Владимир Крупник. Провалы Кригсмарине

15

Владимир Крупник. Провалы Кригсмарине

Статья Владимира Крупника с сайта WARSPOT от 23 мая 2014 года.

27 августа 1941 г. самолет 269-й эскадрильи британской береговой охраны (RAF Coastal Command) Hudson, ведомый майором Дж. Томпсоном (Squadron Leader J.H. Thomspon) находился в воздухе в северо-восточной Атлантике. Это был противолодочный патруль, но погодные условия были настолько тяжелыми, что, казалось, шансы на успех были минимальными. В районе действия эскадрильи находился еще один Хадсон, ведомый сержантом Митчеллом (Mitchell). Экипаж Митчелла заметил находящуюся на поверхности подводную лодку, атаковал ее, но люки бомбового отсека самолета при этом не открылись. Митчеллу пришлось вызвал по радио самолет Томпсона.

Атаке подверглась подводная лодка Кригсмарине U-570, которой командовал Kapitanleutnant Рамлов (Rahmlow). Немецкие моряки, казалось, вовремя разглядели самолет Томпсона. Рамлов приказал срочное погружение, но было уже поздно: Хадсон атаковал лодку глубинными бомбами. Близкий разрыв почти первернул лодку, вывел из строя ее энергосистему и вызвал течь. По некоторым сведениям, перед срочным погружением по халатности ряда членов экипажа не все вентиляционные отверстия и люки лодки были закрыты. Так или иначае, морская вода хлынула во внутренние отсеки, и в результате химической реакции с кислотой аккумуляторов произошло выделение газообразного хлора. Капитану лодки не осталось ничего другого, как отдать приказ к всплытию на поверхность. К своему удивлению, британские летчики увидели, как подводная лодка вновь появилась в поле зрения, и члены ее экипажа стали стремительно выскаивать на палубу своего судна. Hudson начал делать круги над лодкой, но, поскольку ее зенитные пулеметы не открывали огонь, Томпсон также приказал повременить с атакой. Вскоре британцы разглядели что-то похожее на белый флаг – сигнал о сдаче — и запросили по радио еще один самолет со своей базы в Исландии. Через три часа, когда запасы топлива в баках «Хадсона» приблизились к критическому уровню, на место прибыла летающая лодка Catalina. Прошло еще немало времени, прежде чем к беспомощной подводной лодке приблизилось несколько кораблей Королевского Флота, чтобы подобрать немецкий экипаж. U-570 была отбуксирована в один из британских портов, а ее флаг был подарен 269-й эскадрилье в качестве сувенира. Неожиданная удача дала британцам возможность хорошо изучить основную боевую единицу подводных сил Кригсмарине на тот момент – VIIc и сделать соответствующие выводы. Кроме того, после ремонта лодка была переименована в HMS (Корабль Его Величества) Graph и отправлена в Средиземное море. Позднее, 20 марта 1944 г. бывшая U-570 сорвалась с буксира в Северном море и села на камни на восточном побережье Шотландии. Лодка была списана. Она окончательно развалилась в 1961 г.

U-570 в руках моряков Королевского Флота. На башне - Kapitanleutnant Rahmlow

U-570 в руках моряков Королевского Флота. На башне — Kapitanleutnant Rahmlow

Вероятно, несколько комичный захват U-570 не был случайностью. Это был первый боевой поход бывшего офицера береговой артиллерии Рамлова, его первый помщник также не имел опыта службы в подводном флоте. Многие моряки экипажа были новичками, как, например, члены экипажа захваченной в сентябре 1941 г. лодки U-501 – для 41 из 48 членов ее экипажа это был первый боевой выход в море…

Немецкие военнопленные, среди которых оказались в лагере члены экипажа неудачливой лодки U-570, уже вскоре узнали об обстоятельствах ее захвата британцами. Старший офицер лодки Berhhardt Berndt был объявлен виновным в происшествии и получил клеймо труса. В итоге он попытался бежать, чтобы добраться, как потом говорили, до судоверфи Barrow-in-Furness и затопить лодку и тем самым смыть с себя позор. Однако, далеко уйти ему не удалось: уже вскоре, 29 октября 1941 г., он был застрелен патрулем Home Guard. Отметим, что репутация капитана лодки Рамлова тоже пострадал – ему было отказано в приеме в ассоциацию немецких подводников, созданую после войны…

Еще большая удача сопуствовала британцам до случая с U-570 2 февраля 1940 г., когда во время постановки мин недалеко от побережья Шотландии кораблями Королевского Флота была захвачена подводная лодка U-33. При этом британцам удалось захватить важнейшие компоненты знаменитой кодировочной машины Enigma. К этому времени в руках британцев уже был один вариантов Энигмы, доставленный польскими патриотами в 1939 г., но этого было недостаточно расшифроки различных кодов, используемых многочисленными службами Третьего Рейха. 7 мая 1941 г. корабли Королевского Флота захватили судно München метеослужбы Кригсмарине и вместе с ним книги с кодами, которые немцы собирались использовать в следующие три месяца. Прошло всего два дня, и Королевский Флот захватил подводную лодку, которой командовал Фриц-Юлиус Лемп (Frietz-Julius Lemp), «прославившийся» потоплением лайнера Athenia. Лемп погиб, и при этом на борту лодку британцам удалось захватить ключи к кодам Энигмы, что дало спеуиалистам возможность окончательно решить проблему дешифровки немецких радиограмм. С этой поры Королевскому Флоту стало известно все о местоположении и перемещениях немецких подводных лодок. В частности, катастрофические потери нескольких десятков лодок в мае 1943 г., означавшие поражение немцев в Битве за Атлантику, были прямым следствием расшифровки радиограмм британскими дешифровщиками.

источник: https://warspot.ru/413-provaly-krigsmarine

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account