Военно-транспортная, вспомогательная и легкомоторная авиация в МГК
Военно-транспортная, вспомогательная и легкомоторная авиация в Мире Грузинского Королевства
По окончании Второй мировой войны, основными военно-транспортными самолетами грузинских ВВС были
Douglas DC-3
Noorduyn UC-64 Norseman
AVRO 652 George
Помимо ВВС эти самолеты широко использовались и в гражданских воздушных перевозках
Со временем парк ВТА ВВС Грузии стал требовать замены т.к. устаревал и морально и физически
В 1955 г. командование ВВС сделало свой выбор в пользу самолета Fairchild C-123 Provider
с 1956 по 1957 гг. поступили на вооружение 24 ед.
Размах крыла, м 33.53
Длина самолета,м 23.92
Высота самолета,м 10.39
Площадь крыла,м2 113.62
Масса, кг
пустого самолета 13562
нормальная взлетная 18288
максимальная взлетная 27216
Тип двигателя 2 ПД Pratt Whitney R-2800-99W
Мощность л.с. 2 х 2500
Максимальная скорость, км/ч 394
Крейсерская скорость, км/ч 278
Практическая дальность, км 5250
Практический потолок, м 8845
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: 60 солдат или 48 носилок с 12 сопровождающими или 6804 кг груза
В середине 1960-х г.г. было принято решение приобрести лицензию на легкий турбовинтовой самолет Nord N.262 Fregate
Размах крыла, м 22.60
Длина самолета,м 19.28
Высота самолета,м 6.21
Площадь крыла,м2 55.79
Масса, кг
пустого самолета 6200
максимальная взлетная 10800
Внутреннее топливо, л 2570
Тип двигателя 2 ТВД Turbomeca Bastan VIIA
Мощность, э.л.с. 2 х 1145
Максимальная скорость, км/ч 418
Крейсерская скорость, км/ч 408
Практическая дальность, км 2400
Практический потолок, м 8700
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: 29 пассажира или 3075 кг груза
В 1964-66 г.г. завод ТАМ собрал 52 ед из поставленных фирмой Nord-Aviation комплектов
С 1966-84 г.г. уже локализовано (приобретались двигатели и авионика) произведено еще 122 ед.
На вооружении военно-транспортного командования ВВС поступило в 1964-1966 г.г. 36 ед.
С 1985 и по сей день производиться самолет ТАМ-85 в разных Мк.
Как пассажирской так и грузовой военно-транспортной
всего с 1985 по сей день произведено 260 ед
на вворужение поставлялись военно-транспортные версии
в 1987-1990 г.г. 36 ед в варианте ТАМ 85/86 Kalia
в 2010-2012 г.г. 36 ед в варианте ТАМ 85/09 Kalia
Модификация | ТАМ 85 |
Размах крыла, м | 26.2 |
Длина самолета,м | 20.5 |
Масса, кг |
|
пустого самолета | 9980 |
максимальная взлетная | 15800 |
Внутренне топливо, кг | 2576 + 2071 |
Тип двигателя | 2 ТВД Pratt Whitney Canada PW120A |
Мощность, л.с. | 2 х 2000 |
Максимальная скорость, км/ч | 500 |
Крейсерская скорость, км/ч | 460 |
Практическая дальность, км | 2400 |
Практический потолок, м | 8400 |
Экипаж, чел | 2 |
Полезная нагрузка: | 38 пассажиров или 4500 кг груза |
Модификация | ТАМ 85 II (2003) |
Размах крыла, м | 26.2 |
Длина самолета,м | 20.5 |
Масса, кг |
|
пустого самолета | 9980 |
максимальная взлетная | 15800 |
Внутренне топливо, кг | 2576 + 2071 |
Тип двигателя | 2 ТВД Pratt Whitney Canada PW127Е |
Мощность, л.с. | 2 х 2500 |
Максимальная скорость, км/ч | 557 |
Крейсерская скорость, км/ч | 509 |
Практическая дальность, км | 2400 |
Практический потолок, м | 8900 |
Экипаж, чел | 2 |
Полезная нагрузка: | 38 пассажиров или 5600 кг груза |
Модификация | ТАМ 85/86 |
Размах крыла, м | 26.2 |
Длина самолета,м | 20.5 |
Масса, кг |
|
пустого самолета | 10200 |
максимальная взлетная | 16050 |
Внутренне топливо, кг | 2576 + 2071 |
Тип двигателя | 2 ТВД Pratt Whitney Canada PW120A |
Мощность, л.с. | 2 х 2000 |
Максимальная скорость, км/ч | 490 |
Крейсерская скорость, км/ч | 440 |
Практическая дальность, км | 2400 |
Практический потолок, м | 8400 |
Экипаж, чел | 2 |
Полезная нагрузка: | 38 воор. солдат/32 парашютиста или 4500 кг груза |
Модификация | ТАМ 85/09 (2009) |
Размах крыла, м | 26.2 |
Длина самолета,м | 20.5 |
Масса, кг |
|
пустого самолета | 10200 |
максимальная взлетная | 16050 |
Внутренне топливо, кг | 2576 + 2071 |
Тип двигателя | 2 ТВД Pratt Whitney Canada PW127Е |
Мощность, л.с. | 2 х 2500 |
Максимальная скорость, км/ч | 545 |
Крейсерская скорость, км/ч | 495 |
Практическая дальность, км | 2400 |
Практический потолок, м | 8900 |
Экипаж, чел | 2 |
Полезная нагрузка: | 38 воор. солдат/32 парашютиста или 5600 кг груза |
В 1976-78 г произведены 24 ед ТАМ 68/75 Tomara (мешок, котомка)
Размах крыла, м 29.30
Длина самолета,м 23.75
Высота самолета,м 9.65
Площадь крыла,м2 83.80
Масса, кг
пустого самолета 13260
максимальная взлетная 26500
Тип двигателя 2- General Electric CT64-820-4
Мощность, л.с. 2 х 3155
Максимальная скорость, км/ч 485
Крейсерская скорость, км/ч 420
Практическая дальность, км
Практическая дальность, км 4280
Практический потолок, м 9500
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: 60 солдат или 48 парашютистов с воор. или 9000 кг груза
С начала 2000-х КБ ТбилАвиамшени и КБ Антонова совместно разработали самолет который был глубокой модернизацией самолета AN-74 Coaler. Основные изменения коснулись замены двигателей и оборудования. Сборка осуществлялась на Тбилисском заводе ТАМ из комплектующих поставляемых Харьковьским авиационный заводом. В 2005-2007 г.г. на вооружение было принято 24 ед, самолета получившего в Грузии обозначение TAMAN-74ТР
Модификация | TAMAN 74 ТР |
Размах крыла, м | 31.89 |
Длина самолета,м | 28.07 |
Высота самолета,м | 8.75 |
Площадь крыла,м2 | 98.62 |
Масса, кг |
|
пустого самолета | 19050 |
нормальная взлетная | 30500 |
максимальная взлетная | 34500 |
Внутреннее топливо, кг | 12950 |
Тип двигателя | 2 ТВД Rolls-Royce AE2100-D2A |
Мощность, л.с. | 2 х 4640 |
Максимальная скорость, км/ч | 600 |
Крейсерская скорость, км/ч | 540 |
Практическая дальность, км | 4950 |
Дальность полета с макс.нагрузкой, км | 2850 |
Практический потолок, м | 10000 |
Экипаж, чел | 3-4 |
Полезная нагрузка: | 68 солдат или 57 парашютистов, или 10000 кг груза. |
В 1957 г после испытаний было принято решение купить лицензию на производство легкого самолета Dornier Do-27
Размах крыла, м 12.00
Длина самолета,м 9.60
Высота самолета,м 2.80
Площадь крыла,м2 19.40
Масса, кг
пустого самолета 1130
нормальная взлетная 1570
максимальная взлетная 1850
Внутренне топливо, л 220
Тип двигателя 1 ПД Теxtron Lycoming GO-480-B1A6
Мощность, л.с. 1 х 270
Максимальная скорость, км/ч 250
Крейсерская скорость, км/ч 227
Практическая дальность, км 1102
Практический потолок, м 3300
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 4 пассажира
Самолет производился в 1959-74 г.г., всего было произведено 156 ед.
Широко применялся и применяется в армии, и гражданской авиации, а также как частный
В 1975-м г. было развернуто производство самолета Dornier Do-28D Skyservant
Размах крыла, м 15.50
Длина самолета,м 12.00
Высота самолета,м 3.90
Площадь крыла,м2 28.60
Масса, кг
пустого самолета 2166
максимальная взлетная 3650
Внутренне топливо, л 822
Тип двигателя 2 ПД Textron Lycoming IGSO-54
Мощность, л.с. 2 х 380
Максимальная скорость, км/ч 320
Крейсерская скорость, км/ч 286
Практическая дальность, км 1810
Практический потолок, м 7400
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 13 пассажиров
Самолет производился в 1975-83 г.г. в кол. 87 ед.