Возрождение советских «Кондоров» или зачем флоту «Иван Рогов» Проекта 23900?
История местами циклична и сейчас как раз тот случай, когда судя по всему возрождается старая добрая советская концепция мощных противолодочных кораблей, которая довольно успешно применялась на протяжении нескольких десятков лет. Об одном из таких примеров и его нынешней «реинкарнации» мы сегодня и поговорим.
Как известно в отечественном судостроении сейчас реализуется один из самых масштабных проектов, который смело можно ставить в один из самых важнейших – это УДК проекта 23900 «Иван Рогов». Строят таких кораблей сейчас две единицы, спуск на воду запланирован на 2026-2027, а ввод в строй годом позже. Вокруг корабля ходит масса вопросов и загадок, в первую очередь про его размеры, из которых и исходит основная масса возможностей. Одно дело УДК водоизмещением 14 000 тонн, каким он был во время разработки, а другое 40 000 тонная махина – именно такие цифры были опубликованы чуть позже закладки и эта новость вызвала широчайший резонанс – такие корабли не строили уже многие десятки лет. И зачем они понадобились именно сейчас, да ещё и на ТОФ и ЧФ? И если со вторым всё понятно – стран, на которые может быть направлен данный вектор воздействия вполне достаточно, но Тихий океан? Совершенно очевидно, что такие размеры нужны либо для огромной десантной группы, либо для базирования широкого спектра летательных аппаратов.
Пока наш собственный СВВП в разработке, мы обратим внимание на самые реалистичные варианты авиагруппы УДК. В сети часто можно услышать такое утверждение, что она будет гибридной и очень продвинутой за счёт сочетания как пилотируемых аппаратов, так и беспилотных. И вот на второй делают особый акцент, мол это будущее, все дела — Турция так вообще делает мини авианосец, укомплектованный лишь БЛА. Спорить с этим трудно, но пока что никакой конкретики касаемо даже типа машин не называют, хотя самые смелые предположения касаются морской версии «Охотника». И звучит это довольно неплохо – УДК получит очень грозное, современное и умное оружие, способное действовать на огромном от корабля расстоянии, вести разведку и наносить удары. Кстати, совсем недавно детище корпорации «Сухой» испытало в деле, правда пока на полигоне, свой широкий арсенал высокоточного оружия и тесты закончились успешно. Но есть нюанс — слишком это сложная машина для адаптации под морской носитель – скорее всего он останется БЛА аэродромного базирования, а не морского. Но есть и другой вариант — высока вероятность создания «Ориона» под нужны флота. Он несёт достаточно вооружения, относительно дешев, а главное чрезвычайно компактен – на борту УДК их можно разместит многие десятки для продолжительных ударных операций, чем тот же «Охотник» похвастаться не сможет. В пользу данной теории говорит тот факт, что началось проектирование нового БЛА, но информации по нему ноль – известно лишь, что работы займут всего 2-3 года, что говорит нам не о создании новой машины, а адаптации уже имеющейся. «Орион» кандидат номер один.
Так или иначе всё это гадание на кофейной гуще, но вот что будет уметь УДК точно – так это вести противолодочную оборону, концепцию которой напрямую позаимствовали у советских крейсеров проекта 1123 «Кондор». И эта задача в наше время актуальна как никогда. Мы уже вскользь упоминали — главная особенность корабля заключалась в том, что он мог вести противолодочные действия 24 часа в сутки. Реализовать это удалось путём размещения 12 противолодочных вертолётов и 2 поисково-спасательных для их прикрытия, на всякий случай. Дело было так – 4 ищут, один прикрывает, затем менялись и так без остановки, сутками. Время было напряжённое, американские подлодки постоянно заходили туда, где им не рады. Так вот, сейчас ситуация практически та же, плюс у нас назревает множество проблем в ПЛО и крупный универсальный корабль вполне способен повторить задачу, стоящую тогда перед «Кондорами». Но интересно здесь другое – официально авиагруппа состоит из 16 вертолётов различного класса, но есть загвоздка – его китайский «коллега», при аналогичных габаритах, несёт 30 машин; на треть меньший «Идзумо» — 28; наиболее близкий по габаритам американский «Уосп» аж 46 вертолётов. Выходит, где-то источники подвирают касаемо возможностей нашего «Рогова» и в случае его комплектации противолодочными вертолётами возможности будут куда шире. В любом случае, даже если корабль окажется меньше и будет нести заявленную авиагруппу – это очень хороший потенциал и прямое повторение старой, но эффективной концепции.
Подводя итог можно обратить внимание, что нынешняя программа возрождения флота чем-то напоминает то, с чего начинал Советский Союз в середине 60-х, уже после пересмотра направления перекоса в сторону подводных лодок, за которое стоял Хрущёв. И если это действительно так, то после проекта 23900 нас ждут куда более крупные и интересные корабли.