Военно-техническое сотрудничество Германии и Японии в области авиации в 1940-45 годах Часть 3
Содержание:
Тем временем…
В Японии для координации и оценки всех присланных Германией технических материалов был создан совместный технический комитет Императорских армии и флота, но, тем не менее, продолжалось контрпродуктивное дублирование запросов со стороны Армии и Флота. В апреле 1944 года немецкие военные представители выразили свое раздражение, когда им было предложено заключить два соглашения отдельно с Императорской армией и отдельно с Императорским флотом. Немцы заявили, что предпочитают вести дело с одним партнером, и в мае 1944 года японское верховное командование согласилось, что Флот возьмет на себя ведение переговоров. Скорее всего, это было связано с тем, что в течение ряда лет представители Императорского флота демонстрировали гораздо большую степень заинтересованности и проводил больше научно-технических исследований. Однако несмотря на это Императорская армия продолжала поддерживать отдельный прямой контакт со своими коллегами из немецкого верховного командования.
Из-за секретного характера запрашиваемой японцами информации германо-японские переговоры продолжались вплоть до марта 1944 года, пока Геринг и Гитлер окончательно решили, что немецкие технологии могут быть переданы восточным союзникам Германии. 1 апреля 1944 года статс-секретарь и начальник авиационно-технической службы (Generalluftzeugmeister) RLM Эрих Мильх писал рейхсмаршалу Герингу было отмечено, что лицензионные соглашения с японцами должны быть заключены для того, чтобы в Японии было начато серийное производство истребителей Me 163B и Me 262A и их силовых установок. Япония просила Германию оказывать техническую помощь и прислать персонал, который должен был помочь организовать крупносерийное производство этих самолетов; для отправки в Японию в компаниях Messerschmitt и Junkers были отобраны группы технических специалистов. Также было предложено, что японские техники пройдут обучение в Германии. С января 1943 года до конца 1944 года в дополнение к указанным выше самолетам немцы поставили японцам самолеты и чертежи других компаний. Перечислим их:
DFS
Записи утверждают, что в январе 1943 года в Японию компанией Gothaer Waggonfabrik (GWF) доставлены три экземпляра транспортного планера DFS 230B-2.
Dornier
Один экземпляр бомбардировщика Do 217 был поставлен в 1943 году, но серийного производства не последовало. После того как в Рехлине в июне 1944 года японцам был продемонстрирован двухмоторный истребитель Do 335, они проявили интерес к лицензионному производству дальнего самолета-разведчика Do/Ju 635 – двухфюзеляжный вариант Do 335 (см. раздел про компанию Junkers).
Focke-Wulf
Помимо одного истребителя Fw 190A-5, поставленного в 1943 году, японцы в 1944 году также проявили интерес к приобретению конструктивных данных высотного истребителя Ta 152C. Техническая документация была доставлена в Кильскую бухту и в Японию в марте 1945 года были подготовлены к перевозке на подводной лодке. Груз лодки состоял из 75% технических чертежей Ta 152C, а также чертежей сдвоенного 28-цилиндрового четырехрядного радиального двигателя BMW 803 и присадок к топливу GM-1 (жидкая закись азота) и MW-50 (метанол-вода), разработанные д.т.н. Отто Лутцем (Dr-Ing Otto Lutz) из LFA Braunschweig.
Gotha
В апреле 1943 года руководству компании GWF стало известно о просьбе Японии прислать два экземпляра транспортного планера Go 242 и его варианта с силовой установкой Go 244. Поскольку перемещения надводных кораблей стран Оси между Германией и Японией были невозможны, то летом 1944 года рабочие чертежи самолетов этих двух типов были переданы объединенной военной комиссии ВВС Императорских армии и флота. В Японии ранний интерес к DFS 230 и Go 242, возможно, лег в основу создания экспериментального транспортного планера Nippon Kokusai Kogyo Ku-7. проектирование этой очень похожей на Go 242 машины было начато в 1942 году, и её первый полет состоялся в августе 1944 года. Вариант Ku-7, оснащенный силовой установкой и получивший обозначение Ku-7-II, походил на Go 244; изготовление Ku-7-II было завершено в декабре 1944 года, и первый полет этого самолета был совершен в апреле 1945 года. Летательные аппараты обоих типов должны были использоваться в составе ВВС Армии.
Heinkel
В конце 1942 года начались переговоры относительно начала производства He 177 на мощностях компании Hitachi, Чиба; отличием должно было быть использованием четырех отдельных двигателей вместо двух спаренных DB 606. Один He 177A-7 был выделен для этих целей вместе с соответствующими оснасткой и металлорежущими станками, но все это не было доставлено в Японию.
В начале 1945 года рабочие чертежи и данные реактивного истребителя He 162A были предоставлены японскому посольству в Берлине, часть которых была передана в Токио по радио.
Henschel
Рабочие чертежи штурмовика Hs 129 и полностью герметичной кабины, чертежи высотного самолета Hs 130C и полная информация на противокорабельную ракету Hs 293A были загружены на немецкую подводную лодку U-234 и отправлены в Японию. Однако в мае 1945 года подлодка сдалась американцам после того как была получена информация о завершении боев в Европе.
Junkers
1 ноября 1944 года RLM заказало изготовление макета Do/Ju 635, за которым должно было последовать производство четырех прототипов и шести предсерийных Do/Ju 635A-0. Каждый из этих самолетов должен был иметь два фюзеляжа и быть оснащен четырьмя двигателями DB 603. В общей сложности было запланировано производство двадцати машин. В январе 1945 года RLM немедленно предложило лицензионное производство Императорскому флоту, представители которого проявили интерес к Do/Ju 635. 18 января 1945 года вся документация была передана в Японию, но производства самолета не произошло. Также в феврале и марте 1945 года велись переговоры относительно предоставления полных данных и комплекта конструкторской документации на Ju 287 и тяжелый бомбардировщик Ju 488; данные переговоры окончились безрезультатно.
В 1944 году несколько японских делегаций посетили расположенный в Дессау моторный завод компании Junkers, где полным ходом шло производство турбореактивных двигателей Jumo 004B. Последний такой визит состоялся 5 марта 1945 года. Были сделаны планы по производству в Японии поршневых двигателей Jumo 213, 222 и 223, но до конца войны каких-либо результатов получено не было. В сентябре 1944 года с японцами была достигнута договоренность, что работавший в компании Junkers д.т.н. Фердинанд Бранднер (Dr Ing Ferdinand Brandner) должен будет сопровождать поршневой двигатель Jumo 222 (за права на лицензионное производство японцы выплатили 10 миллионов рейхсмарок) на борту подводной лодки в Японию в начале 1945 года, однако он так и не принял участия в переходе. В плане помощи организации производства турбореактивных двигателей Jumo 004B компания Junkers была готова отправить в Японию только одного специалиста.
Messerschmitt
Летом 1944 года японские специалисты посетили производственные центры компании Messerschmitt в целью осмотра перспективных истребителей Me 163B и Me 262A. Вскоре после этого в Японии началось производство Mitsubishi Ki-200/J8M1 Shusui (秋水 – осенние воды); планер этого самолета являлся копией планера Me 163B, а силовая установка – развитие Walter HWK 509A (Toku-Ro 2 для Ki-200 и KR-10 для J8M1).
Малоизвестным является тот факт, что японцы изначально планировали изготавливать по лицензии оба типа самолетов – Me 163B и Me 262 – и были согласны на сохранение компанией Messerschmitt оригинальной конструкции и защиту авторских прав на изобретения, внесенных в конструкцию этих самолетов. Запасы необходимых материалов, рассчитанные в компании Messerschmitt, были основаны на производственном заказе в 600 самолетов.
По результатам переговоров между Япония за 20 миллионов рейхсмарок приобретала производственные права на турбореактивный двигатель BMW 003A; такую же сумму японцы выплачивали за ракетный двигатель Walter HWK 509A и Me 163B. В свою очередь Германия должна была поставить необходимые чертежи, спецификации и образцы двигателей и самолетов, которые должны были быть размещены на борту по крайней мере двух подводных лодок. Документация по организации лицензионного производства Me 163B-0/R2 была передана 2 августа 1944 года лейтенант-командеру (капитану 3-го ранга) Нагамори (Lt-Cdr Nagamori), а спустя десять дней Нагамори получил документацию на Me 262A-1. По просьбе японцев ряд работавших в компании Messerschmitt специалистов в области организации производства был отправлен в Японию на четырех подводных лодках, среди которых были U-864 и U-234. До Японии смогли добраться лишь двое специалистов, отправившихся в поход на U-234. Остальные находились в лодках, потопленных союзниками.
Неудачи транспортировки
В годы Второй Мировой войны Япония в свое распоряжение получила шесть немецких подводных лодок. Согласно одному источнику в январе 1943 года Гитлер, не информируя ОКМ, принял решение передать японскому верховному военно-морскому командованию две подводные лодки. Одна из них – Type IXC U-511 – получила от немцев собственное имя Marco Polo I (позднее на японской службе переименована в Satsuki №1 и затем была переобозначена как Ro-500). 10 мая 1943 года подлодка U-511 покинула базу Лорьян, Бретань, с немецкой командой и грузом из ученых и инженеров. 7 августа 1943 года подводная лодка благополучно прибыла в Куре, Япония. Другая подводная лодка U-1224, получившая собственное имя Marco Polo II (ко времени плавания под японским флагом обозначалась Ro-501/Satsuki No 2), покинула Киль 30 апреля 1944 года. Лодка под командованием лейтенант-командера (капитана 3-го ранга) Садатоси Нарита (Lt-Cdr Sadatoshi Narita) и с японским экипажем на борту несли груз из драгоценных металлов, нешлифованного оптического стекла и светокопии чертежей ракетного истребителя Me 163B и подводной лодки Type IX.
Еще в декабре 1943 года японская подводная лодка I-29 Matsu (松; сосна) с грузом каучука, вольфрама, хинина и опиума покинула Сингапур и взяла курс на Лорьян, куда она прибыла 11 марта 1944 года. 16 апреля I-29 отправилась обратно в Японию с техническими чертежами и экземплярами двигателей BMW 003A, Jumo 004B и HWK 509A, светокопиями чертежей Me 163B и Me 262, двадцатью шифровальными машинами «Энигма», документацией и чертежами на двигатель Isotta-Fraschini, предназначенный для установки на торпедный катер, и на спроектированный Секондо Кампини мотореактивный двигатель. Также в Японию лодка перевозила акустические мины и некоторое количество бокситов и ртути.
16 апреля 1944 года I-29 под управлением коммандера (капитана 2-го ранга) Киккава (Commander Kikkawa) покинула Лорьян и взяла курс на Японию. В то время когда I-29 и Ro-501 были на пути в Атлантику последняя 13 мая 1944 года была обнаружена американским сторожевым кораблем «Фрэнсис М. Робинсон» (USS Francis M. Robinson; DE-220), входившем в состав корабельной поисково-ударной группы с флагманом эскортным авианоцем «Боуг» (CVE-9 Bogue), и потоплена в четырехстах милях (640 км) к югу от Азорских островов между Ресифе, Бразилией, и Дакаром, Сенегал, с потерей всех его экипажа и – что в условиях войны было более важно – бесценного груза.
Более успешной была подлодка I-29, которая совершила 87-дневный переход в Сингапур и прибыла в этот город-порт 14 июля 1944 года. Помимо грузов на борту лодки были техник-командер (техник-капитан 2-го ранга) Еиичи Ивайя (Technical Commander Eiichi Iwaya) и его коллега капитан (капитан 1-го ранга) Харуо Йосикава (Capt Haruo Yoshikawa), ответственные за технические материалы. 17 июля с материалами, которые можно было взять с собой (справочники, копии макетов и технические данные двигателей BMW 003, HWK 509 и Me 163B), Ивайя вылетел в Токио. Остальную часть материалов он оставил на борту подводной лодки, которая, как ожидалось, прибудет в Японию после пополнения запасов.
22 июля под управлением коммандера (капитана 2-го ранга) Такаказу Кинаси (Commander Takakazu Kinashi), одного из асов-подводников Императорского флота, подлодка I-29 покинула Сингапур и взяла курс на Куре. Однако 15 июля дешифровщики союзников перехватили сообщение из Берлина в Токио относительно перевозимого I-29 груза, и 26 июля к югу от Формозы (Тайвань) и западу от Манилы японская подлодка была обнаружена и потоплена американской субмариной «Соуфиш» (USS Sawfish; SS-276). Три члена экипажа были выброшены за борт, и одному из них удалось доплыть до небольшого острова Филиппинского архипелага и сообщить о произошедшем. Такаказу Кинаси погиб вместе со своими экипажем и кораблем, а также с перевозимым грузом.
В результате Япония осталась с сохраненными техник-командером Еиичи Ивайя неполными данными, которые четко показывали, что в области разработки турбореактивных двигателей, таких как BMW 003 или Jumo 004, Германия далеко опередает Японию. Это же касалось и использовавших топливо T-Stoff (перекись водорода) и окислителя C-Stoff (смесь гадрата гидразина, метанола и воды) ракетных двигателей, работы над которыми начали в Японии.
В результате Армией и Флотом была инициирована обширная программа разработки надежных осевых турбореактивных авиационных двигателей и производства жидкого ракетного топлива, ракетных перехватчиков и ракет. Из-за нехватки обычного авиационного топлива были проведены испытания масла для турбореактивных и пульсирующих воздушно-реактивных двигателей, изготовленного из соснового корня. Этим двум программам в самый последний год войны был присвоен самый высокий приоритет.
С конца 1943 года и особенно с апреля 1944 года до мая 1945 года, когда война в Европе завершилась, японской военной миссии в Берлине были переданы образцы двуокиси урана и секреты немецких ракетных и реактивных самолетов, их силовых установок, ракет воздушного базирования, радиолокационного оборудования, торпед и подводных лодок Вальтера с использовавшей перекись водорода силовой установкой. Японский интерес сосредоточилось на приобретение как можно больше информации, не только об упоминавшихся ранее самолетах и их силовых установках, но и о Arado Ar 234B, He 162A, Fieseler Fi 103 (летающая бомба V1), а также о пульсирующих воздушно-реактивных двигателях Argus As 014, ракетах HWA A4 (V2) и топлива для ракетных двигателей. Часть этой информации стала известна союзникам из перехватов сообщений японского посольства в Берлине, передаваемых в Токио по радио в 1944-45 годах. В некоторых случаях перехваты давали союзникам неожиданные данные о новейших немецких реактивных самолетах.
Окончательный дивидент?
Хотя некоторые технические аспекты турбореактивного двигателя BMW 003A – например, осевой компрессор и кольцевая камера сгорания – в конечном итоге были использованы в конструкции ТРД Ne-20. Данными двигателями оснащался реактивный двухмоторный истребитель-штурмовик Nakajima Kikka, в основу компоновки которого был положен Me 262. Ни один из двигателей BMW 003A (или Jumo 004B) японцами изготовлен не был. Вместо этого японцы сосредоточились на разработке более мощных отечественных турбореактивных осевых двигателей Ne-130, Ne-230 и Ne-330.
Примерно в это же время в Японии в целях получения опыта работы с топливом T-Stoff и окислителем C-Stoff двигателя HWK 509A были изготовлены и испытаны небольшие ЖРД. В результате японцами был облетан только один прототип J8M1 Shusui. По окончании войны американцами были найдены семь прототипов из числа двенадцати заказанных. Три прототипа J8M1 Shusui, планер Kikka и его двигатели были отправлены в США.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Опытный бомбардировщик-штурмовик Nakajima Kitsuka (中島 橘花). Япония
Опытный ракетный перехватчик Mitsubishi J8M Syusui (三菱 J8M 秋水). Япония
источник: TED OLIVER «HANDS ACROSS THE WATER?» «THE AVIATION HISTORIAN» Issue No 16