Первая книга Маккавейская 6:35
Воины Евразии. Как и у западноевропейских рыцарей, военное искусство мамлюков было искусством всадников, о чем говорит само его название: фурусийя, от арабского слова «фарь» – конь. На итальянском лошадь это «каваль» – отсюда кавалерия и кавалеры, на французском – «шеваль», и отсюда – «шевалье», на испанском – «кабаль», и отсюда – «кабальеро»! Да и в Германии слово «риттер» буквально означало всадника. То есть данное терминологическое сходство лишь подчеркивает схожий характер ведения военных действий египетскими мамлюками и рыцарями Западной Европы. Хотя имелись и определенные различия. Если рыцари никогда не стреляли из лука сидя на коне верхом, то для мамлюков типичным способом ведения боя была именно такая стрельба. А еще мамлюков от рыцарей отличала высокая дисциплина, внушавшаяся им с самого начала их обучения. Рыцарская молодежь Европы воспитывалась иначе и с дисциплиной у рыцарей всегда были большие проблемы!
Содержание:
Люди, развитые самым всесторонним образом!
В фурусийю входили стрельба из лука, фехтование, упражнения с копьем и другими видами оружия, борьба и верховая езда. Нужно было также знать основы анатомии лошади и родословные самых породистых лошадей. Помимо стрельбы из лука с коня (чем они собственно и отличались от рыцарей Запада), мамлюков обучали владению арбалетом, как в конном, так и в пешем строю. Популярным, как и в Европе, средством овладения всадническим искусством была охота с хищными птицами и… опять-таки с луком и арбалетом. А еще всякий мамлюк должен был уметь плавать и играть в нарды и шахматы!
Вооружение воинам под стать.
У нас еще будет материал в рамках заявленной темы, касающийся воинов Ближнего Востока, поэтому о вооружении мамлюков до 1350 года здесь смысла рассказывать нет, об этом еще будет. А вот о вооружении воинов-мамлюков XV века следует сказать, что оно сформировалось на основе опыта предыдущих веков и состояло из подбитого ватой боевой кафтана (хавтана), шившегося как в виде халата, так и в виде короткой рубашки. На него надевалась кольчуга и ламеллярный доспех — джавшан, нечто вроде пластинчатого корсета. Голову простого воина неплохо защищал обыкновенный тюрбан, но богатые мамлюки вне всякого сомнения предпочитали ему металлические шлемы (обычно тюрбанного типа) с наносниками и кольчужными бармицами. В том же XV веке раздельные доспехи постепенно были вытеснены кольчужно-пластинчатыми доспехами с осевым разрезом и застежками на груди. Кольчугу в этих доспехах, получивших на Руси название юшман, на груди и на спине дополняли ряды прямоугольных пластин, очень удобных для украшения их гравировкой и инкрустацией. Руки закрывали трубчатые наручи, ноги до колен – пластинчатые или кольчужные набедренники с металлическими коленными «чашечками» и треугольными кольчужными напусками, свисавшими с них вниз на голень.
Считается, что это один из двух шлемов (второй находится в Венской оружейной палате), сделанный около 1560 года для великого визиря османского султана Сулеймана Великолепного (правил в 1520–66). Оба шлема предположительно были сделаны в одной из имперских мастерских, возможно, в Стамбуле. Хотя этот шлем является несомненно боевым, судя по его прекрасной отделке и украшениям, он мог быть создан как часть парадной брони и как символ высокого звания его владельца. Высота 27.8 см; вес 2580 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Основным средством поражения противника, в отличие от рыцарей Европы, у мамлюков являлся лук, а не копье. Но они имели копья (обычно с древками из бамбука), прямые мечи, восточные сабли и булавы; а также арбалеты, применявшиеся при осадах и во время боев на море. В походе воины-мамлюки обычно имели всего одну лошадь, но зато одного или пару верблюдов для транспортировки снаряжения. Единообразная униформа отсутствовала, но многие носили одежду красного или желтого цвета. Большинство мамлюкских знамен тоже имели желтый цвет, поскольку такого же цвета были и знамена прежней Айюбидской династии. Знаками отличия военачальников служили пояса, богато украшенные драгоценными камнями, оправленными в золото и серебро. Впрочем, украшались не только пояса, но и доспехи и оружие. Тюрбанные шлемы воронились, покрывались позолотой и серебрением, на них методом гравировки и инкрустации (насечки) наносились тексты на арабском языке: славословия Аллаху, суры из Корана, а также пожелания победы своему хозяину. Такие же надписи делались и на больших пластинах юшманов, и находились мастера, что даже на кольцах байдан (кольчуг из широких расплющенных колец) умудрялись помещать имя Аллаха и пророка его Мухаммеда!
Тактика для соответствующего боевого состава
Поскольку мамлюки были конным войском, то главным в их тактике было маневрирование. Ложным отступлением они стремились расстроить ряды противника и неожиданно ударить по нему с фланга. Но была у них и пехота. Более дисциплинированная и обученная, по сравнению с европейской. Хотя мамлюки и редко использовали пехоту в сражении в поле, обычно полагаясь в этом случае на кавалерию. Главной задачей перед боем было выбрать наиболее удобное расположение, причем с расчетом, чтобы позади находился холм или холмы, чтобы затруднить атаку неприятеля с тыла. Построение войск было традиционным: центр и два фланговых отряда. Малочисленного противника мамлюки стремились окружить. А вот превосходящие силы полководцы мамлюков старались прежде всего измотать частыми атаками, а затем вклиниться массой всадников там, где у них обнаруживалась слабина. Конница мамлюков могла стоя на месте засыпать противника градом стрел, а затем обратиться в притворное бегство, рассчитывая, что преследователи на раненных конях станут отставить при скачке и таким образом численность неприятельского войска сократится еще до рукопашной схватки. Имелись специальные трактаты относительно того, как стрелять и куда прицеливаться. Указывалось, например, что если враг неподалеку, то сначала необходимо извлечь меч из ножен и привесить его себе на запястье. Стрелять из лука можно было по нему только после этого, а выпустив все стрелы, немедля атаковать деморализованного таким обстрелом противника!
Служить за землю, как и везде!
Армия мамлюков состояла из трех формирований, не считая рекрутов и вспомогательные части. Это – личная гвардия султана, отряды эмиров и свободные наемники халка. Эмирские мамлюки были подготовлены хуже, чем султанские, поскольку в элитных школах они не обучались. После смерти эмира они обычно переходили в отряды других эмиров или становились воинами халка. За службу офицеры мамлюков получали икта – земельные участки с крестьянами. Однако султан мог пожаловать им в награду и «доходные места». Например, это мог быть… мост, за проезд через который взималась плата, мельница или городской рынок. От уплаты налогов они освобождались, но в случае войны должны были привести султану отряд вооруженных людей. Икта выдавались в условное владение и не могли быть переданы потомкам по наследству. При Айюбидах достаточно престижными были и отряды свободных граждан халка, хотя постепенно их высокий статус сильно упал, а боеспособность понизилась. Интересно, что к XIV веку в отряды халка, как и в современный «Иностранный легион», мог записаться любой желающий, однако для этого нужны были деньги, поскольку вступавший платил командиру денежный взнос.
О численности и о деньгах…
Уже во второй половине XIII века благодаря реформам султана Бейбарса египетская армия численно значительно возросла. Сообщается, что она включала в себя до 40 000 воинов, из которых 4 000 были мамлюками. В начале XIV века численность армии мамлюков достигала уже 24 000 конников, из которых 12 400 принадлежали к отрядам эмиров. В провинции квартировали 13 000 мамлюков и еще 9 000 халка. Эмиры-сотники имели под своим командованием отряды из 1 000 воинов и собственный отряд телохранителей в 100 воинов. Затем шли эмиры, командовавшие сотней воинов, и эмиры-десятники.
Желая укрепить лояльность своих войск, Бейбарс значительным образом увеличил жалование своим мамлюкам. Кроме ежемесячных выплат, им раз в полгода или год выплачивалась сумма на покупку одежды и снаряжения, ежедневно оплачивали их мясной рацион, а раз в две недели выдавали деньги на корм коню. Кроме доходов с пожалованных участков, мамлюкским офицерам перед походом султан делал подарки, и такие же подарки делал при восшествии на трон всякий новый султан. В начале XV века жалование простого воина составляло три динара в месяц, а жалование офицера — семь динаров. Некоторые эмиры cта всадников получали доход с икта в размере 200000 динаров, эмиры сорока всадников – до 30000 динаров, эмиров десятка – около 7000 динаров.
Использованная литература:
1. Эсбридж, Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю. М.: Центрполиграф, 2016.
2. Сhristie, N. Muslims and Crusaders: Christianity‘s Wars in the Middle East, 1095 – 1382, from the Islamic Sources. New York: Routledge, 2014.
3. Rabie, H. The training of the Mamluk Faris / War, Technology and Society in the Middle East. Ed. V.J. Parry, M.E. Yapp. London, 1975.
4. Nicolle, D. Mamluk ‘Askary’ 1250 – 1517. UK. Oxford: Osprey Publishing (Warrior №173), 2014.
Источник — https://topwar.ru/164029-mamljuki-dospehi-i-oruzhie.html