Грузинская военно-транспортная авиация получила на рубеже 70-х – 80-х гг. 24 очень неплохих самолета ТАМ 68/78 «Томара».
https://alternathistory.ru/voenno-transportnyi-samolet-tam-6878-tomara-meshok-kotomka-v-mgk
Самолеты были неприхотливы, удобны и просты в эксплуатации, очень нравились пилотам, имели вполне приемлемые характеристики (конечно не такие, как прототип с УВП) для эксплуатации в условиях гор и жаркого климата. Однако ничто не вечно, и к концу 90-х встал вопрос о скорой замене этих самолетов. Рассматривались разные варианты: и испанский CASA CN.235, и итальянский Alenia G222, однако они оба по ряду причин не устраивали командование грузинских Королевских ВВС…
4 апреля 1994 года в Киеве совершает первый полет самолет Ан-74Т-200.
Ан-74Т-200 – легкий транспортный многоцелевой самолет нового поколения. Основное назначение самолета – перевозка грузов и техники на линиях малой и средней протяженности. Самолет также может применяться для перевозки людей, выброски парашютистов, сбрасывания грузов на парашютах и перевозки больных.
Самолет заинтересовал грузинских военных, и по их заказу КБ Тбилисского завода ТАМ обратилось в КБ Антонова с предложением переработать данный самолет с использованием турбовинтовых двигателей вместо турбовентиляторных. Выбор пал на двигатели Rolls-Royce AE2100-D2A мощностью 4640 л.с. Работы велись на протяжении 1997-1999 г., и первый опытный экземпляр самолета поднялся в воздух ранней весной 2000 г. Испытания продлились до 2003 г., и в 2004 г. был подписан контракт на поставку 24-х самолетов, получивших название
TAMAN 74 TP
Поставки осуществлялись в 2005-2007 гг.
Самолет выполнен по схеме высокоплана с двумя турбовинтовыми двигателями Rolls-Royce AE2100-D2A мощностью 4640 л.с. и Т-образным хвостовым оперением.
Кабина экипажа обеспечивает хороший обзор и возможность пилотирования в условиях аэродромов ограниченных размеров со взлетом и посадкой по крутым траекториям. Размещение приборов и органов управления в кабине экипажа оптимизировано и отработано на приборных стендах при всех практически возможных полетных ситуациях.
Экипаж самолета состоит из трех человек летного состава:
- командир воздушного судна;
- второй пилот (летчик-штурман);
- борттехник;
Возможна эксплуатация самолета и с двумя членами экипажа (левым и правым летчиками). По желанию в кабине экипажа может устанавливаться съемное кресло дополнительного четвертого члена экипажа (лоцмана).
Погрузка и разгрузка грузов, спакетированных на поддонах. грузов в контейнерах и прочих производится с помощью бортового погрузочного устройства грузоподъемностью 2500 кгс (24,5 кН). Погрузка и разгрузка самоходной техники производится своим ходом. а несамоходной колесной техники – с помощью тягача и тросового погрузочного устройства.
Транспортная кабина герметизирована и оборудована системой кондиционирования воздуха, что позволяет использовать самолет для перевозки людей на высотах до 10 000 м. Переоборудование транспортной кабины самолета под предусмотренные варианты применения производится силами эксплуатанта в минимальное время.
Высокое расположение двигателей и конструкция шасси с пневматиками низкого давления обеспечивают успешную эксплуатацию самолета с малооборудованных грунтовых, галечных, ледовых, заснеженных аэродромов укороченных размеров с прочностью покрытия не менее 7.5 кгс/см2 (736 кПа).
Установленное на самолете современное радиосвязное и пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает полеты самолета во всех географических районах, над земной и водной поверхностями, в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью с высокой точностью автоматического самолетовождения на маршруте и посадку при метеоминимуме, соответствующем 1 категории ИКАО (60×800 м).
Самолет прост в эксплуатации, без затруднений осваивается летным и инженерно-техническим составом средней квалификации.
Модификация | TAMAN 74 ТР |
Размах крыла, м | 31.89 |
Длина самолета,м | 28.07 |
Высота самолета, м | 8.75 |
Площадь крыла, м² | 98.62 |
Масса, кг |
|
пустого самолета | 19 050 |
нормальная взлетная | 30 500 |
максимальная взлетная | 34 500 |
Внутреннее топливо, кг | 12 950 |
Тип двигателя | 2 ТВД Rolls-Royce AE2100-D2A |
Мощность, л.с. | 2×4640 |
Максимальная скорость, км/ч | 600 |
Крейсерская скорость, км/ч | 540 |
Практическая дальность, км | 4950 |
Дальность полета с макс. нагрузкой, км | 2850 |
Практический потолок, м | 10 000 |
Экипаж, чел | 3-4 |
Полезная нагрузка: | 68 солдат или 57 парашютистов, или 10 000 кг груза |