Вкратце. Американский след в программе PAH-2
Данный материал выкладывается на сайт из жж коллеги youroker-а.
Программа РАН-2 сулила неплохую прибыль, потому привлекала к себе совершенно разные вертолётостроительные фирмы. Раньше мы уже поговорили об английских, итальянских, французских и разных немецких фирмах, пытавшихся создать вертолёт под требования РАН-2 или участвовавших в кооперации. Не могли, конечно, пройти мимо такой прибыли и американцы. Фирма Bell, уступившая Hughes Helicopters в конкурсе Advanced Attack Helicopter, компенсировала потерю оборонного заказа от своего правительства активным продвижением различных модификаций AH-1 Cobra на экспорт. К 1981 году стало ясно, что совместная германо-французская разработка вертолёта, отвечающего требованиям РАН-2, буксует из-за несогласованности требований немецкой и французской стороны. В Bell решили, что это наилучший момент для продвижения своей продукции на немецкий рынок – в минимальные сроки проект Bell Model 249 (четырёхлопастный вариант AH-1 Cobra) был доработан под требования программы РАН-2. В носу вертолёта вместо пушки был установлен прицельный комплекс, совмещённый с прибором ночного видения TADS/PNVS, аналогичный используемому на AH-64 Apache. Системы управления вооружением были адаптированы под применение ракет НОТ и блоков неуправляемых ракет. В качестве силовой установки использовался General Electric T700 мощностью 1650 лошадиных сил. Внутреннее обозначение проекта неизвестно, в прессе он упоминался под названием Bell Model 249 РАН-2.
Предполагалось наладить выпуск вертолётов в самой ФРГ, на совместном с Dornier заводе в Оберпфаффенхофене (Oberpfaffenhofen), где выпускались по лицензии вертолёты UH-1D и проходили обслуживание AH-1 американской группировки войск в Германии. В Bell считали, что серийный выпуск Model 249 РАН-2 можно будет начать уже в 1983 году, после переоборудования завода. В будущем рассматривалась возможность постепенной замены американских узлов вертолёта на немецкие или европейские. Предложение поступило в немецкую армию в ноябре 1981 года и вызвало значительный интерес. В ходе переговоров зимой 1981-1982 года было решено провести ряд испытаний исходной версии Bell Model 249, которые начались весной 1982 года в Техническом центре 61 Бундесвера (Wehrtechnische Dienststelle 61). В целом немецкие военные отнеслись к Model 249 хорошо – но однодвигательный вариант их совершенно не устраивал. В Bell были готовы доработать под немецкие требования двухдвигательный AH-1J, но это отодвинуло бы начало серийного производства до 1985 года. В 1982 году считалось, что через три года уже будет готов совместный германо-французский проект, потому к американскому проекту интерес угас.
Предполагаемый внешний вид приборных панелей пилота и оператора вооружения
Несмотря на прекращение переговоров о Model 249 РАН-2, ещё год немецкие военные пытались купить или получить лицензию на производство прицельных комплексов TADS/PNVS, но и эти переговоры не увенчались успехом. Но наработки по Model 249 РАН-2 не пропали даром: Bell использовала полученный опыт в AH-1W Super Cobra и AH-1Z Viper.
Источники:
- Interavia Germany, 4-1982.
- Interavia Germany, 5-1982.
- Bell AH-1 "Cobra". Alexander Luedeke.