Вокруг света на летающей лодке. Кругосветный перелёт летающей лодки Dornier «Grönland-Wal»

2

Данный материал был переведен уважаемым коллегой NF и немного доработан мной. Перевод был выполнен в январе 2016 года. Хочу выразить большую благодарность уважаемому коллеге redstar72 за большую помощь в редактировании данной статьи.

В наше время полёт вокруг света уже никого не удивит. Иначе обстояло дело, когда 50 лет назад подобный перелёт попытался совершить Вольфганг фон Гронау (Wolfgang von Gronau). В 1930 и 1931 году фон Гронау уже осуществил перелёты до Нью-Йорка и Чикаго и получил необходимый опыт. Год спустя летающая лодка Dornier Wal (номер гражданской регистрации D-2053) под управлением Вольфганга фон Гронау и с экипажем из лётной школы города Лист (List), остров Зильт (Sylt), поднялась в воздух и начала четырехмесячный кругосветный перелёт.

22 июля 1932 года фон Гронау летел со вторым пилотом Гертом фон Ротом (Ghert von Roth), радистом Фрицем Альбрехтом (Fritz Albrecht) и бортинженером Францем Хаком (Franz Hack). На этой летающей лодке годом ранее уже был выполнен перелёт через Гренландию и Гудзонов залив до Чикаго. Данная летающая лодка, получившая имя «Grönland-Wal» (гренландский кит), была особенным вариантом самолёта Do J IIb Bos, оснащенным двигателями BMW VIIa (2×750 л.с.). Её взлётный вес был увеличен до 9,21 тонн, на её борту был установлен авиагоризонт Sperry, мощные радиостанции, работавшие на средних и ультракоротких волнах, радиопеленгатор и аварийный передатчик с разборной антенной, который во время перелёта должен был играть особенную роль. Помимо тяжелой организационной подготовки к такому протяженному перелёту, сложным было и само пересечение североамериканского континента на летающей лодке в направлении с запада на восток: любая аварийная посадка на континенте означала конец перелёта.

Вокруг света на летающей лодке. Кругосветный перелёт летающей лодки Dornier «Grönland-Wal»

Прощание экипажа перед выполнением кругосветного перелёта. Слева направо: Герт фон Рот, Вольфганг фон Гронау, Фриц Альберт и Франц Хак

Через 10 часов после взлёта в Листе летающая лодка совершила посадку в исландском фьорде Сейдис (Seydis). Второй этап проходил через южную оконечность Гренландии. Затем последовал десятичасовой перелёт через Картрайт (Cartwright) и полуостров Лабрадор до Монреаля. Далее при перелёте до Чикаго «Grönland-Wal» вынужден был совершить аварийную посадку на озере Мичиган, поскольку из строя вышли три поршня двигателей. При посадке корпус лодки был повреждён, и в него проникла вода. Сразу же из Германии на быстроходном пароходе «Бремен» и авиапочтой на западное побережье США были отправлены запасные части. Ремонт экипаж должен был проводить своими силами, причём должны были устанавливаться те запчасти, которые имелись на борту. Затем полёт проходил через Детройт, Чикаго, Милуоки и Миннеаполис, где немецким пилотам был оказан восторженный приём. Для того чтобы на следующем этапе перелёта находиться как можно ближе к водной поверхности, было решено лететь через северо-запад Канады, поскольку там имелось большое количество больших озёр, которые протянулись подобно шнуру и на которые можно было выполнить посадку. Так Dornier Wal D-2053 приблизился к самому тяжелому этапу перелёта, при котором следовало пролететь над Скалистыми горами. Благодаря хорошей погоде этот этап был благополучно преодолён за 8 часов и завершён на западном побережье Канады у города Принс-Руперт. Во время этого этапа перелёта двигатели работали как часы.

Поскольку дальность полёта летающей лодки «Grönland-Wal» составляла всего 2200 километров, то фон Гронау не мог напрямую через Тихий океан долететь до Японии. Самолет взял курс на Аляску, затем на Алеутские и Курильские острова. Большим недостатком была очень изменчивая погода в данном регионе. Тёплый влажный воздух Тихого океана над островами сталкивался с холодным воздухом из расположенных западнее регионов. В результате охлаждения воздуха образовывался конденсат, испарения поднимались вверх, образовывался туман и шел дождь. На Алеутских островах погодные условия были еще хуже. Там тёплая вода Тихого океана встречалась с холодной водой Берингова моря, и местные жители могли рассчитывать на два солнечных дня в течение месяца.

22 августа «Grönland-Wal» взлетел в Принс-Руперте и вдоль береговой черты полетел на север. Полёт в основном проходил в условиях плохой видимости. Из-за неисправности радиатора пришлось совершить промежуточную посадку в городе Кордова (Cordova), Аляска. 25 августа «Grönland-Wal» покинул американский континент и полетел в направлении Алеутских островов, чтобы через них прыжками достигнуть Японии. Полёт продолжался 10 часов, и 2 сентября летающая лодка достигла самого северного из Курильских островов. 4 сентября самолёт долетел до Токио. В Японии после преодоления половины пути при помощи специалистов компании Kawasaki, имевшей ряд лицензий немецких компаний Dornier и BMW, на летающую лодку были установлены дополнительные радиаторы, необходимые для полёта в тропиках.

17 сентября «Grönland-Wal» взлетел и взял курс на Шанхай и Гонконг, затем после изменения маршрута полёт продолжался через Филиппины, Борнео, Яву и Суматру до Индокитая. На этапе Мергуи (Mergui), Бирма, – Рангун произошла тяжелейшая авария: над заливом Мартабан (Martaban) в одном двигателе из-за выхода из строя насоса системы охлаждения закипела вода. «Grönland-Wal» пришлось срочно сажать на поверхность воды и пережидать тайфун. Благодаря отличным радиостанциям удалось связаться с английским пароходом «Карагола» (Caragola), который отбуксировал летающую лодку в Рангун, где была изготовлена крыльчатка для насоса системы охлаждения.

Затем полёт продолжился вдоль индийского побережья, через Цейлон, Бомбей и Карачи. Над Персидским заливом экипаж первый раз при помощи радиостанции смог связаться с Родиной. Из Багдада 700 километров летели вдоль реки Евфрат, затем, пролетев 200 километров над сирийской пустыней, наконец достигли Средиземного моря.

Из Кипра летели через Афины и Рим до Генуи. Тут погода была настолько плоха, что о полёте через Альпы не могло быть и речи. Только через два дня погода улучшилась, и было решено сразу же продолжить перелёт. Из Германии была получена радиограмма о том, что официальная встреча самолёта состоится на следующий день. Летающая лодка спокойно приводнилась на Боденском озере у Альтенрайна (Altenrhein) и на следующий день прилетела в Фридрихсхафен, где экипажу был оказан торжественный прием. Далее «Grönland-Wal» перелетел на предприятие компании Dornier, где он был построен. Таким образом, полёт вокруг земного шара был завершен.

Вокруг света на летающей лодке. Кругосветный перелёт летающей лодки Dornier «Grönland-Wal»

После кругосветного перелёта летающая лодка Wal D-2053 вместе с экипажем была при помощи крана поднята в ангар компании Dornier, Манцелль (Manzell)

В ходе перелёта, длившегося 112 дней и пройденного за 50 этапов, были преодолены 44 000 километров. Во время, когда царил тяжелый экономический кризис, немецкий самолёт проде­монстрировал всему миру немецкий флаг и доказал, что эра регулярных воздушных сообщений по всему миру уже близка как никогда.


источник: Jürgen Lange. Im Flugboot um die Welt // Luftfahrt International № 7-8/1982

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account