Военно-техническое сотрудничество Германии и Японии в области авиации в 1940-45 годах Часть 1
Содержание:
Предисловие редакции: 27 сентября 1940 года, Германия, Япония и Италия подписали Тройственный пакт, по которому – в теории – три страны должны были объединить свои ресурсы для разработки самых передовых в мире средств ведения войны. Тед Оливер (Ted Oliver) сделал серьезный обзор истинных масштабов технологического сотрудничества между Германией и Японией в 1940-45 годах.
Предистория
Краткий обзор развития японской авиации и её начальной зависимости от иностранной помощи в области проектирования и производства авиационной техники может представить некоторые полезные сведения данному исследованию технической помощи, которую в годы Второй Мировой войны Германия оказывала Японии.
После нескольких лет опытов с пилотируемыми воздушными шарами, которые начались после состоявшегося 21 мая 1877 года первого в Японии подъема человека, в июле 1909 года была создана совместная организация Императорских армии и флота, известная как Временный комитет по применению воздушных шаров. Данный комитет помимо своей непосредственной сферы деятельности также проявил заинтересованность в различных пилотируемых самолетах, которые разрабатывались за рубежами Японии. В качестве первого шага в апреле 1910 года с целью получить летный опыт в Европу были отправлены капитаны Йоситоси Токугава (Capt Yoshitoshi Tokugawa) и Кумацо Хино (Capt Kumazo Hino) – один во Францию, а второй в Германию. В этом же году они вернулись на родину; каждый из них привез с собой заказанный самолет.
Их «официальные» успешные первые полеты были выполнены в Токио 19 декабря 1910 года, когда капитан Йоситоси Токугава на французском биплане Henri Farman в течение четырех минут набрал высоту 70 метров, а затем в тот же день капитан Кумацо Хино на немецком моноплане Hans Grade пролетел в течение 80 секунд.
В апреле 1911 года Императорской армией (Армией) был создан отдел военной авиации. Императорский флот (Флот) первоначально сотрудничал с Армией, но затем в июне 1912 года основал свою собственную военно-морскую авиационную исследовательскую ассоциацию. С этого момента Армия и Флот пошли собственными путями в вопросах стандартизации типов самолетов, авиационных двигателей, вооружения, закупок, тактики ведения боя и подготовки пилотов и персонала материально-технического обеспечения – подобное состояние дел сохранялось до конца Второй Мировой войны.
В период с 1910 по 1922 год в Японии в частном порядке были построены несколько десятков прототипов самолетов, в основе которых лежали либо иностранные конструкции, либо местные разработки. Это были монопланы, бипланы и даже трипланы, оснащенные авиадвигателями, импортированными из Франции, Германии, Италии, Великобритании и США. В годы Первой Мировой войны Армия и Флот расширили свою деятельность в области авиации, модернизируя свое оборудование и импортируя самолеты из Европы. В 1917-22 годах Армия и Флот воспользовались услугами групп иностранных военных советников с целью оказать помощь в подготовке персонала; если Армия воспользовалась услугами французских специалистов, то Флот обратился к «старому знакомому» – Великобритании.
Межвоенная немецкая помощь
Начиная с 1922 года для оказания помощи вновь созданным авиастроительным отделениям концернов Kawasaki, Mitsubishi и Nakajima японцы воспользовались услугами нескольких известных немецких авиаконструкторов, инженеров и летчиков-испытателей. Среди немецких специалистов, помогавших создавать японскую авиационную промышленность, в первую очередь следует выделить следующих специалистов:
- инженер Пауль Людвиг (Paul Ludwig) из Rohrbach Metall-Flugzeug GmbH, который работал в Японии в 1923-25 годах и разработал самолет для авиационного арсенала Императорского флота, Йокосука;
- профессор, д.т.н. Карл Визельсбергер (Prof Dr-Ing Carl Wieselsberger) из аэродинамического испытательного центра (AVA – Aerodynamischen Versuchsanstalt), Геттинген, который контролировал проектирование и строительство аэродинамических труб в Нагое для Mitsubishi, в Казумигауре (Kazumigaura) для Военно-морского технического научно-исследовательского института, в Татикаве для Армейского авиационно-технического научно-исследовательского института и для Kawanishi Aircraft Co Ltd (профессор Визельсбергер также сыграл важную роль в создании аэронавигационного научно-исследовательского института Токийского университета);
- д.т.н. Рихард Фогт из Dornier-Werke GmbH, который работал в Японии в 1924-34 годах в качестве главного инженера и авиационного консультанта в компании Kawasaki Aircraft Co Ltd, Кобе, после чего вернулся в Германию и работал в Гармубге в компании Hamburger Flugzeugbau (позднее переименована в Blohm und Voss).
Другим известным немецким специалистом, работавшим в Японии, был профессор высшей технической школы Штуттгарта доктор Александр Бауман (Prof Dr Alexander Baumann). В 1914 году профессор Бауман работал в компании Zeppelin-Werke Staaken GmbH, Берлин, над созданием тяжелых бомбардировщиков (самолеты R-класса [Riesenflugzeug]) и в 1924 году он стал главным конструктором компании Mitsubishi Aircraft Co Ltd, Нагоя. Еще одним специалистом в области авиации, который был родом из Германии и работал в Японии, был бывший главный конструктор компании Albatros Flugzeugwerke GmbH, Берлин, д.т.н. Густав Лахманн (Dr-Ing Gustav Lachmann). В 1926-29 годах он оказывал помощь компании Ishikawajima Aircraft Manufacturing Co Ltd и затем работал в Великобритании в Handley Page Ltd.
Также в Японии нашел работу доктор Теодор фон Карман (Prof Dr Theodore von Karman), работавший в компании Kawanishi Aircraft Co Ltd в 1927-29 годах. Теодор фон Карман родился в Будапеште, Венгрия, в 1908 году он получил докторскую степень в университете Геттингена, где он был приват-доцентом (преподавателем) в 1909-12 годах. Затем в 1912-29 годах он был директором высшей технической школы Аахена и с 1912 по 1928 год консультировал компанию Junkers Flugzeugbau. Также фон Карман в 1924-28 годах работал совместно с компанией Luftschiffbau Zeppelin. В 1927 году фон Карман разработал аэродинамическую трубу для постройки её в Кобе и позднее уехал в США.
В 1926-33 годах авиационный конструктор и производитель профессор д.т.н. Эрнст Хейнкель, его главный конструктор д.т.н. Карл Шварцлер (Dr-Ing Karl Schwarzler) и летчик-испытатель Карл Клеменс Буккер (Carl Clemens Bucker) оказывали помощь в проектировании, изготовлении и испытании самолетов компании Heinkel специально разработанных для компании Aichi Watch & Electric Machinery Co Ltd, которая с 1938 года на заводе Atsuta, Нагоя, по лицензии изготавливала авиадвигатели Daimler-Benz DB 601. Другие известные конструкторы и инженеры из Франции и Великобритании также работали в Японии в этот критический период развития её авиационной промышленности.
Множество японских студентов было отправлено за границу в Германию и другие страны, чтобы они смогли получить ценный опыт работы в иностранной авиационной промышленности. Вышеупомянутые немецкие специалисты также обучали персонал в своих компаниях и многие из этих учеников впоследствии отлично проявили себя в создании и производстве самолетов, которые в годы Второй Мировой войны показали себя равными, если не превосходящими машины противника. Неудивительно, что в результате многие японские гражданские и военные самолеты несли на себе следы иностранного влияния, однако к 1932 году, когда японская авиационная промышленность же стала в значительной степени самодостаточной, оригинальные конструктивные особенности становятся все более и более заметными.
В то же самое время в Японию импортировались гражданские и военные самолеты иностранного производства, среди которых были машины из Франции, Британии и США. Множество других импортированных машин было немецкого происхождения; были приобретены машины компаний Bucker, Dornier, Fieseler, Focke-Wulf, Heinkel, Klemm, Junkers и Messerschmitt. Также велись переговоры о продаже лицензий на производство, но лишь один тип немецкого самолета и три типа немецких авиадвигателей были запущены японцами в серийное производство.
Немецкое довоенное влияние
Немецкие боевые самолеты поставлялись в Японию с середины 1930-х годов по середину 1941 года следующими компаниями, перечисленными в алфавитном порядке:
Bucker
В 1937 году в Японию были привезены три учебных самолета Bu 131 Jungmann. В следующем 1938 году были поставлены уже 14 экземпляров самолета данного типа и один Bu 133 Jungmeister. Еще один Bu 131 прибыл в Японию в 1939 году. Японский вариант учебно-тренировочного самолета для основной летной подготовки Bu 131B пошел в производство под обозначениями Kokusai Ki-86 и Watanabe (позднее переименована в Kyushu) K9W1, предназначавшихся для ВВС Армии и Флота соответственно. Армейских самолетов было выпущено 1087 экземпляров, флотских – 339 экземпляров; обе модификации оснащались изготавливавшимся по лицензии 110-сильным двигателем Hirth HM 504A-2.
Fieseler
Один экземпляр связного самолета Fi 156 Storch (аист) был приобретен Японией в 1941 году, но отечественный самолет схожих компоновки и назначения Kokusai Ki-76. Японский самолет был оснащен более мощным радиальным двигателем и показывал более высокие летные характеристики, в результате чего Fi 156 в серийное производство запущен не был.
Focke-Wulf
С 1 апреля 1939 года Имперское министерство авиации (Reichsluftfahrtministerium – RLM) разработало программу производства различных самолетов, которые будут экспортироваться с июня 1940 года. Данная программа включала в себя шесть Fw 200. Японцы проявили интерес к этим пассажирским самолетам, предполагая использовать их в качестве дальних бомбардировщиков. Японская сторона предложила компании-производителю контракт на разработку с началом поставки в 1940 году, но после объявления войны этот план был отменен.
Heinkel
До начала войны японцы проявили интерес к многим машинам компании: He 50, He 66, He 70, He 74, He 100, He 111, He 112, He 116, He 118 и He 119. В дополнение к одному экземпляру He 70 (в Японии самолет получил обозначение LXHe1) и одному He 74B (KXHe1), приобретенных в 1936 году, японцы в следующем 1937 году получили первые четыре истребителя He 112B-0 (A7He1) из общего числа 30 заказанных и три He 118 (DXHe1).
Доставка оставшихся 26 экземпляров He 112 состоялась в 1938 году. В том же годы были поставлены два He 116, которые получили японские номера гражданской регистрации J-BAKD и J-EAKF. В 1937 году был размещен заказ на поставку не менее семидесяти бомбардировщиков He 111, но после производства десяти машин (вероятно и они не были доставлены) поставка была прекращена. В результате японцы в 1938 году в качестве временной меры в обмен на соевые бобы приобрели в Италии восемьдесят средних бомбардировщиков FIAT BR.20 Cicogna (аист). Итальянские бомбардировщики ограниченно использовались в ходе войны с Китаем, но оказались неудовлетворительными и два года спустя были выведены из эксплуатации.
В 1940 году в Японию были поставлены три He 100D-0 (получили обозначение AXHe1) и два прототипа He 119 (V7 и V8); He 100 послужили образцом при создании истребителя Kawasaki Ki-61 Hien (ласточка), а He 119 – для самолета-разведчика Yokosuka R2Y1 Keiun (прекрасное облако).
Junkers
Японцы проявили интерес к следующим самолетам компании Junkers: Ju 86, Ju 87, Ju 88, Ju 160 и Ju 188. Один экземпляр Ju 86 (получил обозначение LXJ1) был приобретен в 1937 году. В следующем году был поставлен Ju 87A, а в 1940 году – Ju 88A-5. Все эти машины не были запущены в Японии в серийное производство. Конструкторская документация на Ju 188 была поставлена позднее.
Messerschmitt
Интерес японцы проявили к Bf 108, Bf 109, Bf 110 и Me 210. Первой из машин компании Messerschmitt был закуплен связной/туристический самолет Bf 108B (номер гражданской регистрации J-BACC). В 1940 году Японией были заказаны три истребителя Bf 109E-7; в 1941 году самолеты были поставлены заказчикам; две машины были получены ВВС Армии и еще одна – ВВС Флота. Немного опередим события и скажем, что в 1942-43 годах два экземпляра Bf 109G-6 и три Me 210A-1 были поставлены в Японию, где были протестированы летчиками-испытателями армейских ВВС.
Представлявшие в конце войны интерес для ВВС Армии и Флота немецкие самолеты, авиационные двигатели и ракеты, включая и машины с реактивными и ракетными двигателями, будут рассмотрены в других частях данной статьи.
источник: TED OLIVER «HANDS ACROSS THE WATER?» «THE AVIATION HISTORIAN» Issue No 16