Воздушная атака Скапа-Флоу, 1915
Технология
Оружием, специально разработанным для этой воздушной операции, была "высотная", или парашютирующая, торпеда C.03/L, созданная на базе стандартной флотской 45-сантиметровой торпеды C.03.
Идея сбрасываемой на парашюте торпеды в основных чертах была предложена младшим лейтенантом Фридрихом Хонерхофтеном еще в 1913 году, и хотя тогда флот оставил ее без внимания, тем не менее, проект не остался незамеченным. Осенью 1914, командир дивизиона воздушных кораблей Петер Штрассер заинтересовался идеей, и приказал начать проработки по возможности доставки цеппелинами торпед в военно-морские базы и крупные гавани противника.
В ходе работы, немецким конструкторам пришлось решить немало проблем. Сбрасываемая с высоты не менее тысячи метров торпеда должна была опускаться достаточно медленно, чтобы не разрушится при ударе о воду: одновременно, она должна была падать достаточно быстро, чтобы ветер не успел снести ее в сторону от цели. Детонатор торпеды должен был быть защищен от преждевременного срабатывания при столкновении с поверхностью воды. Наконец, парашют должен был быть выполнен легко отделяемым, чтобы стропы его не запутались в винтах торпеды. На проработку различных путей решения проблемы ушло пять месяцев, и только к лету 1915 года первые прототипы торпед поступили на испытания.
"Высотная" торпеда была устроена следующим образом: корпус стандартной флотской торпеды C.03, дооснащенной по бокам выступами-креплениями, был охвачен выше центра тяжести деревянной рамой-обручем. Выступы на боках торпеды вставлялись в выемки рамы, тем самым удерживая конструкцию вместе. Рама состояла из двух половин, соединенных шарниром и сомкнутых вокруг корпуса торпеды при помощи пружинной защелки. Из пружинной защелки, выступал под углом вниз 5-метровый деревянный гайдроп, при ударе о поверхность размыкающий крепление.
На противоположной от защелки стороне рамы крепился контейнер парашюта, служившего для мягкого приводнения торпеды. Парашют диаметром около пяти метров был уложен в жестяной контейнер, и выбрасывался пружинным механизмом. Сжатую пружину удерживал винт, на внешнем конце которого была закреплена вертушка счетчика оборотов: раскручиваясь набегающим потоком воздуха при падении торпеды, вертушка вывинчивала винт из резьбы, и когда винт выкручивался полностью, он высвобождал парашют. Парашют замедлял скорость падения торпеды до 15-25 метров в секунду, обеспечивая мягкое приводнение. Распрямляясь, парашют выдергивал предохранительную скобу, удерживающую защелку на деревянной раме от случайного раскрытия.
Торпеда закреплялась на борту дирижабля горизонтально, под решетчатым полом килевого коридора. Для точного сброса торпеды использовались особой конструкции бомбосбрасыватели. Во время полета к цели, торпеда фиксировалась дополнительными скобами и предохранителями, которые снимались бомбардиром непосредственно перед сбросом.
Отделившись от дирижабля, торпеда падала кормой вниз (во избежание сильного удара по детонатору при приводнении). В это время счетчик оборотов парашютной системы отсчитывал — приблизительно — время падения, и после достижения расчетного значения, высвобождал парашют. Парашют раскрывался набегающим потоком воздуха, замедляя падение торпеды до приемлемой скорости. Приводнение торпеды осуществлялось на скорости до 25 метров в секунду.
При касании поверхности, гайдроп вышибал защелку, рама раскрывалась под весом торпеды, и торпеда падала в воду. В момент высвобождения торпеды, из ее корпуса выбивалась пружиной пусковая скоба (до этого прижатая и удерживаемая рамой), запуская двигательную систему. Ради максимального увеличения дальности хода, скорость торпеды была ограничена 20 узлами, что давало дальность порядка 4500 метров. Для преодоления противоторпедных сетей, носовая часть торпеды оснащалась сетерезом.
Так как прямолинейное движение торпеды — сброшенной с дирижабля и приводнившейся в случайном положении — не давало гарантии поражения даже неподвижной цели, торпеда C.03/L была настроена двигаться по раскручивающейся спирали. Вертикальный руль ее был зафиксирован в необходимом положении при помощи винтового крепления, соединенного с расположенным на корпусе торпеды пропеллером счетчика оборотов. Раскручиваемый набегающим потоком воды при движении торпеды, пропеллер (через понижающую передачу) выкручивал удерживающий руль винт, тем самым по мере движения торпеды увеличивая радиус циркуляции. Максимальный радиус циркуляции торпеды обычно устанавливался 250 метров.
Рейд
Утром 28 сентября 1915 года, воздушные корабли германского флота покинули свои ангары, и полетели на северо-запад. Шесть дирижаблей конструкции Цеппелина и два конструкции Шютте-Ланца шли двумя группами по четыре корабля в каждой: первая группа включала L 11, L13, SL 3 и L 15, вторая — L 10, L 14, SL 5 и L 16.
Все эти дирижабли были крупными, современных моделей с объемом оболочки более 30000 кубических метров, способные забираться на высоту до трех тысяч метров и поддерживать скорость более девяноста километров в час. Их радиус действия с бомбовой нагрузкой 1500 кг (вес двух торпед C.03/L) превышал 2500 километров. Два Шютте-Ланца, обладавших несколько меньшей полезной нагрузкой, были вместо торпед снаряжены во множестве осветительными и легкими фугасными бомбами и предназначались на роль флагманов воздушных соединений.
Шестнадцатичасовой полет над Северным Морем прошел без особых затруднений. Дирижабли построились широким фронтом, держась на расстоянии двадцати километров друг от друга, чтобы британским кораблям (если таковые встретились бы в пути) было труднее установить точную силу воздушной армады. В случае, если один из цеппелинов замечал военный корабль, он незамедлительно менял курс, радиотелеграфируя об этом остальным дирижаблям соединения. На полпути L 14 испытал проблемы с моторами и был вынужден вернуться.
Воздушная эскадра прибыла к Оркнейским Островам около 20:19. Выжидая наступления полной темноты, воздушные корабли кружили к северу от Фэр-Айл. При этом, L 10 случайно отдалился от остального флота, и не сумел потом восстановить с ним контакт в темноте.
Около 22:15, в полной темноте, воздушные корабли двинулись на юго-запад. Двухчасовой полет над морем привел их к полуночи к побережью Оркнейских Островов. Затемнение так далеко на севере отсутствовало, и навигаторы легко нашли Керкуолл и Дирнесс, служившие ориентирами для атаки. Набрав высоту в 1500 метров, воздушные корабли (за вычетом отставшего L 10) построились плотной колонной, проплывая над побережьем. SL 3 и SL 5 выдвинулись вперед: на них, как на флагманах, лежала задача поиска и наведения воздушных кораблей на цели.
В огромном прямоугольнике Скапа-Флоу в эту ночь собралось множество кораблей. На пространстве 8 на 14 километров собрались двадцать дредноутных и восемь додредноутных линкоров, три линейных крейсера, два десятка броненосных и легких крейсеров и более тридцати эсминцев. В среднем, на каждые 1,2 квадратных километра приходилось по боевому кораблю. Корабли были освещены навигационными огнями, и, в целом, весьма заметны на фоне воды: рулевому SL 3 не составило особого труда вывести свой корабль прямо на основную стоянку британского флота. Прозвучала команда "полный вперед", и огромный воздушный дирижабль устремился к цели, распахивая бомболюки. Еще мгновение, и осветительные бомбы, подвешенные под длинным хребтом дирижабля, устремились вниз.
Британские экипажи даже не подозревали о готовящейся атаке вплоть до того момента, когда в небе вдруг ослепительно вспыхнул свет, и сплошной ковер осветительных бомб, раскачивающихся под покрытыми фольгой парашютами, не распустился над стоянкой флота. Ослепительный свет был настолько силен, что кто-то на борту дредноута "Колоссус" закричал "проклятый метеор летит прямо в проклятую гавань!" В следующее мгновение повсюду начали падать легкие 10-килограммовые гранаты, взрываясь в воде и только усугубляя неразбериху. Яркое зарево над заливом и грохот разрывов заметили даже в Вудвике: в Скапе и Хольме народ высыпал на улицы с криками "флот горит! Флот взорвался!". И под эту увертюру из света и грохота, пять воздушных кораблей начали заходить в атаку.
Внезапность, с которой цеппелины вышли в атаку, была полной. Идущим на скорости более семидесяти километров в час воздушным кораблям потребовалось не более четырех минут, чтобы пройти над гаванью. Ярко освещенные пламенем осветительных бомб, темные силуэты кораблей отчетливо выделялись на фоне залива. В 00:18, первые торпеды сорвались с держателей, и стремительно полетели вниз. Освободившиеся от нагрузки воздушные корабли мгновенно давали полный ход, и устремлялись вверх, на безопасную трехкилометровую высоту.
Англичане были полностью захвачены врасплох. Экипажи по большей части спали или были заняты повседневными делами, орудия были зачехлены, а ящики с боеприпасами заперты. В результате, первые выстрелы зениток захлопали в ночном небе только тогда, когда дирижабли уже сбросили свой груз и полным ходом летели на юг. Зенитные орудия флота, в основном 12-фунтовые пушки 20cwt OF были недостаточно приспособлены к поражению целей на высотах более 3000 метров, а артиллеристы-моряки не имели подготовки для ночной зенитной стрельбы.
Всего в ходе рейда было сброшено десять торпед. Четыре из них не сумели приводнится правильно или вышли из строя после приводнения: британцы в дальнейшем подняли со дна кормовую часть торпеды, запутавшейся в стропах и переломившейся при ударе о воду. Из оставшихся, одна была сброшена слишком далеко, чтобы попасть в стоянку флота, и три приводнившихся успешно, ни в кого не попали. Но это вполне компенсировалось тем, что три другие торпеды сработали как надо.
Первой жертвой торпедной атаки пал дредноут "Нептун", один из последних британских дредноутов с 305-мм артиллерией, стоявший на якоре к северо-востоку от Фара. Торпеда (предположительно, сброшенная L 11) поразила дредноут в кормовую часть корпуса. Из-за оплошности экипажа, поперечные водонепроницаемые переборки не были задраены должным образом, а сплошных продольных в оконечностях корабль не имел, и попадание привело к обширному затоплению. Приняв более 3000 тонн воды, "Нептун" сел кормой на грунт, при этом кормовая башня главного калибра полностью скрылась под водой. Ремонт корабля продлился до лета 1916.
Корабль Его Величества "Шэннон", большой броненосный крейсер типа "Минотавр" стоял на рейде к северу от Флотте в окружении двух однотипных кораблей. Это был уже устаревший, но все еще очень сильный броненосный крейсер водоизмещением в четырнадцать с половиной тысяч тонн и вооружением из четырех 234-мм и десяти 190-мм орудий. Дирижабль L 13 под командованием Хайнриха Мати собирался сбросить торпеды на стоянку британских линейных крейсеров, но бомбардир ошибся в опознавании цели, и атака была совершена против линии броненосных крейсеров. Одна торпеда, выписав два круга в воде (по свидетельствам британских моряков) поразила "Шэннон" в носовую часть, вызвав детонацию погребов главного калибра. Огромный крейсер исчез в чудовищном фонтане взрыва, мгновенно испарившись вместе со всем своим экипажем. Разлетающиеся во все стороны пылающие обломки тяжело повредили стоявший рядом крейсер "Дифенс".
Третья и последняя торпеда, пройдя под самым носом дредноута "Беллерофон", попала в броненосный крейсер "Дрейк" но, на исходе, запуталась в противоторпедных сетях, и ее взрыв только слегка повредил корабль, вызвав небольшую течь. Вслед за этим, правильно истолковав чудовищный взрыв "Шэннона" как признак несомненного успеха, воздушные корабли взмыли на 3200 метров, и, дав полный ход, мгновенно растворились в ночной тьме над Хакнессом. Два эсминца и траулер, стоявшие ближе к южному входу в залив, заметили уходящие дирижабли и открыли по ним огонь шрапнелью, но, если не считать незначительных повреждений обшивки на SL 3 (залатанных прямо в полете) вреда не нанесли.
Вечером 29 сентября, семь воздушных кораблей[1] торжественно прошли строем над ликующим Вильгельмсхафеном. Среди них не было L 10: из-за поломки моторов, этот корабль израсходовал больше топлива, чем предполагал, и, осознавая невозможность возвращения на базу, совершил посадку в Норвегии, где был интернирован до конца войны. Флагманский дредноут "Фридрих дер Гросс" командующего флотом адмирала Ингеноля встречал аэронавтов орудийным салютом и поднятым на мачтах сигналом "Великолепная работа". Немцы уже знали из британской прессы о взрывах и разрушениях в Скапа-Флоу, и хотя какой именно был нанесен ущерб никто пока еще не мог сказать с уверенностью, никто не сомневался, что цеппелины выполнили свою задачу.
Последствия
Результаты налета 28 сентября были неутешительны для британцев. Противовоздушная оборона Британских Островов в очередной раз продемонстрировала свою неспособность не только остановить, но даже предупредить об атаке. Семь воздушных кораблей проникли в святая святых — основную базу Королевского Флота — и подвергли ее атаке, которая если и не была опасной, то все же оказалась весьма болезненной. Пресса называла это сражение "воздушным Скарборо", красноречиво намекая на поражение британского флота в сражении при Скарборо 16 декабря 1914 года[2].
Отчет о произошедшем, вышедший 1 октября, мог повергнуть в уныние любого читавшего. В результате воздушного нападения, крупный современный дредноут был тяжело поврежден и выведен из строя на долгое время. Один броненосный крейсер был уничтожен со всеми на борту, и еще один — тяжело поврежден. Жертвами атаки стали 798 моряков (все — на "Шенноне") и еще двое были ранены осколками. В довершение всех бед, при попытке поднять одну из затонувших немецких торпед, ее взрыватель сработал, убив двух водолазов. Немцы потеряли в налете всего один дирижабль, да и тот — не от противодействия англичан.
К чести британцев следует отметить, что они не стали сидеть сложа руки, а энергично взялись за устранение недостатков. Скапа-Флоу лихорадочно укреплялось против новых возможных атак. Для противодействия возможным будущим рейдам, по краям гавани были установлены зенитные и прожекторные батареи. Зенитчики кораблей тренировались в ночной стрельбе по обнаруженным дирижаблям. Сама стоянка была разгорожена несколькими ярусами противоторпедных сетей, призванных остановить последующие сброшенные торпеды, а корабли по ночам соблюдали светомаскировку.
6 декабря 1915, Петер Штрассер вознамерился повторить рейд, но на этот раз британская противовоздушная оборона оказалась наготове. Приближающиеся воздушные корабли были обнаружены постами наблюдения, и попали под сильный зенитный огонь. Дирижабль L 9 был сильно поврежден близким разрывом шрапнели; его экипаж с трудом сумел дотянуть теряющий высоту корабль до Шотландии, где совершил аварийную посадку и сдался англичанам. Двум кораблям, L 13 и L 11 все же удалось сбросить торпеды в гавань, однако никакого урона они не нанесли.
Более успешным был налет на Розайт в начале 1916 года, где флотским цеппелинам удалось потопить на рейде британский эсминец и повредить легкий крейсер. В дальнейшем, парашютирующие торпеды эпизодически применялись немцами против военно-морских баз Британии и Франции а также против крупных портов, но специфические условия применения этого оружия сильно ограничивали его полезность. Рост эффективности противовоздушной обороны в 1916-1917 году заставил цеппелины забираться на высоты до 5000 метров, откуда торпеда уже не могла быть сброшена с приемлемой точностью. Кроме того, применение этого оружия могло быть эффективным только при очень большой концентрации кораблей противника. В 1917 году, торпеды были последний раз применены воздушными кораблями SL 18 и SL 20 при нападении на Севастополь.
Британцы, в свою очередь, подняв со дна обломки немецких торпед, быстро разобрались в их устройстве. В 1916 году британцами была создана собственная версия "спиральной" (как ее называли) торпеды. Применяемые с воздушных кораблей типа R8 и R11, эти торпеды были задействованы летом 1916 года для бомбардировки немецких гаваней на Балтике. Исход этих операций, однако, не известен: хотя британцы заявили о потоплении крупного броненосного крейсера и ряда других кораблей, немецкие данные подтверждают только часть из них.
[1] Включая вылетевший навстречу L 9
[2] В сражении при Скарборо, вышедшее на перехват немецких рейдеров соединение британских дредноутов под командованием адмирала Уоррендера было захвачено в ловушку и разбито основными силами немецкого флота. Британцы потеряли два супердредноута — "Король Георг V" и "Центурион".