VK 3001(P) Pz.Kpfw.VI Тигр на Ленинградском фронте в 1942 году
Компании, производящие сборные пластиковые модели, уже давно обратили своё внимание на альтернативную технику. А уже сделать модель опытных машин сам бог велел. Вот и китайская компания Hobby Boss пошла по этому пути сделав модель танка Тигр, если бы он был принят на вооружение и попал в Россию, в данном случае, на Ленинградский фронт.
VK 3000 (P) – это первый танк, разработанный, конструкторским бюро Фердинанда Порше. До него, Порше никакого отношения к танкам не имел и занимался только автомобилями. Самое знаменитое его детище — это Фольксваген «Жук». Эта машинка создавалась как народный автомобиль для граждан Тысячелетнего Рейха: простой и надежный, доступный каждому. До войны этого не случилось, народ Рейха оказался обманутым – весь успех машины приходится на послевоенные годы, когда Фердинанд Порше уже скончался, а дело продолжал его сын.
В процессе пиар-компании по народному автомобилю Порше познакомился с Гитлером и произвел на него такое впечатление, что фюрер уверовал в гений старого конструктора. В результате, Порше приобрел влияние и сумел получить контракт на разработку тяжелого танка для вермахта. Никакого опыта разработки, а тем более производства танков и другой тяжелой военной техники у доктора Порше не было. Надо сказать, что и доктором технических наук он был только почетным — Венского технического университета, а не настоящим – получил за свои технические достижения в автомобилестроении – не было у него и высшего образования, только вечерний техникум. В общем, фактически талантливый технарь – самоучка взялся за разработку проекта очень сложной боевой машины – тяжелого танка прорыва.
У конструкторского бюро Фердинанда Порше не было и своей производственной базы – то есть танк разрабатывался с нуля на бумаге, его компоненты должны были производиться разными сторонними фирмами и собираться вместе тоже на сторонней фирме Нибелунген. Конкурентом Порше по созданию тяжелого танка была фирма Хеншель и ее главный конструктор Эрвин Адерс – отец «Тигра» и «Королевского Тигра». КБ Адерса уже имело опыт разработки танков поддержки DW, и хотя они не пошли в серию, но была наработана база, от которой можно было отталкиваться. Плюс, заводы Хеншель могли быстро выполнить сборку танка своего же КБ, да и Адерс понимал, что, как, и в какие сроки можно произвести на реальном предприятии тяжелого машиностроения. У Порше всего это не было, поэтому решение о работе над тяжелым танком было авантюрой, в итоге – полнейшая неудача.
По классификации КБ «Порше» его первый танк получил громкое название Тип 100 «Леопард». До него никаких имен у немецких танков не было, кроме громоздкого названия Panzerkampfwagen. Прототип танка в виде корпуса без башни был собран летом 1941 года, машина выполнена из обычной конструкционной стали. Особенностью танка стал электрический привод на ведущие колеса. Ток поступал с генераторов, вращаемых двумя бензиновыми двигателями. Схема необычная, впервые применена на танке – вызывает удивление. Если же покопаться, то все встает на свои места: электромобиль с такой же схемой 25-летний молодой человек Фердинанд Порше разработал в начале ХХ века и получил за эту схему гран-при Парижской выставки в 1900 году. Но это была легкая небольшая машинка на 2-х человек. А здесь танк 30-тонного класса. Похоже, что на седьмом десятке лет старик Порше решил войти в ту же воду и повторить успех молодости на новом уровне.
Но не вышло… Все-таки танк – это не самобеглая тележка для прогулок, а тяжелая машина для войны. Взглянув на саму конструкцию танка, сразу видно, что машину разрабатывают люди, далекие от танковых войск. В Панцертруппен большое значение придавалась быстрому покиданию подбитого танка экипажем – каждый танкист был на счету. Поэтому у средних и тяжелых танков старались делать по одному люку на каждого члена экипажа, у легких это было невозможно – слишком маленькие машины.
И вот мы видим, что у механика водителя и стрелка-радиста танка Тип 100 люков своих нет, а значит велика вероятность им сгореть в подбитом танке. Электропривод на ведущие колеса танка позволял обойтись без карданного вала и сложной КПП – большой плюс для производителя. Но сама по себе электрическая цепь в боевых тяжелых условиях эксплуатации была ненадежна, да и дефицитной для Рейха меди уходило немало. В танке было два бензиновых двигателя – тоже проблема, ведь танковые двигатели обладают небольшим пробегом и требуют постоянного ремонта. А если ремонтировать вместо одного двигателя два – то это явно дольше и сложнее. Да и расход бензина у двух двигателей оказался просто огромным и неприемлемым для боевой машины – радиус действия танка сокращался до нескольких десятков километров.
Корпус машины вышел слишком длинным, еще и башня не по центру, а в передней части танка, с длинным стволом – неудобство управления очевидны. В общем, единственный положительный момент, в разработке тяжелых танков КБ Порше – это заказ для них башни с 88-мм пушкой на фирме Крупп, причем важно то, что Порше башню не разрабатывал – похоже, именно поэтому она оказалась удачной конструкцией. На Тип 100 башню Круппа поставить не успели, а на Тип 101, который стал «Тигром Порше» VK4501, ее поставили. Эти же башни, уже с приподнятой крышей, пошли и на стандартные серийные «Тигры» фирмы Хеншель. Фердинанд Порше и дальше работал вхолостую, обещая фюреру чудо-оружие и успешно получая миллионы рейхсмарок на неудачные прожекты, апогеем которых стал 200-тонный монстр Маус. Возможно, старик Порше немного тронулся умом в конце жизни, но так как пользовался расположением фюрера, то перечить ему никто не мог. Эх, не стоило Фердинанду Порше лезть в танкостроение, может и прожил бы больше, и шлейфа любимца фюрера и танкостроителя-неудачника не было бы. А то после войны ему пришлось посидеть в тюрьме полтора года, что серьезно подкосило здоровье старика…
Модель VK 3001(P) китайская фирма Hobby Boss выпустила в 2019 году. Модель имеет вид законченного танка – как если бы его все-таки произвели и отправили на фронт. Так как брат ХоббиБосса – Трумпетер – уже давно выпускает прототип Хеншеля VK 3001(H), то в пару к нему прототип от Порше – замечательное дополнение коллекции. VK 3001(H) не так давно уже собрал, поэтому вопрос брать или не брать VK 3001(P) передо мной не стоял: конечно брать и собрать. Интересно же посмотреть, что там навыдумывал сумасшедший профессор.
Модель не сложная, как раз на выходные: сегодня собрал, а завтра покрасил. Конечно, она несколько грубовата, что характерно для Хобби Босса, но ничего, собирается быстро. Главная проблема – траки, которые уже имеют смещение и плохо подходят друг к другу. Но стоит их победить и дальше все собирается просто. Излишек траков навесил на корпус танка. Модель полностью лишена инструмента – что не характерно для немецких танков. Поэтому покопался в запасах и все что нашел – установил на танк. Решил сделать машину, немного побегавшую на фронте, поэтому обрезал брызговики и поставил ящики для запчастей и вещей экипажа. Добавил проводку к фарам, канистры, термосы, трос от тамиевского Pz III, ведро от Зебрано. Красил акрилом от Тамии, фигурка – замечательный немецкий танкист от Эволюшн. Вот и получился такой незамысловатый проект выходного дня в популярном жанре «what if» — а что если…
Итак, альтернативная история, Восточный фронт, осада Ленинграда, осень 1942 года. Командир танка Тип 100 «Леопард» внимательно наблюдает за воздушным боем над передовой. Машина принадлежит 502-му тяжелому танковому батальону, на вооружении которого находятся первые серийные танки «Тигр» постройки фирмы Хеншель. «Тигры» постоянно застревают в осенней грязи, при попытках вытащить – перегружают трансмиссии и выходят из строя. Поэтому тяжелые танки постоянно находятся в ремонте. Даже одну роту батальона никак не удается вывести в бой в полном составе. Запчасти к «Тиграм» возят самолетами из Германии, пополнение батальона идет мизерными порциями.
И вот с одним из недавно пришедших эшелонов пришел необычный танк. С виду вроде бы «Тигр», а приглядишься внимательно – голова «Тигра», а корпус — нет. Когда рассмотрели бумаги, то оказалось, что танк тоже из породы кошачьих – «Леопард». На настойчивые просьбы командира батальона майора Меркера прислать новые «Тигры», командование прислало «Леопард» от Порше. Производство «Тигров» разворачивалось медленно, так как танк был очень сложным. Поэтому поступили по принципу: хотели – получайте, но ешьте то, что дают. Профессор Порше подсуетился и отправил прототип своего танка на фронт, чтобы посмотреть, как будет работать его конструкция в реальных боевых условиях. Так как фирма Порше никакого опыта разработки танков ранее не имела, то эта информация для нее очень важна.
На танк установили ящики, куда загрузили всевозможные запчасти, которые могут пригодиться на фронте. Экипаж танка установил на него дополнительные траки – и для защиты, и для ремонта оборвавшейся гусеничной ленты. Впереди бесконечные попытки прорваться к Ленинграду, которые, как потом оказалось, были обречены на провал. И даже самые мощные танки своего времени – «Тигры» — ничем немцам помочь не смогли: победила сила духа советского народа, а не тевтонская сталь…