Во славу Сергия Радонежского

0

В Германии немало мест, тесно связанных с историей России. Достаточно назвать Марбург, Баден-Баден, Фрайбург. Еще один город в этом ряду — Бад-Киссинген, куда мы вас и приглашаем, дорогие читатели.

Недавно заехал я в этот баварский курортный городок. Нелегко отыскать его на карте -славное это местечко невелико (даже нынче всего-то около 20 тысяч населения). Однако царь Александр Второй не проезжал мимо. Дважды (в 1864 и 1868 годах) гостил здесь государь «инкогнито» со свитой из 200 человек, включая охранников-казаков. Бывали здесь и Иван Тургенев, и Лев Толстой, и композиторы Михаил Глинка и Александр Глазунов…

Во второй половине Х1л века у русской аристократии вошло в моду ездить «на воды». Благо, что развитие железных дорог по всей Европе позволяло проделывать за несколько дней в уютном вагоне такие путешествия, на которые прежде уходили недели тряски на лошадях. А Бад-Киссинген был издавна известен целебными минеральными источниками.

Сегодня о тех славных временах напоминают памятники архитектуры. Это прежде всего комплекс зданий, построенных вокруг курортного парка: Аркаденбау (Arkadenbau), Вандельхалле (Wandelhalle) со встроенным в него Брунненхалле (Brunnenhalle). Именно здесь находятся оба важнейших источника Бад-Киссингена — Пандур и Ракоши.

Старейшим целебным источником курорта считается Максбруннен (Maxbrunnen), известный с 1520 (!) года. Свое название он получил в честь короля Максимилиана I Баварского в 1815 году.

В городе есть на что посмотреть. От средневекового Бад-Киссингена до наших дней сохранились Огненная башня (Feuerturm) и участок городской стены, которая была построена примерно в 1350 году. Есть тут музей Бисмарка, музей игрушек, три католических храма, англиканская церковь и синагога, но меня заинтересовал православный храм.

Примечательно то, что ни государь российский, ни подданные его, приехав на воды, не могли обойтись без Слова Божия. Для Александра Второго в Бад-Киссингене сооружалась, как в таких случаях было принято, временная походная церковь. Иконостас и утварь заимствовались из храма в Штутгарте. Богослужения совершал протоиерей Иоанн Базаров — видный деятель в истории русско-немецких церковных связей и просветитель, состоявший в переписке с В. А. Жуковским и Н.В. Гоголем. А в начале XX века для гостей-россиян был построен храм.

Во славу Сергия Радонежского

Надо сказать, что желание создать здесь для курортников из России постоянную церковь возникло задолго до этого. В 1846 году князь И.Л. Голенищев-Кутузов имел намерение перестроить дом на Людвигштрассе в церковь и уже почти собрал необходимую для этого сумму, но болезнь помешала ему осуществить задуманное. Лишь в 1897 году при содействии города был приобретен участок земли. А 18 июля 1901 года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, совершилось освящение храма, воздвигнутого на средства Свято-Князь-Владимирского Братства. Здание это не совсем обычной формы, потому как построено в греко-византийском стиле (проект безвозмездно разработал петербургский архитектор Виктор Шретер). Фасад облицован песчаником, купол покрыт шифером и оловом.

Просторная пристройка слева от входа изначально служила читальным залом, где для курортников из России были выложены книги и газеты. А «русская жизнь» в Бад-Киссингене била ключом! К примеру, в 1907 году в городке поправляли здоровье 4355 подданных Российской империи. Народ здесь тусовался небедный и явно не скупой — в похожем на дворец здешнем казино (а как же без него?) ночи напролет шла игра. Играли по крупной. Среди гостей того времени — великий князь Павел Романов (сын Александра Второго), князь Феликс Юсупов (будущий организатор заговора с целью убийства Распутина), Сергей Муромцев (председатель первой Государственной Думы России). Да, собственно, своим процветанием Бад-Киссинген был обязан почти исключительно россиянам.

Во славу Сергия Радонежского

А в 1914-м грянула Первая мировая война, и храм закрыли. Колокола как «вражеское имущество» были конфискованы и переплавлены — металл использовали для военных целей. Регулярные службы возобновились только в 1938 году, присутствовали на них лишь несколько семей эмигрантов. А с началом Второй мировой войны в храме преподобного Сергия Радонежского стали совершаться и службы для верующих советских военнопленных из окрестных лагерей (оказывается, было и такое). О том периоде известно до обидного мало. Сохранились лишь данные, что в военные годы на богослужениях присутствовали по 150-200 человек. Тогдашний настоятель храма протоиерей Алексий Богачев спасал советских военнопленных от фашистов, а после войны приложил немало сил, чтобы спасти их от выдачи СССР (уже известно было, что отправляли их прямиком в сталинские лагеря). Кстати, сам Богачев прожил недолго — сказались побои, полученные им в гестаповской тюрьме.

В 1948 году приход насчитывал 129 зарегистрированных членов, все они были выходцами из России (СССР).

Много соленой, как слеза, минеральной воды утекло с тех пор в целебных источниках Бад-Киссингена. Но, судя по всему, храму преподобного Сергия Радонежского не суждено «быть пусту».

С 1996 года приход окормляют духовно «свои собственные» священники (с прошлого года — иерей Алексий Леммер), хотя на сегодняшний день число «официальных» прихожан не столь велико — до полусотни человек. Зато по праздникам, как водится, народ сюда сходится со всей округи — яблоку негде упасть.

Служительница, у которой я приобрел свечу, любезно показала мне трапезную. На стенах — иконы, портреты Александра Второго, Николая Второго и подаренная кем-то старинная картина с изображением полководца Суворова, облаченного почему-то в рыцарское одеяние. Длинный деревянный стол, деревянные скамьи. В помещении этом изучают Слово Божие, но не только — здесь же проходят занятия по русскому языку для детей (чтобы не забывали!). А кто же преподает? «Да мы сами и преподаем, прихожане у нас с образованием. Увы, оно далеко не всегда оказывается востребованным в мирской здешней жизни, а потому многие с охотой занимаются работой на общее благо, для души. У нас даже свой тренер есть — с мальчишками борьбой занимается, обучает боевому искусству самбо», — охотно рассказала служительница.

А на старинном местном кладбище ютретилась могила одного из тех дав-шшних курортников. Фамилию и имя юкоящегося в земле уже успело поглотить Время — бесследно стерлась надпись нa сером каменном кресте. «На все воля Твоя…» — единственное, что еще можно разобрать по-русски. Как заповедь нам, ныне живущим и здравствующим?..

источник: Сергей НЕЧИПОРЕНКО "Во славу Сергия Радонежского" контакт-шанс №10 • 25.02.-03.03.2013

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account