Вундерваффе для Наполеона.
По мотивам https://alternathistory.ru/aerostaty-v-stroyu/
26 августа (7 сентября) в 5 часов утра на Бородинском поле началось сражение между войсками французского императора Наполеона Бонапарта и русского фельдмаршала Кутузова. Около 6 часов утра открыла огонь французская артиллерия. Французская пехота пошла на штурм Бородино и Семёновских флешей. Бородино атаковала 13-я пехотная дивизия Дельзона из состава 4-го корпуса Богарне. В селе стоял лейб-гвардии Егерский полк Карла Бистрома, который в бою потерял более трети своего личного состава. Два французских полка в жестоком штыковом бою оттеснили наши войска на правый берег Колочи. Французы пытались развить наступление. Но Барклай бросил в бой три егерских полка — казалось русским удастся отбросить противника, но контратака русских войск захлебнулась едва начавшись. Сквозь рассеивающиеся облака дыма стало видно, как в небе над французскими полками на предельно низкой высоте, летят несколько десятков огромных дирижаблей. Через мгновение по передовым колоннам русской пехоты, прямо с неба, был открыт шквальный огонь картечью из пушек установленных в корзинах дирижаблей. Испугавшиеся лошади и люди, обезумевшей толпой понеслись назад. Русские новобранцы и ополчение восприняли французскую авиацию как наступление конца света (карающих ангелов). Да отдельные части (состоящие из ветеранов) еще сопротивлялись – но до момента подлета французской авиации. Частично управляемые педальным приводом (а по большей части ветром), дирижабли оказывались около русских позиций сбрасывая вниз бомбы и стреляя из самострелов и пневматических ружей.
Было только ранее утро, но сражение уже превратилось в разгром – даже попытки обречённых контратак не могли исправить положение. Французам оставалось только преследовать бегущих….
*
Примечания
Запалы для бомб были сделаны наподобие банальных хлопушек. Сбросили бомбу на верёвочке, закреплённой на корабле, она выбрав длину выдёргивается из бомбы, воспламеняя запал, рассчитанный секунд на 30 (смотря по высоте полёта).
Поскольку дирижабли использовал водород в качестве подъёмной силы, то огнь на борту был строжайше запрещен (вплоть до выкидывания нарушителей за борт). Пушек, не смотря на свидетельства очевидцев, дирижабли не имели; тут накладывались различные события – стрельба французской артиллерии и сброс бомб, все это воспринималось именно как стрельбу с дирижаблей.
*
В русской столице во царила паника – еще бы разгром Аустерлица меркнул перед Бородинским побоищем. Однако, император Александр-1 проявил не дюжую волю отказавшись идти на мир. Отношения между Алекасндром-1 и Кутузовым так же нельзя было назвать гладкими (по сути, на Кутузова сваливали второй разгром русской армии), однако Кутузов напомнил, что Аустерлиц и Бородино он давал по настоянию монаршеской особы….
Несмотря на разгром русской армии, а потом и взятие Москвы, мир между Россией и Францией так и не наступил. Русская армия, опасаясь давать бой в чистом поле, прибегла к диверсионным действиям направленные против французских коммуникаций. Вскоре холода и голод сделали то, что не могли сделать пушки – вынудили французскую армию отступать. К поздней осени парк французской авиации порядком поизносился, что вновь уравнивало обе армии….
****
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
И вдруг, как длань Господня…
Воздушный шар, воздушный шар!
Но видели таких не мало….
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
Бомбы сыпались на нас,
а ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
****
Обычно, говоря про дирижабли на Бородинском поле, имеют ввиду альтернативу для русской армии (часть цитат взял оттуда).
https://alternathistory.ru/vundervaffe-dlya-kutuzova-ili-boevye-dirizhabli-v-borodinskom-srazhenii/
https://vk.com/@-186480496-russkii-dirizhabl-v-borodinskoi-bitve
Весной 1812 года немецкий механик Франц Леппих обратился к русскому посланнику в Штутгарте с предложением построить для русского правительства управляемый воздушный шар. В Петербурге уже не сомневались в неизбежности войны с Францией. Поэтому предложение 37-летнего немецкого механика использовать управляемые воздушные шары в качестве «летучих батарей» для императора Александра I оказалось, как нельзя кстати.
Однако, с учетом развития французской авиации куда логичнее, было бы наличие французской авиации на поле боя, т.е. дирижабль Леппиха был бы у французов. Да, пусть он будет один (за многочисленные дирижабли будут считаться аэростаты), но этого хватит для уверенной победы Наполеона под Бородино.
В 1768 году шотландский химик и физик Джозеф Блэк после изучения свойств водорода пришел к выводу о возможности использования его подъемной силы для будущих летательных аппаратов.
1782 год, ноябрь пришел первый успех – тут отметились братья Жозеф Мишель и Жак-Этьен Монгольфье.
1783 год, 5 июня. Официальная демонстрация полета воздушного шара братьев Монгольфье в Аннонэ.
1 декабря 1783 года состоялся первый полет на шаре, наполненном водородом, который построили искусные механики братья Роберы под руководством Шарля. В полете, продолжавшемся 30 минут, он достиг высоты 3000 м и доказал на практике, что путем сброса балласта и выпуска части газа можно эффективно управлять высотой полета аэростата. Посадка состоялась в 4 км от места подъема. Полеты Шарля продемонстрировали значительные преимущества шарльеров (так стали называть аэростаты, наполненные водородом) как в удобстве управления аэростатом по вертикали, так и с точки зрения возможности выполнения длительных перелетов.
Во время первых подъемов на привязном аэростате в 1783 году возникла мысль приспособить его для военных целей.
1793 году в действующую армию отправлен первый аэростат для полевых испытаний.
1794 год, апрель особым декретом была организована первая воздухоплавательная рота французской армии. Уже через одиннадцать лет после подъема братьев Монгольфье, во время Великой французской революции, Комитет общественного спасения решил использовать привязные аэростаты для наблюдения за австрийскими войсками. Их появление над позициями французских войск ошеломило австрийцев. 26 июня 1794 года в ожесточенной битве недалеко от города Флерюса французская армия, которой командовал генерал Журдак, разбила войска коалиции. Эта победа имела решающее значение, устранив опасность вторжения во Францию. Благодаря ей военные действия были перенесены в Бельгию, Голландию и в Рейнскую область. При этом следует отметить, что французы впервые использовали воздушный шар для наблюдения за ходом битвы и корректировки огня артиллерии именно во время этого сражения. Аэростат мог подниматься на высоту 500 м, наблюдатели могли заглянуть далеко в глубь обороны противника. А разведывательные данные передавали на землю в специальных коробках, которые спускались по шнурку, прикрепленному к гондоле. Этот успех послужил основанием для дальнейшего расширения воздухоплавательного парка во французской армии и организации национальной воздухоплавательной школы в Медоне.
Однако Наполеон, вернувшийся из Египта, без объяснения причин расформировал воздухоплавательный отряд Кутелля и закрыл школу в Медоне.
Источник: https://statehistory.ru/books/V—A—Obukhovich—S—P—Kulbaka-_Dirizhabli-na-voyne/2
***
АИ Наполеон по каким-то причинам наоборот заинтересовался воздушными шарами. Как артиллерист, а позднее полководец, он оценил преимущество воздушного наблюдения, стрельбу из артиллерии по противнику с помощью воздушной корректировки. И вместо запрета воздушной школы, она получает развитие. Безумные планы воздушных десантов отвергнуты, но в качестве средств наблюдения они не заменимы. Именно воздушным наблюдением страны антифранцузской, а позднее антинаполеоновской коалиции объясняют успехи французов/Наполеона в различных сражениях.
Данная альтернатива, как раз и имеет основание, что в 1812 (1811 году), немецких механик Леппих или захвачен с изобретением, или добровольно пошел на службу к Наполеону.
Ну а дальше как обычно – хотим такое же! И остальные страны Европы начинают работы в области авиации (сначала в армии. А в последствии и на флоте). Позднее, начинаются работы над управляемостью аэростатов, и вот уже первые дирижабли способные маневрировать при отсутствии ветра (против ветра ни один не полетит), и не много маневрировать при слабом ветре. Опять же, кто-то может заметить, что с аэростата можно сбрасывать не только послания, но и некий смертоносный груз – надо только дождаться попутного ветра.
При этом:
— военные замечают, что наблюдать вражеские армии легко, легко по ним навести артиллерию, и задумываются (особенно после того, как и собственная пехота попадает под вражеский огонь), а если сделать армию менее заметной для наблюдения с воздуха?
— если вражеская авиация наблюдает за нашими войсками, то надо как-то не дать ей возможность наблюдать. Проще говоря – надо сбить вражеский аэростат. И вот уже появляются первые легкие зенитные пушки (этакий гибрид пушки-мортиры с малым калибром, но большим углом возвышения).
— так же произойдет развитие пневматического оружия (Наполеон был против подобного оружия), сначала в качестве вооружения авиации, потом как некая альтернатива пороховому оружию.
Таким образом, к Бородинскому сражению, воздушные шары будут привычным явлением. А дирижабли из-за слабого двигателя будут еще слабы, чтобы самостоятельно переломить исход битвы.
Конечно, окончание войн в Европе остановит развитие авиации (денег нет), но воздухоплавательные школы и войска уже будут в каждой армии.
Но, мир – это только передышка в войне, и во время русско-турецкой войны русская армия и флот будут использовать авиацию. При этом – тут пальму первенства надо будет отдать Великобритании – догадаются использовать аэростаты не только для наблюдения за вражескими крепостями, но и в качестве морского воздушного разведчика. Вполне возможен именно авианосец – может буксируемый, может на веслах (а может и с одной мачтой), носитель авиации….