Военно-бюрократическая поэма
Спойлер: В марте 1904 года, спохватившись, что война уже давно началась, а железная дорога еще далеко не закончена, и в Иркутске, перед паромной переправой, скапливаются и уже скопились войска.
В РеИ на Транссибе начинает образовываться «пробка», которая забивает всю магистраль вплоть до Челябинска, у нас до сих пор один район города называют «порт-артур», потому что там в бараках солдаты жили, ожидая отправки на фронт.
Поэтому в моей АИ Россия в лице военного ведомства предпринимает экстренные меры по резкому наращиванию пропускной способности Транссиба, из которых главные: прибывшее пополнение, скопившееся в Иркутске, отправляют пешком до ближайшей забайкальской железнодорожной станции — Слюдянки. На Байкале начинает строиться множество транспортных судов, на них и на существующие паромы силами солдат (не зря же их мобилизовали) грузятся боеприпасы и оружие для действующей армии.
И самое главное — армейское руководство вспоминает о необходимости вести пропаганду среди собственных солдат, им крутят кино, читают лекции и так далее.
Праздность развращает, огромные количества солдат, сидящие в праздности в ожидании отправки — недопустимы. Поэтому их еще и занимают делом, боевой подготовкой, она никогда лишней не будет, заодно позволит сплотить их перед войной и отсортировать случайно попавших бойцов, чьи кондиции не дотягивают до требований.
Приказ №321 по временным мерам при организации переброски войск по Транссибирской железной дороге.
Особому Транссибирскому железнодорожному сводному отряду, всем железнодорожным батальонам, военно-рабочим ротам, задействованным в Действующей армии.
Ввиду сложного положения, сложившегося на Дальнем Востоке, для быстрейшей переброске войск, оружия, боевых припасов, снабжения и прочих для военного дела полезных грузов через участок Иркутск-Чита, поелику в текущем году достройки Кругобайкальской железной дороги ждать не приходится, а также ввиду выявившейся слабой подготовки личного состава призывных
П Р И К А З Ы В А Ю:
1. Установить в полосе Транссибирской железной дороги военное положение.
2. Возле железнодорожной станции Иркутск организовать прием и сортировку прибывающих частей и грузов. Для этого:
2.1. Создать особый полевой фильтрационно-подготовительный военный лагерь Иркутский с правами крепости. Назначить генерала Иванова И.И. его командиром, возложить на него ответственность за его работу и порядок. Поручить упомянутому генералу Иванову И.И. сформировать соответствующий штаб. По его выбору отвести ему удобный для размещения его штаба и лагеря подходящее место, оборудовать его средствами связи, зданиями, ограждением и всем необходимым.
2.2. Не далее чем за 5-10 верст от жд.станции Иркутск последовательно развернуть 10 временных полевых лагерей для приема и размещения войск.
2.3. При каждом полевом лагере развернуть:
— управление по образцу тыловых частей;
— церковь;
— легкие парусиновые или войлочные шатры общей вместимостью 500 человек, с возможностью кратковременного размещения до 2000 человек;
— бани пропускной способностью до 200 человек в смену, с возможностью работы, если понадобится, в 3 смены;
— стрельбище, полосу препятствий и огненно-штурмовую полосу, огороженный полигон для учений, классы для занятий с офицерами;
— пропагандический пункт с синематографическим залом для поднятия боевого духа;
— пункты горячего питания требуемой вместимости;
— медицинско-фельдшерский пункт;
— охранную роту;
— склады всего необходимого имущества.
2.4. Прибывающие части размещать в полевых лагерях сроком на 2-3 недели.
2.5. За время пребывания в полевом лагере все прибывающие резервисты должны пройти медпункт, баню, и не менее чем по 3 раза стрельбище, полосу препятствий, огненно-штурмовую полосу и непременно через пропагандический пункт по возможности каждым вечером или по крайней мере через вечер.
2.6. Во время занятий отмечать наиболее и наименее успешных бойцов, выявлять склонности и предрасположенности нижних чинов, с тем чтобы представлять их к переводу:
— наиболее подготовленных бойцов, проявивших себя с лучшей стороны, назначать инструкторами и поручать им работу с прибывающими подкреплениями, выделить им усиленный паек и унтер-офицерское довольствие;
— наименее подготовленных бойцов, не проявляющих бодрости духа, направлять в рабочие роты и железнодорожные батальоны землекопами, плотниками, грузчиками;
— кто из нижних чинов проявит способности и желания к постройке судов — отправлять в г.Байкал на верфь (см.п.3).
2.7. Строго следить за духовным обликом бойцов, не допускать пьянства и вольнодумских разговоров.
2.8. Особое внимание уделить пропагандической работе. Создавать плакаты, раздавать газеты, разъяснять коварство врага и необходимость защиты Отчизны от его злодейских нападений.
2.9. Проводить с личным составом общеукрепляющие гимнастические занятия, военно-тактическую подготовку, военно-специальную подготовку и политическую подготовку.
2.10. На огненно-штурмовой полосе испытывать закалять дух солдат стрельбой из пушек и пулеметов поверх голов, чтобы в бою не робели.
2.11. На занятиях для офицеров проводить разбор новейших приемов тактики, примененных в Бурской войне и других недавно случившихся конфликтах.
3. В городе Байкал на берегу приискать удобное место и развернуть в нем верфь для постройки из местных материалов каких возможно судов для плавания через озеро Байкал:
— буксиров;
— барж;
— барказов;
— яликов;
— больших гребных лодок;
— и всяких других плав. средств, для переправы оружия, различных грузов и личного состава служить могущих.
3.1. Собрать местных рыбаков, изучить их опыт строительства судов, привлекать к работе за вознаграждение.
3.2. Мобилизовать для нужд военных перевозок гражданские суда, упомянутые в п.3.1, какие смогут быть на Байкале и Ангаре найдены;
3.3. Привлекать к постройке судов временно размещенных в г.Иркутск мобилизованных резервистов, отбирая искусных, для назначения бригадирами, и неспособных к строевой службе, для выполнения работ, не требущих высокой квалификации.
3.4. Для управления построенными и мобилизованными плавсредствами среди прибывающих резервистов отыскивать искусных в речном и каботажном морском плавании, а также привлекать за вознаграждение местных рыбаков и других охотников, знания и способности их проверять и приставлять к тому делу, на какое они лучше всего способны.
3.5. Построенные суда испытывать на прочность и остойчивость, для чего сформировать комиссию в которую будет направлен морской специалист в звании старшего кораблестроителя.
4. Прошедшие подготовку и фильтрацию части, формировать в батальонные колонны и отправлять пешком на станцию Слюдянка, после начала навигации на Байкале, по наличию водного транспорта, сколько можно грузить на оный транспорт и отправлять через Байкал. Остальных, кому судов не найдется, продолжать отправлять пешком вплоть до окончания постройки Кругобайкальской железной дороги.
4.1. Для этого заблаговременно сформировать бригады лесорубов и отправить их вперед по шоссе, исправить дорогу от Иркутска до Слюдянки, подготавить пункты отдыха и обогрева.
4.2. Пункты отдыха большие строить через каждые 25 верст. При них иметь все кухню, сапожную мастерскую, медпункт, и парусиновые или войлочные шатры с печками, с тем чтобы пункт обогрева способен был принять резервистов в количестве 1 1/2 батальона на ночевку или дневку и обеспечить горячим питанием.
4.3. Пункты обогрева строить через каждые 5 верст. При них иметь легкую кухню, укрытия от ветра и дождя для солдат в количестве 1 1/2 батальона, обеспечивать проходящих бойцов горячим чаем.
5. Возле станции Слюдянка развернуть приемный полевой лагерь, вместимостью на 4 батальона, аналогично описанному в п.2, для приема батальонов, прибывающих по шоссе.
6. Охранным ротам строго следить за посторонними и праздношатающимися вблизи развернутых согласно п.2 и 5 полевых лагерей и вдоль всей трассы шоссе Иркутск-Слюдянка, не допуская утечек военной тайны и диверсий и беспорядков.
7. Организовать непрерывную, устойчивую, скрытую и резервированную связь всех городков со штабом Иркутского особого полевого фильтрационно-подготовительного военного лагеря, а оного лагеря — со штабом Отдельного Транссибирского особого железнодорожного отряда и с Управлением ЕИВ железнодорожных войск. Ответственность за организацию связи возложить на начальника штаба Иркутского особого полевого фильтрационно-подготовительного военного лагеря Сидорова С.С.
8. Командующему Иркутского особого полевого фильтрационно-подготовительного военного лагеря генералу Иванову И.И. определить все потребные для дела ресурсы и предоставить заявку в Управление ЕИВ железнодорожных войск, срок — неделя.
9. По всем случаям саботажа, неисполнительности, волокиты, разгильдяйства, вольнодумства устраивать дознание с определением виновных, выносить строгие наказания по законам чрезвычайного положения, по результатам докладывать Командующему Управлением ЕИВ железнодорожных войск.
Подпись:
Командующий Управлением ЕИВ железнодорожных войск
15.03.1904г.
От автора.
(Вот такая получилась история. Вся суть в п.4, остальное — привесок. Действительно, зачем ждать год, пока достроят дорогу, когда можно за неделю прошагать эту сотню верст и сесть на паровоз и дальше там поездом. Да, подвижной состав на Транссибе и на КВЖД тоже надо будет усилить. В результате численность группировки войск у Куропаткина в личном составе, в стрелковом оружии, артиллерии и прочем будет расти значительно быстрее, чем она росла в РеИ, и вот этот тягостный период сосредоточения и развертывания войск, который в РеИ занял полтора года, можно будет значительно сократить)