Вестник будущего от Вилли Мессершмитта. Проект скоростного почтового самолета BFW P 1012. Германия
Содержание:
Предисловие редакции: Осенью 1932 года во время Немецкой авиационной спортивной выставки компания Messerschmitt-Flugzeugbau GmbH в числе прочих своих экспонатов представила модель проекта скоростного почтового самолета. Представленный компанией проект не только предвосхитил все тенденции развития авиастроения того времени, но и идеально объединил их. О проекте скоростного почтового самолета рассказывает Вольфганг Мюльбауэр.
Во времена экономических проблем и сложных политических ситуаций, как, например, в Германии 1932 года, люди любят уделять основное внимание оптимистичным взглядам на будущее. Поэтому неудивительно, что на Немецкой авиационно-спортивной выставке (Deutschen Luftsportausstellung – DELA), которая проходила с 1 по 23 октября этого же года в залах Берлинского выставочного центра в районе Витцлебен, многообещающим перспективам авиации было уделено самое пристальное внимание. В отдельном зале в творческой и практической форме были представлены интересные впечатления о воздушном транспорте будущего. Так, например, в этом зале среди прочего был представлены полноразмерные макеты «амфибии выходного дня» и «воздушного автомобиля». С другой стороны, на выставочных стендах известных авиастроительных компаний были представлены макеты весьма перспективных и инновационных конструкции различных самолетов. Среди них был необычайно изящный низкоплан, который компания Messerschmitt-Flugzeugbau GmbH, Аугсбург, продемонстрировала на самом краю своего выставочного стенда. Общий экономический кризис и здесь не прошел бесследно, поскольку за названием аугубургской компании скрывалось не что иное, как отделившееся и значительно сократившееся в численности конструкторское бюро авиастроительной компании Bayerischen Flugzeugwerke AG (BFW), в отношении которой с июня 1931 года велась процедура банкротства. Вилли Мессершмитт успешно вышел из этой неловкой ситуации, возродив свою собственную старую компанию, которая несмотря на слияние с BFW, благоразумно не была ликвидирована.
M 29 в качестве основы
Сохранение своей первоначальной компании позволило Вилли Мессершмитту относительно спокойно продолжить свою работу, которая в предыдущие годы характеризовалась не в последнюю очередь созданием самых современных на тот момент спортивных самолетов и самолетов для участия в различных соревнованиях. Самым коммерчески успешным был спортивный самолет BFW M 23, который изготавливался в больших количествах не в последнюю очередь благодаря победам, одержанным в 1929 и 1930 годах в престижных Европейских авиационных гонках по замкнутому маршруту (Europa-Rundflüg). Также M 23 послужил основой при создании ряда более совершенных машин, среди которых стоит отметить Messerschmitt M 29, который был столь же облагорожен в аэродинамическом отношении, сколь и усовершенствован в техническом отношении. В стремлении к успеху и, разумеется, с изрядной долей личных амбиций M 29 был разработан для участия в авиагонках Europa-Rundflüg 1932 года. Будучи современным и относительно сложным с технической точки зрения самолетом с впечатляющими летными характеристиками, M 29 обладал рядом интересных конструктивных особенностей, среди которых следует отметить свободнонесущие крыло и основные стойки шасси, а также подкосное горизонтальное оперение, представлявшее собой цельноповоротный руль высоты. Однако, несмотря на обширные систематические летные испытания, 8 и 9 августа 1932 года произошли серьезные аварии со смертельным исходом для участвовавших в них пилотов. Хотя точные причины крушений так и не были установлены, наиболее вероятной являлись вибрации в районе руля высоты. Обе аварии вскоре привели к запрету M 29 участвовать в авиагонках, в которых этому самолету многие уже заранее предрекали безоговорочную победу. Несмотря на несчастье, которое преследовало эту «суперптицу», конструктивные особенности привлекли большое внимание экспертов, а ведущая роль M 29 в планировании будущих скоростных самолётов считается неоспоримой. Поэтому вполне вероятно, что проектируемый самолет, модель которого была представлена Вилли Мессершмиттом на выставке DELA, в значительной степени основывался на опыте создания M 29. На это. В первую очередь, указывает, крыло с большим относительным удлинением, которое явно восходит к ранее созданной машине.
Таинственный проект
К сожалению, до сих пор не удалось выяснить, почему и на каком конкретном фоне был разработан этот проект, получивший внутрифирменное обозначение P 1012. Исходя из общей концепции самолета, можно с уверенностью предположить, что только Вилли Мессершмитт мог лично стоять за данным проектом. Также можно предположить, что работы по данному проекту велись в 1932 году. В отличие от проекта антиподного самолета M 34 Antipodenflugzeug, который представлял собой предварительную проектную проработку, проект P 1012 представлял собой в значительной степени реалистичную конструкцию. Однако воплощение P 1012 в металле, по-видимому, никогда не рассматривалось всерьез. Это лучше всего объясняет, почему проекту, по всей видимости, так и не был присвоена литера M.
По-видимому, никаких субсидий на разработку этого самолета также не предполагалось в отличие от почтового самолета BFW M 28, который был разработан двумя годами ранее. Однако, поскольку в немецкой авиастроительной промышленности хорошо понимали, что на горизонте отчетливо вырисовывалась серьезная потребность в скоростных самолетах и скоростных почтовых самолетах, то Вилли Мессершмитт, возможно, хотел зарекомендовать себя на данном поприще, проведя соответствующую предварительную работу. В связи с описанной выше экономической ситуацией, такая презентация, несомненно, должна была быть осуществлена в самые кратчайшие сроки. Следует сказать, что немецкая пресса, специализирующаяся в области авиации, восприняла проект P 1012 довольно спокойно, в то время как зарубежные профильные средства массовой информации сразу же предположили военное назначение данного проекта. В их глазах P 1012 был ничем иным как проектом скоростного самолета-разведчика. Однако до сих пор нет никаких доказательств правильности данного предположения – более того, на начало 1930-х годов Вилли Мессершмитт не участвовал в работах, связанных с военными.
Максимальная скорость 425 км/ч
К сожалению, заводские данные, касающиеся размеров и расчетных летных характеристик проекта P 1012, отсутствуют. Поэтому приходится полагаться лишь на то немногое, что можно было прочитать в немецкой специализированной прессе того времени. Так, например, Вилли Мессершмитт заявил, что расчетная максимальная скорость самолёта – при том, что по его словам расчеты были очень консервативными, – составляет 425 км/ч, что в те годы было невероятным показателем. Однако в публикациях того времени ничего не сказано о необходимой и выбранной для самолета силовой установке. Согласно публикациям прессы, предполагались только
«современные двигатели, улучшенные по форме и размерам».
Несмотря на свою превосходную аэродинамику, которая, очевидно, также включала убирающиеся основные стойки шасси, этот двухместный самолет с низкорасположенным крылом должен был получить рядный двигатель мощностью 1000 л.с. (792 кВт). В то время двигатели такой мощности были малодоступны для гражданских «повседневных» целей, и разработка «невоенных» вариантов только начиналась. Однако, как известно, подобные проблемы – особенно в мирное время – никогда не представляли серьезного препятствия для проектирования увлеченного авиаконструктора.
Расчетная посадочная скорость проекта P 1012 составляла менее 100 км/ч, и поэтому запланированное использование предкрылков и посадочных щитков для обеспечения необходимой подъемной силы можно считать безопасным. Оригинальная фотография выставочной модели, единственная известная на сегодняшний день и действительно пригодная для использования оригинальная, таких тонкостей не раскрывает, но это в конечном счете ничего не значит. Реконструкция модели, проведенная более 25 лет назад под руководством, к сожалению, уже покойного историка авиации Ганса Юстуса Мейера, предполагала размах крыла проекта P 1012 должен был составлять 15 метров. Предполагалось, что три модели, представленные на выставке DELA и включавшие в свой состав модель почтового самолета BFW M 28, были выполнены в едином масштабе.
Первый камень в основание Bf 109?
В отличие от компании Messerschmitt компания Junkers с инновационными Ju 60 и Ju 160 и компания Heinkel с еще более инновационным He 70 действительно смогли разработать первые в Германии коммерческие высокоскоростные самолеты – со всеми вытекающими ограничениями. В то время в Аугсбурге (пока) не было возможности заработать на разработке самолетов такого типа, но взамен этому можно было без каких-либо ограничений посвятить себя теме высокоскоростных полетов. Эту свободу Вилли Мессершмитт в полной мере использовал при разработке проекта P 1012. Он не только пошел значительно дальше, чем инженеры компаний Junkers и Heinkel, но и почти наверняка заложил фундамент для своих более поздних успешных самолетов – Bf 108 и Bf 109. Общим для обоих самолетов, запущенных в массовое производство и выпускавшихся в течение нескольких лет, было то, что они, как и P 1012 уникальным для того времени образом сочетали в себе максимально эффективную аэродинамическую схему со всеми самыми современными на тот момент особенностями авиастроения. В результате характеристики Bf 108 и Bf 109 стали стандартом во всем мире.
Автор статьи выражает благодарность EADS Corporate Heritage OTN и DEHLA за щедрое предоставление материалов и фотографий, а также г-на Ганса Йоахима Эберта (Hans Joachim Ebert).
Источники
- Ebert, HJ.; Kaiser, J.B.; Peters, K.: Willy Messerschmitt — Pionier des Leichtbaus und der Luftfahrt. Die Deutsche Luftfahrt Band 17, S. 82ff. Bernard & Graefe Verlag 1992.
- Meier, H. J.: Ultraschnelles BFW-Postflugzeug. In: Luftfahrt International 11/80, S. 472ff. Verlag E.S. Mittler & Sohn 1980.
- Flugsport JG 1932, S. 385ff.
- Luftwacht JG 1932, S. 478
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проект сверхскоростного почтового самолета компании Bayerische Flugzeugwerke. Германия
Проект сверхскоростного почтового самолета компании Bayerische Flugzeugwerke. Германия
источник: Wolfgang Mühlbauer «Messerschmitts Zukunftsbote. Schnellpostflugzeug BFW P 1012» «Flugzueg Classic» 2007-05, Seiten 72-74
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-vestnik-buduschego-ot-villi-messershmitta-proekt-skorostnogo