Владислав Гончаров. Случайное сражение Гуадалканальской кампании

14

Владислав Гончаров. Случайное сражение Гуадалканальской кампании

Статья Владислава Гончарова с сайта WARSPOT от 10 ноября 2021 года.

Содержание:

Бой у мыса Эсперанс стал первой победой американских кораблей в «классическом» морском сражении на Тихом океане. В первую очередь она была обеспечена наличием радаров, позволявших обнаружить противника, когда он об этом ещё не подозревал. Однако масштабы успеха 64-го оперативного соединения вице-адмирала Скотта были сильно преувеличены военной пропагандой того времени. В действительности американские моряки действовали в этом бою далеко не лучшим образом.

Два конвоя

Весь сентябрь 1942 года японцы и американцы наращивали свои силы на острове Гуадалканал, перебрасывая туда всё новые и новые подкрепления. Американцы, имея господство в воздухе, могли делать это с помощью больших транспортов, японцам же приходилось пользоваться «Токийским экспрессом» — конвоями из быстроходных эсминцев, успевавших за одну ночь дойти до острова, разгрузиться и утром вернуться на Шортленд, ставший основной базой снабжения Гуадалканала.

В середине сентября началась перевозка в Рабаул 2-й и 38-й японских пехотных дивизий из Голландской Ост-Индии. Первая партия этих сил была доставлена на Гуадалканал 9-10 октября отрядом из 9 эсминцев во главе с лёгким крейсером «Тацута». Для доставки второй партии командующий 8-м японским флотом вице-адмирал Микава Гунъити подготовил крупный конвой из гидроавиатранспортов «Ниссин» и «Титосе», а также шести эсминцев («Асагумо», «Нацугумо», «Ямагумо», «Сираюки», «Муракумо» и «Акидзуки»). Он должен был принять 728 солдат 2-й пехотной дивизии, артиллерию (4 тяжёлых 150-мм гаубицы, 2 горные пушки и 1 зенитное орудие) и большое количество боеприпасов.

Гидроавиатранспорт «Ниссин». Вступил в строй в феврале 1942 года, из-за высокой скорости (28 узлов) и большой дальности хода активно использовался в качестве транспорта pinterest.ru

Гидроавиатранспорт «Ниссин». Вступил в строй в феврале 1942 года, из-за высокой скорости (28 узлов) и большой дальности хода активно использовался в качестве транспорта pinterest.ru

Японский конвой вышел с Шортленда утром 11 октября, чтобы прибыть на Гуадалканал следующей ночью и разгрузиться в заливе Камимбо западнее мыса Эсперанс — северо-западной оконечности острова. Руководство им осуществлял контр-адмирал Такацугу Дзёдзима. Самолёты с Гуадалканала не воспрепятствовали его движению — днём аэродром Хендерсон-филд был атакован большой группой японских самолётов 11-го воздушного флота из Рабаула.

На эту же ночь была намечена и другая операция: обстрел аэродрома Хендерсон-филд соединением контр-адмирала Гото Аритомо, состоявшим из 6-й дивизии крейсеров («Аоба», «Кинугаса» и «Фурутака») в сопровождении эсминцев «Фубуки» и «Хацуюки».

Вскоре после полудня американский B-17 с острова Эспириту-Санто обнаружил транспортный конвой между островами Коломбангара и Шуазёль, в 180 милях от Гуадалканала, при этом американцы приняли авиатранспорты за крейсера. Соединение Гото обнаружено не было — к этому времени оно ещё не вышло с Шортленда.

Контр-адмирал Гото Аритомо Paul S. Dull. A Battle History of the Imperial Japanese Navy, 1941-1945, Naval Institute Press, 1978

Контр-адмирал Гото Аритомо Paul S. Dull. A Battle History of the Imperial Japanese Navy, 1941-1945, Naval Institute Press, 1978

Японцы не знали, что одновременно американцы также готовили рейс на Гуадалканал. Конвой в составе двух транспортов и трёх эсминцев вышел из Нумеа на Новой Каледонии 9 октября, на нём находилось 2837 солдат 164-го пехотного полка, а также 210 человек из 1-го крыла морской авиации, 85 морских пехотинцев, много боеприпасов и предметов снабжения. Конвой должен был прибыть на остров в ночь с 12 на 13 октября.

Для его прикрытия командующий Южно-Тихоокеанским театром вице-адмирал Роберт Ли Гормли выделил целых три соединения. В 180 милях к юго-западу от Гуадалканала маневрировала ударная группа авианосца «Хорнет» контр-адмирала Джорджа Мюррея, а в 50 милях восточнее острова Малаита находилась группа линкора «Вашингтон» контр-адмирала Уиллиса Ли. Наконец, непосредственно возле Гуадалканала безопасность конвоя должно было обеспечивать 64-е оперативное соединение контр-адмирала Нормана Скотта: тяжёлые крейсера «Сан-Франциско» и «Солт-Лейк-Сити», лёгкие крейсера «Бойзи» и «Хелена», а также пять эсминцев 12-го дивизиона: «Фаренхолт», «Бьюкенен», «Мак-Калла», «Лэффи» и «Дункан».

Скотт вышел к Гуадалканалу ещё 7 октября, не дожидаясь выхода конвоя и сбора всех своих кораблей. 8 октября он провёл учебные стрельбы, на следующий день прошёл между Гуадалканалом и островом Реннел и начал патрулирование западнее Гуадалканала. 10 октября к нему присоединились «Хелена» и «Дункан», утром 11-го — отправленный за почтой «Мак-Калла».

Вице-адмирал Норман Скотт history.navy.mil

Вице-адмирал Норман Скотт history.navy.mil

Хотя лёгкие крейсера «Хелена» и «Бойзи» были оборудованы более современными радарами, Скотт выбрал своим флагманом самый сильный корабль — «Сан-Франциско». Он помнил о том, что японцы имеют преимущество в ночных боях, поэтому принял самую простую и логичную схему боя: корабли должны двигаться одной колонной, эсминцам нужно идти впереди и сзади. До начала боя УКВ-радиосвязь следовало использовать по минимуму, в бою же корабли должны были управляться по радио, а при отсутствии связи — следить за сигналами с флагмана и за его манёврами. Эсминцам полагалось освещать любые цели прожекторами и атаковать их торпедами.

Так как в бою у острова Саво корабельные гидросамолёты показали себя источниками пожаров, на ночь их следовало выпускать для поиска врага. Затем самолёты улетали на Тулаги для заправки топливом и на следующий день возвращались на корабли.

64-е оперативное соединение начинает поиск

11 октября в 13:47 (в 11:47 по Токио) Скотт получил сообщение, что воздушная разведка заметила группу из двух японских крейсеров и шести эсминцев, шедших по проливу Слот в направлении Гуадалканала курсом 120°. По расчётам Скотта, для перехвата противника ему требовалось достичь района острова Саво примерно за час до полуночи.

В 16 часов 64-е оперативное соединение 29-узловым ходом двинулось на север вдоль западной оконечности Гуадалканала, держа курс 320°. Возглавлял колонну «Сан-Франциско», за ним следовали «Бойзи», «Солт-Лейк-Сити» и «Хелена». Миноносцы шли в 12,5 каб впереди крейсеров, развернувшись полукругом: «Фаренхолт» впереди, «Мак-Калла» и «Бьюкенен» слева, «Дункан» и «Лаффи» справа.

Около 17 часов адмирал Скотт сообщил своим командирам о появлении противника и о том, что ночью предстоит бой. Через час он получил ещё одно сообщение от воздушной разведки: японские корабли шли 20-узловым ходом и были уже в 110 милях от Гуадалканала.

Вскоре зашло солнце, и на кораблях была объявлена первая степень готовности. На высоте 300 м висели плотные облака, но море было спокойным, с юго-востока дул слабый ветер, видимость составляла от 20 до 25 каб.

Тяжёлый крейсер «Сан-Франциско» в Сан-Франциско 11 декабря 1942 года navsource.org

Тяжёлый крейсер «Сан-Франциско» в Сан-Франциско 11 декабря 1942 года navsource.org

В 20:25 курс соединения был изменён на 330°, а в 21:45 Скотт приказал повернуть строго на север и снизить ход до 25 узлов. В 22:00 корабли прошли траверз мыса Хантер, после чего Скотт снизил ход до 20 узлов и приказал поднять в воздух гидросамолёты, чтобы осмотреть окрестности острова Саво и вход в пролив Железное дно. Были запущены три «Кингфишера», но один из них загорелся и упал в воду.

Однако Скотт опоздал с разведкой: в этот момент конвой Дзёдзимы уже миновал мыс Эсперанс и скрылся за гористым берегом, поэтому радары ничего не обнаружили. В 22:20 Дзёдзима тоже сообщил Гото, что американских кораблей поблизости нет. Несколько позже с японского конвоя услышали мотор гидросамолёта, но решили, что этот ночной разведчик с Тулаги.

В 22:23 Скотт в соответствии с планом перестроил корабли в одну колонну. Теперь первым шёл эсминец «Фаренхолт», за ним «Дункан» и «Лэффи», далее двигались крейсера: «Сан-Франциско», «Бойзи», «Солт-Лейк-Сити» и «Хелена». Эсминцы «Бьюкенен» и «Мак-Калла» находились в арьергарде. Дистанция между кораблями составляла около 3 каб.

В 22:27 Скотт снова повернул свои корабли вправо на курс 75°, в сторону острова Саво. Вскоре на берегу возле мыса Эсперанс были замечены несколько навигационных огней, а затем наблюдатель самолёта с «Сан-Франциско» доложил, что видит в миле от северного побережья Гуадалканала одно большое и два малых судна — это был конвой Дзёдзимы. В 23:08, не доходя до траверза мыса Эсперанс, Скотт довернул свою колонну влево на курс 50° — как оказалось, наперерез курсу противника.

Соединение Гото двигалось на юго-юго-восток со скоростью 30 узлов. В отличие от Скотта, японский адмирал шёл первым на своём флагмане (тяжёлом крейсере «Аоба»), справа от него шёл эсминец «Фубуки», слева — «Хацуюки». За флагманом двигались «Фурутака» и «Кинугаса».

За время пути по Слоту отряд Гото прошёл через несколько дождевых шквалов. Около 23:30 японские корабли вышли из последнего дождевого шквала, к этому моменту дистанция между противниками составляла чуть более 10 миль. Американцам невероятно повезло: сами того не ведая, они вышли наперерез колонне противника, совершив идеальный маневр «Crossing T».

Тяжёлый крейсер «Аоба» у острова Бугенвиль после боя у мыса Эсперанс 13 октября 1942 года Wikimedia Commons

Тяжёлый крейсер «Аоба» у острова Бугенвиль после боя у мыса Эсперанс 13 октября 1942 года Wikimedia Commons

Неразбериха с эсминцами

Первым противника в 23:25 обнаружила «Хелена» своим новым поисковым радаром SG. Цель находилась на дистанции в 137 каб по истинному пеленгу 315°. Через минуту пост управления огнём «Солт-Лейк-Сити» обнаружил по пеленгу 273° три корабля на дистанции 80 каб, шедших курсом 120° со скоростью около 20 узлов.

По непонятной причине крейсера не сообщили ни об одном из этих контактов, а радары головных эсминцев никого не увидели. Тем временем эскадра всё дальше уходила от пролива между Саво и Гуадалканалом, поэтому в 23:32 командующий приказал кораблям разворачиваться и ложиться на обратный курс. Крейсера и эсминцы арьергарда выполнили поворот, а вот три головных эсминца проскочили вперёд. Поэтому находившийся на головном «Фаренхолте» командир 12-й эскадры эсминцев кэптен Р. Дж. Тобин приказал разворачиваться и увеличить скорость, чтобы обогнать колонну крейсеров справа и вновь занять свою позицию в авангарде. Вдобавок на повороте потерялся «Дункан» — он слишком забрал вправо и пропал из виду.

Сразу же после поворота дальний поисковый радар «Хелены» обнаружил, по меньшей мере, пять целей на дистанции 92 каб по пеленгу 315°. В 23:38 крейсер «Бойзи» зафиксировал группу объектов на расстоянии около 70 каб по пеленгу 295°. Ещё минуту спустя от радарной группы пришло сообщение, что пять целей обнаружены всего в 66 каб по пеленгу 295°, и командир корабля кэптен Эдвард Дж. Моран приказал артиллеристам приготовиться к открытию огня.

Вражеское соединение, обнаруженное радарами крейсера «Бойзи» в 23:39 The battles of Cape Esperance

Вражеское соединение, обнаруженное радарами крейсера «Бойзи» в 23:39 The battles of Cape Esperance

Тем временем в 23:42 «Хелена» наконец-то доложила адмиралу Скотту по УКВ о том, что её радары видят надводную цель. Лишь тогда флагманский крейсер обнаружил цель своим радаром управления огнём главного калибра FC. Уже через минуту Скотт сообщил своим кораблям сразу о двух радиолокационных контактах на дистанции около 50 каб — на 65° вправо от курса и 284° по пеленгу. В 23:44 «Хелена» сообщила о новом контакте с надводной целью на дистанции 60 каб по пеленгу 285°. Минуту спустя о радиолокационном контакте по пеленгу 295° доложил «Бойзи», а «Хелена» уточнила, что её радар видит пять целей на дистанции 50 каб по пеленгу 276°. Одновременно артиллерийский радар флагмана обнаружил объект по пеленгу 300° на дистанции всего 25 каб.

Адмирал Скотт был обеспокоен: не находятся ли среди этих целей отставшие эсминцы? Он запросил Тобина, где тот находится и может ли соединиться с эскадрой. Тобин ответил, что движется правее основных сил. Опасаясь попасть по эсминцам, Скотт тянул с открытием огня.

Крейсера открывают огонь

В 23:45 командир крейсера «Хелена» по радио запросил у адмирала разрешения открыть огонь. На флагмане неправильно поняли это как просьбу подтвердить получение последнего сообщения о радарном контакте «Хелены», и Скотт ответил одним словом «Роджер» — на сленге военных радистов это означает «Ваше сообщение принято и понято». Но на крейсере это кодовое слово поняли, как разрешение стрелять, и в 23:46 «Хелена» первой дала залп из 152-мм орудий по обнаруженным на радаре целям.

Спустя буквально несколько секунд наблюдатели шедшего впереди «Хелены» тяжёлого крейсера «Солт-Лейк-Сити» визуально обнаружили всего в 20 каб по правому борту корабль, который по размерам явно не мог быть американским эсминцем. Это был японский флагман «Аоба». 127-мм орудия открыли по нему огонь осветительными снарядами, почти сразу же к ним присоединились 203-мм орудия главного калибра.

Ход боя у мыса Эсперанс по донесениям американских кораблей The battles of Cape Esperance

Ход боя у мыса Эсперанс по донесениям американских кораблей The battles of Cape Esperance

Вслед за «Солт-Лейк-Сити» огонь открыл лёгкий крейсер «Бойзи»: его 152-мм пушки стреляли по той же цели, а 127-мм универсальная батарея вела огонь по более лёгкому кораблю, шедшему впереди — судя по всему, это был эсминец «Фубуки». Наконец, «Фаренхолт» также увидел по своему правому борту два тяжёлых крейсера и начал стрелять по ним из 127-мм пушек. «Сан-Франциско» открыл огонь самым последним — по неопознанному кораблю, ещё в 23:44 обнаруженному его артиллерийским радаром, а теперь отслеживаемому визуально. В этот момент до него было 23 каб. Уже через несколько залпов цель была объята пламенем, рядом с ней от огня других крейсеров загорелся ещё один корабль.

Примерно в это же время с эсминца «Мак-Калла», шедшего концевым в колонне Скотта, обнаружили и опознали отставший «Дункан»: он шёл по правой раковине в 10 каб впереди. Возможно, его командир лейтенант-коммандер Э. Б. Тейлор намеренно развернулся в сторону противника, собираясь атаковать его торпедами. Левее «Дункана» и на гораздо большем расстоянии виднелись силуэты ещё двух кораблей, опознанных как вражеские крейсер и эсминец — судя по всему, это были «Аоба» и «Фубуки».

Оказавшись между своими и чужими кораблями, «Дункан» попал под огонь с обеих сторон. Первый же 203-мм снаряд с «Аобы» или «Фурутаки» вывел из строя первое котельное отделение, и эсминец резко сбавил ход. Другой снаряд угодил в переднюю надстройку, уничтожив штурманскую рубку и КДП. Ещё один снаряд разрушил радиорубку и вызвал пожар в подбашенном отделении второй орудийной установки, быстро охвативший всю центральную часть корабля. Лишившись управления и описывая круги, эсминец постепенно удалялся на северо-восток к острову Саво.

Японский эсминец «Муракумо» типа «Фубуки» fanmodel.tforums.org

Японский эсминец «Муракумо» типа «Фубуки» fanmodel.tforums.org

Шквал снарядов

Огонь обрушился на японские корабли совершенно неожиданно. Первые же залпы с «Хелены» и «Солт-Лейк-Сити» угодили во флагманский крейсер «Аоба», находившийся на мостике адмирал Гото был смертельно ранен, но успел дать распоряжение поворачивать на обратный курс. По одной из версий, японцы посчитали, что их обстреливают корабли своей же транспортной группы, и поэтому не сразу открыли огонь.

Поворот был сделан вправо — в результате колонны противников на какое-то время ещё более сблизились, а затем японские корабли повернулись кормой к американским, что не позволило крейсерам использовать носовые орудия и уменьшило их залп на две трети. Правда, концевой крейсер «Кинугаса» вместе с эсминцем «Хацуюки» неправильно разобрали приказ и отвернули влево, избежав вражеского огня. Зато командир шедшего вторым крейсер «Фурутака» капитан 1-го ранга Араки Цутау попытался прикрыть повреждённого флагмана — в результате на нём сосредоточился почти весь огонь американских кораблей.

Американцы считали, что ведут огонь по разным целям, и каждый корабль отчитался об уничтожении своей. На самом деле почти все стреляли по оказавшемуся ближе всего крейсеру «Фурутака» и выскочившему вперёд «Фубуки». В 23:49 крейсер получил первый 203-мм снаряд в кормовую башню, которая оказалась заклинена. Эсминец оказался всего в 7 каб от американских кораблей, был освещён прожекторами «Сан-Франциско», в него попало несколько 203- и 152-мм снарядов, через 20 минут он взорвался и затонул.

Потеряв первую цель, «Сан-Франциско» перенёс огонь на третью цель, опознанную как эсминец типа «Амагири» — это мог быть только «Хацуюки», который получил пару незначительных попаданий. Но тут же адмирал Скотт, опасаясь обстрелять свои эсминцы, отдал по радио приказ всем кораблям прекратить огонь. В журнале крейсера «Солт-Лейк-Сити» это сообщение датировано 23:47 — то есть стрельба длилась не более полутора минут. Впрочем, был прекращён огонь только из главного калибра: крейсера продолжали подсвечивать противника 127-мм осветительными снарядами.

Сразу же после прекращения стрельбы адмирал Скотт запросил кэптена Тобина, не попал ли тот под огонь. Командир 12-й эскадры эсминцев ответил, что снаряды крейсеров пролетели над его кораблями, но сам он противника не видит вообще.

Бой у мыса Эсперанс themaparchive.com

Бой у мыса Эсперанс themaparchive.com

Крейсера возобновляют огонь

К моменту прекращения стрельбы с американских кораблей видели, как справа от колонны горели два или три вражеских корабля. На «Хелене» и «Бойзи» решили, что все три затонули примерно в 23:50. Корабль, по которому стреляла «Хелена», так и не был опознан, но его сочли потопленным сразу же. Офицеры «Бойзи» в свете пожара определили уничтоженную главным калибром цель как тяжёлый крейсер типа «Нати» — однако артиллеристы «Солт-Лейк-Сити», стрелявшие по тому же кораблю, сочли его лёгким крейсером. Кроме того, на «Бойзи» были уверены, что его 127-мм универсальная артиллерия потопила эсминец. Третий корабль, по которому стрелял «Сан-Франциско», затонул минуту спустя и также был опознан как эсминец.

Таким образом, американцы были уверены, что за пять минут потопили четыре корабля противника, в том числе как минимум один крейсер. Командир 12-й эскадры эсминцев, находившийся ближе к противнику, оказался куда точнее в своих выводах — по его мнению, горели только два вражеских корабля, «которые казались тяжёлыми крейсерами». В действительности под огонь попали два крейсера и два эсминца, а потоплен был пока только один эсминец.

К 23:50, определив местонахождение вражеских судов и решив, что в зоне огня нет своих эсминцев, адмирал Скотт приказал возобновить стрельбу. «Бойзи» сосредоточил огонь на эсминце, появившемся рядом с первой целью, потопленной его 127-мм орудиями. Судя по всему, это был «Муракумо», Через минуту вражеский корабль взорвался и исчез с экранов радаров.

Шедший следом «Солт-Лейк-Сити» стрелял по цели, идентифицированной как тяжёлый крейсер, и заметил несколько попаданий. Это был «Фурутака» — в 23:51 в него попал крупный снаряд, взорвавшийся в районе торпедных аппаратов, что вызвало детонацию кислородных торпед. В 23:54 следующий снаряд уничтожил правое носовое машинное отделение, а спустя минуту ещё один снаряд (или торпеда) угодил в левое, которое начало быстро заполняться водой. Скорость японского крейсера резко упала, он был тяжело повреждён, даже не успев открыть огонь.

Лёгкий крейсер «Бойзи» 7 июля 1938 года, вскоре после вступления в строй navsource.org

Лёгкий крейсер «Бойзи» 7 июля 1938 года, вскоре после вступления в строй navsource.org

«Хелена» вела огонь по кораблю, обнаруженному на дистанции в 25 каб правее двух других горящих кораблей — видимо, по «Аобе». Японский флагман получил попадания во вторую и третью башни, причём в последней произошёл взрыв, вызвавший сильный пожар. Всего в ходе боя в него попало до 40 снарядов калибром 203 и 152 мм, вышли из строя четыре котла, на корабле погибло 80 моряков. Однако корпус серьёзных повреждений не получил, и корабль сохранил ход в 30 узлов.

Двигавшийся позади «Хелены» эсминец «Бьюкенен» обнаружил по носу с правого борта три вражеских эсминца, а правее них — тяжёлый крейсер типа «Како». Эсминец выпустил торпеды и через 3 минуты наблюдал два взрыва. На нём посчитали, что крейсер разломился на две части и утонул, но на «Хелене» утверждали, что перед гибелью он не разломился, а перевернулся. Судя по всему, с обоих кораблей наблюдали горящий крейсер «Фурутака».

Затем «Бьюкенен» перевёл огонь 127-мм орудий на один из вражеских эсминцев, а когда тот начал тонуть — на следующий корабль, определённый как транспорт или малый крейсер. Этот корабль загорелся и удалился на северо-запад. Эсминец «Мак-Калла», шедший впереди «Бьюкенена», поочерёдно стрелял в тяжёлый крейсер и эсминец.

«Дружественный огонь»

Тем временем кэптен Тобин с двумя эсминцами пытался обогнать крейсера, чтобы вновь вступить им в авангард. Ещё в 23:49 он приказал атаковать торпедами любую удобную цель, если она обнаружится. Но когда его флагманский эсминец «Фаренхолт» поравнялся с открывшим огонь «Сан-Франциско», то получил два попадания со своих кораблей. Один снаряд снёс антенну, другой угодил в верхнюю часть второй трубы, а посыпавшиеся вниз обломки заклинили первый торпедный аппарат. Правда, флагман Скотта тут же световой сигнализацией запросил эсминец, свой ли он, но на «Фаренхолте» этих сигналов не заметили.

Эсминцу почти удалось закончить манёвр, но ещё один снаряд угодил ему в левый борт по 65-му шпангоуту на уровне ватерлинии, выведя из строя центральный пост управления огнём. Следующий снаряд, также попавший на уровне ватерлинии на 85-м шпангоуте, вывел из строя электроснабжение и связь в передней части корабля. Кроме того, был повреждено носовое котельное отделение и разорван главный паропровод.

«Фаренхолту» повезло, что снаряды, выпущенные с небольшой дистанции, прошили его корпус, не разорвавшись. Тем не менее, корабль получил крен на левый борт, резко снизил ход и перестал слушаться руля. Вдобавок из-за обесточивания носовой части вышла из строя радиостанция, и на некоторое время единственным средством связи оказалась светосигнальная аппаратура. Отвернув влево, «Фаренхолт» прошёл за кормой крейсеров и удалился на юг, стараясь держаться подальше от боя.

Эсминец «Фаренхолт» в охранении авианосца «Уосп», 24 августа 1942 года navsource.org

Эсминец «Фаренхолт» в охранении авианосца «Уосп», 24 августа 1942 года navsource.org

Японцы отвечают

В первые минуты боя соединение Гото не открывало огня — японцы были ошеломлены атакой и мгновенно понесёнными потерями. Вдобавок они всё ещё не видели противника, так как помимо «Сан-Франциско» никто из американских кораблей не использовал прожекторы. Стрельба велась по данным радаров либо по целям, подсвеченным 127-мм осветительными снарядами.

Но в 23:53 «Бойзи» включил прожекторы, осветив «Аобу» — и уже через минуту в него угодил 203-мм снаряд с крейсера «Кинугаса», находившегося всего в 40 каб, но пока остававшегося незамеченным. Снаряд попал в район каюты капитана, вызвав большие пожары. Затем в «Бойзи» попало два или три 127-мм снаряда (возможно, с эсминца «Хацуюки»), но тут же на его противнике была отмечена яркая вспышка, а через минуту он затонул (по уверениям наблюдателей «Бойзи»). На самом американском крейсере началась борьба с пожарами.

Далее «Кинугаса» перенёс огонь на «Солт-Лейк-Сити», но все снаряды легли за кормой американского крейсера. Сам же он на какое-то время прекратил стрельбу по «Фурутаке», потеряв противника из виду. Затем «Солт-Лейк-Сити» открыл огонь по новому вражескому кораблю, появившемуся на дистанции в 7000 ярдов (35 каб) и идентифицированному как вспомогательный крейсер или транспорт — видимо, это был всё тот же «Аоба». Снова последовал доклад о том, что цель затонула, и крейсер перенёс огонь на эсминец, освещённый его прожекторами. Однако эсминец исчез сразу же после первого залпа.

Чтобы не удаляться от противника, в 23:55 Скотт повернул свое оперативное соединение вправо, с курса 230° на курс 300°. Однако японские корабли скрылись в темноте, и, опасаясь «дружественного огня», Скотт решил уточнить диспозицию своих кораблей. Около полуночи он опять приказал прекратить стрельбу, объявил по радио свой курс и приказал всем кораблям идентифицировать себя мигающими огнями.

И вновь затишье оказалось коротким. С 00:01 по 00:05 «Солт-Лейк-Сити» последовательно обстрелял три вражеских корабля, которые по докладам его наблюдателей загорелись. В 00:05 «Хелена» возобновила огонь по кораблю, идентифицированному как эсминец. Вскоре он был полностью охвачен пламенем, а в 00:15 взорвался и исчез как с экранов радаров, так и из поля зрения наблюдателей. В 00:06 «Сан-Франциско» опять обнаружил как минимум четыре горящих вражеских корабля и обстрелял их. Американские радары постоянно теряли цель, но каждый раз американцы интерпретировали это как уничтожение противника.

Тяжёлый крейсер «Солт-Лейк-Сити» в 1935 году navsource.org

Тяжёлый крейсер «Солт-Лейк-Сити» в 1935 году navsource.org

Тем временем «Бойзи» не стрелял, занятый ликвидацией пожаров и повреждений. В 00:06 с него была замечена торпеда, выпущенная с эсминца «Хацуюки» — она прошла всего в 50 м за кормой. К 00:09 пожары в основном удалось потушить, и крейсер возобновил огонь. Он заметил по правому борту эсминец и осветил его прожекторами, а затем обстрелял. Использование прожектора было ошибкой: его заметил «Кинугаса» и перенёс огонь на хорошо видимую цель.

В 00:12 «Бойзи» был накрыт несколькими полными 6-орудийными залпами и получил сразу два 203-мм попадания. Один снаряд пробил барбет первой башни и взорвался внутри, другой угодил прямо в район носовых погребов и вызвал там пожар, после чего вся носовая группа башен вышла из строя.

Кормовые башни «Бойзи» некоторое время продолжали стрельбу по неопознанному эсминцу; наблюдатели крейсера вновь доложили, что вражеский корабль взорвался и затонул. После этого кэптен Моран перенёс огонь на «Кинугасу», одновременно пытаясь маневрировать, чтобы сбить врагу прицел. В процессе этих манёвров «Бойзи» едва не столкнулся с «Солт-Лейк-Сити», который был вынужден отвернуть в сторону противника и в итоге сам получил 203-мм снаряд.

Получив ещё несколько попаданий, в 00:13 охваченный пламенем крейсер «Бойзи» вывалился из строя влево и удалился на юго-запад. Он получил восемь попаданий и четыре пробоины в борту, в том числе две — ниже ватерлинии. Уже после того как корабль покинул строй, от бушевавшего в носовом погребе пожара взорвались заряды, погиб весь персонал погребов и перегрузочных отделений. Справиться с пожарами на крейсере удалось лишь к 02:40.

В 00:14, после того, как «Бойзи» покинул строй, «Солт-Лейк-Сити» открыл ответный огонь по вражескому крейсеру, вскоре к нему присоединился «Сан-Франциско». В этот момент «Солт-Лейк-Сити» получил ещё два 203-мм снаряда в правый борт. Ущерб от всех трёх попаданий был невелик, но на крейсере погибло несколько человек, а скорость упала до 22 узлов.

В свою очередь японский крейсер оказался под огнём сразу двух американских тяжёлых крейсеров и в 00:16 прекратил стрельбу. Американцы посчитали, что он тоже потоплен. Возможно, стрельба велась по «Аобе», так как «Кинугаса» за этот бой получил лишь осколочные попадания, на нём было повреждено два моторных катера. Эсминец «Хацуюки» также получил незначительные повреждения корпуса от двух попаданий.

На этом бой практически завершился, хотя «Мак-Калла» в 00:16 сделал несколько выстрелов по вражескому эсминцу, а «Сан-Франциско» выпустил несколько залпов по трёхтрубному крейсеру. Эсминец удалился, охваченный пламенем, а крейсер исчез с экрана радара флагмана, и было неясно, что с ним произошло. Ещё в 00:16 Скотт довернул вправо на курс 330°, пытаясь преследовать врага, но после нескольких минут беспорядочной стрельбы решил прекратить погоню. Вдобавок строй американских кораблей опять нарушился, и было желательно восстановить порядок и управление на тот случай, если противник появится вновь.

Схема повреждений лёгкого крейсера «Бойзи» в бою у мыса Эсперанс navsource.org

Схема повреждений лёгкого крейсера «Бойзи» в бою у мыса Эсперанс navsource.org

Американцы считали, что уничтожили практически всю вражескую эскадру. В действительности к этому моменту был потоплен только один японский корабль — эсминец «Фубуки». Он был разрушен многочисленными попаданиями снарядов разного калибра, загорелся и в 00:12 затонул в точке 09°06’ ю.ш., 159°38’ в.д. Командир эсминца капитан 2-го ранга Ямасита погиб, однако бóльшая часть команды в 197 моряков позднее была спасена японскими и американскими кораблями.

Тяжёлый крейсер «Фурутака» получил около 90 попаданий. Он горел, но всё ещё держался на воде, хотя к 2 часам ночи его машины перестали работать, а левое носовое машинное отделение оказалось полностью затоплено. В 02:20 командир корабля Араки Цутау отдал приказ покинуть его. Крейсер затонул в 02:28 в 22 милях к западу от острова Саво в точке 09°02’ ю.ш., 159°33’ в.д. На нём погибло 258 человек, ещё 517 человек, включая Араки, были подняты из воды эсминцем «Хацуюки», а также эсминцами «Муракумо» и «Сираюки», направленными к месту боя днём 12 октября.

Эскадра Скотта уходит

Бой у мыса Эсперанс продлился всего час, из которого американские корабли вели огонь только 30 минут, а японцы — около 20 минут. В 00:27 адмирал Скотт безуспешно пытался связаться по радио с кэптеном Тобином, чтобы установить судьбу его эсминцев, но не сумел установить контакт ни с «Фаренхолтом», ни с «Бойзи».

Наконец, в 00:28 командующий 64-м оперативным соединением по радио приказал своим кораблям поворачивать на юг и ложиться на курс 205°. Опасаясь японских самолётов из Рабаула, Скотт не хотел оставаться возле Гуадалканала днём. Шедший позади флагмана эсминец «Мак-Калла» получил приказ осмотреть место боя и в первую очередь отыскать пропавший «Бойзи».

Строй американских кораблей рассыпался, они потеряли друг друга, и собрать их вместе оказалось не так-то просто. В 00:50 «Солт-Лейк-Сити» обнаружил впереди неизвестный корабль и выпустил два осветительных снаряда, чтобы опознать его. Оказалось, что это «Сан-Франциско». К 01:00 «Солт-Лейк-Сити» наконец-то сумел построиться в кильватер флагману, но выяснилось, что из-за повреждений он может дать лишь 22 узла. Адмирал по радио приказал «Фаренхолту» и «Дункану» прикрыть «подранка», однако связи с кэптеном Тобином всё ещё не было, вдобавок куда-то исчезла «Хелена».

Лишь к 3 часам утра адмиралу Скотту наконец-то удалось отыскать «Хелену», а затем и повреждённый «Бойзи», на котором погибло 107 моряков, в том числе 3 офицера. Однако пожары удалось потушить, а скорость увеличить до 20 узлов.

Общая схема боя у мыса Эсперанс ibiblio.org

Общая схема боя у мыса Эсперанс ibiblio.org

Теперь кораблям требовалось быстрее выбраться из зоны действия японских базовых самолётов. Адмирал Скотт по радио сообщил в штаб Гормли о бое и запросил воздушное прикрытие, которое прибыло вскоре после рассвета. Несколько позже отозвался «Фаренхолт» — Тобин сообщил, что отстал из-за сильного волнения и сейчас находится в 50 милях позади соединения Скотта.

13 октября в 15:30 соединение контр-адмирала Скотта подошло к острову Эспириту-Санто. Два часа спустя здесь появился отставший «Фаренхолт». Эсминц «Мак-Калла» прибыл только на следующий день — он нашёл покинутый командой и выгоревший «Дункан» на мели у острова Саво и поднял из воды 195 человек его команды, а также трёх японцев.

Итоги боя

Успешно выгрузив подкрепления и снабжение, утром 12 октября конвой адмирала Дзёдзимы двинулся обратно, отправив четыре эсминца на помощь повреждённым кораблям Гото. Увы, они были обнаружены американцами, после чего самолётам с Хендерсон-филд удалось потопить эсминец «Нацугумо» и тяжело повредить «Муракумо», который позднее тоже пришлось затопить.

Американский конвой из двух транспортов без происшествий достиг Гуадалканала во второй половине следующего дня (13 октября), выгрузив 3132 человек и всё снаряжение.

В ночном столкновении у мыса Эсперанс американцы потеряли один эсминец, а лёгкий крейсер «Бойзи» был сильно повреждён и отправился на ремонт в Филадельфию, где находился до конца апреля 1943 года. «Солт-Лейк-Сити» ушёл в Пёрл-Харбор, где ремонтировался до середины марта. Всего 64-я оперативная группа потеряла 175 человек убитыми и пропавшими без вести.

Отметки о вражеских кораблях, якобы уничтоженных крейсером «Бойзи» в ночном бою у мыса Эсперанс — два тяжёлых, один лёгкий крейсер и три эсминца navsource.org

Отметки о вражеских кораблях, якобы уничтоженных крейсером «Бойзи» в ночном бою у мыса Эсперанс — два тяжёлых, один лёгкий крейсер и три эсминца navsource.org

Согласно донесением американских кораблей, ими было потоплено 15 японских кораблей. Особенно отличился «Бойзи», записавший на свой счёт всех, по кому стрелял. Однако по донесениям воздушной разведки кораблей противника было всего восемь, поэтому в штабе Гормли на Эспириту-Санто «урезали осетра», решив, что было потоплено 7-8 кораблей: 3 тяжёлых крейсера и 4 эсминца, а также, возможно, лёгкий крейсер типа «Сендай».

В действительности японцы потеряли в этом бою всего два корабля — тяжёлый крейсер «Фурутака» и эсминец «Фубуки». Крейсер «Аоба» 22 октября прибыл в Куре, где ремонтировался до 15 февраля 1943 года. Всего в бою японцы потеряли около 530 человек, из них 116 было поднято и взято в плен американцами.

25 февраля 2019 года корпус крейсера «Фурутака» был обнаружен экспедицией Пола Аллена на судне «Петрел». Он находится на глубине 1400 м, носовая часть отломана, но осталась рядом, а вот остатки мостика лежат примерно в 600 м от корпуса.

Донце японского 203-мм снаряда, попавшего в барбет первой башни крейсера «Бойзи» (попадание №5). Маркировка выявила, что это снаряд английского производства navsource.org

Донце японского 203-мм снаряда, попавшего в барбет первой башни крейсера «Бойзи» (попадание №5). Маркировка выявила, что это снаряд английского производства navsource.org

Источники и литература

      1. [Пол] Стивен Далл. Боевой путь императорского японского флота. Екатеринбург: Сфера, 1997
      2. John L. Zimmerman. The Guadalcanal Campaign. USMCR Historical Section, Division of Public Information. Headquarters, U.S. Marine Corps, 1949
      3. Lieutenant Colonel Frank O. Hough, USMCR; Major Verle E. Ludwig, USMC; Henry I. Shaw, Jr. U.S. Marine Corps in World War II. Volume 1: Pearl Harbor to Guadalcanal. Washington, D.C: Historical Branch, G-3 Division, Headquarters U.S. Marine Corps, 1958
      4. The battles of Cape Esperance, 11 October 1942 and Santa Cruz Islands, 26 October 1942. Washington, D.C.: Publications Branch, Office of Naval Intelligence, United States Navy, 1943 (Combat narratives. Solomon Islands campaign)
      5. U. S. S. BOISE (CL47). Gunfire damage. Savo Island 11-12 October, 1942. War damage report No. 24. Navy Department. Bureau of Ships. Preliminary design section. 25 January, 1943
      6. Commander Destroyer Squadron TWELVE. Report of Action off Savo Island, Solomons, Night of 11-12 October, 1942 (www.destroyerhistory.org/desron12/capeesperance.html)
      7. http://www.combinedfleet.com
      8. http://www.navsource.org

источник: https://warspot.ru/20761-sluchaynoe-srazhenie-guadalkanalskoy-kampanii

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account