Вячеслав Шпаковский. Тайна «Гобелена из Байё». И грянул бой!

13

В продолжение темы поднятой в статье «Битва при Гастингсе. Последняя битва Тёмных Веков. Пехота против кавалерии» предлагаю вашему вниманию подробный разбор Гобелена из Байё иллюстрировавшего это сражение, сделанный Вячеславом Шпаковским и размещённым на сайте ТопВар.

Слетается воронов боле:
«Откуда летишь ты?» — «Я, кровию пьян,
Лечу от Гастингского поля!
Не стало у саксов вчера короля,
Лежит меж своих он, убитый,
Пирует норманн, его землю деля,
И мы пировали там сыто.
Победно от Йорка шла сакская рать,
Теперь они смирны и тихи,
И труп их Гаральда не могут сыскать
Меж трупов бродящие мнихи…
«Три побоища» Алексей Толстой

«Вот он, Вильям!» Решающий момент битвы при Гастингсе. Рис. Ангуса МакБрайда

«Вот он, Вильям!» Решающий момент битвы при Гастингсе. Рис. Ангуса МакБрайда

Раритеты истории. Сегодня мы вновь возвращаемся к теме легендарного «гобелена из Байё» и продолжаем наш рассказ о изображенных на нём событиях. Остановились мы на том, что битва англичан и нормандцев должна была вот-вот начаться. Сегодня наш рассказ будет посвящён ходу этого сражения, а затем мы расскажем и о его последствиях.

 Франсуа Дебон (1807–1872). Битва при Гастингсе 1066 г. (1845 г.) Кан, музей де Бо-Артс, Франция


Франсуа Дебон (1807–1872). Битва при Гастингсе 1066 г. (1845 г.) Кан, музей де Бо-Артс, Франция

Итак, начнём с того, что очень многие британские историки считают, что, хотя, судя по результатам последних исследований, гобелен вышивали всего два человека, причём это, скорее всего, были мужчины, точно выяснить по нему, что же реально происходило в битве при Гастингсе, невозможно. Вернее, между тем, что вышито на гобелене, и реальным ходом сражения существует довольно большая разница.

 Герцог Вильгельм напутствует своих воинов, и битва начинается… Сцена 51


Герцог Вильгельм напутствует своих воинов, и битва начинается… Сцена 51

Например, на нём хорошо видно, что со стороны Вильгельма в битве действует только одна конница и некоторое количество пеших лучников. Однако другие дошедшие до нас источники повествуют о том, что в ней действовали крупные силы пехоты. Причём нормандские всадники в самом начале битвы стояли в тылу, и лишь под конец выдвинулись вперёд. Хотя, если посмотреть на гобелен, мы там этого не увидим. Кстати, на Байёском гобелене лучников много: 29 фигур. Но 23 из них находятся на кайме, а не на основном поле, что с очевидностью указывает на второстепенную их роль в сражении, и это при том, что многие всадники и пехотинцы-саксы на главном поле прямо-таки утыканы стрелами. В защитном вооружении и с луками в руках на гобелене изображены четыре нормандца, а вот один единственный лучник-сакс одет в обычную одежду. Конный лучник и вовсе всего лишь один, без защитного вооружения и изображён среди нормандских рыцарей, преследующих саксов. И раз все детали вооружения показаны на вышивке очень подробно и со знанием дела, то это даёт основание для вывода о том, что подобное изображение явно имело какую-то вполне конкретную цель. Но какую? Переписать историю, как об этом сейчас модно говорить у нас в России? Но в чём смысл этого переписывания? Ведь победили нормандцы, а не саксы. И это известно по множеству рукописных документов, а не только из одного гобелена.

 Сцена 52а. Здесь ничего не написано – и так ясно, что идёт жестокое сражение


Сцена 52а. Здесь ничего не написано – и так ясно, что идёт жестокое сражение

 Сцена 52б. А вот здесь имеется поясняющая надпись: «Здесь пали Леофвин и Гирт, братья короля Гарольда»


Сцена 52б. А вот здесь имеется поясняющая надпись: «Здесь пали Леофвин и Гирт, братья короля Гарольда»

Как бы там ни было, но в школьном учебнике истории (и, кстати говоря, не только в школьном, но и в вузовском!) написано, что главная роль в этой битве принадлежала коннице Завоевателя. Что она несколько раз атаковала англичан, укрывавшихся на холме за «стеной из щитов», а затем притворным отступлением выманила их на равнину, где окружила и уничтожила. То есть пешие англичане бросились преследовать убегавших всадников (?) и, конечно же, совершенно расстроили свои порядки, и вот тут-то нормандская конница на них напала и уничтожила.

 Сцена 53. На ней имеется пояснение: «Здесь англичане и французы падают одновременно в бою»


Сцена 53. На ней имеется пояснение: «Здесь англичане и французы падают одновременно в бою»

Как-то нелепо всё это выглядит. А ведь Гарольд, предводительствовавший англичанами, в военном деле не являлся новичком. Он только что одержал решительную победу над норвежцами. Быстро перебросил свои силы с места битвы у Стамфорд-Бридж к Гастингсу и почему-то как ребёнок попался на такую простейшую уловку, как ложное отступление. Непонятно и то, почему его войско на гобелене состоит исключительно из пехоты, хотя щиты у его воинов не отличаются от всаднических щитов воинов-норманнов! Не ясно, и как погиб Гарольд.

 Сцена 54. На ней изображён епископ Одо с палицей в руках. Надпись, однако, гласит: «Здесь епископ Одо, держа посох, ободряет юношей». Бакулум – это именно посох, то есть знак его военачалия!


Сцена 54. На ней изображён епископ Одо с палицей в руках. Надпись, однако, гласит: «Здесь епископ Одо, держа посох, ободряет юношей». Бакулум – это именно посох, то есть знак его военачалия!

 Сцена 55. Всё тот же момент: «Здесь Уильям!» Интересно, что в руках у графа Евстахия знамя. Возможно оно то самое, что прислал папа римский, чтобы продемонстрировать свою поддержку вторжению герцога Вильгельма в Англию


Сцена 55. Всё тот же момент: «Здесь Уильям!» Интересно, что в руках у графа Евстахия знамя. Возможно оно то самое, что прислал папа римский, чтобы продемонстрировать свою поддержку вторжению герцога Вильгельма в Англию

 Сцена 56. Отчаянная схватка между конными и пешими воинами. На кайме множество лучников. Поясняющая надпись гласит: «Здесь французы сражаются и убивают тех, кто был с Гарольдом». Интересно, что для обозначения нормандцев в надписях на гобелене иногда используется слово «Franci», хотя нормандцы в то время французами сами себя не считали, пусть и говорили уже на французском языке


Сцена 56. Отчаянная схватка между конными и пешими воинами. На кайме множество лучников. Поясняющая надпись гласит: «Здесь французы сражаются и убивают тех, кто был с Гарольдом». Интересно, что для обозначения нормандцев в надписях на гобелене иногда используется слово «Franci», хотя нормандцы в то время французами сами себя не считали, пусть и говорили уже на французском языке

Считается, что он сначала был ранен стрелой в глаз, а затем зарублен мечами всадников Завоевателя. Может быть, тайна гобелена как раз и заключается в том, что при Гастингсе в день битвы победили как раз не конники герцога Вильгельма, а пехота и лучники графа Евстахия (Юстаса) Булонского, которые буквально засыпали англичан своими меткими стрелами. И только в самом конце боя в атаку на англичан пошла рыцарская конница герцога Вильгельма, да и то действовала неудачно. Ведь всадникам, чтобы добраться до «стены щитов», нужно было одолеть крутой подъём на холм. Сам холм очень узкий, похожий на выгнутое лезвие топора, и поместиться на нём ещё кому-то кроме занявшей его пехоты просто негде.

 57-ая и одна из наиболее знаменитых и известных сцен гобелена: смерть короля Гарольда. Но получается, что Гарольд изображён здесь дважды (гобелен в этом месте достаточно сложно интерпретировать). Сначала показано, что Гарольд извлекает стрелу, поразившую его в глаз, а затем его уже падающего рубит мечом нормандский рыцарь. Поясняющая надпись мало что объясняет, кроме самого факта смерти короля: «Здесь король Гарольд убит»


57-ая и одна из наиболее знаменитых и известных сцен гобелена: смерть короля Гарольда. Но получается, что Гарольд изображён здесь дважды (гобелен в этом месте достаточно сложно интерпретировать). Сначала показано, что Гарольд извлекает стрелу, поразившую его в глаз, а затем его уже падающего рубит мечом нормандский рыцарь. Поясняющая надпись мало что объясняет, кроме самого факта смерти короля: «Здесь король Гарольд убит»

Но дело в том, что добравшиеся до вершины холма рыцари-норманны не могли бы скакать быстро, и оказались бы совершенно беспомощны. Можно подумать, что так оно и случилось и что они именно тогда и подверглись ответной атаке воинов-хускерлов Гарольда. Тогда-то и распространился слух, что герцога Вильгельма убили. После этого началась паника, и тогда именно граф Евстахий организовал атаку на англичан с фланга, поскакал со знаменем в руках впереди своих людей и закричал: «Вон он, Вильям!» А Вильгельм как раз в этот момент откинул на затылок свой шлем. Воины сразу его узнали и вновь ринулись в битву. Вот только посылать конницу в гору на стену щитов… Ну не мог Вильгельм так поступить. Ни один человек в здравом уме не стал бы так делать.

 Последний сохранившийся кусок гобелена – 58 эпизод: воины Гарольда бегут, а нормандцы их преследуют. Подпись гласит: «и обращаются в бегство англичане»


Последний сохранившийся кусок гобелена – 58 эпизод: воины Гарольда бегут, а нормандцы их преследуют. Подпись гласит: «и обращаются в бегство англичане»

Что же касается воинов Гарольда, то его дружинники были точно такими же конниками, как и дружинники Вильгельма, кроме разве что тех самых знаменитых хускерлов, вот только было их совсем не много. Возможно Гарольд не доверял своим воинам и потому, опасаясь предательства, отдал им приказ сражаться пешими, а лошади находились в ближайшем лесу позади холма. Потому что именно верхом на лошадях они бежали после поражения, что нам показывает 58-й эпизод гобелена.

 Нормандский рыцарь 1066 г. Иллюстрация из коллекции изображений военной одежды Х. Дж. Винкхейзена (1843–1910). Нью-Йоркская публичная библиотека


Нормандский рыцарь 1066 г. Иллюстрация из коллекции изображений военной одежды Х. Дж. Винкхейзена (1843–1910). Нью-Йоркская публичная библиотека

 Нормандский лучник 1066 г. Иллюстрация из коллекции изображений военной одежды Х. Дж. Винкхейзена (1843–1910). Нью-Йоркская публичная библиотека


Нормандский лучник 1066 г. Иллюстрация из коллекции изображений военной одежды Х. Дж. Винкхейзена (1843–1910). Нью-Йоркская публичная библиотека

Тогда и персонажи из басен Эзопа на его кайме появились отнюдь не случайно. Они явно говорят: «Здесь всё так же, как и у Эзопа, обладает двойным смыслом. Помни об этом!» Вот только так ли это в реальности, мы, к сожалению, можем только гадать.

 Гораций Верне (1789–1863). «Королева Эдит находит тело Гарольда» 1827 г. Музей Томаса-Генри, Шербур


Гораций Верне (1789–1863). «Королева Эдит находит тело Гарольда» 1827 г. Музей Томаса-Генри, Шербур

А вот так могло происходить сражение при Гастингсе – современная реконструкция.

 Первая фаза: воины Гарольда стоят на самой вершине холма, выстроившись в длинную извилистую линию, и прикрываются «змееподобными» щитами. Их противники нормандцы движутся вверх тремя линиями. Лучники идут первыми, за ними следует пехота, а позади всех отряды рыцарской конницы. Причём всадников немного. Левым флангом командует сам герцог Вильгельм, правым – граф Евстахий Булонский


Первая фаза: воины Гарольда стоят на самой вершине холма, выстроившись в длинную извилистую линию, и прикрываются «змееподобными» щитами. Их противники нормандцы движутся вверх тремя линиями. Лучники идут первыми, за ними следует пехота, а позади всех отряды рыцарской конницы. Причём всадников немного. Левым флангом командует сам герцог Вильгельм, правым – граф Евстахий Булонский

 Вторая фаза: нормандские лучники расстреляли все свои стрелы и отошли к лагерю, чтобы пополнить их запас. Пехота нормандцев ведёт атаку «стены щитов», но она успешно отражается


Вторая фаза: нормандские лучники расстреляли все свои стрелы и отошли к лагерю, чтобы пополнить их запас. Пехота нормандцев ведёт атаку «стены щитов», но она успешно отражается

 Третья фаза: лучники вновь появляются на поле боя и обрушивают на англичан град стрел. Король Гарольд получает ранение стрелой в глаз. Тут воины Гарольда не выдерживают обстрела из луков и бросаются на лучников вниз по склону холма. Не было никакого задуманного отступления, людям просто надоело стоять и погибать. Воины Вильгельма, включая и всадников, захвачены этой атакой врасплох. Возникает паника. Среди воинов распространяется слух, что герцог убит


Третья фаза: лучники вновь появляются на поле боя и обрушивают на англичан град стрел. Король Гарольд получает ранение стрелой в глаз. Тут воины Гарольда не выдерживают обстрела из луков и бросаются на лучников вниз по склону холма. Не было никакого задуманного отступления, людям просто надоело стоять и погибать. Воины Вильгельма, включая и всадников, захвачены этой атакой врасплох. Возникает паника. Среди воинов распространяется слух, что герцог убит

 Четвертая фаза: Граф Юстас Булонский во главе своей конницы идёт на помощь Вильгельму. Своевременная атака конницы графа Булонского во фланг и тыл наступающих англичан приводит к перелому в сражении. Оказавшиеся на равнине саксы окружены и уничтожены


Четвертая фаза: Граф Юстас Булонский во главе своей конницы идёт на помощь Вильгельму. Своевременная атака конницы графа Булонского во фланг и тыл наступающих англичан приводит к перелому в сражении. Оказавшиеся на равнине саксы окружены и уничтожены

 Пятая фаза: Пехота и конница норманнов совместными усилиями одолевают поредевшую «стену щитов», Гарольд погибает, а его уцелевшие воины спасаются в лесу, где садятся на коней и обращаются в бегство


Пятая фаза: Пехота и конница норманнов совместными усилиями одолевают поредевшую «стену щитов», Гарольд погибает, а его уцелевшие воины спасаются в лесу, где садятся на коней и обращаются в бегство

Источник — https://topwar.ru/191120-tajna-gobelena-iz-baje-i-grjanul-boj.html

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account