1

История этой машины началась в годы Второй мировой войны. Командование Вермахта, столкнувшись уже на первом этапе боевых действий с большим числом советских легкобронированных машин — танками БТ, Т-60, Т-70 и бронеавтомобилями, а также с нашими атакующими самолётами, особенно с бронированными штурмовиками Ил-2, решило снабдить войска 30-мм орудием с высокой поражающей способностью и большой дальностью ведения огня. По замыслу такое оружие должно было эффективно действовать по объектам непосредственно на поле боя, а также и по воздушным целям. 

В 1942 г. заказ на разработку спаренной 30-мм зенитной установки под индексом 0.30 cm Вг 303 разместили на пользующихся мировой известностью чехословацких арсеналах в Брно. Однако проектирование оказалось делом непростым: имея значительный опыт в создании пулемётов винтовочного калибра, чехи встретились с большими проблемами при переходе к 30-мм патронам. Разработка перешла в послевоенный период и была завершена лишь в 1953 г. Тогда система прошла испытания и была принята на вооружение как «30-мм зенитная установка ZK 453 обр. 1953 г.» (обозначение в НАТО — М53/59).

В годы «холодной войны» основное вооружение армий социалистических стран было советского производства. Но оружия требовалось много. Кроме того, в условиях угрозы ядерного противостояния сосредотачивать всё военное производство в одной стране было нецелесообразным. Потому частично создание и выпуск вооружений перепоручили другим странам, имеющим опыт военного производства — Чехословакии, ГДР, Польше.
 
30-мм зенитную установку ZK 453 смонтировали на шасси полноприводного трёхосного грузовика Praga V3S («Прага»), имевшего официальное название Praga PLDvK vz. 53/59 — Jesterka («Ящерица»), в НАТО машина именовалась PLDvK Model 53/59.
 
ZK 453 обеспечивали заметно большую дальность поражения, чем советские 23-мм орудия на 3У-23-2, хотя ленточное питание наших зениток обеспечивало более высокий темп стрельбы. Интересной особенностью системы было то, что артиллерийская часть могла сниматься с бронеавтомобиля и использоваться самостоятельно для стрельбы со стационарной позиции.
Вторая жизнь зенитной «ящерицы»
В Чехословацкой армии часть машин Praga PLDvK vz. 53/59 Jesterka была окрашена в серый цвет. Внутренний интерьер бронированного отделения — бежевый, двери — хаки. Зенитная установка, часто эксплуатировавшаяся без шасси, имела отличающуюся окраску
Вторая жизнь зенитной «ящерицы»
Из 220 машин Praga PLDvK vz. 53/59, служивших в армии Югославии, часть досталась хорватской армии. Две из них в восстановленном двухцветном камуфляже экспонируются в музее армии Хорватии и участвуют є парадах и выставках исторической техники
Вторая жизнь зенитной «ящерицы»
ЗСУ предназначалась для уничтожения воздушных целей, летящих на высотах до 3500 м со скоростью до 350 м/с, воздушного десанта на дальности до 2000 м, а также наземных целей примерно на тех же дальностях. Экипаж машины состоял из пяти человек: командира, наводчика, двух заряжающих и механика-водителя.
 
Во многом успех и долгие годы жизни спроектированной установки были обусловлены применённым вездеходным шасси «Прага» V3S. После национализации автозавода в 1945 г., учитывая начало «холодной войны», правительство страны поставило задачу наладить выпуск нового поколения современных грузовых автомобилей двойного назначения, в первую очередь, трёхосных армейских военных вездеходов. Техническое задание на трёхосный автомобиль военное ведомство представило в 1951 г. Известны фамилии создателей такой машины — заводской инженер Ланч и ответственный за проект со стороны пражского Научного автомоторного института Корбел. В силу специфики тех лет права на ошибку у этих людей не было. Собрав и испытав три опытных образца в 1952 г., они передали документацию на производство, которое началось через год. Никаких изменений вносить в документацию не пришлось, машина, что называется, получилась «с чертежа».
 
К 1980-м годам ЗСУ М53/59 морально и технически устарела. Западные справочники того времени относили установку к видам вооружения, которые можно не принимать в расчёт, примерно, как танки Второй мировой войны, стоящие на пьедесталах многочисленных мемориалов. Отмечались следующие её недостатки: отсутствие системы обнаружения, прицеливание автоматов осуществлялось только визуально, перегруженное шасси не обеспечивало требуемую мобильность в полевых условиях среднеевропейской местности. Кроме того, отсутствие герметического корпуса не позволяло использовать машину в условиях применения оружия массового поражения. Тем не менее, ЗСУ продолжала состоять на вооружении армий Чехии, Словакии, Югославии, Словении, Хорватии, Боснии-Герцеговины, Ливии.
 
Так бы и завершилась служба этой бронированной самоходной зенитки без военного участия, если бы не боевые действия в разваливающейся на части федеративной Югославии. С самого начала югославского конфликта установки М53/59 были включены в состав боевых групп. В начале, главным образом, для противовоздушной обороны, а позже -и для непосредственной огневой поддержки. Благодаря высокой плотности огня и высокой начальной скорости 30-миллиметровых снарядов пробивались насквозь даже стены домов, и зенитки стали незаменимыми орудиями в городских боях.
Вторая жизнь зенитной «ящерицы»
Вездеход «Прага»
Вторая жизнь зенитной «ящерицы»
ЗСУ М53/59:
 
1 — броневая кабина; 2 — смотровые щели кабины; 3 — ствол зенитной 30-мм пушки ZK 453; 4 — запасные магазины снарядов; 5 — броневая артиллерийская башня; 6 — вставленный магазин снарядов; 7 — бортовая платформа; 8 — защитный броневой лист башни; 9 — ящик для боеприпасов; 10-крепления запасных канистр; 11 — командирская башенка; 12-дверца боевого отделения
Вторая жизнь зенитной «ящерицы»
Шасси вездехода «Прага»
Вторая жизнь зенитной «ящерицы»
Артиллерийская часть ЗСУ могла сниматься с бронеавтомобиля и использоваться самостоятельно для стрельбы с огневого рубежа. Установка зенитного автомата на грунт
Вторая жизнь зенитной «ящерицы»Схема погрузки артиллерийской части установки на борт с помощью специальных направляющих, тросов, лебёдки
Вторая жизнь зенитной «ящерицы»
Артиллерийская часть установки: скорострельный 30-мм автомат
 
Особенно много этих зенитных установок использовалось во время боевых действий в Боснии. После первых же боевых столкновений характерный звук их стрельбы оказывал на солдат сильнейший психологический эффект: неуязвимая для огня стрелкового оружия М53/59 легко останавливала атаки пехоты и легкобронированной техники.
 
Однако, чтобы не нести потерь от артиллерии, «ящериц» старались использовать на второй линии огня. Но в городских боях эти машины действовали в непосредственном контакте с противником, для чего их вооружили дополнительным 12,7-мм пулемётом.
 
Во время бомбардировок Сербии и Черногории силами НАТО в 1999 г. М53/59 активно участвовали в зенитной обороне. Рассчитывая столкнуться в Югославии с техникой конца XX века, войска НАТО применяли эффективные средства радиоэлектронной борьбы, затрудняя использование радиолокационных станций. Но М53/59 не имели централизованных систем управления с такой техникой обнаружения. Потому радиолокационное противодействие их не коснулось, а хорошо подготовленный расчёт мог и по визуальным данным эффективно уничтожать летящие по прямой воздушные цели. По официальным данным, их огнём были сбиты 12 крылатых ракет и один беспилотный самолёт.
Вторая жизнь зенитной «ящерицы»
Зенитная «Ящерица» на демонстрации бронетанковых образцов. Музей военной техники чешского города Лешаны
Вторая жизнь зенитной «ящерицы»
ЗСУ в боевых действиях. Огонь ведёт установка 3-й пехотной бригады сербской армии, 1992 г.
 
Это очень большие достижения для «устаревших» установок. Проанализировав результаты боёв, западные военные эксперты пришли к выводу, что М53/59 — один из самых эффективных образцов оружия, использовавшихся в боях на территории бывшей Югославии в период 1991 — 1999 гг.
 
Согласно официальным документам, в 1965 — 1968 гг. Югославия приобрела у Чехословакии 220 таких установок. В 1990 г. на территории стран бывшей Югославии находилось 720 единиц этого типа.
 
Тактико-технические характеристики ЗСУ М53/59
 
Масса кг:
— боевая……………………………………….10 300
— сухая……………………………………………7450
Длина, мм……………………………………….7300
Ширина, мм……………………………………2345
Высота, мм……………………………………..2580
Высота (со вставленными
магазинами), мм……………………………..2950
Кузов (внутренние размеры), мм:
— длина…………………………………………..3000
— ширина………………………………………..2250
— высота борта………………………………..1820
База, мм………………………………3580+ 1120
Колея, мм:
— передняя………………………………………1870
— задняя………………………………………….2025
Клиренс, мм……………………………………..400
Двигатель:…………..6-цилиндровый дизель
Tatra Т-912-2, мощность 110 л.с.
при 2200 об/мин Максимальная скорость, км/ч:
— по шоссе………………………………………….60
— по просёлку……………………………………..50
Расход топлива, л/100 км:………от 32 до 43
Запас хода, км…………………………………..600
Запас топлива, л:……………два бака по 130
Максимальная глубина брода, м…………0,8
Радиостанция…………………………….имеется
Экипаж, чел…………………………………………5
Зенитное орудие
Калибр, мм…………………………………………30
Количество стволов………………………………2
Способ наведения:………….электрический
привод или ручной
Масса ствола, кг………………………………78,2
Масса зенитного автомата, кг…………224,1
Боекомплект…………………….400 выстрелов
в 8 магазинах
Вес пустого магазина, кг…………………….32
Вес полного магазина
(50 выстрелов), кг……………………………84,5
Скорострельность, выстр./мин …120 — 150 выстр./мин на два ствола
Начальная скорость снаряда, м/с……..1000
Дальность эффективного огня, м:
— по наземным целям………………………2000
— по воздушным………………………………3000
Угол возвышения, град……………………….60
Время перевода
из походного
в боевое положение, мин:…………до одной
Расчёт, чел……………………………………………3
 
Источник: http://modelist-konstruktor.com/bronekollekcziya/vtoraya-zhizn-zenitnoj-yashhericzy
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account