Вторая жизнь адмирала Макарова

28

Гибель 1-й и 2-й Тихоокеанских эскадр предопределила череда роковых случайностей, сыгравших не в нашу пользу и в итоге вылившихся в потери флота и поражения в войне. А что если бы их не было. Пусть не всех, но хотя бы части, все могло повернуться совсем по другому.

В ночь с 8 на 9 августа 1903 года при прохождении Гибралтарского пролива броненосец Ослябя коснулся дна. По прибытии в Алжир корабль осмотрели водолазы, обнаружившие обширные деформации флоров и расхождение обшивки на протяжении 46 шпангоутов. Были сломаны деревянные киль и фальшкиль, вдавлено дно. В ремонте броненосец простоял с 12 октября до начала декабря. Допустим, броненосец не сел на мель, а благополучно достиг Порт-Артура, куда он и направлялся, вместе с броненосцем Цесаревич и броненосным крейсером Баян 19 ноября.

Вторая жизнь адмирала Макарова

В ночь на 27 января (9 февраля) 1904 года японская эскадра без предупреждения напала на российский Порт-Артур, что стала началом русско-японской войны. Нападение японского флота началось с ночной атаки миноносцев на русскую эскадру в Порт-Артуре и продолжилось с участием крупных кораблей следующим утром. Около 22.30 8 февраля отряд из 10 японских миноносцев встретился с патрульными русскими миноносцами вблизи Порт-Артура. Русские корабли, не имея приказа, в бой не вступили. В 00.28 9 февраля первые четыре миноносца вышли незамеченными к Порт-Артуру и атаковали стоящую на внешнем рейде русскую эскадру. В результате атаки бронепалубный крейсер Паллада получил торпеду в середину корпуса. В 23.35 торпеда попала в броненосец Ретвизан, удар пришелся по левому борту в районе 19-20 шпангоутов, броненосец осел носом и накренился на левый борт. Был так же торпедирован сильнейший корабль эскадры броненосец Цесаревич, центр взрыва пришелся между 31 и 37 кормовыми шпангоутами, на глубине 2.74 метра ниже ватерлинии. Утром начался бой между основными силами, перестрелка между флотами велась с дистанции 8 км. В 12.20 адмирал Того приказал лечь эскадре на обратный курс. 8 февраля в 16.08 подорвался на мине и затонул бронепалубный крейсер Боярин.

Но, допустим, вице-адмирал О. Старк, озабоченный слухами о грядущей войне и донесениями разведки, приказал встать кораблям не на внешнем, а на внутреннем рейде, привел эскадру в состояние полной боевой готовности, приказал усилить бдительность, а всем кораблям поставить противоторпедные сети. Патрульные русские миноносцы не прошли мимо японского отряда, а отогнали его. Ночная атака миноносцев была сорвана, броненосцы Цесаревич и Ретвизан и крейсер Паллада остались целы и не вредимы. Ввиду неудавшейся ночной вылазки, Того утром не решился на бой, а повернув эскадру ушел.

Вторая жизнь адмирала Макарова

В декабре 1903 года крейсер Боярин в связи с накалившейся военно-политической обстановкой был отправлен в порт Чемульпо для несения там стационарной службы. 30 декабря на рейде этого корейского порта его сменил Варяг. Крейсер Варяг и канонерская лодка Кореец находились в нейтральном корейском порту Чемульпо в распоряжении российского посольства в Сеуле. 8 февраля 1904 года японская эскадра под командованием контр-адмирала Уриу блокировала Чемульпо, что бы прикрыть высадку десанта и не допустить вмешательства Варяга. Потом был бой, и Варяг и Кореец затонули. Предположим, что адмирал Старк , из-за сложившейся напряженной обстановки, решил не ослаблять эскадру в Порт-Артуре и оставил все как было, Варяг в Порт-Артуре, а Боярин в Чемульпо, который там и погиб.

1 (14) февраля 1904 года командующим Тихоокеанской эскадры назначен вице-адмирал С. О. Макаров. 24 февраля (8 марта) он прибыл в Порт-Артур. В 7 часов утра 31 марта, не ожидая выхода всех кораблей и не отдав приказ протралить рейд Макаров повел броненосцы Петропавловск, Полтава и четыре крейсера к месту гибели эсминца Страшного, успешно миновав минное поле. Петропавловск открыл огонь по японским крейсерам, японцы отступили на восток, где вскоре показались главные силы их флота. Русский отряд повернул к Порт-Артуру. Здесь к нему присоединились броненосцы Победа и Пересвет, после чего Макаров вновь пошел на сближение с противником. На этот раз прямо на мины. В 9.43 в носовой части Петропавловска раздался взрыв, пришедшийся на район носовой башни главного калибра. Боезапас сдетонировал. Через минуту броненосец погрузился в воду носовой частью. Затем последовал взрыв котлов, после которого Петропавловск, разломившись на двое , ушел под воду. Погиб почти весь экипаж, в том числе и вице-адмирал Макаров. В 10.10 на мине подорвался броненосец Победа, получив сильный крен на борт. 29 апреля под корабль подвели кессон и начали заделку пробоины.

Вторая жизнь адмирала Макарова

Допустим, что прибыв в Порт-Артур, адмирал Макаров стал держать флаг не на Петропавловске, а на целехоньком Цесаревиче, как самом мощном корабле эскадры. И 31 марта в рейде принял участие и флагманский броненосец Цесаревич. Петропавловск напоролся на мину, взорвался и затонул, а адмирал Макаров остался жив на Цесаревиче.

1 (14) мая 1904 года, пользуясь плохой видимостью, минный заградитель Амур произвел постановку 50 мин в 11 милях от Порт-Артура. На следующий день, соединение японских броненосцев, следуя привычным курсом, наткнулось на минное заграждение. Первым в 9.55 подорвался флагманский броненосец отряда Хацусэ. Для буксировки к нему направился второй броненосец Ясима, но сам подорвался на мине. Оба броненосца затонули.

15 мая 1904 года бронепалубный крейсер Богатырь напоролся на камни в Амурском заливе, получил тяжелые повреждения, с большим трудом корабль удалось спасти и привести на ремонт во Владивосток. Всю русско-японскую войну Богатырь простоял в ремонте. Предположим, что крейсер не напоролся на камни, или напоролся незначительно и был быстро отремонтирован.

10 (23) июня эскадра вышла в море, намереваясь прорваться во Владивосток. Встретив главные силы японцев, эскадра повернула обратно и вернулась во Владивосток. Причиной возвращения контр-адмирал Витгефт назвал отсутствие на кораблях значительной части средне-и малокалиберной артиллерии.

Вторая жизнь адмирала Макарова

1 (14) июля 1904 года при входе в гавань крейсер Баян правым бортом задел мину, получив пробоину почти 10 метров у бокового киля. В 18.40 крейсер успел встать на бочку, после чего сел на грунт. Перед вводом крейсера в док командование приняло решение полностью разоружить корабль.

После начала тесной блокады Порт-Артура русское верховное командование пришло к выводу, что флот не должен связывать свою судьбу с судьбой крепости, и эскадра должна прорываться во Владивосток. 10 июня (25 июля) 1904 года японская осадная артиллерия начала бомбардировку гавани Порт-Артура, дальнейшее нахождение Тихоокеанской эскадры в гавани неизбежно должно было привести к ее уничтожению. Целью русской эскадры, в соответствии с приказом главкома адмирала Алексеева являлся прорыв из осажденного Порт-Артура во Владивосток и соединения с Владивостокским отрядом крейсеров. Японский флот стремился воспрепятствовать прорыву и сохранить господство на море.

Силы сторон перед боем:

Тихоокеанская эскадра:

Отряд броненосцев контр-адмирала В. Витгефта Цесаревич, Ретвизан, Победа, Пересвет, Полтава, Севастополь.

Отряд бронепалубных крейсеров контр-адмирала Н. Рейценштейна Аскольд, Паллада, Диана, Новик.

8 эскадренных миноносцев Выносливый, Властный, Грозовой, Бойкий, Бесшумный, Бесстрашный, Беспощадный, Бурный; госпитальное судно Монголия.

Японский объединенный флот:

1-й отряд адмирала Х. Того броненосцы Микаса, Асахи, Фудзи, Сикисима, броненосные крейсера Ниссин, Касуга.

3-й отряд контр-адмирала С. Дева броненосный крейсер Якумо и бронепалубные крейсера Касаги, Такасаго, Читосэ.

5-й отряд контр-адмирала Х. Ямадо бронепалубные крейсера Хасидатэ, Мацусима, броненосец 2-го класса Чин-Иен.

6-й отряд контр-адмирала М. Того броненосный крейсер Асама, бронепалубные крейсера Акаси, Сума, Акицусима, Ицукусима.

18 эскадренных миноносцев и 30 миноносцев.

2-й и 4-й отряды под общим командованием вице-адмирала Камимуры (4 броненосных и 4 бронепалубных крейсера) находились в Корейском проливе, имея задачу не допустить в Желтое море владивостокские крейсера.

28 июля (10 августа) 1904 года в Желтом море произошло сражение между Тихоокеанской эскадрой и японским флотом. Итогом боя стало то, что Тихоокеанская эскадра практически перестала существовать как организованная боевая сила. Было решено, что прорыв во Владивосток невозможен, после чего началась передача артиллерии, боекомплекта и личного состава эскадры на сухопутный фронт. Серьезные повреждения получили и были вынуждены встать на ремонт японские броненосцы Микаса и Асахи.

Вторая жизнь адмирала Макарова

Теперь рассмотрим этот прорыв с точки зрения нашей альтернативной реальности. Эскадра сильнее на броненосец Ослябя, броненосный крейсер Баян, бронепалубный крейсер Варяг и эсминец Бойкий. Контр-адмирал Витгефт всего лишь командует отрядом крейсеров, а броненосным отрядом и всей эскадрой в целом командует вице-адмирал Макаров. На кораблях полный комплект артиллерии, не было передачи на берег орудий среднего и малого калибра. 7 броненосцев и 6 крейсеров у Макарова против 5 броненосцев и 13 крейсеров у Того. Соотношение артиллерии калибра 12″-10″ 28 против 22, калибра 8″-6″ 131 против 148. В реальном бою преимущество в скорости японцев было небольшое 16 узлов против 13. Прорыв и бой состоялся 10 (23) июня (как первая попытка Витгефта). Пусть сильно потрепанной, но эскадре все же удастся прорваться во Владивосток, не потеряв ни одного корабля (кроме эсминца Бойкий), равно как и японцам. Бой скорее всего будет маневренный и на дистанции не менее 60-80 кабельтовых.

29 июля адмирал Скрыдлов получил извещение, что эскадра Витгефта вышла из Порт-Артура. Тут же он отдал распоряжение контр-адмиралу Иессену следовать с отрядом крейсеров на соединение и на помощь Витгефту. Иессен, с крейсерами Россия, Громобой и Рюрик вышел из Владивостока в 6 часов утра 30 июля. 1 (14) августа 4.40 утра отряд Иессена столкнулся с отрядом крейсеров Камимуры Идзумо, Адзума, Токива, Ивате, бой был неизбежен. В результате боя крейсер Рюрик был потоплен, а Россия и Громобой 3 августа вернулись во Владивосток. Допустим, что все произошло как и в РИ, только на полтора месяца раньше (13 июня), отряд Иессена вышел на встречу отряда Макарова, вел бой с японскими крейсерами и потерял крейсер Рюрик.

13 декабря 1904 года, напоровшись на мину, подорвался и погиб японский крейсер Такасаго. Теперь предположим, что крейсер не подорвался на мине, а если подорвался, то не затонул и был отремонтирован (компенсация везение на везение, Такасаго против Богатыря).

В результате прорыва эскадры адмирала Макарова во Владивосток и соединения с крейсерами Иессена, состав ее мог бы выглядеть примерно так:

Отряд вице-адмирала Макарова броненосцы Цесаревич, Ретвизан, Победа, Полтава, Севастополь.

Отряд контр-адмирала Иессена броненосцы Ослябя, Пересвет, броненосные крейсера Россия, Громобой, Баян.

Отряд крейсеров контр-адмирала Витгефта бронепалубные крейсера Богатырь, Варяг, Аскольд, Паллада, Диана, Новик.

Вспомогательный крейсер Лена, 8 эсминцев, около десятка миноносцев.

Вторая жизнь адмирала Макарова

Вторая Тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирала З. Рожественского покинула Либаву 2 октября 1904 года. Ее основу составляли два броненосных отряда. 1-й отряд Рожественского состоял из новейших броненосцев Князь Суворов, Александр III, Бородино, Орел. 2-й отряд контр-адмирала Д. Фелькерзама из броненосцев Ослябя, Сисой Великий, Наварин и броненосного крейсера Адмирал Нахимов. Крейсерский отряд контр-адмирала Энквиста состоял из броненосного крейсера Д. Донской и бронепалубных крейсеров Олег, Аврора, Светлана, Жемчуг, Изумруд, безбронного крейсера Алмаз и вспомогательного крейсера Урал. Эскадренные миноносцы Буйный, Бедовый, Бравый, Быстрый, Блестящий, Безупречный, Бодрый, Грозный, Громкий, Прозорливый, Пронзительный, Резвый, последние три из за поломок вернулись обратно. Отряд Рожественского пошел вокруг Африки, отряды Фелькерзама и Энквиста через Суэцкий канал. И к 14 (27) мая эскадра подошла к Цусимскому проливу.

Теперь допустим, что из за болезни Фелькерзама, второй броненосный отряд возглавил контр-адмирал Н. Небогатов. А место уже находящегося в составе 1-й Тихоокеанской эскадры броненосца Ослябя занял броненосец Николай I и допустим, броненосный крейсер В. Мономах.

1-я и 2-я Тихоокеанские эскадры примерно равны по силе. В эскадре адмирала Макарова 7 броненосцев, 3 броненосных крейсера, 6 бронепалубных крейсеров, 1 вспомогательный крейсер, 8 эсминцев, 10 миноносцев. В эскадре адмирала Рожественского 7 броненосцев, 3 броненосных крейсера, 5 бронепалубных крейсеров, 1 безбронный крейсер, 1 вспомогательный крейсер, 9 эсминцев. Соотношение стволов артиллерии калибром 12″-10″ 28 на 26, калибром 8″-6″ 183 на 127. Если они соединятся, силы флота составят 14 броненосцев, 6 броненосных крейсеров, 11 бронепалубных крейсеров, 17 эсминцев.

Вторая жизнь адмирала Макарова

Японцы могут противопоставить 1-ю эскадру адмирала Х. Того 4 броненосца, 2 броненосных крейсера, 4 бронепалубных крейсера, 13 эсминцев, 4 миноносца. 2-ю эскадру адмирала Х. Камимуры 6 броненосных крейсеров, 4 бронепалубных крейсера, 8 эсминцев, 6 миноносцев. 3-ю эскадру адмирала С. Катаока 2 броненосца, 1 броненосный крейсер, 7 бронепалубных крейсеров, 1 безбронный крейсер, 4 канонерские лодки, 34 миноносца. Всего в объединенном японском флоте 6 броненосцев, 9 броненосных крейсеров, 15 бронепалубных крейсеров, 21 эсминец, 44 миноносца. Соотношение артиллерии калибром 12″-10″ 54 у русских против 32 у японцев, калибром 8″-6″ 310 против 258.

Соединившись, русский флот станет сильнее японского и закончит его гегемонию в Японском море. Теперь уже доминировать на море будет Россия. Сможет ли адмирал Того помешать соединению русских эскадр? На это у него практически нет шансов. Если он блокирует эскадру Макарова в заливе Петра Великого, то эскадра Рожественского беспрепятственно подойдет с тыла. Если он двинется на встречу Рожественскому в Корейский пролив, эскадра Макарова двинется за ним следом. Если Того разделит свой флот, то по отдельности он не сможет уничтожить русские эскадры. Если броненосная эскадра Того еще сможет противостоять русским броненосцам, то эскадра Камимуры с броненосными крейсерами нет.

Вторая жизнь адмирала Макарова

Джон Адамс
Подписаться
Уведомить о
guest

90 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account