1

Приветствую, коллеги. В качестве дебюта на вашей площадке позвольте выложить альтернативную развилку, посвященную Индустриализации в СССР. Из РИ мы помним, как долго и мучительно развивались новые промышленные центры в СССР. Сколько времени было потеряно при этом и как этого времени не хватило к моменту вызовов ВМВ, когда мы везде не успевали чуть-чуть.

Идея простая – в 1927, на момент начала Индустриализации, руководство СССР принимает решение не распылять промышленные мощности по стране, а сосредоточить большую часть вновь создаваемой высокотехнологичной промышленности в одном промышленном мегакластере – Сталинграде. Пример подобного решения перед глазами есть – американский Детройт, где сосредоточен почти весь автопром страны. Учитывая, что большинство вновь создаваемых предприятий планируется и закупается в США, вероятность копирования американской модели вполне вероятна. Дискуссия о том, какие стройки страны должны стать локомотивами Индустриализации, в то время велись, и проект канала Волго-Дон с соответствующим развитием окружающих территорий был главным конкурентом Днепрогэса. 

Весь автопром в Сталинград - Детройт по-советски

 

Итак, что размещаем в Большом Сталинграде:

1. Весь автопром, то есть реальные ГАЗ, ЗИС, ЯАЗ и прочие мелкие предприятия сразу строятся в Сталинграде.  Соответственно несостоявшиеся автогиганты в Москве, Горьком и Ярославле остаются в виде авторемонтных заводов.

2. Все тракторостроительные заводы, СТЗ, ХТЗ и ЧТЗ становятся одним большим СТЗ.

3.  Нефтеперерабатывающие заводы. Тянем нефтепровод из Баку и Грозного, стройка на те годы вполне реальная и раньше реала начинаем активно осваивать нефтяные месторождения Поволжья.

4. Вторичная металлургия. Куча мартеновских печей на мазуте с НПЗ и металле Донбасса и Урала.

5. Машиностроение. Клон Ижорского завода обязательно. Именно его не хватает, чтобы из тракторного завода сделать полноценный танковый.

6. Артиллерийские заводы, благо задел в виде Баррикад есть.

7. Авиапром. Аллюминий с Донбасса, Тихвина, Урала с опережающим развитием последнего.

8. Моторостроение.

9. Изрядную часть судостроения.

10. Оборудование для нефтедобычи и нефтепереработки.

11. Сх машиностроение.

12. Объекты энергеники. Две низконапорные ГЭС на Дону и Волге (последняя поскромнее реала, на уровне Днепрогэс по мощности). Впоследствии на Волге каскад "серийных" низконапорных ГЭС. ТЭС на мазуте и угле. Волжская ГЭС – мост на левый берег Волги.

13. Канал Волга-Дон раньше реала.

14. Крупный жд узел.

15. Гидро и теплоэнергостроительные заводы.

 

Почему именно Сталинград?

1.  Старые промцентры на севере страны оторваны от сырья, перенос промышленности на юг и восток назрел. В этом плане Сталинград разумный компромисс между строить в Питере и строить в чистом поле в Сибири. Находится на границе освоенных территорий с хорошей транспостной доступностью (жд сеть не в счет, развить не проблема). Имеет неплохой промышленный задел.

2. Речные пути по Волге и Дону.

3. Металл и уголь Донбасса и Урала.

4. Нефть Баку, Грозного и Поволжья. Возможность доставки речным, жд и трубопроводным транспортом.

5. Стройматериалы. Южный цемент – сразу строим гигантский цементный завод в Новороссийске, лес, песок по Волге, камень Урал, Кавказ.

6. Близость к продовольствию: Кубань, Украина, Кавказ, Средняя Азия на речных маршрутах, рыбные ресурсы Волги и Каспия.

7. Пресная вода, вроде мелочь, а к растущей Москве пришлось канал тянуть.

8. За Волгой на тысячи километров начинаются целинные земли, на которых я хочу провести альтернативную коллективизацию.

9. Простор для строек между Волгой и Доном. Возможность строить с нуля, не снося перед этим полгорода, как в случае с Москвой.

10. Сталинград – глубокий тыл, защищенный естественными противотанковыми рвами.

"Дубль" Сталинграда строим в Новосибирске, даже без попаданческих знаний о западносибирской нефти место шикарное. Москва, Ленинград остаются крупнейшими научно-исследовательским центрами и кузницей кадров, но развитие промышленности там не форсируем, Ленинград и Николаев центры морского судостроя. В остальных городах промгиганты строим только привязанные к сырью.

 Теперь пожалуй самый главный вопрос, нафига или что мы с этого имеем?

1. Более быстрый ввод предприятий в строй. Когда строители, закончив завод намер раз, не грузятся в вагоны и не разбивают палатки на новом месте и начинают налаживать логистику с нуля, а тут же приступают к строительству аналогичного завода, цена последнего падает, а скорость возведения значительно растет. Тем более, если речь идет не о новом заводе, а новых цехах, сразу вступающих в строй. Уже одно это окупит проект с лихвой.

2. Крупные предприятия, расположенные в больших промышленно развитых городах, более эффективны. Достаточно вспомнить эпопею с производством КВ на ЧТЗ до эвакуации ленинградских предприятий. Или стоимость крейсеров серии 26 бис на Дальнем Востоке, оказавшихся чуть ли не вдвое дороже ленинградских.

3. Вместо переноса старого производства на предприятия-дублеры и освоение нового с нуля строим новые цеха и двигаем кадры.

4. Получаем мощное промышленное лобби, ограничивающее военных в их зачастую неразумных хотелках. Ставка на технологичное оружие.

5. Хорошо отодвигаем промышленность от границы. В РИ разбросанные новые промцентры не всегда являлись достойной заменой старых. Ситуацию исправила лишь тотальная эвакуация в годы ВОВ.

6. Сконцентрированный промышленный кластер легче оборонять. В РИ СССР мог обеспечить достойное ПВО только Москвы и Ленинграда (Баку не проверяли), тот же Горький был практически беззащитен. Сталинград почти разрушили, а стоящие много ближе Москва и Ленинград устояли.

 

Коллеги, при попытке закинуть тему на ФАИ я столкнулся с рядом странных вопросов и возражений, на которые не хотелось бы отвечать, типа:

1.  Как прокормить миллионный город, находящийся радом с главными житницами страны?

2. Зачем строить, если мы знаем, что в 1942 немцы все захватят и разрушат?

3. Если собрать всю промышленность вместе, англичане из Ирана все разбомбят.

4. В СССР было три города, полноценно защищенных ПВО, на четвертый никак, даже если там почти вся военная промышленность.

5. К Сталинграду ведет мало жд дорог, что делать?

6. В Сталинграде не хватит жилья на столько рабочих, как быть?

7. Как привлечь рабочих на стройки?

И тд. Я думаю, на эти вопросы ответы достаточно очевидны.)

Остальные возражения послушаю с интересом. С уважением, Chessplayer.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

189 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account