Вредные советы для попаданцев. Часть 3
Содержание:
Внимание к мелочам
В литературе жизнь любого попаданца — это на 80% «пальба, трактиры, стычки, шпаги, кони». Оставим за кадром вопросы о шансе выжить в этих стычках на шпагах с конями — в конце концов, любому герою всегда автор подсуживает. Ну согласитесь, если героя в первом же трактире зарежут — это что за книга такая будет? Где героизм, где высокая мораль, где полет мысли, где, наконец, возможность для автора потрафить своим психологическим комплексам?
Поговорим сегодня о некоторых деталях быта. Например — какие личные вещи должен был всегда иметь при себе любой человек… Ну, скажем, приблизительно в период от Поздней Античности до Высокого Средневековья. Детали у разных стран и народов, разумеется, различались, но некий базовый набор необходимых в быту вещей у всех был примерно одинаковым.
Одно из главных неудобств, с которым столкнется в быту попаданец в прошлое (не считая туалетной бумаги, то есть ее отсутствия) — это полное отсутствие карманов. Их не было. Ни у кого. Ни у римлян, ни у кельтов, ни у древних славян с викингами, ни у скифов с сарматами, ни у египтян каких-нибудь, ни у, прости Господи, рыцарей Тевтонского ордена. Карманы появились только в семнадцатом веке во Франции.
Это кажется только, что сущая мелочь — карман. На самом деле мы даже не замечаем, как много они для нас значат. Бумажник сунул в карман, зажигалку, какие-то бытовые мелочи — и пошел.
Нет, можно, конечно, карманы изобрести. Если не боитесь нарушить Главную Историческую Последовательность. Но я бы на вашем месте не рисковал выпендриваться, и ходил бы, как все.
Отсутствие карманов древним людям компенсировал… Пояс.
О важности пояса
Пояс, вообще-то, во многих мужских (воинских) обществах был символом человека. В том смысле, что ты не раб и не холоп, а личность свободная, даже имеющая право носить оружие. Раб, напоминаю, за человека не считается, он предмет мебели, в лучшем случае — в статусе домашней зверушки. В Древнем Риме, например, главным знаком личного достоинства легионера был его пояс:
Пояса всячески украшались — медными или бронзовыми бляхами. Пояс легионера — подтверждение его статуса. В качестве наказания дорогой пояс могли отобрать, тем самым переводя солдата в статус последнего человека в легионе. Последствия понятны, думаю?
Ценили и всячески украшали свои боевые пояса и скифы, и сарматы, и славяне, и жители Европы — да практически все. Сами пояса, конечно, были очень разными, но как факт — они присутствовали в любом национальном мужском костюме. Иногда поясов было два — первым подвязывались штаны. Просто не все народы, как понимаете, штаны носили…)
Знаменитое «опоясанный рыцарь» — тоже отсюда же.
По поясу можно было определить примерный статус встреченного вами человека. Если просто кожаный ремешок — или обычный селянин, или еще не прошедший инициацию (ну, это смотря у какого народа, конечно же) подросток, и т.п. Если есть на поясе металлический наконечник — свободный взрослый мужчина. Если есть какие-то колечки, бляшки, дополнительные подвески, то — чем их больше, тем выше статус этого человека в его обществе.
Соответственно, потерять пояс в практически любом традиционном патриархальном обществе — верх позора для мужчины.
Что носилось на поясе?
Короткий ответ — все. Кошельки или сумочки — самой разной конструкции. В Раннем Средневековье, например, наиболее популярным был мешочек, как на фото выше.
Иногда — амулеты. Человек без амулетов — подозрителен: а он сам не колдун, часом? В христианских странах тоже — во-первых, много где очень долго сохранялось двоеверие (язычество отступало не один век, и зачастую — с боями), во-вторых… Формально, с отстраненной точки зрения, христианский крестик — тоже амулет. Или талисман. Или оберег. Он, конечно, не на поясе висел, но все-таки…
В сумке всегда лежали кресало, кремень и некоторый запас трута — единственные доступные в прошлом способы разведения огня. Кресало — просто кусок железа, иногда — выгнутый определенный образом для удобства удержания в руке. Кремень — понятно, надеюсь. Трут — любой материал, который может загореться от искры, высеченной ударом кресала по кремню. Изначально — высушенный гриб трутовик — в Европе. пожалуй, самый дешевый и доступный материал.
А все вместе это — огниво. Да, то самое огниво из сказки.
Кстати, им надо еще уметь пользоваться. С непривычки, привыкнувши к зажигалкам и спичкам, вы долго будете чиркать кресалом по кремню. С одной-то спички, да еще в ветер или дождь, не всякий костер развести сумеет, а тут — такая махровая древность…)
Вот представьте: лес. Темнеет. Ветер посвистывает. Холодно, одиноко и страшно — где-то недалеко подвывают волки. Вы сидите и, стуча зубами то ли от холода, то ли от страха, щелкаете железкой по камню. Ведь еще не всякая искра-то трут подожжет. И если он загорелся — еще не факт, что не погаснет, костер разводить тоже надо уметь. И безо всякой жидкости для розжига…)
Другая сумочка на поясе — для денег (если они у вас есть), каких-нибудь записок, иголки с ниткой для ремонта одежды, горсточки соли (соль много где была редкостью и стоила дорого), еще каких-нибудь мелких бытовых предметов. Если их много — нужно больше сумочек!
Нож на поясе — обязательно. И это не оружие. Нож практически нигде и никогда не считался боевым оружием, это была бытовая, обиходная вещь. Бытовые ножи у любых народов — в большинстве своем маленькие, с клинком длиной не более 10 см (а чаще меньше), с самой простой рукояткой из дерева или кости, с одним лезвием. Часто носились утопленными в ножны по головку рукояти. Абсолютное воплощение раннесредневекового бытового ножа в наше время — это финский пуукко.
Отдельно — боевой нож, если он вам полагается по праву и статусу, либо вы где-то его нашли и были настолько самонадеянны, что осмелились его нацепить. Это может быть некая разновидность кинжала (например, римский пугио), или скрамасакс, или акинак, и т.п.
И все это — на одном поясе. Кроме меча, если вы умудрились его себе надыбать. Меч не носился на том же поясе, что и предметы обихода, его вешали на дополнительный пояс, либо на перевязь через плечо. Потому что иначе меч будет стягивать вниз тот кусок кожи или ткани, на котором висят бытовые вещи.
Заметьте: речь пока шла только об оружии и каких-то мелких вещах. Крупная поклажа — запас одежды, еды и т.п. — в разных культурах переносилась по-разному. Но весьма часто — за плечами. Идея ранца или рюкзака — очень древняя, ей около 4,5 тысяч лет…)
Но об этом — в следующий раз.