Осторожно! Документальная фантастика!
В тексте могут встречаться вкрапления альтернативной истории.
На вооружении и в производстве в конце 1960-х годов находились:
— плавающий танк ПТ-76 с 76-мм пушкой Д-56Т (выпускался в 1951-1967 годах, 3000 шт.),
— бронетранспортер БТР-50П (выпускался с 1954 года),
— боевая машина пехоты БМП-1 (выпускалась с 1966 года)
— бронетранспортер БТР-60ПБ (выпускался с 1966 года) и его предыдущие модификации (с 1960 года),
— бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2 (выпускалась с 1964 года),
— многоцелевой тягач легко бронированный МТ-ЛБ (выпускалась с 1964 года).
Кроме того имелось большое количество машин снятых с производства, в том числе:
— бронетранспортер БТР-152 (выпускался в 1947-1962 годах, 12000 шт.),
— бронетранспортер БТР-40 (выпускался в 1950-1960 годах, 8500 шт.),
— бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-1 (выпускалась в 1957-1966 годах, около 10000 шт., включая машины на её базе, в т.ч. самоходные ПТРК и машины РХБР),
— артиллерийский тягач полубронированный АТ-П (выпускался в 1954-1962 годах).
Кроме того, заканчивалась разработка боевой машины десанта БМД для воздушно-десантных войск, а пока в их составе использовались:
— 85-мм авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-85 (выпускалась в 1959-1966 годах, 500 шт.),
— 57-мм авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-57 (выпускалась в 1950-1962 годах, 500 шт.).
Ситуация с легкой бронетехникой была достаточно сложной. Причем, не хватало не только самой техники, но и мощностей для её производства. При этом ещё нужно было делиться с союзниками. Так, например, для танковой дивизии требовалось около 400 единиц легкой бронетехники, а для мотострелковой — около 500. Таким образом, общая потребность составляла более 100 000 машин. Однако, такого количества в наличии никогда не было.
Поэтому советское командование старалось в прежде всего обеспечить боевыми машинами части танковых армий, а во внутренних округах легкую бронетехнику получали в первую очередь разведчики и связисты. Например, мотострелковые батальоны 150 резервных дивизий (типов “Б” и “В”) бронетранспортеров не имели, но в дивизиях типа “Б” для разведчиков было выделено по 50 БТР-40. Пехоту в них предполагалось перевозить автомобилями, получаемыми от народного хозяйства после объявления о мобилизации.
Наиболее современной машиной способной эффективно действовать во всех видах боя считалась Боевая Машина Пехоты (БМП). Она обладала великолепной подвижностью и проходимостью. Её комплекс вооружения военные считали очень удачным. Противотанковые ракеты 9М11 (9М14) позволяли бороться с танками противника на дальности до 3000 метров. 73-мм пушка 2А28 “Гром” (при эффективной дальности в 800 метров) обеспечивала перекрытие минимальной дальности пуска ракет. Таким образом мотострелковое отделение получило не только броневую защиту и средство передвижения, но и эффективное противотанковое средство. Некоторые ответственные лица были настолько восхищены характеристиками БМП, что предлагали полностью отказаться от имеющихся БТР и выпускать только её. Правда, предложение это не было принято. Горячим головам рассказали, что стоимость производства БМП почти вдвое больше стоимость БТР, и её эксплуатация также обходится дороже. Плюс, если у БМП лучше тактическая подвижность, то у БТР — оперативная. В общем, в первые годы у армии к промышленности была одна просьба: дайте больше БМП. Модернизация не считалась необходимой. Только в 1969 году в серию пошла модификация БМП-1П на которой был установлен комплекс 9К14М “Малютка-П” с полуавтоматическим управлением.
В том же 1969 году, В.И.Чуйков предложил разработать для БМП новый комплекс вооружения. Дело в том, что в это время начались работы над ПТРК “Фагот”, который обладал минимальной дальностью стрельбы в 70 метров. Необходимость дублировать ракетный комплекс другим противотанковым средством при этом отпадала. В тоже время имеющееся вооружение было недостаточно эффективно против других целей. Создавалось впечатление, что по комплексу вооружения советская БМП уступает появившимся за Западе опытным образцам БМП: американской ХМ765, западно-германской “Мардер” и французской АМХ-10. Западные БМП оснащались малокалиберными автоматическими пушками, позволяющими эффективно бороться как с пехотой, так и с легкобронированной техникой. Кроме того пушечные установки БМП “Мардер” и АМХ-10 позволяли применять их по воздушным целям. Проведенное на полигоне сравнение эффективности поражения указанных целей из СПГ-9 и 23-мм пушки ЗУ-23-2 показало абсолютное преимущество последней.
“Хочу как Мардер”, — подытожил советский министр обороны.
Первоначально рассматривались варианты установки на БМП 23-мм автомата 2А14. Но управление вооружения МО СССР выступило с предложением принять в качестве основного “межвидовый” патрон 30х165, который использовался в корабельной установке АК-630. Шестиствольную пушку для этой установки разработали в Тульском конструкторском бюро (переименованном в 1966 году в Конструкторском бюро приборостроения) Василий Петрович Грязев и Аркадий Георгиевич Шипунов. Теперь, по планам МО, им предстояло разработать пушку для боевой машины пехоты. При формировании технического задания впервые был использован термин “боевой модуль”. В модуль должны были быть интегрированы системы вооружения, наблюдения и наведения. Требовалось предусмотреть возможность его установки на БМП, БТР, БМД и “другие перспективные машины“. В составе модуля должны были использоваться 30-мм автоматическая пушка 2А72 (300 снарядов), 7,62-мм пулемет ПКМТ (2000 патронов) и ПТРК 9К111 “Фагот” (4 ракеты). На момент подписания ТЗ на вооружении находился только пулемет, пушку и ракетный комплекс еще предстояло создать.
Разработка и испытания боевого модуля “Буйность” заняли продолжительное время. Только в январе 1974 года было подписано постановление о принятии его на вооружение. Но, так как подготовка к его производству шла параллельно с разработкой, уже в апреле он начал устанавливаться на серийные машины. С 1975 года все БМП выпускались с этим боевым модулем. Эта модификация получила индекс БМП-1А.
В дальнейшем для БМП-1 был разработан комплект усиления бронирования включающий установку стальных бортовых экранов на корпусе и броневой плиты под рабочими местами командира и механика-водителя. В результате этого масса машины возросла на 2% и она утратила плавучесть. БМП с дополнительным бронированием (БМП-1Д и БМП-1ДА) поставлялась ближневосточным союзникам. Во время капитального ремонта на БМП первых выпусков устанавливался БМ “Буйность”, тем самым выравнивая их возможности с современными машинами. Кроме собственно БМП выпускались: машина командира батальона БМП-1К (БМП-1АК) оснащенная дополнительной радиостанцией и навигационной аппаратурой, командно-штабная машина БМП-1КШ (без вооружения) оснащенная дополнительными радиостанциями и навигационной аппаратурой, а также приборами РХБР и автономным бензогенератором, боевая разведывательная машина БРМ-1АК. Были разработаны, но по различным причинам (до 1981 года) в серию не пошли: бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1, бронированная медицинская машина БММ-1 и 120-мм САУ 2С1 “Гвоздика” с установленной на шасси БМП башней от 2С9 “НОНА”.
Основной машиной мотострелковых частей был бронетранспортер БТР-60П (П — “плавающий”). Он выпускался с 1960 года. В 1963 году по опыту венгерских событий была создана модификация БТР-60ПА оснащенная крышей. Крыша обеспечивала защиту экипажа и десанта сверху и, главное, герметичный корпус позволял оснастить машину системой противоатомной защиты (ПАЗ). В 1966 году последовала новая модернизация бронетранспортера, на него установили башенку с 14,5-мм пулеметом КПВТ и спаренным с ним 7,62-мм ПКТ. Новое вооружение БТР-60ПБ значительно увеличило огневую мощь отделения и позволило бороться с легкобронированной техникой вероятного противника. К 1967 году БТР был достаточно отработан, агрегаты двигателя и трансмиссии доведены до требуемого уровня надежности. Среди недостатков машины указывались два: неудобный способ десантирования мотострелков и двухдвигательный силовой агрегат, требующий больших затрат времени на техническое обслуживание. Большинство специалистов понимали, что утверждение о том, что два двигателя придают машине большую живучесть (при выходе из строя одного, можно двигаться на втором) — это оправдание для бедных. Просто завод ГАЗ не производил двигателя необходимой мощности и не хотел отдавать “свой” кусок бюджетного пирога другим.
Для исправления недостатков машины было решено разработать её новую модификацию, получившую обозначение ГАЗ-50. На ней вместо спарки ГАЗ-40П (общей мощностью 180 л.с.) должен был быть использован один двигатель ЗиЛ-375 такой же мощности. Для входа и выхода десанта по бортам в районе имеющихся люков оборудованы двери. Башня должна позволять вести огонь при угле возвышения не меньше 60 градусов (для защиты от вертолетов). Конструкторы ГАЗ в рамках этой работы разработали свой вариант модернизации БТР, на котором вместо одного двигателя опять была установлена спарка, но теперь общей мощностью 240 л.с. Это предложение основывалось на том, что в результате модернизации вес машины увеличился (с 10,3 до 11,5 тонн), и удельная мощность двигателя “ЗиЛ-375” (180 л.с.) стала недостаточной для обеспечения необходимой подвижности (всего 15,6 л.с./т вместо требуемых 20 л.с./т). Зато использование нового силового агрегата позволяло достигнуть требуемых параметров. Так или иначе оба представленных образца успешно прошли испытания в 1969 году, но ни один из них в серию не пошел. Завод продолжил выпускать БТР-60ПБ и его модификации.
Тем временем, для увеличения производства БТР было решено под их выпуск создать отдельное предприятие, для размещения был выбран город Набережные Челны находящегося на берегу реки Кама в районе Нижнекамского водохранилища. Для него сформировали команду опытных специалистов и передали документацию по новому бронетранспортеру. Основной их задачей стала установка нового мощного двигателя без потери плавучести. Выбор был сделан в пользу ярославского 8-цилиндрового дизеля ЯМЗ-238 мощностью 240 л.с., что позволяло сохранить такую же подвижность, что и при установке горьковской спарки. Однако его вес (1300 кг) значительно превышал вес мотора ЗИЛ-375 (540 кг). Тогда конструкторам ярославского завода было предложено разработать новую версию своего мотора, заменив чугунный блок цилиндров на дюралевый. Это позволило бы снизить его массу до приемлемых 650 килограмм. Конструкторы ЯМЗ с задачей справились, и в 1972 году новый мотор успешно прошел все испытания. Но ещё до этого встал вопрос где его производить.
Специалисты нового завода предложили организовать производство у них. Военные их поддержали. Осталось решить вопрос финансирования: новое производство могло быть создано только за счет сокращения других расходов. Главной жертвой нового завода стал УАЗ-469, от его запуск в производство и связанную с этим модернизацию Ульяновского автомобильного завода перенесли на более поздний срок. Произошли и другие сокращения. По причинам которые будут описаны в главе про автомобили, всё предприятие (включая производство БТР) получило наименование Камский моторный завод (КаМЗ). Первые (предсерийные) образцы двигателей были собраны на нем в конце 1973 года. На них отрабатывалась технология производства.
Пока решался вопрос с двигателем для нового бронетранспортера, подошли к завершению, начатые еще в 1967 году, работы по теме “Буйность”. Соответственно БТР получил новое вооружение, которое вдвое повысило боевую эффективность машины. Кроме того, он был унифицирован по узлам и агрегатам с новым армейским “стандартным грузовиком”. Доработанный БТР прошел испытания в 1974 году, а в 1975 началась подготовка к его серийному производству.
Новый бронетранспортер (из-за множества доработок получивший новое обозначение БТР-70) пошел в серию в 1976 году, после чего ГАЗ прекратил выпуск БТР-60П. На базе этого БТР были созданы: разведывательно-дозорная машина (БРДМ-70), машина огневой поддержки с башней танка ПТ-76М (БТР-70ПТ), машины управления артиллерией (1В18, 1В19), машина управления ПВО (ПУ-12), подвижные радиостанции различной мощности и назначения (Р-118БМ, Р-137БМ, Р-140БМ, Р-145БМ, Р-156БМ, Р-161БМ, Р-409БМ), подвижные телефонные станции (П-238БТ, П-239БТ, П-240БТ, П-241БТ), полевой укладчик телефонного кабеля (БТР-70ЛБТС), передвижная зарядная станция (З-351БР), машина наведения авиации (Р-975БМ), машина боевого поста РВСН (15Я56), машина технической поддержки МТП-2 и другие.
Военные очень долго сопротивлялись принятию на вооружение БРДМ-2, их согласие было получено только после оснащения её башенкой со спаренными пулеметами калибра 14,5- и 7,62-мм. Машина пошла в серию в 1964 году. Но на совещании 1967 года военные вновь выступили против неё. Основной их посыл теперь был: “Пока обойдемся тем что есть (т.е. БРДМ-1), лучше дайте больше БТРов”. В результате заказ на 1968 год был отменен в пользу увеличения производства БТР-60П. Вопрос о возобновлении производства БРДМ-2 больше не поднимался. Еже произведенные машины частично были переданы войскам РВСН для защиты ядерных объектов, а остальные — в разное время переданы союзникам.
В результате основной разведывательной машиной Советской армии весь описываемый период оставалась БРДМ-1. В 1970-х годах машины (в том числе БРДМ-РХ) прошли капитальный ремонт, получили новые приборы наблюдения и средства связи. В тоже время все выпущенные ранее пусковые установки 2П27, 2П32 “Фаланга” и 9П110 “Малютка” были переоборудованы под использование ракет 9М113 “Конкурс” (9П148).
Союзники по Варшавскому договору получали производившуюся с 1964 года в Венгрии БРМ FUG. Эта машина была создана на базе БРДМ-1, и отличалась установкой дизельного двигателя в корме корпуса. В конце 1970-х годов между союзниками было достигнуто взаимопонимание о разработке новой БРДМ. Машина создавалась как двухосная модификация БТР-70. Мощностей сравнительно небольшой венгерской фабрики для удовлетворения всех потребностей не хватало (огромная Советская армия тоже планировала получить эту машину), поэтому её производство в рамках СЭВ планировалось наладить в Румынии на заводе в г.Морени, который уже производил БТР-70. Венграм же обещали компенсацию в виде увеличения закупок “Икарусов”. Новая машина под обозначением БРДМ-79 поступила на вооружение в 1983 году.
Многоцелевой тягач легко бронированный (МТ-ЛБ) разрабатывался прежде всего для буксировки противотанковых орудий Т-12 “Рапира”. Однако, в связи с прекращением выпуска этих пушек, его роль изменилась и он стал многоцелевым на самом деле. Он использовался как бронетранспортер в мотострелковых полках (там где проходимости колесных БТР не хватало), а также для монтажа различного оборудования и вооружения. На его базе выпускались командно-штабная машина, подвижный разведывательный пункт артиллерии ПРП, машины управления артиллерией из состава комплекса 1В12, станция наземной артиллерийской разведки СНАР-10, машина радиационной, химической и биологической разведки РХМ, машина технической помощи МТП, бронированная медицинская машина БММ, разведывательная инженерная машина ИРМ, гусеничный минный заградитель ГМЗ, комплекс радиопомех и другие. (Часть модификаций была разработана в странах Варшавского договора и на вооружение Советской армии не принималась.) Для северных районов производился МТ-ЛБВ с более широкими траками и пониженным давлением на грунт.
ПТ-76 и БТР-50П после насыщения БМП были переданы в морскую пехоту, БМД и АСУ использовались только в ВДВ. Поэтому про них будет рассказано в обзорных статьях этих родов войск (пока планируется).
- Военная реформа 1967 года. Предыстория.
- Военная реформа 1967 года. Предпосылки. (ожидается)
- Военная реформа 1967 года. Организация армии.
- Военная реформа 1967 года. Организация частей.
- Военная реформа 1967 года. Оружие пехоты.
- Военная реформа 1967 года. Артиллерия — 1.
- Военная реформа 1967 года. Артиллерия — 2.
- Военная реформа 1967 года. Зенитные средства.
- Военная реформа 1967 года. Танки.
- Военная реформа 1967 года. Бронемашины. (Вы здесь)
- Военная реформа 1967 года. Автомобили.