Статья Владислава Гончарова с сайта WARSPOT от 10 июля 2021 года.
Содержание:
Утром 14 сентября 1942 года британское морское командование приняло решение спасать эсминец «Сикх», оставшийся возле Тобрука после неудачной десантной операции. В результате от ударов вражеской авиации погибли крейсер и эсминец. Эта история вплоть до деталей напоминает трагедию Черноморского флота 6 октября 1943 года, когда из-за попытки спасти повреждённый лидер «Харьков» от ударов пикировщиков были потеряны ещё два эсминца.
«Ковентри» идёт на помощь
На рассвете 14 сентября уцелевшие британские торпедные катера «Соединения С» покинули район Тобрука. Несколько позже это сделал и эсминец «Зулу». Однако сражение на море продолжилось. После восхода солнца с аэродромов Северной Африки поднялись итальянские самолёты, а чуть позже — немецкие бомбардировщики воздушного корпуса «Африка» и 10-го воздушного корпуса с Крита. Самолёты Оси начали атаки на британские корабли, торопливо уходившие на восток.
Против катеров эффективными показали себя итальянские истребители-бомбардировщики Макки MC.200 из 13-й штурмовой группы, вооружённые 50-кг бомбами: уже в 7:30 они повредили торпедный катер MTB.310 и потопили MTB.312, экипаж которого был снят катером MTB.266. Несколько позднее от ударов итальянских самолётов погибли моторные катера ML352 и ML353 типа «Фермайл B».
Затем целью воздушных атак стали крупные корабли — «Соединение D», состоявшее из крейсера «Ковентри» и 8 эскортных миноносцев 5-й и 22-й флотилий. Изначально задачей этого соединения была огневая поддержка десанта в Тобрук. Утром 14 сентября «Соединение D» находилось в море севернее Мерса-Матрух. Около 9 часов его командир получил из Александрии приказ идти к Тобруку, чтобы оказать помощь повреждённому эсминцу «Сикх» и оставшимся у берега катерам.
Лёгкий крейсер «Ковентри» принадлежал к скаутам типа «С» — самой массовой серии британских турбинных крейсеров времён Первой мировой войны. С 1914 по 1922 год было построено 28 таких кораблей с несколько отличавшимся вооружением и внешним видом.
«Ковентри» был заложен 4 августа 1916 года и вступил в строй 21 февраля 1918 года. При стандартном водоизмещении в 4190 т и скорости в 29 узлов изначально корабль нёс пять 152-мм орудий и четыре двухтрубных 533-мм торпедных аппарата. В первой половине 30-х половину кораблей этого типа продали на слом, а остальные было решено переоборудовать в крейсеры ПВО. В 1935-1936 годах «Ковентри» получил десять 102-мм зенитных орудий Mk V длиной 45 калибров в одноствольных установках и два 40-мм восьмиствольных «пом-пома», а также два стабилизированных зенитных директора HACS MkIII. Торпедные аппараты были сняты, но из-за укладки твёрдого балласта стандартное водоизмещение корабля выросло на 100 т.
В начале 1940 года крейсер получил поисковый радар Тип 279, а число 102-мм зениток уменьшилось до восьми. В мае корабль принял участие в Норвежской операции, а в августе был направлен на Средиземное море, где 13 декабря 1940 года у Сиди-Баррани получил попадание торпеды с итальянской подводной лодки «Нагелли» и ремонтировался до конца января 1941 года. После ремонта скорость корабля была ограничена 23 узлами. Тем не менее, в мае 1941 года крейсер активно участвовал в битве за Крит, где показал себя весьма ценным кораблём, незаменимым для прикрытия соединений от вражеской авиации. 1 июня он спас 225 моряков с потопленного систершипа — крейсера ПВО «Калькутта». Затем корабль активно использовался при проводке конвоев в Тобрук и на Мальту. В составе «Соединения D» он также отвечал за противовоздушную оборону, а огонь по берегу должны были вести эскортные миноносцы.
Успех майора Коллеве
Решение выслать корабли на помощь эсминцу «Сикх» было крайне неудачным. Вдобавок ко всему выяснилось, что на эскортных миноносцах «Олденхем» и «Бельвуар» не хватает топлива, и они были отправлены в Александрию для дозаправки. В «Соединении D» осталось шесть миноносцев, а «Зулу» соединиться с ним ещё не успел.
Вскоре после 9 часов группа британских кораблей была обнаружена немецкими воздушными разведчиками. В 10:16 с аэродрома Ираклион на Крите были подняты 16 двухмоторных бомбардировщиков Ju 88 из 2-й группы 1-го экспериментального авиакрыла (II./LG.1) с Крита под командованием майора Герхарда Коллеве. Каждый самолёт нёс одну 500-кг и три 250-кг бомбы.
В 11:40 самолёты II./LG.1 атаковали северу от Мерса-Матрух группу британских кораблей во главе с крейсером. Три дальних двухмоторных истребителя Бристоль «Бофайтер I», прикрывавшие британскую эскадру, ничего сделать не смогли. В «Ковентри» попало четыре бомбы (немецкие пилоты заявили о девяти попаданиях). Одна бомба взорвалась в носовой части, сделав огромную пробоину в борту, три угодили в машинные отделения. Старый крейсер потерял ход и загорелся. Борьбы за живучесть практически не велось: уже в 12:13 миноносцы «Эксмур», «Хируорд» и «Далвертон» сняли с «Ковентри» команду и на полном ходу двинулись к Александрии.
Однако далеко не все немецкие пилоты действовали успешно. Из следующих двух групп авиакрыла LG.1 (12 и 7 машин), в 11:45 поднятых с Крита для поисков остатков группы «Ковентри», первая кораблей противника не нашла, а вторая отчиталась о двух попаданиях в лёгкий крейсер — возможно, самолёты атаковали шедший из Тобрука эсминец «Зулу».
Кроме того, около 11:30 «юнкерсы» того же 1-го экспериментального авиакрыла с Крита потопили торпедный катер MTB.308, ранее повреждённый итальянскими истребителями. Во время этой атаки англичанам удалось сбить Ju 88 из 4./LG.1, пилотируемый унтер-офицером Карлом-Хайнцем Брунсом.
Несмотря на попадания, «Ковентри» продолжал держаться на воде. С крейсером остались эскортные миноносцы «Хёрсли» и «Крум». Они не имели торпедных аппаратов и безуспешно пытались потопить «Ковентри» артиллерийским огнём и глубинными бомбами. В 14:45 к ним присоединился уходивший от Тобрука эсминец «Зулу». По некоторым данным, он пытался взять «Ковентри» на буксир, но в 15:05 добил его двумя торпедами. Крейсер затонул в точке с координатами 32°40’с.ш., 28°17’ в.д., на нём погибло 60 моряков (в том числе 3 офицера), ещё четверо моряков позднее умерли от ран.
Потопление эсминца «Зулу»
После гибели крейсера эсминец «Зулу» вместе с «Хёрсли» и «Крумом» 25-узловым ходом двинулся на восток. Из четырёх групп двухмоторных «юнкерсов» 1-го экспериментального авиакрыла (в общей сложности 20 машин), поднявшихся с Крита между 13:55 и 17:50, цель смогла обнаружить только самая первая — семь Ju 88 из I./LG.1. Около 15:15 её пилотам удалось уложить одну бомбу рядом с бортом «Зулу», от чего на эсминце вышло из строя электро- и радиооборудование. Впрочем, командир этой группы был уверен, что добился пяти попаданий и двух близких разрывов. В своём отчёте он писал:
«Одна бомба в 250 кг попала в лёгкий крейсер, две 250-кг бомбы поразили два эсминца, один из которых загорелся и потерял ход. Ещё один эсминец, поражённый 500-кг и 250-кг бомбами в середине корпуса, также загорелся. Четвёртый эсминец, рядом с которым взорвались две 250-кг бомбы, безусловно, повреждён».
Но теперь в игру вступили самолёты воздушного корпуса «Африка». Три истребителя Bf 109 из Jabo.St.Afrika, вылетевшие в 13:15, цели не нашли, однако в 13:35 с аэродрома Хаджадж-эль-Квазаб (в 30 км юго-восточнее Мерса-Матрух) поднялось восемь пикировщиков Ju 87 из 3-го штурмового авиакрыла (St.G.3). Между 15 и 16 часами они атаковали остатки «Соединения D», хотя попаданий не добились, о чём пилоты честно сообщили в своих отчётах. Британцы зафиксировали безуспешную атаку шести пикирующих бомбардировщиков. Единственным успехом «штук» этой группы стало уничтожение к северу от Мерса-Матрух торпедного катера MTB.310, ранее повреждённого итальянскими самолётами.
Британским кораблям до Александрии оставалась лишь сотня миль, они уже находились на траверзе фронта под Эль-Аламейном. Однако немецкое воздушное командование не оставило надежды добить противника. В 16:15 над остатками «Соединения D» появилась ещё одна группа из 19 пикировщиков III./St.G.3 во главе с капитаном Куртом Вальтером, также взлетевших с Хаджадж-эль-Квазаб. Интересно, что британские моряки опознали самолёты как шесть Ju 87 и двенадцать Ju 88. По возвращении на базу немецкие пилоты доложили, что добились попадания одной 250-кг бомбой в эсминец, на котором возник большой пожар.
Эта бомба взорвалась в середине корпуса «Зулу», вызвав затопление машинного отделения и редукторного отсека. Эсминец потерял ход. Оставшиеся на борту десантники и спасённые с «Сикха» моряки (9 офицеров, 180 моряков и 60 морских пехотинцев) были переданы на «Крум», в то время как «Хёрсли» попытался взять повреждённый эсминец на буксир. Однако пробоины заделать не удалось. Корабль, на котором в итоге была оставлена только аварийная партия, постепенно заполнялся водой.
В 16:45 над эсминцем появилось ещё 9 немецких пикировщиков из St.G.3. Их пилоты доложили об одном попадании 250-кг бомбы рядом с бортом эсминца. Кроме того, с 16:00 до 17:50 на бомбардировку британских кораблей из состава воздушного корпуса «Африка» было отправлено 14 пикировщиков Ju 87 (одной группой) и 12 истребителей-бомбардировщиков Bf. 109 (тремя небольшими группами). Сюда же вылетели 13 горизонтальных Ju 88 из 10-го авиакорпуса с Крита (также в трёх группах)
В 17:10 «штуки» атаковали группу моторных катеров, но результатов не наблюдали. Вскоре после этого группа из трёх «мессершмиттов» обнаружила в 180 км к северу от Эль-Дабаа «крейсер в сопровождении двух эсминцев» и атаковала его 50-кг бомбами, доложив о двух попаданиях. Чуть позже шесть других Bf 109 атаковали ту же группу кораблей и доложили о близких разрывах.
Наконец, в 17:45 в воздух для сопровождения пикировщиков 3-го штурмового крыла (St.G.3) были подняты 14 «мессершмиттов» 27-го истребительного крыла (JG.27). С Крита взлетело 13 «юнкерсов» Ju 88 из LG.1 тремя группами в 17:20 (4 самолёта), 17:48 (6 самолётов) и 17:50 (3 самолёта).
Из-за наступления темноты только первая группа Ju 88 смогла найти цель: одна из её машин атаковала вражеские корабли в 18:15, а три других — в 19:30. Но «Бофайтеры» прикрытия из 272-й эскадрильи смогли отразить эту атаку, причём сержант С. Дж. Кернаган доложил о том, что сбил один Ju 87 и, вероятно, Ju 88. Миноносец «Крум» также доложил о сбитии одного Ju 88.
В свою очередь немецкие пилоты доложили, что два корабля противника не имеют хода — это были «Зулу» и пытавшийся буксировать его «Хёрсли». Из шести машин второй группы две атаковали запасные цели на египетском побережье: скопление войск к востоку от Эль-Хаммана и аэродром Бурдж-эль-Араб.
Тем временем из Александрии на помощь эсминцу «Зулу» были направлены буксир «Бригант» в сопровождении заправившихся топливом эсминцев «Олденхем» и «Бельвуар» и под прикрытием дальних истребителей «Бофайтер» из 252-й и 272-й эскадрилий Королевских ВВС. Однако подмога не успела: в 21:54 «Зулу» опрокинулся на правый борт и затонул в точке 32°00’ с.ш, 28°56’ в.д. — северо-восточнее Мерса-Матрух и всего в 70 милях от Александрии. Погибло 38 человек, в том числе 4 офицера.
Остальные корабли «Соединения D» прибыли в Александрию 15 сентября в 7:05. В это же время сюда добрался торпедный катер МТВ.313, накануне сильно повреждённый воздушными атаками. Тяжёлые повреждения также получил уцелевший МТВ.266, незначительные — миноносец «Крум» и моторный катер ML.354.
Статистика воздушного сражения
Всего 14 сентября немецкие самолёты сделали против британских кораблей 191 вылет. Двухмоторные бомбардировщики Ju 88 из 10-го авиакорпуса с Крита совершили 89 вылетов, из которых 75 на бомбардировку и 14 на разведку. Их результатом стало потопление крейсера «Ковентри». В то же время самолёты авиакорпуса «Африка» сделали 102 вылета: 16 — бомбардировщиками Ju 88, 73 — пикировщиками Ju 87, а также 13 — истребителями Bf 109. Их результатом было потопление эсминца «Зулу» и торпедного катера МТБ.310. Для сравнения: в этот же день истребители Bf 109 авиакорпуса «Африка» совершили 103 боевых вылета вне рамок операции против британского флота.
С итальянской стороны в налётах участвовало 26 истребителей Макки MС.200 и 12 торпедоносцев S.79 из состава 131-й группы с аэродромов Мерса-Матрух и Эль-Фатейя, но последние не смогли обнаружить противника. Кроме того, совершили вылеты два разведчика Макки MC.202. Итальянские самолёты уничтожили торпедный катер MTB.312 и два моторных катера ML352 и ML353, а также повредили торпедный катер MTB.310 и обездвижили MTB.308, позднее добитые немецкими самолётами.
Итальянская авиация потерь не имела. Потери немцев оказались незначительны: два Ju 88 из II./LG.1 было сбито над морем, ещё один разбился при посадке. Кроме того, два пикировщика Ju 87 из II./St.G.3 оказались разбиты в результате столкновения на базе Хаджадж-эль-Квазаба. При этом пилоты «Бофайтеров», прикрывавших «Соединение D», заявили о том, что сбили 5 немецких бомбардировщиков, ещё на два сбитых претендовали моряки с миноносцев.
В свою очередь, британские самолёты совершили 91 вылет только против Тобрука, их потери неизвестны.
Итоги операции
На основе захваченных документов в штабе итальянского флота оценили план британского рейда на Тобрук довольно высоко: «В случае успеха он фактически расстроил бы всю логистику нашего тыла, вызвав серьёзный кризис и оказав 8-й британской армии серьёзную помощь в её наступлении».
Однако итальянцев удивило полное отсутствие плана действий на случай неудачи:
«Противник разработал план отхода только для успешного сценария операции. Отсутствие запасного плана на случай провала [высадки] и обеспечения на случай сопротивления обороны вызвали серьёзный кризис». Особо отмечалось, что «Использование авиации в случае неудачи высадки не предусматривалось, так что при атаке Тобрука воздушные действия полностью прекратились в 03:15 14 сентября — в то время как последующее возобновление налётов могло бы способствовать продолжению сопротивления и облегчению эвакуации».
Судя по всему, воздушное прикрытие кораблей на отходе также заранее не предусматривалось и стало импровизацией.
15 сентября в Тобрук лично прибыл командующий Африканским корпусом генерал-фельдмаршал Эрвин Роммель. Он выразил войскам благодарность за хорошо проведённую оборонительную операцию, однако отметил в своём дневнике, что атака на Тобрук для всех стала полной неожиданностью:
«Я опасался, что такая операция будет повторена противником в начале его наступления, поэтому обратил внимание адмирала Ломбарди и генерала Дейндля на необходимость всемерно усилить оборону крепости».
16 сентября Роммель направил длинный доклад в Верховное командование вермахта (ОКВ), в котором высказал мнение, что действия противника против Тобрука, Хало, Барса и Бенгази являются «диверсиями и отвлекающими действиями, имеющими целью скрыть намерения врага» на фронте под Эль-Аламейном.
Потери сторон на море и суше
Провал операции «Эгримент» был полным, а британские потери оказались крайне болезненными. В ходе операции были потеряны крейсер «Ковентри», эсминцы «Зулу» и «Сикх», четыре торпедных катера (MTB.308, MTB.310, MTB.312 и MTB.314), два моторных катера (ML352 и ML353), а также несколько штурмовых катеров. Причём основная часть этих потерь стала следствием не самой высадки в Тобруке, а последующих попыток оказать помощь «Сикху».
Захваченный немцами MTB.314 был отведён в Тобрук, позднее переименован в RA 10 и введён в строй кригсмарине. Он был потоплен 30 апреля 1943 года вблизи Августы (Сицилия) четырьмя истребителями «Спитфайр» 249-й эскадрильи RAF, вылетевшими с Мальты.
По официально опубликованным британским данным армия потеряла 166 человек, флот — 300 морских пехотинцев и 313 моряков. Из этих 779 человек 576 попало в плен, среди них оказались 34 офицера. Однако, согласно Военному дневнику Адмиралтейства, на «Ковентри» погибло 64 человека, на «Зулу» — 38 человек, на «Сикхе» у Тобрука — 22 человека. Ещё 48 человек (включая двух офицеров) погибли на катерах, а 253 моряка с «Сикха» попали в плен.
Таким образом, потери моряков (без морской пехоты) погибшими и пленными составили 420 человек. Нетрудно заметить, что цифра в 313 человек — это лишь потери кораблей «Соединения А» («Сикх» и «Зулу»), непосредственно атаковавших Тобрук. Потери же соединений «С» и «D» в официальной статистике оказались не учтены. С их учётом безвозвратные потери британской армии и флота (без авиации) в операции «Эгримент» составили как минимум 886 человек. Из состава морского десанта и наземных диверсионных групп только 10 человек смогли спастись и в итоге вышли к линии фронта.
По итальянским данным, после окончания боёв на берегу было найдено 58 тел погибших (как убитых на суше, так и выброшенных морем), а также взято 650 пленных, в том числе 34 офицера.
Согласно отчёту командования танковой армии «Африка», итальянцы потеряли 15 человек убитыми (в том числе 5 из полка «Сан-Марко») и 43 человека ранеными (в том числе 7 из «Сан-Марко»), у немцев был 1 убитый и 7 раненых. Правда, по другим, более свежим данным, немецко-итальянские потери составили 62 человека погибшими и 119 ранеными — видимо, сюда входят потери авиации и сухопутных сил во время рейдов наземных диверсионных групп.
Источники и литература
-
-
- Марк-Антонио Брагадин. Итальянский флот во Второй мировой войне. Часть 1. Екатеринбург: Зеркало, 1997
- С. Патянин. Суперэсминцы Черчилля. Самые боевые корабли Королевского флота. М.: Эксмо, Яуза, 2012
- John Sadler. Operation Agreement: Jewish Commandos and the Raid on Tobruk. London: Bloomsbury, 2016
- Ronald Walker. Alam Halfa and Alamein. Official History of New Zealand in the Second World War 1939–45. Wellington: Historical Publications Branch, 1967
- F. Mattesini. «L’operazione Daffodil nel piano Agreement. Il fallito sbarco britannico a Tobruch del 14 settembre 1942» // Bollettino d’Archivio dell’Ufficio Storico della Marina Militare. Marzo 2013. P. 81-143
- Admiralty War Diaries of World War 2. Mediterranean Fleet — July to September 1942. Transcribed by Don Kindell (http://www.naval-history.net/xDKWD-MedFleet1942b.htm)
- Service Histories of Royal Navy Warships in World War 2 by Lt Cdr Geoffrey B Mason RN (Rtd) (c) 2003. HMS Coventry — World War 1 C-type Light Cruiser. including Convoy Escort Movements (http://www.naval-history.net/xGM-Chrono-06CL-HMS_Coventry.htm)
-