Война с Британией: 1898
В последнее время на сайте весьма много и активно обсуждается русско-японская война. Рассматриваются различные схемы достижения победы над Японией, как затрагивающие, так и не затрагивающие коренной пересмотр кораблестроительных программ.
Я же предлагаю пойти дальше. К чему искать способы победить Японию — если можно победить Британию? Проанализировав данные, я считаю, что такая победа могла бы быть достигнута в союзе с Францией в 1898 году.
Я бы хотел обсудить мои выводы и проверить их правильность или ошибочность.
Вступление:
В 1898 году Великобритания могла без ложной скромности заявить, что она полностью провалила свою внешнюю политику. Великобритания умудрилась разругаться решительно со всеми крупными державами на континенте. Вдобавок к назревающему в 1989 году конфликту с Францией из-за африканских колоний (Фашодский кризис), Великобритания имела в активе плохие отношения с Российской Империей, недовольную недостаточной британской поддержкой во время войны с Эфиопией Италию. Более того, британцы умудрились рассорится даже с немцами из-за пресловутой "телеграммы Крюгеру" — поздравительной телеграммы, отправленной кайзером Вильгельмом II президенту ЮАР Паулю Крюгеру после победы над британскими войсками в январе 1896.
В целом, можно смело признать, что со времен наполеоновских войн и практически до 1940 года, британское внешнеполитическое положение никогда не было столь плохим как в 1898 году.
Расстановка сил:
В рассмотрении расстановки сил я исхожу из того, что французский флот полностью отмобилизован за 48 часов, экспедиционные русские силы заранее изготовлены к войне в то время как британцы располагают только находящимися в кампании силами.
Это предположение является вполне разумным. Британская система комплектования резерва оставляла желать много лучшего вплоть до начала 20-го века. Во время бурского кризиса 1896 года (пресловутая "телеграмма Крюгера"), британскому флоту потребовалось более недели, чтобы отмобилизовать "летучую эскадру" для усиления наличного флота. В 1900 году, во время подготовки к маневрам, мобилизация была де-факто начата за три месяца (!), и тем не менее, наблюдавшие за учениями французы сочли британский резерв совершенно небоеспособным.
Поэтому я считаю разумным предположение, что британский флот не будет располагать чем-то большим, чем наличные в кампании силы, и что французский флот, имевший на тот момент весьма хорошую систему мобилизации, полностью изготовится к войне за двое суток.
Рассматривая силы по театрам, имеем:
Атлантический Океан (Ла-Манш, Северное Море и Бискайский Залив)
Россия и Франция вместе — 10 (11) эскадренных броненосцев
"Шарль Мартель"
"Карно"
"Жорегиберри"
"Массена"
"Бувэ"
"Шарлемань"
"Голуа" (неясность. Корабль формально вступил в строй в октябре 1899, но некоторые источники утверждают, что виной тому были затянувшиеся испытания. Возможно, этот броненосец считать не стоит.)
"Наварин"
"Сисой Великий"
"Император Александр II"
"Император Николай I"
Великобритания — флот Канала: 10 эскадренных броненосцев, из них 8 класса "Маджестик" и 2 "Ройал Соверен"
"Цезарь"
"Ганнибал"
"Илластриес"
"Юпитер"
"Магнифишент"
"Маджестик"
"Марс"
"Принц Георг"
"Рипалс"
"Резолюшен"
Средиземное и Черное Море
Франция и Россия — 11 эскадренных броненосцев, 4 броненосца береговой обороны
"Бреннус"
"Ош"
"Марсо"
"Нептун"
"Мажента"
"Бувэ" (береговой обороны)
"Амираль Труэ" (береговой обороны)
"Валми" (береговой обороны)
"Жеммап" (береговой обороны)
"Екатерина II"
"Чесма"
"Синоп"
"Георгий Победоносец"
"Двенадцать Апостолов"
"Три Святителя"
Предполагаю, что техническое состояние и подготовка русского флота позволяет осуществить операцию по захвату черноморских проливов без длительной предварительной подготовки. Вмешательство британского флота с Мальты, вероятно, будет исключено наличием враждебно настроенного французского эскадрона в Тулоне.
Великобритания — Средиземноморский Флот
"Викториес"
"Ройал Соверин"
"Худ"
"Эмпресс оф Индия"
"Рамиллес"
"Ривендж"
"Ройал Ок"
В распоряжении британцев также имеются три броненосца 2-го класса — "Бафлер", "Центурион" и "Ринаун" — на Китайской Станции в Сингапуре, но они не в состоянии ранее чем через 2-3 недели добраться до основных районов боевых действий.
Остальной британский флот находится не в комиссии. Значительная часть кораблей помещена в резерв, или распределена по функциям портовой обороны. Учитывая высшеназванные проблемы с мобилизацией, британцы вряд ли смогут привести в боеспособное состояние по крайней мере какие-то корабли резерва раньше чем через 7-10 дней после начала военных действий, и точно не в состоянии отмобилизовать весь флот ранее чем через три месяца.
Тактическое рассмотрение:
С точки зрения тактики, следует признать, что британский флот в описываемый промежуток времени также пребывает не на высоте. Французский флот раньше других отказался от неестественных, искусственных построений, сведя оперирование флотом к идее "адмирал ведет эскадру" и приняв в качестве базового построения кильваттерную колонну, по необходимости перестраиваемую манвером "все вдруг" в линию фронта. Маневры 1894 года наглядно продемонстрировали тактическое превосходство французов.
В Британии, введение аналогичных принципов было сильно задержано из-за гибели "Виктории" в 1890 году. Эта катастрофа в какой-то мере дискредитировала сторонников "естественной тактики", и в 1898 году британский флот все еще сохранял принцип выполонения любого маневра путем предварительного обмена флажковыми сигналами, что сильно задерживало маневрирование. Британцы склонялись к старомодным идеям "раздельных колонн" вплоть до 1901 года, когда на маневрах было продемонстрировано преимущество "естественных" построений.
Несомненно более эффективной была тактика французского применения миноносцев группами в голове и хвосте колонны, разработанная в 1890-ых. Отказавшись от тактики "завес", французы — обладатели крупнейшего в мире флота из почти 300 миноносцев, наследия "Jeune Ecole" — разработали эффективные концепции применения миноносцев в составе эскадры. В то же время, британский флот, имея в общем-то лучшие минные силы, явно не знал, что с ними делать и лишь в 1901 году принял идею совместных действий миноносцев с тяжелыми артиллерийскими кораблями.
Французский флот обладал развитой концепцией применения крейсерского авангарда для разведки. Французские крейсера — в особенности броненосные — формировали подвижную завесу перед броненосцами, растянувшуюся на много миль и направленную на поиск и слежение за флотом противника. Отношение англичан к этому вопросу хорошо описывается цитатой из Manoeuvres navales anglaises (1901).
В прошлом году Роусон позволил врагу исчезнуть в трех милях от него. В этом году, в Канале, крейсерам Ноэля не удалось за шесть дней даже обнаружить врага. Адмиралтейство совершенно пренебрегло обеспечением разведки… и, что еще хуже, за исключением времени маневров, флот не располагает достаточным количеством крейсеров, чтобы попытаться решить эту проблему{602}.
Таким образом, в целом, французский флот имел значительно превосходящую тактику действий, которая в сражении могла принести ему успех даже против превосходящих сил. Русская тактика могла быть признана менее совершенной, но в любом случае, русские корабли могли бы работать по крайней мере "снарядоуловителями", отвлекая британский огонь, пока французы решали бы ход сражения.
Техника
С технической стороны, французы обладали заметным перевесом в области тяжелой морской артиллерии. Французские морские орудия 1890-ых имели длину ствола от 40 до 45 калибров, в то время как сходные по времени британские орудия — около 35 калибров. Это приводило к тому, что начальная скорость британских снарядов была на 80-100 м/с меньше французских (что частично компенсировалось примерно на 10-15% большим весом британских снарядов). Кроме того, весь французский флот с 1893 года перешел на бездымный порох "Состав B", а в 1895 году первым ввел фугасные снаряды, начиненные мелинитом.
Французские орудия устанавливались в полностью закрытых броневых башнях. Все механизмы заряжания вращались вместе с орудиями, что позволяло перезаряжать их при любом положении. За счет этого, и более совершенной конструкции затворов, французы достигали практической скорострельности в 1 выстрел в минуту для 305-мм орудия и 3 выстрелов в минуту для 274-мм орудия.
По сравнению с этим, британские пушки были большим шагом назад. Все "Ройал Соверены" имели устаревшие орудия, требовавшие постановки в диаметральную плоскость для перезарядки, со скорострельностью не более 1 выстрела в 2-3 минуты. Аналогичной проблемой страдали семь из девяти "Маджестиков", так как механизмы перезарядки находились в неподвижной части барбета. Только "Цезарь" и "Илластриес" имели вращающиеся вместе с орудием механизмы перезарядки механизмы и скорострельность порядка 1 выстрела в минуту.
В области скорострельных орудий преимущество было у британцев. Французские орудия этого класса были менее совершенны, хотя расхождение здесь не было столь сильным.
Бронирование французских броненосцев отвечало идее сохранения полного хода даже в случае получения боевых повреждений. Все корабли (кроме имевшей гарвеированную броню "Массены") имели полный пояс по ватерлинии из сталеникелевой брони "Крезо". Толщина пояса составляла от 250-мм в оконечностях до 450-мм в центре корпуса, и для орудий того времени он был практически непробиваем. Над главным поясом размещался верхний, служивший для улучшения защиты борта от огня скорострельных орудий.
Такая схема соответствовала идее защиты ватерлинии от повреждений. Французские броненосцы могли быть сильно разбиты снарядами в верхней части, выше верхнего пояса, но прилегающая к воде часть корпуса оставалась надежно защищенной, и при хорошей погоде даже получившие сильные повреждения корабли сохраняли бы полную скорость.
В противовес французам, британцы развивали идею цитадельного бронирования. На их новейших броненосцах серии "Маджестик", оконечности были оставлены незащищенными. Основное внимание было посвящено увеличению высоты главного пояса, для максимальной защиты центра корпуса от скорострельных орудий. Тут британцы явно перестарались — главный пояс "Маджестиков", изготовленный из гарвеированной стали, имел толщину всего 229 миллиметров. Это компенсировалось очень толстым скосом броневой палубы, но в бою недостаточная стойкость главного пояса могла привести к проблемам. Если оконечности "Маджестика" были бы разбиты (что, учитывая отсутствие в них бронирования, вполне вероятно) корабль бы не только потерял скорость, но и глубже осел бы в воду, что — в случае последующего повреждения главного пояса — даже при тихой погоде грозило бы кораблю гибелью.
Русский флот в общем и целом не представлял из себя что-то особенное в техническом плане, но располагал чрезвычайно мощной и эффективной скорострельной артиллерией из 152-мм орудий Канэ, на тот момент считавшихся одними из лучших в мире.
Точных данных по французским торпедам у меня нет, но насколько мне известно, считалось, что они обладают боллее мощным зарядом чем британские.
Вывод:
С моей точки зрения, 1898 год представляется оптимальным моментом для франко-русской кампании против Великобритании. Развертывание сил открывает "окно" для возможности разбить Флот Канала в решающем сражении и создать благоприятную ситуацию для высадки войск непосредственно на территорию Британских Островов. Если высадка будет поддержана в достаточной степени, не приходится сомневаться в возможности достижения победы над британскими войсками и принуждения Британции к миру на франко-русских условиях.
Жду критики.