Вестник будущего от Вилли Мессершмитта. Проект скоростного почтового самолета BFW P 1012. Германия

13

Вестник будущего от Вилли Мессершмитта. Проект скоростного почтового самолета BFW P 1012. Германия

Содержание:

Предисловие редакции: Осенью 1932 года во время Немецкой авиационной спортивной выставки компания Messerschmitt-Flugzeugbau GmbH в числе прочих своих экспонатов представила модель проекта скоростного почтового самолета. Представленный компанией проект не только предвосхитил все тенденции развития авиастроения того времени, но и идеально объединил их. О проекте скоростного почтового самолета рассказывает Вольфганг Мюльбауэр.

Во времена экономических проблем и сложных политических ситуаций, как, например, в Германии 1932 года, люди любят уделять основное внимание оптимистичным взглядам на будущее. Поэтому неудивительно, что на Немецкой авиационно-спортивной выставке (Deutschen Luftsportausstellung – DELA), которая проходила с 1 по 23 октября этого же года в залах Берлинского выставочного центра в районе Витцлебен, многообещающим перспективам авиации было уделено самое пристальное внимание. В отдельном зале в творческой и практической форме были представлены интересные впечатления о воздушном транспорте будущего. Так, например, в этом зале среди прочего был представлены полноразмерные макеты «амфибии выходного дня» и «воздушного автомобиля». С другой стороны, на выставочных стендах известных авиастроительных компаний были представлены макеты весьма перспективных и инновационных конструкции различных самолетов. Среди них был необычайно изящный низкоплан, который компания Messerschmitt-Flugzeugbau GmbH, Аугсбург, продемонстрировала на самом краю своего выставочного стенда. Общий экономический кризис и здесь не прошел бесследно, поскольку за названием аугубургской компании скрывалось не что иное, как отделившееся и значительно сократившееся в численности конструкторское бюро авиастроительной компании Bayerischen Flugzeugwerke AG (BFW), в отношении которой с июня 1931 года велась процедура банкротства. Вилли Мессершмитт успешно вышел из этой неловкой ситуации, возродив свою собственную старую компанию, которая несмотря на слияние с BFW, благоразумно не была ликвидирована.

выставочные стенды компаний Fieseler и Messerschmitt-Flugzeugbau GmbH на выставке DELA 1932 года. На переднем плане Fieseler 4, позади него Messerschmitt M 31. Справа три выставочных модели; модель проекта скоростного почтового самолета P 1012 в центре

выставочные стенды компаний Fieseler и Messerschmitt-Flugzeugbau GmbH на выставке DELA 1932 года. На переднем плане Fieseler 4, позади него Messerschmitt M 31. Справа три выставочных модели; модель проекта скоростного почтового самолета P 1012 в центре

в ежедневной прессе того времени публиковалась данная фотография, на которой в виде сверху показаны все три модели, представленные компанией Messerschmitt-Flugzeugbau GmbH на выставке DELA 1932 года. Таким образом, становится возможным провести в значительной степени надежное сравнение размеров

в ежедневной прессе того времени публиковалась данная фотография, на которой в виде сверху показаны все три модели, представленные компанией Messerschmitt-Flugzeugbau GmbH на выставке DELA 1932 года. Таким образом, становится возможным провести в значительной степени надежное сравнение размеров

M 29 в качестве основы

Сохранение своей первоначальной компании позволило Вилли Мессершмитту относительно спокойно продолжить свою работу, которая в предыдущие годы характеризовалась не в последнюю очередь созданием самых современных на тот момент спортивных самолетов и самолетов для участия в различных соревнованиях. Самым коммерчески успешным был спортивный самолет BFW M 23, который изготавливался в больших количествах не в последнюю очередь благодаря победам, одержанным в 1929 и 1930 годах в престижных Европейских авиационных гонках по замкнутому маршруту (Europa-Rundflüg). Также M 23 послужил основой при создании ряда более совершенных машин, среди которых стоит отметить Messerschmitt M 29, который был столь же облагорожен в аэродинамическом отношении, сколь и усовершенствован в техническом отношении. В стремлении к успеху и, разумеется, с изрядной долей личных амбиций M 29 был разработан для участия в авиагонках Europa-Rundflüg 1932 года. Будучи современным и относительно сложным с технической точки зрения самолетом с впечатляющими летными характеристиками, M 29 обладал рядом интересных конструктивных особенностей, среди которых следует отметить свободнонесущие крыло и основные стойки шасси, а также подкосное горизонтальное оперение, представлявшее собой цельноповоротный руль высоты. Однако, несмотря на обширные систематические летные испытания, 8 и 9 августа 1932 года произошли серьезные аварии со смертельным исходом для участвовавших в них пилотов. Хотя точные причины крушений так и не были установлены, наиболее вероятной являлись вибрации в районе руля высоты. Обе аварии вскоре привели к запрету M 29 участвовать в авиагонках, в которых этому самолету многие уже заранее предрекали безоговорочную победу. Несмотря на несчастье, которое преследовало эту «суперптицу», конструктивные особенности привлекли большое внимание экспертов, а ведущая роль M 29 в планировании будущих скоростных самолётов считается неоспоримой. Поэтому вполне вероятно, что проектируемый самолет, модель которого была представлена Вилли Мессершмиттом на выставке DELA, в значительной степени основывался на опыте создания M 29. На это. В первую очередь, указывает, крыло с большим относительным удлинением, которое явно восходит к ранее созданной машине.

Таинственный проект

К сожалению, до сих пор не удалось выяснить, почему и на каком конкретном фоне был разработан этот проект, получивший внутрифирменное обозначение P 1012. Исходя из общей концепции самолета, можно с уверенностью предположить, что только Вилли Мессершмитт мог лично стоять за данным проектом. Также можно предположить, что работы по данному проекту велись в 1932 году. В отличие от проекта антиподного самолета M 34 Antipodenflugzeug, который представлял собой предварительную проектную проработку, проект P 1012 представлял собой в значительной степени реалистичную конструкцию. Однако воплощение P 1012 в металле, по-видимому, никогда не рассматривалось всерьез. Это лучше всего объясняет, почему проекту, по всей видимости, так и не был присвоена литера M.

По-видимому, никаких субсидий на разработку этого самолета также не предполагалось в отличие от почтового самолета BFW M 28, который был разработан двумя годами ранее. Однако, поскольку в немецкой авиастроительной промышленности хорошо понимали, что на горизонте отчетливо вырисовывалась серьезная потребность в скоростных самолетах и скоростных почтовых самолетах, то Вилли Мессершмитт, возможно, хотел зарекомендовать себя на данном поприще, проведя соответствующую предварительную работу. В связи с описанной выше экономической ситуацией, такая презентация, несомненно, должна была быть осуществлена в самые кратчайшие сроки. Следует сказать, что немецкая пресса, специализирующаяся в области авиации, восприняла проект P 1012 довольно спокойно, в то время как зарубежные профильные средства массовой информации сразу же предположили военное назначение данного проекта. В их глазах P 1012 был ничем иным как проектом скоростного самолета-разведчика. Однако до сих пор нет никаких доказательств правильности данного предположения – более того, на начало 1930-х годов Вилли Мессершмитт не участвовал в работах, связанных с военными.

Максимальная скорость 425 км/ч

К сожалению, заводские данные, касающиеся размеров и расчетных летных характеристик проекта P 1012, отсутствуют. Поэтому приходится полагаться лишь на то немногое, что можно было прочитать в немецкой специализированной прессе того времени. Так, например, Вилли Мессершмитт заявил, что расчетная максимальная скорость самолёта – при том, что по его словам расчеты были очень консервативными, – составляет 425 км/ч, что в те годы было невероятным показателем. Однако в публикациях того времени ничего не сказано о необходимой и выбранной для самолета силовой установке. Согласно публикациям прессы, предполагались только

«современные двигатели, улучшенные по форме и размерам».

Несмотря на свою превосходную аэродинамику, которая, очевидно, также включала убирающиеся основные стойки шасси, этот двухместный самолет с низкорасположенным крылом должен был получить рядный двигатель мощностью 1000 л.с. (792 кВт). В то время двигатели такой мощности были малодоступны для гражданских «повседневных» целей, и разработка «невоенных» вариантов только начиналась. Однако, как известно, подобные проблемы – особенно в мирное время – никогда не представляли серьезного препятствия для проектирования увлеченного авиаконструктора.

схема проекта скоростного почтового самолета P 1012

схема проекта скоростного почтового самолета P 1012

единственный известный снимок крупным планом модели проекта Messerschmitt P 1012. Примечание, размещенное на обратной стороне фотографии, впервые пролило свет на окончательное название проекта

единственный известный снимок крупным планом модели проекта Messerschmitt P 1012. Примечание, размещенное на обратной стороне фотографии, впервые пролило свет на окончательное название проекта

Расчетная посадочная скорость проекта P 1012 составляла менее 100 км/ч, и поэтому запланированное использование предкрылков и посадочных щитков для обеспечения необходимой подъемной силы можно считать безопасным. Оригинальная фотография выставочной модели, единственная известная на сегодняшний день и действительно пригодная для использования оригинальная, таких тонкостей не раскрывает, но это в конечном счете ничего не значит. Реконструкция модели, проведенная более 25 лет назад под руководством, к сожалению, уже покойного историка авиации Ганса Юстуса Мейера, предполагала размах крыла проекта P 1012 должен был составлять 15 метров. Предполагалось, что три модели, представленные на выставке DELA и включавшие в свой состав модель почтового самолета BFW M 28, были выполнены в едином масштабе.

две фотографии модели проекта скоростного почтового самолета P 1012, сделанные в 1980 году под руководством Ганса Юстуса Мейера. Если сравнить с оригинальными фотографиями, то реконструкция была очень успешной. Линии проекта самолета, представленного на этих двух снимках, сильно напоминают различных истребителей, которые несколько лет спустя впервые поднялись в воздух. Это является косвенным свидетельством того насколько перспективным в то время был проект P 1012

две фотографии модели проекта скоростного почтового самолета P 1012, сделанные в 1980 году под руководством Ганса Юстуса Мейера. Если сравнить с оригинальными фотографиями, то реконструкция была очень успешной. Линии проекта самолета, представленного на этих двух снимках, сильно напоминают различных истребителей, которые несколько лет спустя впервые поднялись в воздух. Это является косвенным свидетельством того насколько перспективным в то время был проект P 1012

Первый камень в основание Bf 109?

В отличие от компании Messerschmitt компания Junkers с инновационными Ju 60 и Ju 160 и компания Heinkel с еще более инновационным He 70 действительно смогли разработать первые в Германии коммерческие высокоскоростные самолеты – со всеми вытекающими ограничениями. В то время в Аугсбурге (пока) не было возможности заработать на разработке самолетов такого типа, но взамен этому можно было без каких-либо ограничений посвятить себя теме высокоскоростных полетов. Эту свободу Вилли Мессершмитт в полной мере использовал при разработке проекта P 1012. Он не только пошел значительно дальше, чем инженеры компаний Junkers и Heinkel, но и почти наверняка заложил фундамент для своих более поздних успешных самолетов – Bf 108 и Bf 109. Общим для обоих самолетов, запущенных в массовое производство и выпускавшихся в течение нескольких лет, было то, что они, как и P 1012 уникальным для того времени образом сочетали в себе максимально эффективную аэродинамическую схему со всеми самыми современными на тот момент особенностями авиастроения. В результате характеристики Bf 108 и Bf 109 стали стандартом во всем мире.

Автор статьи выражает благодарность EADS Corporate Heritage OTN и DEHLA за щедрое предоставление материалов и фотографий, а также г-на Ганса Йоахима Эберта (Hans Joachim Ebert).

Источники

  1. Ebert, HJ.; Kaiser, J.B.; Peters, K.: Willy Messerschmitt — Pionier des Leichtbaus und der Luftfahrt. Die Deutsche Luftfahrt Band 17, S. 82ff. Bernard & Graefe Verlag 1992.
  2. Meier, H. J.: Ultraschnelles BFW-Postflugzeug. In: Luftfahrt International 11/80, S. 472ff. Verlag E.S. Mittler & Sohn 1980.
  3. Flugsport JG 1932, S. 385ff.
  4. Luftwacht JG 1932, S. 478

ПРИЛОЖЕНИЕ

Проект сверхскоростного почтового самолета компании Bayerische Flugzeugwerke. Германия

Проект сверхскоростного почтового самолета компании Bayerische Flugzeugwerke. Германия

источник: Wolfgang Mühlbauer «Messerschmitts Zukunftsbote. Schnellpostflugzeug BFW P 1012» «Flugzueg Classic» 2007-05, Seiten 72-74

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-vestnik-buduschego-ot-villi-messershmitta-proekt-skorostnogo

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account