Что такое война и о чем этот цикл.
Война была одним из наиболее распространенных видов деятельности человечества на протяжении большей части истории. Военные приготовления и организация занимали центральное место во внутренних структурах многих классовых обществ. Несмотря на это, война до сих пор была в значительной степени неисследованной темой мировой истории.
Такое пренебрежение военной историей вдвойне странно, учитывая, что за последние двадцать пять лет произошел «всплеск» исследований в этой области.
Одна из целей этой книги состоит в том, чтобы использовать данные исследования, обобщить и интегрировать военную историю с глобальной точки зрения. Показать взаимосвязь между войной и ее контекстами — как влияние войны на общество, так и влияние общества на войну (включая развитие новых технологий как части того и другого).
Студенты, изучающие военные операции, найдут здесь некоторую историю кампании. Обширные рамки хронологии и географии, связанные с глобальной историей, неизбежно ограничивают возможный объем подробного повествования. По сему, акцент будет делаться на анализе, а не на рассказывании истории. Тем не менее, в каждой главе освещаются сражения и кампании, которые иллюстрируют изменения в тактике и практике в ответ на новые вызовы, оружие и окружающую среду.
Но больший акцент будет делается на контекстах. В этом отношении выделяются три широкие области.
Во-первых, политический и институциональный контекст: институциональная организация ведения войны во всех обществах всегда имела важные связи с полномочиями элит и государств, а также с методами правления и управления. Структуры власти накладывают важные ограничения на военную организацию и деятельность — например, при оказании влияния на то, кого и как можно завербовать. Применение силы также было постоянным и часто первостепенным фактором в распределении политической власти внутри государств; политика и политические институты, в свою очередь, влияют на использование войны в качестве инструмента государственной политики.
Во-вторых, социальные и экономические контексты: это включает в себя влияние классовой структуры (тесно связанной с политическими контекстами) и проблему экономической поддержки военной деятельности. Экономическая производительность и технологии транспортировки решающим образом влияют на логистику, а логистика — искусство поддержания вооруженных сил в действии — была, возможно, доминирующим ограничением методов и моделей ведения войны на протяжении всей истории. Экономическая сфера также включает в себя технологии в целом. Наконец, вооруженные конфликты всегда оказывали значительное воздействие на общество и экономику, чаще всего вызывая хаос и разрушения, но в значительном меньшинстве случаев стимулируя экономический рост и изобретательность.
В-третьих, культурные контексты: с точки зрения мировой истории война — это не просто деятельность, это связующее звено культурного производства. Война и религия часто были в союзе (святом или нечестивом, в зависимости от точки зрения). Многие культуры накладывают различные ритуальные ограничения на практику войны, в то время как реакции на войну, варьирующиеся от прославления до осуждения, вероятно, соперничают только с любовью как доминирующей темой в мировой литературе, причем война намного превосходит романтику по популярности во многих культурах.
Прежде чем закончить данную вводную главу, хотелось бы затронуть всего два вопроса. Эти два вопроса, на которые нет четких ответов, таковы: что считается войной и каковы истоки войны в истории человечества?
Что касается первого вопроса, то очевидно, что существует широкий спектр человеческого насилия. Но границы, отделяющие один вид насилия от другого — в частности, организованную войну от более индивидуальных и, возможно, случайных актов насилия, — до крайности размыты. Ограничение определения войны «организованной государственной деятельностью» не только устраняет многие насильственные племенные конфликты, которые, вероятно, следует считать той или иной формой войны, но и является слишком ограничительным. Большая часть вооруженных конфликтов в раннесредневековой Европе и большая часть агрессивной деятельности кочевых народов из азиатских степей без проблем рассматривались как война, несмотря на тот факт, что «государства» среди некоторых из этих народов попросту не существовало. Простые цифры не могут служить для того, чтобы отличить настоящую войну от чего-то меньшего, поскольку насильственное применение вооруженной силы государствами часто осуществлялось удивительно малыми силами. Попытки отличить «настоящую» войну от более ритуализированных форм насилия с точки зрения серьезности намерений или числа жертв терпят неудачу как из-за неопределенности, так и потому, что почти во всех формах войны присутствует значительный «ритуальный» элемент. Короче говоря, нет четких критериев для ранжирования насильственной деятельности.
Это подводит нас к вопросу о происхождении войны.
Существует обширная и сложная литература по этому вопросу. Большинство исследователей, пытаясь найти ответ на вопрос «почему происходят войны» бросаются в разные области науки — эволюционную биологию и эволюционную психологию, неврологию, антропологию, социологию. Они до сих пор не имеют четкого консенсуса. Отчасти это объясняется тем, что любое объяснение происхождения войны зависит от того, как определяется война: организованная война как изобретение классовых обществ явно отличается по происхождению, по крайней мере в некоторой степени, от видов конфликтов, в которых могли участвовать племена охотников-собирателей. Отсутствие консенсуса также проистекает из политически окрашенного характера этой темы.
Именно для приближения ответа на второй вопрос, о происхождении войны – является данный цикл.
Начало истории войны.
Отправной точкой для оценки фактов о происхождении войны является понимание позиций относительно так называемого «биологического компонент» войны. Два полюса этого аргумента заключаются, с одной стороны, в том, что агрессия и война — это «человеческие инстинкты», подразумевающие, что война есть и всегда была неизбежной частью человеческого существования, а с другой стороны, война — это чисто культурная конструкция без биологии, подразумевающая, что война может быть «устранена» из человечества.
Эти позиции основаны на ложной дихотомии между природой и социумом. Люди — это хоть и сложные биологические механизмы, но также они являются и социальными субъектами и объектами. Рассмотрение вопроса о происхождения войны с биологической точки зрения не приближает нас к ответу. Не помогает и изучение наших ближайших родственников, обезьян, поскольку социальная биология групп приматов сильно различается у разных видов. Только среди шимпанзе, наших ближайших родственников, уровни межличностных и межгрупповых конфликтов сильно различаются, хотя и имеют тенденцию к ненасильственному характеру, и поэтому не дают четких намеков на существование так называемой «человеческой природы».
Мы должны тогда обратиться к свидетельствам ранней истории человечества.
Такие свидетельства, конечно, довольно скудны, и письменные свидетельства не показывают нам время, когда войн не существовало. В этой связи стоит обратиться к изучению тех групп охотников-собирателей, которые выжили в 20-21 веках, чтобы попытаться проникнуть в наше первобытное прошлое, исходя из предположения некоторых ученых, что такие народы живут так, как жили наши предки тысячелетия назад.
Одной такой группой являются янамамо из бассейна Амазонки, которые демонстрируют высокий уровень межплеменного насилия. Именно данную группу часто используют в качестве доказательства в поддержку утверждения о том, что склонность к войне является частью человеческой природы. Но предположение о том, что такие народы живут так, как жили наши ранние предки, сомнительно. Янамамо отнюдь не изолированы, они на протяжении веков находились в прямом и косвенном контакте с соседними (и часто более сложными) обществами — обществами, которые сами практиковали организованную войну, экспортировали оружие и т.д. Более того, каждому примеру группы, склонной к насилию, в антропологической литературе соответствует контрпример группы, живущей мирно.
В этой связи, и эти данные, что касаются изучения живых народов, проблематичны для ответа на вопросы о происхождении войны.
Это подводит нас к археологическим данным.
Археологические данные также проблематичны, поскольку они далеки от дачи нам точного ответа. Однако в них содержатся предварительные наброски ответа. Среди останков ранних людей свидетельства организованной агрессии с применением оружия между группами (в отличие от индивидуального убийства) отсутствуют примерно до 10 000 лет назад.
Это говорит о том, что война была изобретением, феномен, который, хотя и неизбежно содержит некоторый биологический компонент просто потому, что люди являются биологическими существами, не был продуктом биологического детерминизма. Делает ли динамика взаимодействия человеческих обществ с тех пор неизбежной войну как социальное и культурное явление — это отдельный вопрос.
Тут мы должны спросить себя об условиях, которые характеризовали места и времена, когда война возникла после тысячелетий мира.
Места и время, о которых идет речь, предполагают, что условия происхождения войн связаны с возникновением сельского хозяйства.
Важнейшей составляющей периода возникновения сельского хозяйства является появление первых постоянных поселений и рост численности людей. Это в свою очередь изменило социальные структуры. Стала возникать определенная социальная иерархия и механизмы управления теми или иными сообществами. Такие механизмы были в форме функций племенного руководства, которые все чаще выполнялись в рамках одной семьи.
Постепенно начался процесс укрепления социально элитной и влиятельной группы семей вокруг правящей семьи. Данные группы, первоначально возникшие для решения вопросов разрешения споров внутри общины и для перераспределения ресурсов, в конце концов, по мере увеличения общины, превратились в некий эквивалент современных политических и правовых органов.
Подобная иерархоизация потенциально обеспечивала средства для более организованного, централизованного и эффективного реагирования общины на внешние угрозы. Возникновение таких социальных и политических иерархий и структур не требовало изобретения и применения войны, но они сами способствовали ее появлению. Они были предпосылками для войны.
Многие общества в разных местах и в разное время независимо достигли этой стадии экономического и социально-политического развития.
Как только война была изобретена в какой-либо области, ряд факторов способствовал тенденции к быстрому ее распространению за пределы исходного. Столкнувшись с обществом, которое могло угрожать войной, у другого общества не было иного выбора, кроме как ответить войной или подчиниться, а их переход на военную позицию вынуждал соседние общества делать аналогично, встав перед тем же выбором. Короче говоря, как только на социально-политической карте появились силы, ведущие войну, любое общество, вступившее с ними в контакт, должно было принять новый способ организации или рискнуть быть уничтоженным.
Возможно, еще более важным, для увековечения войны как одного из инструментов, которые общество могло бы использовать, было взаимодействие войны с экономикой и политическим руководством. Война получила широкое распространение в свете экономических выгод для правящих элит. Поскольку элиты с большей вероятностью использовали свое привилегированное социальное и экономическое положение, получали наибольшую славу и богатство от ведения войны.
Короче говоря, война потенциально была более выгодна элите, чем низам. Фактически, во многих обстоятельствах, война была бременем для низов, увеличивая потребности их собственной элиты в ресурсах и подвергая их разрушительным набегам врага. Поддержка элитой войны, возможно, работала против экономических интересов их собственных членов общины, способствовала политической напряженности внутри общины и побуждала элиту ужесточать контроль над своим народом. В крайнем случае этот процесс мог бы низвести свободных общинников до статуса рабов.
Между внешней угрозой, исходящей от воинственных обществ, и внутренней динамикой иерархической политической организации избегать войны больше не было возможным. Война постепенно стала глобальной константой в истории человечества — в комплекте с укреплениями, гонками вооружений и широкими социальными и культурными последствиями, которые будут рассмотрены в остальных частях данного цикла.
Динамика возникновения войны имела последствия для дальнейшего развития войны и военной организации. Хотя нехватка доказательств конкретных войн и военных систем (какими бы они ни были) в период между изобретением войны и вторым тысячелетием до нашей эры препятствует подробному рассмотрению случаев, можно выделить некоторые общие тенденции. Эти тенденции вписываются в основные категории тематического анализа, вокруг которых организован данный цикл, поэтому их стоит рассмотреть как основы военной практики и истории. В то время как большая часть наших разрозненных свидетельств поступает из Египта и Ближнего Востока, где записей о самых ранних цивилизациях наиболее много, то, что мы знаем о раннем Китае, Индии, Мезоамерике и других областях, соответствует тем же шаблонам.
Другие мои работы:
Как появилась греческая Италия?
Как Османская империя воевала за Кипр?
P.S. небольшое пояснение, дабы не было более вопросов.
Так как я, по причинам очень плохого здоровья (и слабое сердце, больные ноги, плохая память, и т.д.), практически не могу ничем иным зарабатывать, кроме как статьями, я пишу их там, где хоть сколько-нибудь платят за просмотры. И распространяю их.
Я живу с больной раком матерью, на ее пенсию в 10 тысяч, львиная доля которой уходит на ЖКХ.
В данный момент я еще создаю свои каналы на Спонсоре и Бусти, и там планирую писать (только более крупные) статьи (под подписку в 100 р в месяц). Пока ссылки на них дать не могу, так как работа над первыми статьями еще ведется, а как все будет готово, то постfраюсь привлекать туда подписчиков. И если мне удастся привлечь хотя-бы 100-200 подписчиков, если мне удастся получать хотя-бы 10-20 тысяч в месяц, то я смогу обойтись и без ссылок на другие свои работы.
Я бы не стал подобyое писать, если бы не тот факт, что приперло, и не вопросы и обвинения меня в самопиаре на разных сайтах. Иного пути для меня нет.
альтернативненько, одарённенько… 😉
правитель скандинавов мог принять этот титул, чтобы показать, что он вровень с хазарским каганом
Думаю, версия эта сильно натянута.
++++
Это не версия, а летописный источник.
В общем, версия это не состоятельная.
++++
что-бы показат несостоятельность версии, вам нужно доказать, что «росы» не говорили между собой по шведски, как было установлено.
Или что они не называли своего князя «каганом», как написано в летописи.
Дело Фоменко живет и здравствует…
Простите, а вы уверены что пираты-наемники 9 -го века, это и есть изначальные носители названия Руось? Если смотреть по распространению арабского серебра. Оно появляется в Поморье в кладах раньше Готланда. И поморье в серебре явно до 860-х превосходит Готланд. Тут многое не ясно.
Уважаемый коллега boroda,
Если Вас интересует тема Русского каганата читайте Коломийцева и Галкину. За поднятую тему ++++++++++++++++++++++!!! Это основа МАИ. А вообще по теме РеИ Русского Каганата у меня подготовлено 3 из 8 предполагаемых статей.
С уважением Андрей Толстой
Ну так начните их выкладывать с удовольствием с ними ознакомлюсь.
Уважаемый коллега boroda,
Увы, но вынужден отказать. Ну выложу я три статьи, а что потом? Подогрею интерес уважаемых коллег, а когда напишу оставшиеся я и сам не знаю. Уважаемые коллеги скажут — «Обещал разгадку и обманул». Вот допишу тогда и выложу.
С уважением Андрей Толстой
Ну, может и не скажут, но нудеть за продолжение точно будут)))
А почему господин Галкин сводит Росов к славянам и Свеям? Почему нет возможного местоположения Каганата у Ярославля? Почему нет Островов Саарема, Куршей и земли у Упсалы и Северного побережья на границах современных Финляндии и Швеции. Ведь пираты Саарема и побережья Рижского залива, так же могут претендовать на местоположения столицы Русского Каганата.
Как раскрыли ученные, жители Швеции, участвовали в пиратстве несколькими заливами. И их количества в разы(порядки) меньше чем пиратствующих жителей островов Готланд, Оланд или Зелланда. А учитывая что Рюриковичи имеют Саамскую гаплагруппу. Вполне можно предположить схожесть языков, у них и обитателей Волжского торгового пути. Тогда и понятно их привлечение как наемников. Вот название Русь непонятно откуда? Пиратам Готланда и Мурманам, оно чужое. Где оно появилось? Гребцы … смешно….Исходя из этой логике, нам надо требовать возврата исконно русских земель в районе Упсалы. Сова на глобус….. Из логике развитие торговли, название появилось в Районе Ярославля Булгара и перешло на север к Неве. Или эта общность пиратов на Балтике, возможно и смешанный народ типа Куршей-корсь.
Уважаемый коллега Илья Дорн
Не господин, а госпожа Елена Сергеевна Галкина – доктор исторических наук.
Ну, почему? Кое-кому потихоньку становится понятно. Просто это пока чрезвычайно сложно доказательно обосновать. Догадка похожая на правду и объясняющая много белых пятен в древнерусской истории есть, а доказательств, нет. Поэтому ученые-историки договорились, считать теорию Е.С. Галкиной правдоподобной гипотезой, пока не будут найдены иные доказательства «про-» или «контра-».
Естественно.
Поле Ансфельд.
Согласен.
С уважением Андрей Толстой
Вся территория заселена была племенами с родо-племенными отношениями. Государство при огнево-подсечном земледелии не требуется. Живут племена вдоль рек, никого не трогают. Приписать их к конкретному каганату возможно было при наличии чьих-то претензий на данную территорию. Скорей не территорию, а торговые пути. Ничего не мешало первому попавшемуся проходимцу заявить свои права. Если он еще и в Византию съездил, и там предъявил себя. В итоге снаружи считают, что там что-то есть. А реально все как и было остается. Как видится, с севера викинги претензии на контроль выдвигали, с юга тюрки, кочевые племена. Местным что-то вряд ли было нужно вообще, дальше соседнего леса и ближней реки. Побить и отметелить славян было милым делом для соседей. Но каганат подразумевает государство. Государство подразумевает договора с соседями. Точных данных и про Олега Вещего нет, но договора были. Значит и государство есть. Про русский каганат все наоборот. Звук есть, договоров нет. Ну написал кто-то на стене а Киеве церкви «слава нашему когану..» Но писал то уже во времена, когда были князья и церкви! Если у нас правит коган, то мы можем назвать и правителя соседей каганом (он только этого не знает). Теоретически любое государство можно каганатом назвать. Откопает Галкина кагана или еще какой-то артефакт — флаг ей… Подробнее »
Уважаемый коллега MIG1965 Вся территория заселена была племенами с родо-племенными отношениями. Государство при огнево-подсечном земледелии не требуется. Не факт. Живут племена вдоль рек, никого не трогают. Приписать их к конкретному каганату возможно было при наличии чьих-то претензий на данную территорию. А претензий было много, уж Вы мне поверьте. Скорей не территорию, а торговые пути. А вот тут согласен. И от себя еще добавлю, и на ресурсы. Ничего не мешало первому попавшемуся проходимцу заявить свои права. Не проходимцу, а близкому «родственнику». Если он еще и в Византию съездил, и там предъявил себя. А вот Византия здесь вообще ни при чем. Точнее она сама была на все готова, лишь бы только «родственничек» убрался от неё подальше. Про русский каганат все наоборот. Звук есть, договоров нет. Ну почему же. Просто историческая наука очень динамично развивается. И то, что вчера считалось одной из незыблемых основ, сегодня полностью пересматривается. Просто век, а это был именно век, где-то с 680 по 780 гг, был слишком коротким. Но и это тоже наша история и без этого короткого века очень трудно понять этногенез Руси. Теоретически любое государство можно каганатом назвать. Категорически нет. Откопает Галкина кагана или еще какой-то артефакт — флаг ей в руки. Так вроде бы все… Подробнее »
Государство при огнево-подсечном земледелии не требуется. Живут племена вдоль рек, никого не трогают.(С) Не соответствует действительности… какое подсечно-огневое земледелие в лесостепи и степи? Никого не трогают? а как такое возможно?(не в глухом лесу где потеряться можно пройдя сто метров а на границе степи) и если что в более позднее время эта территория называлась «Дикое поле» из за того что там жить можно было именно «трогая» и желательно большой толпой построившись в «карэ» а те кто не трогал скоро оказывался на рынке в Кафа в качестве раба… И опять же при заселении дикого поля никаких городов — поселений столь густо показанных на карте уже не было… Недавно был пост на сайте про «Вантит» который описывался как гораздо больший город чем Киев(недалеко от Воронежа) что практически те же города-посёлки салтово-маяцкой культуры. Скорей не территорию, а торговые пути. Ничего не мешало первому попавшемуся проходимцу заявить свои права. Если он еще и в Византию съездил, и там предъявил себя. В итоге снаружи считают, что там что-то есть. А реально все как и было остается. Как видится, с севера викинги претензии на контроль выдвигали, с юга тюрки, кочевые племена. Просто упал! услышав подобное… там города поболе Киева!(Вантит) и очевидно Новгорода! Археологи просто в трансе —… Подробнее »
Уважаемый коллега ser.
Нет, только не это. Опять «СИНСИАЦИЯ!!!». :)))))))))))))))) Каратульское городище под Переяслав-Хмельницким занимало площадь 6000 гектаров, а укрепленная часть Киева в период рассвета 360-380 гектаров. А в Европе, самые крупные кельтские укрепления – оппидумы – занимали площадь 400-650 гектаров. От себя еще добавлю что высота валов Каратульского городища и сейчас кое-где доходит до 8 метров, а ширина валов 25-35 метров. Вот только маленькая загадка, почему укрепленная часть Каратульского городища составляла всего 65 гектаров? В шесть раз меньше Киева. Что ж за город такой странный, впрочем как и «откопанный» археологами Вантит? И что же откопали археологи на остальной части городищ? Мне отвечать не надо. Я и так знаю. Попробуйте ответить себе.
С уважением Андрей Толстой
Чё то не гуглятся сведенья о картаульском городище… но могу привести пример бельского городища где обвалованная территория огромна а на краях небольшие (сравнительно) выгородки…
И опять же к коллеге миг1965 не имея государства строить десяткокилометровые валы или многочисленные городища в местностях где позже только суслики могли выжить как бы невозможно…
Мож, потому, что городище Каратульское?
Уважаемый коллега frog,
Точно!!! Великодушно прошу прощения опИсался. Конечно же Каратульское. На память понадеялся, не проверил, а она меня иногда подводит. Еще раз прошу прощения. Уже исправил. Вот так и бывает когда мнишь себя всезнайкой в каком-либо вопросе. А знаете , что самое обидное. Я ведь в начале 90-х на нем бывал. Стыдоба :))))))))))))))))))
С уважением Андрей Толстой
Ознакомился… таки да — тип бельского городища, датируемый до н.э. А Вантит же другое время раннее средневековье… и масштабы уже скромнее (странная тенденция однако… но тренд до полного обезлюдивания идёт чётко!)
Да ладно, коллега, бросьте))) И не такое бывало, в том числе и со мной. Но я ж нашел))) если сильно хотеть, можно и не то найти 😉 Тем более, что там вполне себе масштабы…. И вообще, столько всего везде поразрыли, что ужасаешься….. Половины в летописях нет, бардак, одним словом))
Остров наводит на мысль о Рюгене. Правда откуда на Рюгене взяться кагану. Титул должны были позаимствовать у хазар и соответственно быть с ними соседями. Соответственно это должен быть или Киев или где то на Днепре.
На роль острова-столицы очень хорошо подходит Хортица. Я там недавно был и там нараскапывали достаточно древние поселения относящиеся уже забыл к какой культуре.
Уважаемые коллеги boroda и Илья Дорн,
ГАЛКИНА Елена Сергеевна (род. 14.8.1978, г. Фрязино МО) – д-р исторических наук (2006); профессор каф. истории (2008); чл. дисс. советов по историческим, политическим, педагогическим наукам.
В 2000 окончила исторический факультет МПГУ, в 2002 – аспирантуру, в 2006 – докторантуру.
В 2002 защитила канд. дисс. «Русский каганат и салтово-маяцкая археологическая культура». В 2006 защитила док. дисс. «Кочевая периферия восточных славян и Древней руси: этносоциальные процессы и политогенез».
С уважением Андрей Толстой