Появление новых самолетов военного назначения даже в наши дни, когда таинством проектирования и постройки таких крылатых машин овладело уже множество стран мира, все же остается явлением достаточно редким.
А потому, по вполне понятным причинам, и вызывающим повышенный интерес со стороны экспертов и простых любителей авиации.
Тем более, если рождается такой самолет в стране, до этого момента не имевшей достаточного опыта в создании крупных летательных аппаратов военного назначения.
Именно таким объектом повышенного интереса и является военно-транспортный самолет С-390 Millennium (в переводе с английского – «тысячелетие» или «тысячелетний»), который создан специалистами бразильской компании Embraer, более известной широкому кругу читателей своими пассажирскими региональными авиалайнерами.
В декабре 2020 года бразильские Военно-воздушные силы получили уже четвертый такой самолет, а месяцем ранее разработчик сумел еще и получить контракт на свою машину от венгерских военных.
Таким образом, Венгрия стала уже вторым зарубежным заказчиком, подписавшим твердый контракт на поставку новых самолетов.
Содержание:
Старт программы
Поисковые работы по перспективному рамповому военно-транспортному самолету были начаты специалистами Embraer еще в 2005 году.
При этом первоначально, судя по имеющимся данным, в его конструкции в значительной мере предполагалось использовать отдельные системы и узлы «регионала» Е-190, включая электро-дистанционную систему управления, крыло, силовую установку на базе турбовентиляторных двигателей General Electric CF34-10Е и даже часть фюзеляжа.
Однако затем предпочтение разработчика сместилось в сторону машины, по размерам и возможностям близкой к американским военно-транспортным самолетам семейства С-130 Hercules.
Об этом, в частности, сообщалось в заметке Гая Норриса «Embraer studies C-130-sized tactical airlifter», опубликованной 13 ноября 2006 года на ресурсе Flightglobal.
«Высокопоставленные представители промышленности отмечают, что проект транспортного самолета, который, как предполагается, основан на концепции турбовинтового самолета Lockheed Martin С-130, является одной из нескольких проработок в области военной/транспортной авиации», – указывал автор заметки.
Автор также отмечал, что компания Embraer уже обсуждала свой проект с потенциальными партнерами и компаниями-поставщиками, включая двигателестроительные компании.
Причем среди потенциальных кандидатов, по его словам, рассматривались двигатели в классе тяги 17-22 тыс. фунтов (75,6-98,0 кН), в том числе Pratt&Whitney PW6000 и Rolls-Royce BR715.
Впервые же широкой публике о новой программе Embraer в сфере военного самолетостроения было объявлено в рамках международной выставки вооружения и военной техники для всех видов вооруженных сил LAAD (Latin America Aerospace & Defence). Она проходила с 17 по 20 апреля 2007 года в выставочном комплексе Рио-де-Жанейро «Риоцентро».
Именно тогда представители компании-разработчика официально объявили о том, что ее специалисты осуществляют предпроектную проработку нового турбореактивного рампового военно-транспортного самолета, которому было присвоено обозначение C-390.
И он уже ничем, по большому счету, не напоминал авиалайнер Е-190. Ну, разве что, хвостовым оперением, очень похожим на то, что применялось на E-«джетах», и лишь позже ставшим Т-образным.
Согласно приведенным тогда сведениям, самолет должен был иметь длину 33,31 м, размах высокорасположенного крыла – 30,53 м, а также мог брать на борт полезный груз массой до 19 т, развивать максимальную скорость до 852 км/ч (М=0,8) и совершать полет на дальность до 6 тыс. км.
Размеры грузовой кабины позволяли самолету перевозить одну боевую бронированную машину класса «бронетранспортер» или «боевая машина пехоты».
Интересно, что основными задачами С-390 тогда определялись не только перевозка и десантирование личного состава и техники и перевозка раненых, но также и выполнение дозаправки топливом в полете.
Для этого планировалось использовать два стандартных подкрыльевых топливозаправочных агрегата производства британской компании Cobham, оснащаемых выдвижным шлангом с конусом на конце.
Важными свойствами нового самолета, как сообщалось, должны были стать современные бортовое радиоэлектронное оборудование и электро-дистанционная система управления, а также приборное оборудование кабины, совместимое с очками ночного видения, и возможность базирования на коротких ВПП.
Закупочная стоимость одного самолета оценивалась в то время примерно в 50 млн долл., а всей разработки – в 500 млн долл. (более подробно об этом событии — в журнале «Взлет» №5/2007).
В результате консультаций с главным заказчиком перспективного самолета – ВВС Бразилии, которым новая машина нужна была для замены парка военно-транспортных С-130 и заправщиков КС-130, – облик С-390 был сформирован окончательно.
А в марте 2008 года появилась информация о том, что бразильское правительство готово выделить первый транш – около 60 млн реалов (33 млн долл.) – для финансирования начального этапа работ по перспективному военно-транспортному самолету.
Наконец, в мае того же года в местной прессе появилась информация о том, что бразильский парламент одобрил выделение 800 млн реалов (около 440 млн долл.) на программу С-390.
Первый контракт
В октябре 2008 года компания Embraer получила от ВВС Бразилии предварительный заказ на новые самолеты.
Причем последние к тому времени сменили обозначение на КС-390, что говорило об их возможности не только перевозить личный состав и грузы, но и работать в роли воздушного заправщика.
А уже в следующем году, 14 апреля – в первый день работы выставки LAAD 2009, ВВС и Embraer заключили контракт на проведение работ по проектированию перспективного самолета, постройку двух летных прототипов, а также проведение их испытаний и сертификации.
Стоимость контракта составила 3,03 млрд реалов (около 1,3 млрд долл.), поднять в воздух первую машину тогда намечалось в 2014 году, а поставка первого КС-390 заказчику планировалась на 2016 год.
Еще через год, в июле 2010 года, на международной аэрокосмической выставке в британском Фарнборо командующий ВВС Бразилии генерал-полковник Джуничи Сайто объявил о предварительном заказе на 28 самолетов KC-390, из которых 22 – в варианте военно-транспортного, а остальные 6 – в варианте самолета-заправщика.
Впрочем, контракт на эти машины стоимостью 7,2 млрд реалов (3,3 млрд долл.) был подписан только 20 мая 2014 года – после согласования всех вопросов и успешной защиты 11-22 марта 2013 года проекта перспективной машины.
Церемония подписания контракта проходила на предприятии Embraer в Гавион-Пешото в присутствии президента страны Дилмы Русеф, министра обороны Селсо Аморима, командующего ВВС генерал-полковника Джуничи Сайто и других высокопоставленных лиц.
Тогда же предварительные соглашения с Embraer на поставку самолетов заключили еще пять стран:
- Чили — 6 самолетов,
- Колумбия — 12 самолетов,
- Португалия — 6 самолетов,
- Чехия — 2 самолета,
- Аргентина — 6 самолетов.
Примечательно, что на волне высокого интереса, проявленного к новому самолету, компания Embraer в рамках Парижского международного аэрокосмического салона в июне 2011 года объявила о планах создать удлиненную гражданскую версию машины, на которую, по оценке бразильских специалистов, в период 2018-2028 годов могло быть получено 200-250 заказов.
По словам вице-президента по продажам подразделения Embraer Defense and Security Орландо Нето, длина фюзеляжа гражданской версии КС-390 должна была вырасти за счет двух вставок: одной перед крылом (для размещения боковой грузовой двери), а другой – за крылом.
На самолет также планировалось поставить комплект авионики Rockwell Collins ProLine Fusion для его гражданской сертификации.
В том же 2011 году стало известно о том, что для силовой установки КС-390 выбран двигатель IAE V2500-А5, на базе которого специально для военного применения создан модифицированный вариант V2500-E5. Он получил сертификат типа в августе 2014 года и имеет тягу 31330 фунтов.
Двигатель разработан и выпускается компанией International Aero Engines AG (IAE), образованной совместно такими известными двигателестроительными компаниями как Pratt & Whitney, Rolls-Royce, Japanese Aero Engines Corporation и MTU Aero Engines.
Производство начинается
В рамках реализации программы КС-390 руководство компании Embraer приняло решение построить на территории предприятия в Гавион-Пешото, штат Сан-Паулу, где компания осуществляет выпуск самолетов военного назначения, новый сборочный цех.
Здесь с тех пор и производится сборка новых бразильских военно-транспортных самолетов.
Выкатка первого из них – первого летного прототипа с регистрационным номером PT-ZNF (серийный номер 390 00001) – состоялась 21 октября 2014 года (более подробно см. «Взлет» № 12 за 2014 г., с. 12-14).
В следующем месяце машина приступила к наземным испытаниям, а 3 февраля 2015 года она поднялась в воздух.
В полете, длившемся 1 час 25 минут, машину пилотировал экипаж в составе летчиков-испытателей Моцарта Лузады и Маркоса Сальгадо де Оливейра Лимы. На борту также находились инженеры-испытатели Рафаэль Лима и Роберто Бекер.
«Первый полет – важный шаг в направлении решения той задачи, которая перед нами поставлена, – подчеркнул президент и главный исполнительный директор Embraer Фредерико Флёри Курадо. – КС-390 является результатом тесного сотрудничества с бразильскими ВВС и нашими зарубежными партнерами, и представляет собой, вероятно, наиболее серьезный технологический вызов, с которым компании пришлось столкнуться в ее истории. Поэтому мы глубоко впечатлены тем, что нам удалось преодолеть столь важный рубеж» (более подробно о событии см. «Взлет» №3 за 2015 г., с. 14-15).
В программе летных испытаний было решено задействовать только два летных прототипа.
Еще два опытных самолета должны были пройти статические (третий прототип с №801) и ресурсные испытания (четвертый прототип с №802), а также наземную отработку бортовых систем.
Однако уже в июле 2015 года компания Embraer объявила о задержке в программе летных испытаний из-за тяжелой ситуации в экономике Бразилии и сокращении правительственных расходов.
«У нас был экономический кризис в стране, но у нас никогда не было никаких проблем ни с заказчиком, ни, в особенности, с самой программой, – подчеркивал позже в этой связи вице-президент программы KC-390 в компании Embraer Пауло Гастао Сильва. – Мы (остаемся) уверенными в себе, потому что заказчик доволен и уверен в нас в части, касающейся реализации этой программы».
В конечном итоге второй раз в небо первый летный прототип КС-390 поднялся только в октябре 2015 года.
Второй же прототип (сер. 390 00002, рег. PT-ZNJ) был закончен постройкой в марте 2016 года и облетан 28 апреля того же года.
Причем сертификацию машины перенесли на 2017 год, а начало поставок – на 2018-й. Первоначально же, напомним, в 2016 году планировалось уже начать поставки самолетов заказчику.
Европейский дебют
В 2016 году новейший бразильский военно-транспортный самолет совершил свой дебютный показ в Европе.
Первый летный прототип этой машины принял участие в международном аэрокосмическом салоне в Фарнборо, ставшем одним из этапов турне КС-390 по Европе, Ближнему Востоку и Северной Африке, устроенного Embraer для существующих и потенциальных заказчиков этой машины.
На момент участия в авиасалоне суммарный налет двух летных прототипов достиг 360 часов, а к окончанию 28 июля 2016 года европейско-ближневосточно-африканского турне, в ходе которого самолет преодолел за 23 дня около 30 тыс. км, – налет превысил 400 часов (более подробно см. «Взлет» №7-8/2016 г., с. 18)
Особо следует отметить, что в конце того же года, 20 декабря, компания Embraer сообщила о том, что самолет КС-390 в соответствии со стандартами бразильских ВВС достиг состояния «начальной оперативной готовности». Это было подкреплено временным сертификатом типа, выданным Национальным агентством гражданской авиации Бразилии (Agência Nacional de Aviação Civil – ANAC).
В следующем, 2017-м, году КС-390 дебютировал уже на выставке по другую сторону Ла-Манша – принял участие в работе Парижского международного аэрокосмического салона.
На этот раз бразильский самолет, а это был второй летный прототип, ежедневно работал в демонстрационной летной программе.
Причем участие в работе выставки, как и в предыдущем случае, стало частью мирового турне – еще более масштабного, в ходе которого КС-390 за 40 дней побывал в воздушном пространстве 19 государств Европы, Африки, Азии и Океании, совершив в 18 из них посадку, и преодолев в общей сложности почти 92 тыс. км.
Возможно, кстати, что именно в результате этого турне кабинет министров Португалии одобрил запрос военных на покупку пяти бразильских военно-транспортных самолетов.
В итоге Португалия стала первым зарубежным заказчиком КС-390, подписавшим на них твердый контракт.
На момент участия в Парижском авиасалоне суммарный налет двух опытных машин достиг уже 1000 часов.
Причем в ходе программы летных испытаний были пройдены все важные рубежи, включая:
- испытательные полеты в условиях сильного бокового ветра, на мокрой взлетно-посадочной полосе и в условиях обледенения,
- отработка с участием военнослужащих Военно-воздушных сил и Сухопутных войск Бразилии вопросов десантирования парашютистов и различных грузов,
- дозаправка самолетов — в отработке этой задачи участвовали истребители F-5M (сообщалось, что «стыковка» была сухая, без передачи топлива).
В ходе испытаний были также подтверждены характеристики самолета и работоспособность бортовых систем и силовой установки во всех диапазонах полетных ограничений – вплоть до М=0,8 и высоты 11 км.
Следует особо отметить, что на полях Парижской выставки руководитель программы КС-390 в компании Embraer Паулу Гаштан подтвердил «Взлету», что поставки новых самолетов ВВС Бразилии начнутся в 2018 году – планировалось, что заказчик будет получать по две машины в год.
Кроме того, бразильским ВВС также принадлежат и два летных прототипа, которые после завершения всей программы испытаний будут доведены до облика серийной машины и переданы военным (более подробно о парижском дебюте и ходе программы — «Взлет» №9-10 за 2017 г., с. 54).
(с) Видео с официального аккаунта ВВС Бразилии на Youtube
Первый серийный в воздухе!
6 октября 2018 года в небо был поднят третий летный и первый серийный экземпляр нового бразильского военно-транспортного самолета (сер. 390 00003, рег. PT-ZNG), а 23 октября КС-390, набравший в ходе программы летных испытаний более 1900 часов налета, получил гражданский сертификат типа от бразильского авиационного регулятора ANAC.
«Сертификация КС-390, самого большого и комплексного самолета, созданного за все время Embraer, отражает тот высокий технологический уровень, который достигнут компанией», – отметил в этой связи президент и главный исполнительный директор компании Embraer Пауло Сезар дэ Соуза э Сильва.
«Мы гордимся созданием КС-390, который станет основой транспортной авиации ВВС Бразилии на следующие десятилетия, – отметил в свою очередь президент и главный исполнительный директор подразделения Embraer Defense & Security Джексон Шнайдер. – В высшей степени эффективный и способный выполнять широкий круг задач, КС-390, безусловно, представляет собой скачок в операционных возможностях бразильских Военно-воздушных сил».
Тогда же было объявлено, что первая серийная машина должна быть передана ВВС Бразилии в первой половине 2019 года, а к концу года – пройти уже военную сертификацию.
Причем срок поставки первого КС-390 заказчику, как видим, пришлось сдвинуть «вправо» на шесть месяцев.
Дело в том, что первый серийный самолет компания была вынуждена задействовать в программе летных и сертификационных испытаний, поскольку первая опытная машина получила повреждения всех стоек шасси и фюзеляжа в результате происшествия, имевшего место 5 мая 2018 года на аэродроме предприятия в Гавиан-Пешото.
В итоге первым самолетом, который был запланирован к поставке ВВС Бразилии, стал четвертый по счету и второй серийный экземпляр (сер. 390 00004, рег. FAB2853 / PT-ZNX).
Следует также отметить, что несколько раньше – в начале 2018 года – представители Embraer Defense & Security объявили о полученном письме о намерениях приобрести шесть самолетов КС-390 от авиационной сервисной компании SkyTech.
Последняя, как указывалось в пресс-релизе бразильской компании, намерена предлагать эти машины на условиях лизинга военным заказчикам в разных странах мира.
Компания SkyTech образована австралийской чартерной и авиационной сервисной компанией Adagold Aviation и португальской Hi Fly Transportes Aeros. Причем последняя из них располагает флотом собственных «эрбасов».
Обе компании имеют большой опыт в предоставлении услуг по перевозке и техобслуживанию самолетов для различных военных заказчиков.
В частности, по контракту с австралийскими Вооруженными силами компания Adagold Aviation в рамках программы Middle East Air Sustainment Services обеспечивает эксплуатацию самолета Airbus A340, взятого в лизинг у Hi Fly Transportes Aeros для обеспечения перевозок в зону Персидского залива в интересах австралийских военных.
Поставки КС-390 компании SkyTech планировалось начать в конце 2020 года, однако, судя по всему, сроки сдвинулись существенно «вправо». Впрочем, возможно, что это соглашение и вовсе не будет реализовано в свете изменившейся ситуации в мире.
Военная сертификация и новые испытания
В конце ноября 2018 года компания Embraer сообщила об успешном прохождении КС-390 очередного этапа на пути получения военной сертификации и обретения статуса «окончательной (полной) оперативной готовности» (Final Operational Capability – FOC).
Речь шла о завершении испытаний на высадку личного состава десанта и его эвакуацию в чрезвычайной ситуации, в которых принимали участие около 370 бразильских военнослужащих.
А в декабре 2019 года самолет прошел на полигоне СВ США «Юма» испытания на сброс тяжелых грузов обычным парашютным способом – с достаточной высоты (gravity airdrop), а также с малой высоты – с помощью вытяжной парашютной системы (extraction drop).
В первом случае использовалась контейнерная система доставки грузов CDS (Container Delivery System), а во втором – система выброски грузов на малых скоростях LVAD (Low Velocity Air Drop).
Среди прочего были отработаны сброс одной платформы массой 19 метрических тонн и последовательный сброс двух платформ общей массой 24 метрические тонны.
Все испытания, в которых кроме сотрудников Embraer принимали участие специалисты ВВС и СВ Бразилии, прошли успешно.
Тем самым была подтверждена работоспособность установленной в грузовой кабине самолета системы погрузки, разгрузки и доставки грузов (Cargo Handling and Aerial Delivery System), а также используемой пилотами системы непрерывного вычисления точки сбрасывания грузов CCDP (Continuously Computed Drop Point).
Последняя система рассчитывает оптимальную точку сброса груза для более точной его доставки.
Обе эти системы разработаны специалистами Embraer.
В июне 2019 года компания Embraer представила свой первый самолет КС-390 в конфигурации заказчика (сер. 390 00003, рег. PT-ZNG) на выставке в Париже, где он принял участие в летной программе.
А в следующем месяце правительство Португалии и Embraer подписали твердый контракт на поставку пяти КС-390 национальным ВВС страны.
Таким образом, Португалия стала первой зарубежной страной, купившей новые бразильские военно-транспортные самолеты.
Стоимость контракта оценивается в 827 млн евро, поставки по нему начнутся в 2023 году.
«Сегодня – исторический день для программы KC-390, и я хочу поблагодарить всех, кто принял участие в проекте. Это важный шаг для закрепления успеха самолета, который, как мы полагаем, станет еще одним успехом Embraer», – отметил в этой связи президент и главный исполнительный директор Embraer Defense & Security Джексон Шнайдер.
Окончательно же контрактные документы стороны подписали 22 августа 2019 года в ходе торжественной церемонии, проходившей на открытом несколько лет назад в португальской Эворе предприятии Embraer.
Причем кроме поставки собственно самолетов, предусматривается также передача специального тренажера и различного вспомогательного оборудования, а также предоставление сопутствующих услуг.
А в сентябре того же года произошло не менее важное событие – компания передала своему стартовому заказчику, ВВС Бразилии, первый самолет КС-390.
Церемония прошла 4 сентября на военно-воздушной базе ВВС Бразилии «Анаполис» в штате Гояс, а сам самолет пополнил ряды 1-й десантно-транспортной группы ВВС (First Troop Transport Group – 1st GTT).
«Включение KC-390 в состав ВВС Бразилии является важной вехой, – отметил по этому поводу командующий ВВС Бразилии генерал-полковник Антонио Карлос Моретти Бермудес. – Его современный характер позволит внести существенный вклад в решение задачи по контролю, защите и интеграции 22 миллионов квадратных километров территории, за которые мы несем ответственность».
В заключение добавлю: в целях повышения эффективности эксплуатации новых самолетов ВВС Бразилии и Embraer Services & Support подписали отдельный пятилетний контракт, по которому последняя обязалась предоставить целый набор услуг в отношении поставленных самолетов:
- материально-техническое и инженерное обеспечение,
- контроль техобслуживания,
- ремонт комплектующих,
- предоставление технических специалистов для ввода самолетов в эксплуатацию,
- поставка необходимых материалов,
- предоставление дополнительного пакета услуг, включающего структурный анализ, разработку бюллетеня техобслуживания и покраску самолетов и иные услуги.
(c) Видео с официального аккаунта Embraer на Youtube.
Сложное партнерство
Отдельно стоит упомянуть об идее совместной реализации программы КС-390 с американским концерном Boeing.
В октябре 2019 года представителями бразильской компании было объявлено о том, что в рамках стратегического партнерства Embraer и Boeing создадут два совместных предприятия (СП):
- одно по выпуску пассажирских региональных авиалайнеров,
- второе – по совместному продвижению военно-транспортного самолета КС-390 на международном рынке.
В последнем случае бразильская компания должна была получить в СП долю в 51%, американская – 49%.
А уже в ноябре 2019 года, в рамках международного авиакосмического салона в Дубае обе компании не только объявили о создании такого СП, названного Boeing Embraer – Defense, но и анонсировали ребрендинг самого самолета, который отныне получил имя С-390 Millennium.
Судя по всему, исчезновение литеры «К» из названия должно было свидетельствовать о том, что версия заправщика более не является базовой. Хотя такая модификация никуда не делась, а потому заказчики могут при желании заказать себе именно КС-390.
«Название нашего совместного предприятия отражает высокий уровень партнерства между Embraer и Boeing, которое позволит повысить глобальную конкурентоспособность этого замечательного самолета и расширить границы рынка (сбыта), благодаря чему ценность программы С-390 существенно возрастет, а мы сможем предложить лучший выбор нашим будущим заказчикам», – подчеркивал в этой связи президент и главный исполнительный директор Embraer Defense & Security Джексон Шнайдер.
Однако, здесь, как и в случае с совместным бразильско-американским сотрудничеством в области выпуска коммерческих региональных авиалайнеров, ситуация в конечном итоге оказалась не такой радужной, какой она, видимо, казалась обеим сторонам первоначально.
В итоге 25 апреля 2020 года компания Boeing объявила о том, что выходит из сделки с Embraer по сегменту региональных авиалайнеров.
В пресс-релизе американской компании указывалось: в соответствии с положениями соглашения MTA (Master Transaction Agreement), «24 апреля 2020 года являлось последней датой возможного расторжения соглашения, которая могла быть продлена одной из сторон, если будут выполнены определенные условия. Boeing воспользовался своими правами на расторжение соглашения после того, как Embraer не выполнил необходимые условия».
При этом отмечалось, что данное соглашение было одобрено всеми необходимыми регуляторами, исключая Еврокомиссию.
В то же время в пресс-релизе Boeing указывалось, что обе компании продолжат работу в рамках подписанного в 2012 году и расширенного в 2016 году соглашения о сотрудничестве по C-390 Millennium.
Однако бразильская компания в тот же день опубликовала свой пресс-релиз, изложив собственное видение сложившейся ситуации.
По мнению Embraer, американская компания неправомерно расторгла соглашение, представив «ложные заявления в качестве предлога, чтобы попытаться уклониться от своих обязательств по закрытию сделки и выплате Embraer покупной цены в размере 4,2 млрд долларов США».
При этом бразильская сторона обвинила американскую компанию в том, что это именно она «систематически задерживала и неоднократно нарушала MTA вследствие нежелания завершить транзакцию в связи с собственным финансовым положением, проблемами с 737 MAX, а также рядом других проблем, связанных с бизнесом и репутацией компании».
Также отмечалось, что, как считает Embraer, она «полностью выполняла свои обязательства в рамках MTA и удовлетворила все условия, которые необходимо было выполнить к 24 апреля 2020 года».
И, наконец, в годовом отчете Embraer за 2019 год было уже указано, что «Boeing расторг соглашение о взносах…, которое предусматривало создание совместного предприятия для многоцелевого транспортного самолета C-390 Millennium».
Это также было признано бразильцами неправомерным.
Таким образом, исходя из имеющейся информации, можно сделать вывод о том, что и проект партнерства Embraer и Boeing по совместному продвижению самолета С-390 на мировом рынке тоже закрыт.
Впрочем, бразильские авиастроители, судя по всему, от этого не в большом убытке, поскольку интерес к их машине в последнее время фактически стремительно возрастает.
Продолжение поставок
В отчетных документах Embraer по итогам работы за 1-й квартал 2020 года указывалось, что бразильское правительство с марта 2020 года использует полученные ВВС самолеты КС-390 для перевозки грузов, медоборудования и медикаментов «в ряд районов Бразилии» в рамках борьбы с распространением коронавирусной инфекции COVID-2019.
Замечу здесь, что вторая машина с серийным номером 390 00005 и регистрационным FAB2854 была облетана 14 ноября 2019 года и передана заказчику 13 декабря 2019 года.
А в августе 2020 года один из КС-390 бразильских ВВС также привлекался к гуманитарной операции в Ливане, где возникла тяжелая ситуация после мощных взрывов в порту Бейрута.
Кроме того, в презентации указывалось, что на тот момент в производстве находилось пять самолетов для бразильского заказчика, два из которых планировалось поставить в течение 2020 года, и один самолет – для ВВС Португалии (об этом контракте говорилось в предыдущей части).
В пресс-релизе также подчеркивалось, что два поставленных ранее ВВС Бразилии самолета используются для подготовки летного и технического персонала, которым придется эксплуатировать в будущем весь флот «Миллениумов».
При этом сообщалось, что в течение 1-го квартала 2020 года учебная программа перешла на этап «авиационной логистической контролируемой подготовки».
В рамках последнего бразильские летчики и техники отрабатывали на самолетах действия в рамках реалистичных сценариев, соответствующих тем задачам, которые им придется решать в будущем.
В свою очередь в презентации к докладу по итогам работы компании за 2-й квартал 2020 года указывалось, что ВВС Бразилии поставлен 3-й по счету самолет КС-390 (это самолет с серийным номером 390 00006 и регистрационным FAB2855, который был облетан 13 мая 2020 года и передан заказчику 27 июня 2020 года).
При этом на тот момент в постройке находились еще четыре машины для ВВС Бразилии, одна из которых должна быть передана заказчику до конца 2020 года, и один самолет для ВВС Португалии.
Кроме того, отмечалось, что работы по португальскому варианту военно-транспортного самолета С-390 Millennium «перешли на этап предварительной оценки проекта».
Наконец, в презентации к докладу по результатам работы компании Embraer за 3-й квартал 2020 года отмечалось, что в постройке находятся шесть самолетов для бразильского и португальского заказчиков (соответственно пять и один самолет), из которых один будет поставлен бразильским военным до конца года.
При этом в пресс-релизе отмечалось, что этап критической оценки проекта самолета для португальских ВВС планируется пройти в конце 2020 года (он был успешно пройден в конце октября 2020 года).
В декабре 2020 года был поставлен очередной, уже четвертый по счету, самолет для бразильских ВВС (серийный номер предположительно 390 00007, регистрационный FAB2856). Он был облетан предположительно 21 октября 2020 года, а поставлен 19 декабря 2020 года.
«Мы очень довольны поставкой четвертого C-390 Millennium бразильским ВВС, поскольку этот самолет сыграл чрезвычайно важную роль в ряде гуманитарных операций в Бразилии и даже за рубежом, – отмечает президент и главный исполнительный директор Embraer Defense & Security Джексон Шнайдер. – С-390 зарекомендовал себя как тактический транспортный самолет этого столетия, открывающий новые рынки, что чрезвычайно важно для стратегии Embraer на ближайшие годы».
Новый заказчик
В ноябре 2020 года, компания Embraer подписала еще один твердый контракт, на этот раз с правительством Венгрии, на поставку ее Военно-воздушным силам партии из двух самолетов в варианте военно-транспортного/самолета-заправщика КС-390.
Контрактом также предусматриваются подготовка пилотов и предоставление всех необходимых услуг. Все поставки по контракту планируется осуществить в 2023-2024 годы.
Венгерские ВВС планируют использовать новые самолеты для решения чрезвычайно широкого круга задач:
перевозка личного состава и грузов,
высадка парашютных десантов,
высокоточная выброска грузов,
обеспечение гуманитарных и миротворческих операций,
медицинская эвакуация раненых (причем в этом случае на самолете может устанавливаться специальное медицинское оборудование для проведения интенсивной терапии),
проведение поисково-спасательных операций,
дозаправка других самолетов топливом в полете (в том числе истребителей JAS 39 Gripen, стоящих на вооружении венгерских ВВС).
«Венгрия – вторая страна ЕС и НАТО, которая выбрала С-390 Millennium – обладающий высоким потенциалом самолет, который отличается превосходной работоспособностью за счет не имеющей аналогов комбинации скорости, грузоподъемности и возможности быстрой смены конфигурации для участия в многозадачных операциях», – отметил президент и главный исполнительный директор Embraer Defense & Security Джексон Шнайдер.
Планы на будущее
В заключение же моего рассказа о новейшем бразильском военно-транспортном самолете отмечу вот что.
Пока Embraer исполняет имеющийся контракт на поставку ВВС страны самолетов КС-390, бразильские военные в декабре 2019 года подписали с ней меморандум о взаимопонимании по вопросу проведения особого исследования на тему необходимости и возможности создания нового военно-транспортного самолета — в более легкой весовой категории.
Это исследование, как указывается в пресс-релизе компании Embraer, «направлено на выявление альтернатив и решений для удовлетворения оперативных потребностей ВВС Бразилии в таких самолетах.
Особенно при действиях в регионе Амазонки и в сложных условиях, включая полеты с грунтовых, коротких и поврежденных взлетно-посадочных полос, расположенных в отдаленных районах».
Вполне возможно, что по результатам этого исследования компания Embraer получит от бразильских военных новый контракт – на создание еще одного военно-транспортного самолета.
Но уже в другой, что называется, весовой категории.
© Видео с официального аккаунта компании Embraer на Youtube
© Видео проверки возможности КС-390 осуществлять передачу топлива в полете с официального аккаунта Embraer на Youtube.
Источники: