Ju 86R» Luftfahrt international 33

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account