Фашисты не думали здесь останавливаться. Сопротивление они сочли за временную задержку. Увлекаясь маневром, подбросили еще танков, еще пехоты, еще авиации. И понесли на этом большие потери. Авиацию встретили «курносые», они гонят, сбивают, поджигают «юнкерсы», пугают и путают их, вынуждая удирать, не сбросив бомб или сбросив их как попало, без прицела. Против германских пулеметных танков выступили республиканские пушечные. Кроме того, действуют броневики, и хорошо действуют. Мигель Мартинес упоенно носится в броневике, он никогда не думал, что эта машина может так лихо действовать.
М. Кольцов. Испанский дневник
До 1936 г. в испанской армии имелась одна кавалерийская дивизия, состоявшая из трех бригад. В составе бригады было два полка, а поддерживали их батальон мотоциклистов, рота бронеавтомобилей и еще батальон конной артиллерии из трех батарей 75-мм пушек. В дивизию дополнительно входили еще четыре отдельных кавполка и еще один пулеметный эскадрон. Но особенно экзотичными подразделениями испанской армии были пять таборов, подразделений марокканской конницы, несколько меньших по численности, чем батальон. В табор обычно входило три эскадрона марокканской конницы и еще один испанский пулеметный эскадрон.
Правда, говорить о том, что испанский конник был хорошим представителем своей военной профессии, в общем-то, можно лишь с натяжкой. Это был пехотинец с конем и саблей, кое-как обученный фехтованию. Эскадрон испанской кавалерии считался эквивалентом пехотной роты, но в отношении своей огневой мощи дотягивал лишь до пехотного взвода, а все потому, что на вооружении кавалеристов были только винтовки и три жалких ручных пулемета. Поэтому-то в полку и числился еще и чисто пулеметный эскадрон и вдобавок эскадрон, оснащенный 40- и 60-мм минометами. Ну а затем туда добавили еще и противотанковые и даже зенитные орудия.
Тактика конницы заключалась в поддержке пехотных бригад в труднодоступной местности и рейдах на территорию противника. Кавалерию вместе с бронеавтомобилями использовали также для проведения разведки и охранения транспортных колонн. Линия фронта между республиканцами и националистами была растянута на 2,5 тысячи миль, поэтому коннице было также очень легко просачиваться через нее в тыл противника и совершать там разные «безобразия».
Однако в полевых условиях испанская кавалерия как с той, так и с другой стороны чаще всего действовала, будучи спешенной. Действовали обычно повзводно или группами, а в группу обычно входило три-четыре всадника. Две группы составляли отделение и на ровной, и отрытой открытой местности отделение по фронту могло быть растянуто на расстояние до 45 метров, то есть около пяти метров между отдельными всадниками. Огневую поддержку осуществляли эскадроны, вооруженные ручными пулеметами «Браунинг». «Легкая броня» (танкетки с пулеметами и огнеметами) использовались для подавления вражеских огневых точек.
А вот как описывал атаку табора марокканцев один из интернационалистов Раймон Сендер из 5-го пехотного полка, действовавшего в 1937 году под Мадридом.
Достаточно эффективно действовала конница националистов и в других места. Так, 6 февраля 1938 года у местечка Альфамбра две бригады всадников-националистов из дивизии генерала Монастерио строем в две шеренги и общей численностью в 2000 сабель пошли в атаку на позиции республиканской дивизии. Третья бригада вместе с итальянскими танкетками CV 3/35 в качестве сил поддержки двигалась за ними в резерве. В результате атакованная дивизия республиканцев была полностью разгромлена, потеряла всю артиллерию, все пулеметы и даже свои полевые кухни.
Но обычная схема атаки от этой отличалась. Кавалерия двигалась вместе с танками, очень часто параллельно дороге, по которой они как раз и шли, чтобы не портить гусеницы на каменистой испанской земле. Когда передовой отряд вступал бой с противником, остальные всадники тут же спешивались и создавали фронт, за которым развертывались батареи 65-мм орудий. Танки сходили с дороги на грунт и наносили удар с фронта, одновременно несколько кавалерийских отрядов атаковали противника с флангов, стремясь зайти ему в тыл. Заблокировав таким образом позицию противника, кавалеристы давали возможность остальной пехоте завершать операцию, а сами двигались дальше.
Стоит заметить, что так воевали главным именно националисты. Республиканцы, хоть и были воспитаны на лучших традициях нашей собственной гражданской войны и видели лихие кавалерийские атаки Чапаева в кино, подобным образом действовали настолько редко, что ни один из источников ее не зафиксировал! И это происходило в условиях, когда об отказе о приоритете кавалерии в качестве главной ударной силы сухопутных войск еще и речи не шло, он никем не оспаривался, так как традиционные стереотипы были очень сильны. В тех же Соединенных Штатах танковые части имели название бронекавалерийских вплоть до самого начала Второй мировой войны. В РККА танкисты постоянно готовились к действиям вместе с конницей, что даже и не скрывалось, а напротив, демонстрировалось на маневрах! И тем не менее, в Испании весь этот положительный опыт использовали только франкисты. Неужели наши военные советники держали свой боевой опыт в секрете? Да нет, такое просто невозможно. Возможно другое: их там просто никто не слушал! Вот, например, какая телеграмма поступила с Арагонского фронта военному министру Испании относительно наших военных специалистов: «Большое количество русских офицеров в Арагоне ставит испанских солдат в положение колонизируемых аборигенов». Вот именно так, слово в слово!
Ну а как же быть с танками самой Испании? Их что, совсем не было? Ведь строила же Испания линкоры, пусть даже и небольшие, а ведь танк много проще любого линкора! Что ж, бронетехника в Испании появилась еще в 1914 г. (а отдельные образцы бронеавтомобилей испытывались еще в 1909-м), когда во Франции были закуплены 24 броневика «Шнейдер-Крезо», крупногабаритные машины на шасси парижских автобусов с броней толщиной всего лишь 5 мм. Двигатель в 40 л.с. был откровенно слабым, привод только на задние колеса. Шины традиционно из литой резины. Словом, ничего выдающегося. Правда, вот крыша была с А-образным наклоном бронелистов, чтобы с нее скатывались вражеские гранаты.
Автомобиль по хорошей дороге мог двигаться со скоростью до 35 км/ч. Скорость его, как и запас хода, составлявший 75 км, были невелики. Постоянного вооружения почему-то не было предусмотрено, но зато на нем имелись шесть больших люков-амбразур по каждому борту, которые служили для вентиляции машины, а еще через них могли вести огонь пулеметы и стрелки. Последних было 10 человек. Во время боевых действий на территории Испанского Марокко эти машины неплохо себя показали, причем использовались они и в гражданской войне!
Интересно, что в 20-е годы опять же во Франции испанцами были закуплены приглянувшиеся им экспериментальные колесно-гусеничные танки «Сен-Шамон», затем колесно-гусеничные бронеавтомобили с резинометаллическими гусеницами «Ситроен-Kerpecc-Шнейдер» Р-16 мод. 1929, опытные английские танкетки «Карден-Лойд», и итальянские танки «Фиат-3000».
Но только в 1928 году в Испании удалось построить свой собственный так, работы над которым были начаты двумя годами ранее на государственном заводе «Трубиа». Руководил работами капитан Руис де Толедо, а название танку было дано следующее: «быстроходный танк пехоты», или «Модель «Трубиа», серия «А».
Решили выпускать его, как и «Рено», в пулеметном и пушечном вариантах, да еще и поставить свою собственную пушку калибра 40 мм, имевшую дальность стрельбы 2060 м и начальную скорость снаряда 294 м/сек.
Но почему-то пушечный вариант у испанцев не получился, и танк вооружили сразу тремя французскими пехотными пулеметами «Гочкис» под 7-мм маузеровский патрон. Внешне этот танк немного походил на «Рено», но имел и множество «национальных» отличий. Например, непонятно зачем на него поставили двухъярусную башню. Причем каждый ярус вращался независимо от другого и в каждом ярусе было установлено по пулемету – каждый в шаровой установке, что позволяло изменять сектор обстрела каждого из них без поворота самой башни. Еще один пулемет поставили рядом с водителем в выступе на переднем броневом листе. На крыше башни вдобавок ко всем ее новшествам еще и поставили стробоскоп. Вспомним, что прибор этот состоял из двух цилиндров, один внутри другого, при этом внутренний цилиндр был неподвижен, а вот внешний, имевший привод от электромотора, вращался с большой скоростью. Вешний цилиндр имел на поверхности множество вертикальных щелей, столь узких, что пули винтовочного калибра проникнуть через них не могли, ну а на поверхности внутреннего цилиндра были смотровые окна, закрывавшиеся пулестойким стеклом. Когда внешний цилиндр быстро вращался, начинал действовать стробоскопический эффект, бронировка цилиндров словно «таяла», что и позволяло, засунув голову в неподвижный цилиндр, вести из него наблюдение. При этом обеспечивался обзор в 360°, но стробоскоп требовал специального привода, часто выходил из строя, нуждался в хорошей освещенности и в итоге на танках так и не прижился. Сверху стробоскоп был закрыт броневым колпаком, который одновременно служил вентилятором. Помимо третьего пулемета, в корпусе по бортам танка было две шаровые установки для стрельбы из личного оружия.
Интересно, что конструкторы сделали носовую часть корпуса выступающей за обод гусеницы, и, чтобы она ни в что не упиралась, поставили на нее узкий каток преодолевать вертикальные препятствия. Предусмотрен был и традиционный «хвост», так как он должен был, по идее, помогать пересекать окопы. В отличие от «Рено», у «Трубиа» вся ходовая часть была забронирована. Да еще и сверху закрыта надгусеничными полками, имеющими скосы. Гусеница была сконструирована очень оригинально. Траки своими внутренними поверхностями скользили по направляющим полозьям внутри забронированного обвода гусеницы, тогда как у каждого второго трака специальный выступ охватывал эту же бронировку снаружи!
Такая конструкция гусениц позволяла их надежно укрыть от попаданий пуль и осколков снарядов, от грязи и камней, но из-за отсутствия подрессоривания она была не слишком надежной. А отсутствие на траках грунтозацепов сильно снижало проходимость.
В боях, например, при обороне Овиедо и у Эстремадуры, применение этих танков показало, что их пулеметное вооружение было вполне достаточным, хотя пользоваться им было неудобно. Но было их очень уж мало*
На базе артиллерийского трактора «Ландеса», у которого с «Трубиа» была похожая ходовая часть, попытались сделать «боевой пехотный танк» — «Трубиа» мод. 1936, или (по названию финансирующей организации) «Трубиа-Наваль», но республиканцы называли его «машина Эускади».
Танк вышел просто крошечным и очень легким, но, тем не менее, с экипажем из трех человек, и для своих габаритов и веса имел солидное вооружение вооружался из двух пехотных пулеметов «Льюис» калибра 7,7 мм – один в башне и один в корпусе, причем оба в шаровых установках. Сначала была мысль вооружить его 47-мм орудием в башне и пулеметом в корпусе, но из этого ничего не вышло. Танк применялся в боях и довольно широко. Попадал также в руки мятежников, но, как и в случае с «Трубиа», был выпущен в минимальном количестве.
«Группа конструкторов танков» в городе Бардастро в провинции Хуэска создала и построила «танк Бардастро». Гусеницы на нем были забронированы, на корпусе стояла пулеметная башня цилиндрической формы. Другой информации обнаружить о нем не удалось.
Когда в 1937 г. командование националистов поручило специалистам завода «Трубиа» создать пехотный танк, превосходящий как советские, так и итало-германские танки, те такой танк под названием C.C.I. «Тип 1937» — «боевой танк пехоты», сделать сумели и получили заказ на 30 машин. Однако что же в итоге у них получилось?
Ходовая часть заимствовалась от итальянской танкетки CV 3/35. Вооружение, спаренные пулеметы «Гочкис», находились справа от водителя, а 20-мм автоматическая пушка «Бреда» мод. 35-20/65 — в башне. Танк имел скорость 36 км/ч и дизельный двигатель. Для поддержки пехоты это было лучше, чем эрзац-танки Pz.IA и В, но все равно превзойти советские Т-26, у испанских инженеров не получилось.
Следующий танк, существовавший, однако, лишь на уровне прототипа, получил название «пехотный танк «Вердеха». Причем назван он так был в честь его конструктора, капитана артиллерии армии националистов Феликса Вердеха. Разрабатывать машину начали в октябре 1938 г., а весной 1939 г. начались ее испытания. На этот раз ходовую часть позаимствовали у танка Т-26, но мотор и трансмиссию поставили спереди. Вооружение состояло из советской 45-мм пушки и немецкого пулемета «Дрейзе» MG-13 и располагалось в башне, находившейся в задней части корпуса. Причем башня была похожа на башню Pz.I, но с бронемаской большего размера, в которой и закреплялись цапфы пушки. Есть фото, где на этом танке стоит башня цилиндрической формы с двустворчатыми дверцами на обеих ее сторонах. Танк вышел примерно на четверть ниже, чем советский Т-26. Броня башни имела толщину 16 мм, лобовая бронеплита корпуса — 30 мм. Есть фотография, на которой по обеим сторонам ствола орудия стоят пулеметы, то есть на танке были опробованы разные варианты установки вооружения.
Танк «Вердеха» был показан генералу Франко, но, поскольку война уже закончилась, то смысла его выпускать уже не было, как и САУ на его базе.
Танки «Виккерс-6т» в Испании тоже повоевали. Их в 1937 году продал республиканцам президент Парагвая. Это были захваченные во время войны Парагвая с Боливией три танка типа «А» (пулеметные) и один, тип «В», — пушечный.
Был у испанцев и собственный бронеавтомобиль «Бильбао», названный так в честь города на севере страны, где его производили. На вооружение корпуса карабинеров он поступил в 1932 году и воевал в армиях и республиканцев и националистов. 48 таких броневиков было изготовлено на шасси коммерческого грузовика Форд 8 мод. 1930 г., производство которых было налажено в Барселоне. Вооружение: один пулемет «Гочкис» калибра 8 мм и личное оружие стрелков, которых в нем располагалось довольно много. Кстати, один «Бильбао» «дожил» до настоящего времени.
А вот бронеавтомобиль UNL-35 или «Юнион Наваль де Леванте Т-35», названный так по имени завода, где его выпускали с января 1937 года, был обязан своим появлением советским инженерам Николая Алимову и Александру Воробьеву. Они взяли шасси коммерческих грузовиков «Шевроле-1937» и отечественного ЗИС-5 и забронировали их, а также установили вооружение: два 7,62-мм пулемета. Националисты, которым они также доставались как трофеи, устанавливали два MG-13. Воевали эти машины на всех фронтах, заслужили высокую оценку и… на вооружении испанской армии находились даже до 1956 года.
На части этих бронеавтомобилей вместо пулемета в башню ставили 37-мм пушки Пюто, которые снимали с подбитых танков «Рено» FT-17. Воевали эти БА в Каталонии, но после поражения Республики попали в руки националистов. А те поставили на них башни… с подбитых советских бронеавтомобилей БА-6 и танков Т-26 и БТ-5! Так эти БА стали внешне очень походить на советские БА-6, и только вблизи их можно было различить визуально. Два АСС-1937 из Каталонии оказались на территории Франции вместе с ушедшими туда частями республиканцев. В 1940 году их захватили немцы, назвали «Ягуар» и «Леопард» и отправили воевать на Восточный фронт! У «Леопарда» была 37-мм пушка в башне, но затем ее убрали, заменив пулеметом за щитом. Обе эти бронемашины использовались для борьбы с партизанами, причем имеются сведения, что их даже захватили части Красной Армии!
* Например, испанский историк Кристиан Абада Третера сообщает, что в июле 1936 г. танков ФТ-17 было лишь всего 10 штук — пять в танковом полку в Мадриде (Regimiento de Carros de Combate № 1) и пять в Сарагосе (Regimiento de Carros de Combate № 2). В Мадриде находились и четыре старых танка «Шнейдер». Три прототипа танка «Трубиа» имел пехотный полк «Милан» в Овиедо. Две машины «Ландеса» — на заводе «Трубиа» в Астурии. Броневиков «Бильбао» было всего-то 48 штук, правда, республиканцы имели 41 машину.
Примечание: все рисунки бронетехники выполнены художником А. Шепсом.