Воздушная артиллерия Франции. Farman 1010
Продолжаю выкладывать статьи из ЖЖ нашего уважаемого коллеги p_d_m.
Экспериментальный самолет Farman 1010 был глубокой модификацией конструкции повторяющейся в семействе туристических, учебных и т.д. самолетов Farman F.230. Эксперимент оплачивало французское государство суммой в 840000 франков и состоял он в изучении возможности установки и применения крупнокалиберной пушки на легком самолете, а именно 33 мм Atelier de Puteaux A.P.X., которая обладала большим весом и незавидной скорострельностью в 120 выстрелов в минуту. Мотор Farman 8Vi для 1010го был выпущен в двух экземплярах — один для Farman 1000, который предназначался для побития рекорда высоты, и второй для Farman 1010го. На моторе для 1000го стоял турбокомпрессор, стоял ли он на 1010 — это вопрос. Стоили моторы 550700 франков, т.е. порядок цен такой же как стоимость всей программы. Farman 8Vi был обратным V-образным, восьмицилиндровым двигателем жидкостного охлаждения мощностью 350л.с., пропеллер двухлопастный, деревянный, пушка стреляла через полый вал. Радиаторы разместили в нетрадиционном месте — по бокам фюзеляжа: за мотором и перед открытой кабиной пилота.
1. Farman 1010 до модернизации. Хорошо видны "жабры" радиаторов.
Первый полет — в августе 1932 года. В ходе испытаний Фарман летал как бревно — пушка весом в 180 кг при весе самолета в 1900 кг делала его трудноуправляемым и никак не маневренным. В 1933 году 1010ый прошел модернизацию: винт поменяли на цельнометаллический четырехлопастный, радиаторы перенесли на крыло, хвостовое оперение стало "бипланным". При испытании Фармана пилотом-представителем заказчика т.е. государства, самолет показал тенденции к клевкам при максимальной мощности мотора и сильные вибрации на малых скоростях.
2. 1010ый после модернизации.
Farman 1010 сумел побывать на нескольких аэродромах и испытательных полигонах, его артиллерию отстреляли (правда непонятно — только на земле или еще и в воздухе), после чего он был заброшен.
Пушка 33 мм Atelier de Puteaux A.P.X. засветилась по крайней мере еще раз, на Hanriot H.115, в апреле 1934. Судьба этой машины была похожа на судьбу 1010го — с ней недолго поиграли военные и в скорости она сгинула.
ТТХ
Длина, м 8,24
Размах крыла, м 11,5
Высота, м 2,6
Площадь крыла, м2 26,25
Вес взлетный, кг 1900
Двигатель Farman 8 Vi мощностью 350 л.с.
Скорость максимальная, км/ч 320
3.
источник: http://p-d-m.livejournal.com/411799.html