Опытный ночной разведчик Loire RN 30 и летающая лаборатория Loire 301. Франция

15
Опытный ночной разведчик Loire RN 30 и летающая лаборатория Loire 301. Франция

Опытный ночной разведчик Loire RN 30 и летающая лаборатория Loire 301. Франция

«Когда пренебрегают лобовым сопротивлением, оно начинает мстить»
Жак Лекарм [Jacques Lecarme]

Предисловие редакции: История неудачных программ изучена достаточно слабо. К числу таких неудачников принадлежит и прототип ночного разведчика, получивший за свой несуразный внешний вид прозвище… «стиральная машина».

В рамках программы создания трехместного ночного разведчика (категория RN-3), конструкторское бюро компании Ateliers et Chantiers de la Loire (Loire), Сен-Назер (Saint-Nazaire), 18 июня 1930 года получило заказ на разработку трехмоторной машины, получившей обозначение Loire RN 30. Это должен был стать свободнонесущий высокоплан с силовой установкой в виде трех радиальных двигателей Salmson 9Ab, установленных над крылом на высоких пирамидальных опорах. Цельнометаллический фюзеляж состоял из двух основных частей, соединенных между собой болтами в задней части кабины пилота. Силовой набор фюзеляжа в основном состояла из ферм Уоррена и брусьев, а в его обшивке использовались листы дюралюминия.

Компоновка создаваемой машины предусматривала экипаж из четырех человек: один человек размещался в расположенной в носовой части фюзеляжа турели с двумя пулеметами, еще два человека были расположены в застекленной кабине экипажа и сидели бок о бок и последний, четвертый, член экипажа размещался во второй стрелковой позиции позади крыла.

Крыло Loire RN 30 также имело цельнометаллическую конструкцию и состояло из трех частей: центроплана и двух отъемных консолей. Центроплан, основу конструкции которого составляли не менее восьми лонжеронов, был соединен с фюзеляжем и представлял с ним единое целое. Консоли крыла располагалась за пирамидальными опорами силовой установки и в своем силовом наборе имели только четыре лонжерона. Механизация крыла состояла из элеронов, каждый из которых был разделен на внешнюю и внутреннюю части. Во время взлета и посадки элероны одновременно отклонялись вниз и использовались в качестве закрылков.

Хвостовое оперение самолета было однокилевым, хотя высота киля была относительно небольшой. В соответствии с практикой тех лет стабилизатор был установлен примерно на середине высоты киля и был подкреплен подкосами. Основные одноколесные стойки шасси Loire RN 30 были фиксированными с широкой колеей, вертикальные опоры основных стоек были снабжены амортизаторами Messier; колеса стоек были оснащены обтекателями. Хвостовое колесо было управляемым и оснащалось масляно-пневматическим амортизатором.

Двигатели Loire RN 30 были размещены на вершинах асимметрично установленных пирамидальных опор и в целях снижения сопротивления были покрыты плоскими кольцами, также игравшими роль выхлопных коллекторов. Каждый из двигателей имел свой собственный маслобак. Конструкция самолета позволяла во время полета выйти из задней стрелковой позиции, добраться по крыше фюзеляжа и, подняв руки вверх, осмотреть двигатели и выполнить небольшой ремонт. Данные действия, безусловно, были достойны воздушной акробатики, столь популярной в двадцатых годах, хотя на низких скоростях эти «тренировки» могли показаться менее рискованными. Тем не менее, согласно информации, представленной компанией-производителем, максимальная скорость Loire RN 30 составляла 230 км/ч.

Летные испытания машины начались в сентябре 1932 года под управлением пилота Морена (Morin). Во время тестирования Loire RN 30, несший на себе целые «леса» опор, вел себя как самолет со слишком большим крылом, а представители компании-производителя кажется с некоторой снисходительностью заявили, что абсолютный предел скорости горизонтального полета составляет 200 км/ч.

Затем Loire RN 30 для проведения официальный испытаний был отправлен в Виллакубле в расположенный там центр по испытанию военных самолётов (Centre d’expérimentations militaires aéronautique). Среди сотрудников данного центра было много молодых инженеров-пилотов, которые испытывали все возраставшую антипатию к ретроградным идеям многим французских производителей самолетов и даже к некоторым программам.

Среди этих молодых инженеров-пилотов Жак Лекарм был одним из самых радикальных. В метко названной главе «Школа узлов» (L’école des Nœuds) из книги Docavia, посвященной летным испытаниям, Жак Лекарм с едкой иронией вспоминал (хотя по прошествии многих лет его заметки могут быть приблизительными) [1], что штабные военные требовали медленных самолетов-наблюдателей

«поскольку на скорости 300 км/ч ничего не видно… Теоретически Loire RN 30 мог разогнаться до 200 км/ч, но он ни разу не показал этой скорости. В ходе испытаний на стабилизатор мы сразу же установили два небольших дополнительных киля… Посредственные летные характеристики – фактически на уровне летающего лома – привели к использованию самолета по другому назначению – в качестве летающей лаборатории».

По словам Жака Лекарма Loire RN 30 был неустойчивым по рысканию и потому не соответствовал минимальным требованиям программы в соответствии с которой он был создан и как следствие был заброшен. В конце 1933 года самолет был доставлен в Сен-Назер, где его ждало довольно интересное будущее.

В то время на верфи Ateliers et Chantiers de la Loire были построены крейсера и эсминцы; и те и другие были оснащены бронированными башнями. Также в это же время возникла необходимость в разработке бронированных башен морского типа для установки на специальных противокорабельных самолетах. Мы не знаем, пушкой какого калибра должна была быть вооружена эта бронированная башня; известно, что в те годы применялись калибры 37 и 57 мм, а несколько лет спустя в годы Второй Мировой войны на самолеты устанавливались 37-, 45-, 57- и 75-мм пушки. Loire RN 30 оставался без дела и в соответствии с контрактом от 30 декабря 1933 года был модифицирован под установку башни.

Передняя часть трехмоторного самолета, который был переименован в Loire 301, была удалена и заменена балкой, на которой был установлен металлический цилиндр. После данной метаморфозы самолет от персонала, принимавшего участие в испытаниях, быстро получил насмешливое прозвище «шайба». Для проведения официальных испытаний в Виллакубле самолет был доставлен летчиком Пьером Надо (Pierre Nadot; много лет спустя он совершил первый полет на авиалайнере Sud Aviation Caravelle).

25 сентября 1934 года Loire 301, получивший официальное обозначение «экспериментальный самолет» и номер гражданской регистрации F-AKGB, совершил свой первый полет со «стиральной машиной». Для сохранения центровки, изменения которой были вызвана увеличением веса передней части, центральный двигатель был перенесен назад за кабину пилота, которая стала открытой и была перенесена выше крыла. Трехмоторный самолет был испытан с экипажем из трех человек, командиром экипажа был капитан Уссе (Capitaine Housset).

Жак Лекарм подвел итог этих испытаний:

«В те годы арсенал разработал бронированную башню, оснащенную пушкой большой мощности и с максимальным углом поворота относительно вертикальной оси. Эта турель была установлена на RN 30 непосредственно у кабины пилотов… «Успех» аэродинамики был полным. Самолет под управлением капитана Уссе был абсолютно «хорош»: Бади (Badin) [2], температура масла, и т.д. показывали нормальные значения только в узком диапазоне углов наклона, а двигатель…».

Если пилот пытался увеличивать угол атаки, то огромное крыло площадью 64 м² сразу вызывало дополнительное сопротивление, которое силовая установка не могла компенсировать, и самолет … терял угол атаки. Тем не менее, малозаметное увеличение скорости приводило к пропорциональному росту подъемной силы, позволявшему самолету немного набрать высоту. Если же пилот вводил машину в пикирование, то отрицательный угол атаки стремился к нулю, и самолет возвращался в горизонтальный полет.

Как сказал Жак Лекарм:

«Вывод из всей этой истории можно сделать один. Когда пренебрегают лобовым сопротивлением, оно начинает мстить!»

прототип ночного разведчика Loire RN 30 во время испытаний с тремя тянущими двигателями

прототип ночного разведчика Loire RN 30 во время испытаний с тремя тянущими двигателями

прототип ночного разведчика Loire RN 30 во время испытаний с тремя тянущими двигателями

прототип ночного разведчика Loire RN 30 во время испытаний с тремя тянущими двигателями

прототип ночного разведчика Loire RN 30 во время испытаний с тремя тянущими двигателями

прототип ночного разведчика Loire RN 30 во время испытаний с тремя тянущими двигателями

экспериментальный самолет Loire 301. Дверца доступа внутрь фюзеляжа была треугольной вследствие решетчатой конструкции фюзеляжа и была оборудована круглым окном. Loire 301 был оснащен бронированной турелью, получившей прозвища «шайба» и «стиральная машина». Центральный двигатель сменил свое положение, кабина пилотов была приподнята над крылом, а перед лобовым стеклом был установлен небольшой отклоняющийся дефлектор

экспериментальный самолет Loire 301. Дверца доступа внутрь фюзеляжа была треугольной вследствие решетчатой конструкции фюзеляжа и была оборудована круглым окном. Loire 301 был оснащен бронированной турелью, получившей прозвища «шайба» и «стиральная машина». Центральный двигатель сменил свое положение, кабина пилотов была приподнята над крылом, а перед лобовым стеклом был установлен небольшой отклоняющийся дефлектор

экспериментальный самолет Loire 301. Дверца доступа внутрь фюзеляжа была треугольной вследствие решетчатой конструкции фюзеляжа и была оборудована круглым окном. Loire 301 был оснащен бронированной турелью, получившей прозвища «шайба» и «стиральная машина». Центральный двигатель сменил свое положение, кабина пилотов была приподнята над крылом, а перед лобовым стеклом был установлен небольшой отклоняющийся дефлектор

экспериментальный самолет Loire 301. Дверца доступа внутрь фюзеляжа была треугольной вследствие решетчатой конструкции фюзеляжа и была оборудована круглым окном. Loire 301 был оснащен бронированной турелью, получившей прозвища «шайба» и «стиральная машина». Центральный двигатель сменил свое положение, кабина пилотов была приподнята над крылом, а перед лобовым стеклом был установлен небольшой отклоняющийся дефлектор

схема экспериментального самолета Loire 301

схема экспериментального самолета Loire 301

на данном снимке показан экспериментальный самолет Loire 301 с полностью оборудованной турелью. Обратите внимание на то, что в левой части снимка показана заделанная амбразура пушки. Очевидно, что артиллеристы должны были находиться внутри этого «каземата». В правой части фюзеляжа можно увидеть бипланное горизонтальное оперение, установленное, вероятно, для компенсации возросшего веса бронированной башни

на данном снимке показан экспериментальный самолет Loire 301 с полностью оборудованной турелью. Обратите внимание на то, что в левой части снимка показана заделанная амбразура пушки. Очевидно, что артиллеристы должны были находиться внутри этого «каземата». В правой части фюзеляжа можно увидеть бипланное горизонтальное оперение, установленное, вероятно, для компенсации возросшего веса бронированной башни

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Loire 301

Назначение: экспериментальный самолет

Статус: прототип

Экипаж: 2 чел.

Силовая установка: три девятицилиндровых радиальных двигателя Salmson 9Ab, развивавших мощность по 230 л.с.

Размеры:

размах крыла 22,15 м
длина 13,70 м
высота 4,96 м
площадь крыла 64,00 м²

Масса:

пустого 2510 кг
максимальная взлетная 3760 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость 200 км/ч
крейсерская скорость 164 км/ч
практическая дальность 620 км
практический потолок 4200 м


[1] Docavia n°3. «Histoire des Essais en Vol» par Louis Bonté. Editions Larivière. Жак Лекарм утверждал, что двигатели были без обтекателей. Мы не нашли документ, который мог бы подтвердить это утверждение. Вполне возможно Лекарм мог спутать его с одним из множества испытанных им самолетов

[2] спидометр, названный в честь изобретателя

источники:

  1. текст — Pierre Gaillard «Loire RN 30» «Le Fana de l’Aviation» 1998-01 (338)
  2. часть фотографий и таблица с ЛТХ — http://www.airwar.ru/enc/other1/loire300.html
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account