Возможные преемники «сто девятого»? Опытные истребители Messerschmitt Me 209
Данный материал был переведен уважаемым коллегой NF и доработан мной. Перевод был выполнен в апреле 2021 года.
Содержание:
Предисловие редакции: В 1939 году в компании Messerschmitt приступили к созданию истребителя на базе рекордного самолета Me 209, который согласно планам руководства компании должен был сменить в боевых частях истреибтель Bf 109. Об этой трудной задаче рассказывает Герберт Ринглштеттер (Herbert Ringlstetter).
26 апреля 1939 года Фриц Вендель на рекордном самолете Me 209 V1 завоевал для Германии абсолютный рекорд скорости. Это был блестящий успех Вилли Мессершмитта и его команды. Чтобы получить средства на создание рекордного самолета Me 209 Вилли Мессершмитт пообещал руководству Имперского министерства авиации (Reichsluftfahrtministerium – RLM) создать на его базе истребитель. Разрабатываемая на базе Me 209 V1 машина потенциально мог стать преемником Bf 109, который на тот момент был стандартным истребителем немецких ВВС. Мнение о том, что компания Messerschmitt финансировала создание Me 209 из собственных средств, сохраняется и по сей день, однако известно, что технической отдел RLM была компании Messerschmitt заказ на изготовление четырех прототипов Me 209. Помимо трех прототипов Me 209 V1, V2 и V3, который предназначались для рекордных полетов, компанией был создан Me 209 V4 – единственный самолет данного типа, который проходил испытания в качестве самолета-истребителя.
Соответственно, прототип Me 209 V4 с заводским номером 1188 и номером гражданской регистрации (позднее он был заменен на военный номер CE+BW) с самого начала проектировался и испытывался в качестве истребителя. Силовая установка прототипа Me 209 V4 должна была быть такой же, как и у истребителя Bf 109 E и состоять из одного 12-цилиндрового двигателя DB 601 A со взлетной мощностью 1100 л.с. и обычной системой охлаждения.
Первый полет опытного истребителя Me 209 V4 был выполнен 12 мая 1939 года под управлением Германа Вурстера (Hermann Wurster). Сразу же были обнаружены критические проблемы в поведении машины. Если для рекордного самолета плохие характеристики управляемости и взлетно-посадочные характеристики не играли большой роли, то при принятии на вооружение истребителя, рассчитанного на массового летчика средней квалификации, они были в числе важнейших приоритетов. Конструкция самолета подверглась многочисленным модификациям. Размах и площадь крыла были увеличены, а на его передней кромке было испытано несколько вариантов предкрылков. Также был немного увеличен киль и уменьшены размеры основных стоек шасси.
Очень компактный самолет
При разработке истребителя в вопросе его вооружения конструкторы компании ориентировались на Bf 109, оснастив Me 209 V4 парой пулеметов MG 17, установленных над двигателем, и пушкой MG FF, размещенной в развале цилиндров и стрелявшей через полый вал воздушного винта. Позднее рассматривалась установка в развале цилиндров пушки MK 108.
Положительным моментом были небольшие размеры Me 209 V4, показавшие, что по сравнению с Bf 109, который уже обладал довольно скромными габаритами, возможен еще более компактный истребитель, способный нести все необходимое боевому самолету оборудование. Это также означало, что по сравнению с Bf 109 производство самолета может быть более экономичным при меньших материальных затратах. На больших высотах летные характеристики Me 209 V4 были примерно такими же, как у Bf 109 E. Новая машина получила более мощный 1175-сильный двигатель DB-601-N, но эта силовая установка ничего не изменила в посредственных характеристиках управляемости, которые требовали опытного летчика.
Вероятность того, что RLM примет на вооружение истребитель данного типа была, безусловно, оценивалась как незначительная, поскольку в компании Messerschmitt параллельно велись работы над более совершенной версией «сто девятого», получившей обозначение Bf 109 F. Оснащенный тем же двигателем будущий «фридрих» превосходил Me 209 V4 по всем параметрам. По всей видимости в компании Messerschmitt просто выполняли обещание построить истребитель, данное при заказе на постройку рекордных самолетов, и самого начала полагали, что эта машина не пойдет в серийное производство. Летчики-испытатели компании Messerschmitt Герман Вурстер и Фриц Вендель также считали, что Me 209 V4 не может быть принят на вооружение. Точно такое же мнение имели и пилоты испытательного центра Рехлин, которые смогли полетать на этом опытном истребителе.
Несмотря на отказ от Me 209 V4 работы по его дальнейшему совершенствованию были продолжены до осени 1939 года, в датированном августом 1940 года заключительном отчете помимо других положительных отзывов можно было прочитать о хорошей или отличней устойчивости по всем трем осям. Как и следовало ожидать, Имперское министерство авиации отказалось от этого нового истребителя компании Messerschmitt. После отказа RLM полет на опытном истребителе Me 209 V4 продолжились до начала 1941 года, о чем свидетельствуют записи в документации компании Messerschmitt. Затем истребитель был передан расположенному в Эрдинге Управлению воздушных судов (Luftzeugamt), где его вскоре отправили на слом. Так закончилась история «Истребителя на базе рекордного самолета».
Однако в ноябре 1939 года компания Messerschmitt предложила Имперскому министерству авиации еще один вариант истребителя Me 209, разработанный на базе Me 209 V4. Проект нового истребителя был сильно переработан, и новая машина должна была стать полноценным истребителем.
В целях обеспечения пилоту хорошего обзора в задней полусфере у самолета была снижена высота задней части фюзеляжа. Кроме того, кабина была перенесена вперед, а топливный бак был размещен под сиденьем пилота. Вооружение – по крайней мере одному из чертежей компании Messerschmitt, – должно было состоять из двух пулеметов винтовочного калибра, установленных над двигателем. Силовая установка должна была состоять из одного 12-цилиндрового рядного двигателя DB 601 E, потреблявшего 100-октановое топливо и развивавшего мощность 13500 л.с.. согласно данным компании Messerschmitt взлетная масса истребителя должна была составлять 2660 кг, а масса пустого самолета – 2152 кг. Проект не пошел дальше чертежной доски, поскольку RLM не проявил интереса к этому варианту истребителя Me 209 и запретило дальнейшие разработки на базе рекордного самолета.
Me 209 V5 и V6
В начале 1942 года компания Messerschmitt предприняла попытку реанимировать программу «двести девятого» и представила новый проект Me 209 V5. Несмотря на общее типовое обозначение и следующий в очередности номер прототипа данный проект ничего общего с четырьмя предыдущими опытными машинами. Фактически Me 209 V5 был совершенно другим самолетом.
Отличительной особенностью проекта Me 209 V5 было использование многих узлов и конструктивных элементов от находившегося в массовом производстве истребителя Bf 109 G. От «густава» планировалось заимствовать фюзеляж, внешние консоли крыла, горизонтальное оперение и кабину пилота. Вновь разработанными в конструкции истребителя Me 209 II были моторная рама, центроплан крыла с новыми стойками шасси, имевшими более широкую колею и убиравшимися в направлении фюзеляжа, и вертикальное оперение. Вооружение истребителя из одной мотор-пушки MK 108 и двух пулеметов MG 131 было идентично поздним вариантам модификации Bf 109 G.
В качестве силовой установки предусматривалось использование двигателя DB 603 G с рабочим объемом 44,5 литра и взлетной мощностью 1900 л.с.. Двигатели данного типа были запущены в серийное производство в 1942 году.
Однако в это время основные усилия компании Messerschmitt были сосредоточены на создании истребителя Me 309, который долгое время рассматривался в качестве преемника Bf 109. Только после 23 января 1943 года – даты официального окончания программы Me 309 – в центре внимания оказался более простой и дешевый Me 209 V5, в конструкции которого предполагалось использовать 50% компонентов и узлов конструкции Bf-109 G.
Подготовка к серийному производству теперь должна была начинаться в спешке с необходимостью использовать вспомогательную инструментальную оснастку. В начале апреля 1943 года материалы по этому проекту были переданы в RLM. Согласно этим данным, компания Messerschmitt планировала изготовить 5 опытных образцов и от 40 до 60 предсерийных самолетов. Начало крупносерийного производства истребителя Me 209 II было запланировано на декабрь 1943 года.
Свежие идеи
Тот факт, что серийное производство истребителя Me 209 II не было начато отчасти объясняется новаторскими идеями Адольфа Галланда. Этот дослужившийся до генеральского звания летчик-истребитель предложил полностью сконцентрировать производственные мощности компании Messerschmitt для на новом реактивном истребителе Me 262. По мнению Адольфа Галланда производство истребителей с поршневыми двигателями должно быть ограничиться компанией Focke-Wulf и самолетами типа Fw 190 D и Ta 153. Оба эти многообещающих истребителя уже находились в разработке и на обоих устанавливались 12-цилиндровые рядные двигатели жидкостного охлаждения.
25 мая 1943 года генерал-флюгцойгмейстер фельдмаршал Эрхард Мильх исключил Me 209 из производственного списка. Однако по настоянию Вилли Мессершмитта Адольф Гитлер распорядился о повторном включении Me 209 в производственное планирование RLM.
Для того чтобы принять окончательное решение было решено провести прямое сравнение машин компаний Messerschmitt и Focke-Wulf для чего компаниям было предложено к 13 августа 1943 года представить в Имперское министерство авиации комплекты документации. Сравнение показало, что более легкий Me 209 отличается от Ta 153 меньшими затратами на производство и материалы. Однако технический директор компании Focke-Wulfs Курт Танк, создав оснащенный двигателем Jumo 213 истребитель Fw 190 D, опередил всех по срокам организации производства, поскольку новая машина требовала всего лишь 15% новых деталей и узлов. Большую часть элементов конструкции можно было взять у выпускавшихся серийно истребителей Focke-Wulf Fw 190 A. Усилия Курта Танка в конечном итоге привели к созданию истребителя Ta 152.
Схватка, которая дорого обошлась Германии
Несмотря на сказанное выше в компании Messerschmitt были изготовлены два прототипа «двести девятого»: Me 209 V5 с двигателем DB 603 G, совершивший свой первый полет 3 ноября 1943 года, и Me 209 V6 с развивавшим равную мощность двигателем Jumo 213 E, который впервые поднялся в воздух 22 декабря 1943 года.
Однако к этому времени программа Ме 209 была уже месяц как окончательно закрыта, и RLM выдало разрешение на экспорт самолетов данного типа. Запланированная продажа Me 209 в Японию в качестве замены Me 309 так и не состоялась.
В конечном итоге борьба между компаниями Messerschmitt и Focke-Wulf за возможность оснастить немецкие ВВС новым стандартным истребителем с поршневым двигателем привела к серьезному сдвигу сроков поставки новой техники вправо и потерям драгоценного времени. В условиях все возрастающей мощи ударов бомбардировочной авиации союзников по городам и промышленным центрам Германии борьба компаний привела к тому, что германская промышленность не смогла ответить на брошенный вызов и не смогла обеспечить количественного и качественного увеличения немецкой истребительной авиации.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Messerschmitt Me 209 II
Назначение: истребитель
Статус: прототип
Экипаж: 1 человек
Силовая установка: один 12-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Daimler-Benz DB 603 G, развивавший на взлете при 2700 об/мин мощность 1900 л.с. и на боевом режиме при 2700 об/мин мощность 1560 л.с.
Размеры:
размах крыла 10,95 м
длина 9,24 м
высота 4,00 м
площадь крыла 17,20 м²
Масса:
пустого самолета 3339 кг
взлетная 4085 кг
удельная нагрузка на крыло 237,5 кг/м²
Летные характеристики:
максимальная скорость около 680 км/ч
практический потолок 11000 м
Вооружение: одна автоматическая 30-мм пушка MK 108 и два синхронизированных 13-мм пулеметов MG 131
источник: Herbert Ringlstetter «Typengeschichte Technik. ALS BF-109-NACHFOLGER GEEIGNET? Die Messerschmitt Me 209 als Jäger» «Flugzeug Classic» 2012-03, Seiten 36-41