Вишенка на цветущей сакуре нереально альтернативного японского танкостроя…
Небольшое предисловие. Эта статья сделана, можно сказать, по заказу нашего почтенного коллеги apokalipsx. Точнее, его интересовал сугубо дюже мощный японский альттанк. Что он под этим понимал – можно прикинуть исходя из года выдачи ТТЗ (1932 г.) и предложенных ТТХ.
Сведя вместе дату и ТТХ, можно в предвкушении тереть ладошки друг о друга, поскольку в то время масса «до 32 т», двигло мощностью более 600 л.с. и 75-мм пушка ОДНОЗНАЧНО указывают на ТЯЖЁЛЫЙ танк прорыва (британский пятибашенный монстр «Индепендент» весил столько же!). Вот противоснарядное бронирование и категорический отказ от заклёпок – вещи для того времени в принципе несовместимые. Поэтому, начинать в любом случае придётся с клёпки и на сварку переход состоится только к концу 30-х, не раньше. Да и понятие «противоснарядное бронирование» будем понимать именно так, как его понимали в том самом 1932 году.
В общем, поехали…
* * *
То, что Америка – лидер мирового автостроения, тракторостроения и возможно, вообще всего машиностроения, японцы РЕШИЛИ УЧИТЫВАТЬ. Т. е. холя и лелея планы своей версии передела мира, они понимали, что в случае прямого военного столкновения с САСШ опираться только на количество линкоров, крейсеров и авианосцев не стоит – американская экономика всё равно построит их больше и брать надо качеством, напором и азиатским коварством. То же самое касается и танков. Тягаться с мировым лидером автопрома в штамповке лёгких танков – дело заведомо бесперспективное, даже если американские танки будут полным барахлом – всё равно задавят числом. Тем более что и у самой Японии того времени лёгкие танки далеко не айс.
Одно дело гонять лёгкими/малыми японскими танками (скорее башенными танкетками) всякую гоминьдановскую шушеру, и совсем другое – America! Счастье, что делая ставку на флот, американцы почти не развивали свой танкопром, и благодаря этому обстоятельству Япония могла втихушку сделать большой рывок и в час Х преподнести большой сюрприз… Большой, хорошо защищённый и сильно вооружённый. Такой, который будет эффективно перемалывать «массовую продукцию» спешно мобилизованного американского машиностроения. По крайней мере до тех пор, пока успехи флота не приведут к заключению выгодного Японии мира. Ну… или не начнут наматывать на гусеницы штаты один за другим, вплоть до федерального округа Колумбия и Капитолийского холма Вашингтона.
А что? На дворе рубеж 1932–33 годов. Вполне удачную, надёжную и простую подвеску Томио Хара как раз уже придумал (хотя лавры первоизобретателя этой подвески он носит совершенно незаслуженно – наш соотечественник Асафов предлагал установить такую на проектируемый им танк ТА-1002 или ТА-2 на 2-3 года раньше). Достаточный уровень бронезащиты обеспечат 75-, 35-, 25- и 16-мм бронеплиты, массово выпускаемые для строительства крейсеров. Весьма мощный V-12-цилиндровый авиадвигатель BMW-VI (мощность в танковой версии как раз ок. 600 л.с.) по немецкой лицензии в Японии уже выпускается под маркой Кавасаки Ха-9.
Спроектировать трансмиссию для 30-тонного танка и получить точное оборудование для её производства могут помочь немцы. Не из чистого альтруизма, естественно (особенно после Циндао), а за звонкую монету.
Вот насчёт вооружения надо очень-очень сурьёзно подумать. С одной стороны, для тотального истребления американской «массовой продукции» орудие должно быть скорострельным и точным. Для того, чтоб врагу было сложнее нападать «скопом», орудие должно быть не только скорострельным, но и дальнобойным – чтоб было больше времени на «сокращение вражьего поголовья». Ну и, конечно, достаточно бронепробиваемым даже на большой дистанции и иметь мощный снаряд, гарантированно «убивающий» цель одним попаданием. Ну и, безусловно, не помешает и вторая скорострельная пушка небольшого калибра (лучше даже две!) для боя уже накоротке. При этом, о достаточно крупном калибре (том же 75 мм-ом) речь ПОКА не идёт – на столь оторванном от метрополии ТВД с логистикой могли возникнуть серьёзные проблемы и танку нужен очень большой возимый БК, что при калибре 75 мм (а тем более если вооружать танк орудием ещё круче) обеспечить довольно сложно. Да и, объективно рассуждая, в начале 30-х в мире бронетанковой техники ещё в принципе нет бронецелей, достойных мощной 75-мм пушки. А маломощная короткостволка в бою против масс лёгких танков вааще не помощник, а транжира крайне ограниченного БК.
А что у Японии есть подходящего под ВСЕ эти критерии скопом, в начале 30-х? А, по-восточному витиевато выражаясь одним иероглифом «нихуа»!
После долгих и склочных размышлизмов, кандидатур на роль металлорежущего утилизатора американского «ширпотреба» обозначили две:
1. Основное орудие в главной башне – 57-мм скорострельный Гочкис с максимальной мелькавшей на рынке длиной ствола в 58 клб. и начальной скоростью снаряда аж 991 м/с! Естественно, с дульным тормозом! Но такую цацу ещё надо было освоить, поскольку в самой Японии когда-то производилась лишь версия 47-мм пушки Гочкиса со стволом длиной всего 40 клб. Причём сугубо для флота, который давно считал эту арту неэффективной и уже вовсю от неё избавлялся в пользу 75-мм орудий. Впрочем, этот опыт выпуска 47-мм пушки тоже в плюс, да и по части 57-мм Гочкиса кое-какой опыт тоже уже есть. Для первого японского среднего танка «Оцу» на базе как раз 57-мм пушки Гочкиса была разработана танковая пушка аналогичного калибра с длиной ствола всего 18,5 клб.
Можно, конечно, рассмотреть и вариант реализованный в РИ в 1940-ом году – тогда японцы после встречи своих чахлых танков с нашими БТ спешно разработали мощный и дальнобойный «дырокол» в виде 47-мм пушки с длиной ствола 48 калибров. Нашу танковую «сорокапятку» 20К они, конечно, лихо переплюнули, но вот то, что в РККА век этого малокалиберного барахла уже подходит к концу и основным танковым орудием становится вполне универсальный калибр в 76,2 мм, которому та 47-мм пушчёнка в подмётки не годится, осознали только к концу войны, когда «пить Боржом» было уже поздно.
Но в предложенной «заказчиком» АИ шурует некий нахальный попаданец-танкофил, который, конечно же, легко укажет ну-тупыыым генералам, что надо изначально ставить на танк нечто крутое. А поскольку для 75-мм калибра и БК будет маловат, и «отдача замучает» (при хорошей баллистике), и вообще ещё по-любому рановато, максимум, который можно себе позволить – это как раз 57 мм.
С пушкой будет спарен (не японский стиль, и это тоже сугубо под нажимом попаданца!) единственный пока выпускаемый серийно танковый пулемёт Тип 91 калибра 6,5 мм.
2. В качестве дополнительного скорострельного орудия, за неимением лучшего, решили пока ограничиться 13,2-мм крупнокалиберным пулемётом Гочкиса. Пока импортным, но с 1933 года в серию пойдёт его лицензионная копия под маркой Тип 93. И который, кстати, в принципе, достаточно уверенно пробивал броню практически любых лёгких (и даже многих средних) танков того времени.
Немаловажным преимуществом ККП над малокалиберной пушкой в данном проекте было и то, что пулемёт гораздо легче и проще переместить из штатной установки на зенитную турель на крыше кормовой ниши – ведь американцы наверняка не преминут использовать против японских танков свою замечательную авиацию. Стрелять из него пулемётчики будут стоя на крыше МТО.
Причём, учитывая серьёзность той угрозы, ККП планировалось дополнить ещё и 6,5-мм пулемётом в турельном зенитном исполнении на срезе башенного люка заряжающего. А два зенитных пулемёта на каждом танке в сумме создадут не хилую ПВО танкового подразделения, против низколетящих штурмовиков и лёгких бомбардировщиков.
В перспективе планировалось заменить слабоватые 6,5-мм пулемёты на более мощные, калибра 7,7 мм. Разумеется, когда они появятся! (Из-за «разногласий» между флотом, ВВС и сухопутными войсками это перевооружение начнётся достаточно поздно – только после принятия на вооружение в 1937 году нового танкового 7,7-мм пулемёта Тип 97. Ведь до того львиная доля «изделий» калибра 7,7 мм шла именно во флот и ВВС).
Боекомплект танка – не менее 150 57-мм снарядов, не менее 1500 13,2-мм патронов к ККП и не менее 5000 патронов к 6,5-мм пулемётам. Экипаж танка 5-6 человек.
Теперь самое интересное – архитектура!
Масса в 32 тонны позволяет реализовать буквально любую хочуху! А поскольку свои собственные хотелки у японского командования не так чтоб очень уж блистали креативом, источниками для вдохновения, будут собственный, разработанный в 1927 году 18-тонный «Первый-средний» танк «Чи-И»…
и самые крутые в мире британские новейшие девайсы А1Е1 и А6Е3 разработки 1928 года.
Это именно то, что мог бы более-менее аргументированно «продавить» тот самый попадалец.
А что объединяет все эти танки? Правильно! Многобашенность! В то время это был «тренд»!
Вот и наш альтернативный, очень крутой тяжёлый японский танк, практически неизбежно будет многобашенным. Точнее трёхбашенным, как А6Е3 (он же «Виккерс-16 т.) и… его советское подражание в виде Т-28.
Нет, даже гораздо круче! Ведь тот самый «Виккерс-16 т.» весил именно 16 т при броне максимальной толщиной в дюйм, а Т-28 весил 25 т при броне до 30 мм.
Мы же можем позволить себе такую роскошь, как масса аж до 32 т. Столько же весил огромный пятибашенный А1Е1 при броне до 28 мм. Мы же, выбирая между пятью башнями при относительно тонкой броне и тремя башнями при настоящем противоснарядном бронировании, естественно выбираем второе.
Ну и вот он, собственно…
(Тяжёлый танк альтернативного японского танкостроя «О-И» Тип 95. «О-И» – означает «Большой Первый». Тип 95 означает обр. 1935 г.)
ТТХ АИ танка «О-И» Тип 95:
Боевая масса 29 т. Габариты, примерно как у нашего Т-28. Длина ок. 7 м, ширина ок. 2,8 м, высота ок. 2,6 м.
Двигатель – танковая версия мотора Кавасаки Ха-9 («в девичестве» BMW-VI), мощностью 600 л.с. Максимальная скорость 40 км/ч. Запас хода 400 км.
Бронезащита: лоб корпуса и главной башни 75 мм. Лоб малых башен 35 мм. Борт-корма корпуса и главной башни 35 мм. Корма большой башни и прочее вертикальное бронирование малых башен 25 мм. Горизонтальная броня корпуса и башен 16 мм. В предельную заданную массу 32 т, надеюсь, вписываемся. Если нет – толщину лобовой брони можно уменьшить до 60 мм. Для того времени и 60 мм крутизна невероятная.
Вооружение: одна специальная, скорострельная, весьма мощная танковая 57/58 мм пушка, два 13,2-мм пулемёта в малых башнях и четыре 6,5-мм пулемёта (три спаренных с пушкой и ККП и один зенитный).
Экипаж 6 чел.
ОШС.
Тяжёлый танк «О-И» традиционно предназначался для качественного усиления пехоты на стратегически важных направлениях. Основу БТВ Японии составляли придаваемые пехоте отдельные танковые отряды, максимум полки, очень небольшая часть из которых и исключительно в данной АИ (исходя из возможных объёмов выпуска тяжёлых танков) была переведена на новую, значительно более мощную ОШС. Такой «тяжёлый ударный» полк состоял из трёх танковых батальонов и батальона обеспечения. Два танковых батальона включали в себя по две роты лёгких танков и по одной роте тяжёлых. Третий батальон, напротив, имел в своём составе две роты тяжёлых танков и одну роту лёгких.
Под словом «лёгкий» в данной АИ следует понимать вовсе не те японские жестянки (танкетки с башней, которые вполне комфортно применялись против китайцев, в тропических джунглях и на тихоокеанских атоллах, но в «цивильных» боевых условиях толку от которых практически не было), а ПОНАЧАЛУ более-менее боеспособные «Ха-Го» (изначально создававшиеся для высокоподвижных соединений), а чуть позже и вовсе очень сходные по боевым возможностям с нашими лёгкими БТ танки типа «Чи-Ха» – как раз разработанные на рубеже 35–36 г.г. (в армию пойдёт только в 37-38-ом, но благодаря великому попаданцу это может случиться и уже в конце 36-го).
(«Средний» танк «Чи-Ха». Обратите внимание на 57 мм короткостволое 18,5-калиберное орудие – то самое, что разработали ещё для «Оцу»)
Их японцы в РИ важно именовали средними, но таковыми они объективно могли являться только в сравнении с малыми и лёгкими танками Японской же империи.
(На нижнем фото основной лёгкий танк Японской армии во ВМВ «Ха-Го»)
Эта структура в какой-то мере копировала флотскую систему. Два по сути легкотанковых батальона играли роль маневренного крыла танкового полка, и тяжёлые танки в их структуре лишь придавали им боевую устойчивость. А батальон, где преобладали тяжёлые танки, служил главной («линейной») ударной силой и лёгкие «Ха-Го» (позже, средние «Чи-Ха») танки в нём играли роль разведчиков.
Всего в таком танковом полку, на момент начала формирования в 1936 году (когда будут окончательно разработаны и доведены до ума «О-И» и «Чи-Ха»), планировалось иметь 36 тяжёлых танков «О-И» (4 роты по 9 машин) и 45 средних танков «Чи-Ха» (5 рот по 9 машин). Таким образом, в чрезвычайно мощном «тяжёлом ударном» полку будет 81 боевой танк, из которых 36 тяжёлых и 45 средних!
(На этом фото – японская бригада, вооружённая танками «Шинхото Чи-Ха». Это модификация танка Чи-Ха от 39 года. В серии с 1940-го. И это был лучший (из массовых) танк Японской Империи во ВМВ. Обращает на себя внимание очень мощная 47-мм танковая пушка, пробивавшая (как утверждают) с 500 м до 75 мм брони).
Полк мог придаваться пехотному корпусу (в тактическом плане пехотной дивизии), находящемуся на решающем направлении. «Дробить» полк на мелкие группы категорически воспрещалось. Там, где для поддержки пехоты целесообразнее было использовать незначительные бронесилы, «ударные тяжёлые» полки не использовались. Это были именно ударные силы стратегического назначения и могли применяться только на решающем участке и только массированно.
При этом, как и было в РИ, наиболее крупным довоенным танковым соединением японской армии оставались механизированные бригады, включавшие в себя по два танковых полка (5 танковых рот в полку). Но в тех бригадах имелись только лёгкие (в основном «Ха-Го») и средние танки (те же «Чи-Ха»). Все тяжёлые по-прежнему состояли исключительно в отдельных «тяжёлых ударных» полках и находились в глубоком, строго засекреченном резерве. Для действий же мелкими группами на ограниченных ТВД (вроде тихоокеанских островов) и в составе пехотных дивизий по прежнему использовались т. н. «танковые отряды» ротного состава от 9 до 12 танков самых различных типов (преимущественно малых и лёгких). Их задачей были не какие-то удары или манёвры, а банальная ближняя разведка для выявления огневых точек и проделывание проходов для пехоты в проволочных заграждениях.
После поражения японской армии на Халхин-Голе в 1939 году (где японские тяжёлые танки не применялись, поскольку являлись стратегическим резервом, были жутко секретными и все дислоцировались исключительно в метрополии) и разгрома немцами Франции в 40-ом, все имеющиеся у Японии четыре таких «ударных тяжёлых» танковых полка дополнили развитыми службами техподдержки и, объединив каждый с механизированной бригадой, мотопехотным полком и усиленным моторизованным артдивизионом, трансформировали в танковую дивизию. Две из которых по-прежнему дислоцировались в метрополии в качестве стратегического резерва, а две перебросили в Маньчжурию как противовес подавляющей советской танковой мощи в регионе. Наверное, если бы эти две ТД летом 39-го имелись в распоряжении Квантунской армии, ход боевых действий на Халхин-Голе был бы совсем иным… Но там их не было, а самые сильные японские танки после них на тот период – те самые «Чи-Ха», которые должны были качественно усиливать лёгкие «Ха-Го», нашим БТ проиграли вчистую.
Но что было – то было. А теперь, готовясь к вступлению в войну, на японских предприятиях разворачивался массовый выпуск уже модернизированного «О-И». Модернизация заключалась в доведении мощности двигателя до 630–650 л.с., установке навесных бензобаков, переходе с клёпки на более технологичную сварку бронекорпусов и башен. (Надо отметить, что в РИ японская промышленность освоила сварку бронекорпусов своих средних танков «Чи-Хе» (дальнейшее развитие «Шинхото Чи-Ха») только в 1941 году. И толщина брони в 50 мм лоб и 25 мм борт не особо впечатляла).
(Новая модификация танка «Чи-Ха» от 1941 года, «Чи-Хе», выделялся сварным корпусом с усиленной бронезащитой (50 мм лоб вместо 25 и 25 мм борт вместо 22), новым 240-сильным дизелем(вместо прежнего 170-сильного) и уже 62-калиберной (против 48) 47-мм пушкой, пробивавшей с 1000 м 60 мм броню).
Толщина брони модернизированного «О-И» при этом могла увеличиться до уже строго законных 75 мм лоб и 37 (а то и поболее) мм борт (благо вес последних модификаций вообще не лимитирован). Плюс разработка на перспективу 75-мм танковой пушки и дизельмотора аналогичной мощности. Что для Японии чрезвычайно важно! Одно дело, когда у армии лишь 160 тяжёлых танков (по 36 в четырёх «тяжёлых ударных» танковых полках и ещё 16 штук в учебных частях и в резерве на консервации), и совсем другое, когда заводы начинают массовую штамповку этих пожирателей дефицитного бензина. Тут у Японии выбор простой: или как можно быстрее переходить на дизеля, либо вообще такие танки массово не строить, ограничившись поддержанием имеющегося количества. Но, как настаивает «заказчик» – строить надо! И много. Поэтому – вперёд к могучим 600-сильным дизелям! (А их разработку в АИ можно начать и раньше).
Ну и, дабы не перегружать в той самой перспективе подвеску и трансмиссию, заранее отказались от малых башен. Танковые пулемёты также теперь устанавливались новые Тип 97 калибра 7,7 мм.
Вообще, в этом танке сугубо на перспективу, под установку 75-мм пушки, башня была обновлённой, «повышенной» формы, а пулемётные установки (и в лобовом листе и в спарке с башенным орудием) допускали монтаж на выбор хоть 7,7-мм пулемётов, хоть 13,2-мм! Что было очень удобно и могло существенно увеличить мощь танкового вооружения.
(Это и есть модернизированный «О-И» модификации 1940-го года, которому по задумке командования сухопутных войск Японской империи предстояло сокрушить Америку на её территории).
ОШС никакой принципиальной ревизии не подвергли. Как и прежде, каждый новый «тяжёлый ударный» полк предполагалось использовать как стержень новой же ТД. Но зато, в плане пока теоретической высадки на территорию САСШ, рассматривалось формирование танковых армий, включавших в себя две ТД и кучу всевозможных частей и соединений усиления. Для экспериментов на сей счёт, обе ТД Квантунской армии были сведены в особую «танковую группу», на которой предполагалось «обкатать» все нюансы столь крупного формирования, что должно было отточить его структуру и помочь в планировании вторжения в САСШ.
Сравняшка: