Вертолётная «санта-барбара»: как европейцы единый ударный вертолет делали
Данный материал выкладывается на сайт из блога коллеги youroker-а на сайте warhead.su.
Содержание:
Военное сотрудничество между странами лишь на первый взгляд кажется отличной идеей. Можно объединить усилия, разделить расходы, куда проще наладить снабжение… Но в реальности попытки сделать что-то единое заканчиваются ничем или серьёзно затягивают процесс. Так было с разработкой единого европейского ударного вертолёта, которая затянулась более чем на 30 лет.
Первые попытки
Эта история началась в 1967 году. Уже второй год как американцы влезли во Вьетнам и активно применяли там свои вертолёты. Особенно хорошо себя показал многоцелевой UH-1. Достаточно простая, живучая машина, способная эффективно решать целый ворох задач — от перевозки груза и десанта до прикрытия войск с воздуха.
Неудивительно, что многие страны мира, особенно передовые, задумались о создании чего-то похожего. В числе заинтересовавшихся были Англия с Францией, которые в 1967 году решили объединить усилия в вертолётостроении. Одним из совместных проектов стал вертолёт WG.13 — будущий Lynx, во многом напоминающий американский UH-1.
Кроме моды на многоцелевые машины Вьетнам сделал популярной идею специализированного ударного вертолёта сопровождения. Думали о нём, конечно, и до этой войны, но именно она показала, что даже вооружённые UH-1 всё же не так хороши в ударной роли, как того хотелось бы. Поскольку нужен был такой винтокрыл уже вчера, американские военные, уже финансировавшие долгие работы над проектом ударного AAFSS (будущий АН-56 Сheyenne), сфокусировались на временном решении. Им и стал ударный вертолёт AH-1 HueyCobra, сделанный на базе UH-1. Машине даже не потрудились придумать нормальное название в честь какого-то индейского племени, как уже было принято.
Примеру американцев последовали и в других странах. Идея убить двух зайцев одним выстрелом — создать и многоцелевой вертолёт, и унифицированный с ним ударный — была крайне привлекательна.
Не прошла эта мода и мимо англо-французского тандема — на основе WG.13 самое то было создать боевой вертолёт. Проект разработали, но он не устроил военных по обе стороны пролива. Англичане считали, что им вполне хватит и вооружённой версии будущего WG.13. Французы же не очень хотели упустить возможную прибыль от ударной версии машины (а WG.13 на 70% был британским проектом), да и в целом мечтали о более серьёзной вертушке. Выпустив синицу из рук, военные договорились, что в будущем будут снова обсуждать облик ударного вертолёта.
Немцы вступают в игру
Французы и англичане по отдельности потихоньку продолжали общие работы над своим проектом, без особых перспектив. У военных обеих стран хватало денег на закупку только универсальных вертолётов, а не специализированных машин. Но тут на поле вышел ещё один игрок.
ФРГ также не могла пройти мимо разработки ударного вертолёта. Немцы собирались создать целых два типа машин. Первая — РАН (от Panzerabwehrhubschrauber — противотанковый вертолёт) — была максимально лёгкой машиной, вооружённой исключительно ПТУР, дешёвый и массовый летающий охотник на танки. Вторая — ВВН (Bewaffneter Begleithubschrauber — вертолёт сопровождения) — уже полноценная боевая машина, схожая с американским AH-56, с той же задачей по сопровождению и прикрытию во время высадки десантных вертолётов.
В качестве РАН было решено строить модифицированный вертолёт Bo-105, уже стоящий на вооружении немецкой армии, а вот ВВН стали разрабатывать с нуля.
Говорят, что похожие задачи рождают схожие решения. Может, это и так (а может, немцы просто решили особо не умничать), потому как проект ВВН от Messerschmitt-Bölkow-Blohm (сокращённо МВВ), представленный в 1969 году, очень уж напоминал американский Сheyenne. И сгубил его также денежный вопрос. ФРГ, стоящая на передовой против бесконечных танковых орд с востока, была заинтересована в массовом вертолёте. ВВН же был достаточно дорог. Тогда, особо не рефлексируя, программу закрыли, а на основе РАН решили сделать полноценный ударник.
Последующие несколько лет немецкие военные исследовали опыт применения АН-1 во Вьетнаме и даже рассматривали вопрос о покупке пробной партии. Проводились учения с вертолётами, где изучались различные тактики их применения. Наконец к 1973 году набор требований по доработке РАН выдали инженерам МВВ. От них требовали установить броню, пушечное вооружение во вращающейся турели и уменьшить лобовую проекцию вертолёта. Новый проект Во-115 следовал традициям АН-1 и был переделкой Во-105 в полноценный ударный вертолёт. Такой же суженный фюзеляж с продольным размещением экипажа, отказ от десантного отсека. Разве что турели установили не в носу, а под центром тяжести вертолёта. Немецкие военные непременно хотели пушку, а не пулемёт — а изначальный Во-105 был машиной лёгкой и отдачу терпел плохо.
В целом у немцев получился вполне современный и неплохой вертолётик. Более того, проект вызвал серьёзный интерес у ещё одной европейской страны — Италии. Их военные уже задумывались о своих ударных машинах, да и экспортный потенциал был просто отличный. Неудивительно, что фирма Agusta была готова поучаствовать в производстве Во‑115.
И казалось бы, всё хорошо, но тут немцы решили, что как-то всё недемократично выходит.
Ведь получается, что контракт просто взяли и отдали МВВ, без честной конкуренции. Работы над Во-115 свернули и объявили о старте программы РАН-2 — ударного/противотанкового вертолёта нового поколения. Из требований убрали необходимость установки пушки — немцы считали её бесполезной на вертолётах, — возросли требования к скорости, при этом хотели и снижения цены проекта.
МВВ и Agusta продолжили совместные работы. При этом каждая из фирм работала над своей версией вертолёта, а в будущем предполагалось устроить внутренний конкурс между ними. Немцы трудились над совершенствованием своего Во-115, по сути заменяя детали с Во-105 на оригинальные и более совершенные. Итальянцы делали чуть более тяжёлую машину оригинальной конструкции. При этом многие решения перетекали из одного проекта в другой. Так, немцы заимствовали для своего проекта итальянскую конструкцию кабины. Неудивительно, что оба проекта были очень похожи друг на друга.
Появились, конечно же, и конкуренты. Немецко-голландская фирма VFW Fokker решила объединить усилия с англичанами из Westland (которые с момента разрыва с французами продолжали неспешные работы над своим ударным вертолётом). Новый проект под названием Р277 разрабатывался на основе вертолёта Lynx, но под немецкие требования. Считалось, что впоследствии такая машина может вызвать интерес у военных Англии и Франции, имеющих на вооружении исходный Lynx. В 1977 году проект был представлен немцам.
От варианта МВВ и Agusta ударник Р277 отличали больший вес, больший выбор вооружения — и, как следствие, бо́льшая цена. Это и сгубило проект. Немцы по-прежнему хотели дешёвый и массовый вертолёт и не были готовы платить много. Кроме того, если проект от МВВ и Agusta гарантированно должен был закупаться ещё и итальянскими военными, то проект VFW Fokker и Westland ни на своей родине в Англии, ни у французов интереса не вызвал.
Интриги, предательства и два вертолёта
И казалось бы, снова всё хорошо, вот-вот должна начаться постройка первого прототипа европейского вертолёта — но в 1978 году пути МВВ и Agusta разошлись. Причин было несколько. Не сошлись немцы и итальянцы и в проценте в производстве будущих машин, и в некоторых технических вопросах. Но главным основанием стало обращение французов к ФРГ с предложением совместной работы над ударником. С обязательным участием фирмы Aérospatiale. Французы были куда более привлекательным союзником, чем какие-то итальяшки, — и от последних без особых сожалений отказались.
Вновь стартовавшие работы осложнялись тем, что немецкие и французские военные хотели достаточно разные машины. Немцам был нужен лёгкий противотанковый вертолёт, без брони, пушки, блоков НАР. ПТУР и СУО — и ничего более. Французам же нужна была универсальная вертушка, более похожая на обычный ударный вертолёт.
В итоге МВВ и Aérospatiale пытались усидеть сразу на двух стульях — по сути, разрабатывали целых три варианта вертолёта. Противотанковый для немцев, противотанковый и ударный — для французов. Объединяла тандем лишь идея, что главная защита ударного вертолёта не броня, а малые размеры и скорость.
Оставленная за бортом Agusta сдаваться не собиралась. Вот только денег на единоличную разработку ударного вертолёта у итальянского правительства не имелось — нужны были союзники.
А где их искать, как не среди других неудачников программы РАН‑2?
В 1980 году удалось достичь соглашение с Westland и VFW Fokker о сотрудничестве в разработке нового ударника. Более того, в Британии наконец поняли, что обойтись только вооружёнными версиями Lynx не выйдет и нужен специализированный ударный вертолёт. Не отставали и Нидерланды, которые также собирались закупить себе подобные машины.
Формально общие работы были согласованы только в 1986 году, когда было подписано соглашение о создании европейского вертолёта Tonal. Но на деле работы велись с 1980 года, и требования на вертолёт писали прямо под уже существующий проект Agusta, Westland и VFW Fokker.
Пока у итальянцев и компании, казалось бы, дела шли в гору, франко-немецкое сотрудничество забуксовало. Необходимость удовлетворять противоречивые требования военных не могла не сказаться на цене вертолёта — она неумолимо росла. А над всеми европейскими фирмами нависал очень страшный и опасный враг — США.
Американцы, конечно же, считали, что лучший европейский единый вертолёт — это вертолёт, спроектированный в США и стоящий на вооружении Армии США.
Американские фирмы постоянно выдвигали свои «завлекательные» предложения: «Не мучайтесь, купите у нас модернизированный под вас АН-1». В 1985 году уже предложили купить новейший АН-64 Apache. И вдруг оказалось, что он стоит примерно как единый вертолёт (уже получивший обозначение Tiger). Да, американец совсем не подходит под требования военных, но его могут начать поставлять уже завтра, а вот когда доведут до ума родной проект, неизвестно.
В 1987 году правительство ФРГ приняло решение выйти из программы Tiger и начать изучение вопроса адаптации АН-64 под требования немецких военных. И вроде бы на этом должен был прийти конец истории франко-немецкого вертолёта. Но ситуацию спасли гордые французы, у которых не было ни малейшего желания покупать что-то американское. Они не только объявили о продолжении работ, но и дипломатически надавили на немцев. Те, тоже понимая, что погорячились, решили дать программе второй шанс. Так, до 1989 года шли переговоры с целью унификации требований к вертолёту и неспешно продолжалась постройка первого прототипа.
Программа Tonal таких же проблем, как Tiger, не имела. Все три страны хотели примерно одинаковую машину, да и требования была написаны уже под проектируемый вертолёт, что упрощало процесс. С 1983 года летали первые прототипы под обозначением А129, сделанные ещё только под итальянские требования. Постройка первого образца самого Tonal была уже не за горами. Но с 1988 года англичане объявили, что для них программа будет запасной, а главной задачей они видят создание ударного «стелс»-вертолёта собственной разработки. Денег на постройку прототипа Tonal так и не появилось, и в 1990 году программу окончательно закрыли.
Развал СССР серьёзно ударил по обоим «единым европейским вертолётам». Программа Tiger снова оказалась на грани закрытия. Спасло её то, что разрабатывающие машину компании постепенно слились в одну. С 1992 года вместо союза МВВ и Aérospatiale винтокрыл делала единая фирма Eurocopter. Это и позволило довести проект до серии, хотя из-за минимального финансирования первые серийные Tiger (прототип которого полетел ещё в 1991 году) встали на вооружение только в 2003 году.
Agusta довела до ума упрощённую версию своего ударного вертолёта А129 в 1990 году, его удалось продать своей же армии в количестве всего лишь 60 штук. В 1995 году фирма вновь попытала счастья на английских берегах, приняв участие в новом конкурсе на создание английского ударника (создать свой «стелс» британцам, конечно же, не удалось). Выдержать конкуренцию с новейшей версией американского Apache АН-64D не получилось.
Так и закончилась долгая история создания единого европейского ударного вертолёта. Из-за постоянных согласований, разрывов союзов и новых согласований разработка затянулась на долгие три десятилетия. К моменту, когда А129 и Tiger довели до ума, особая необходимость в них пропала, а экспортные рынки в общей массе были освоены американцами. Сейчас постепенно приходит время для нового поколения машин, и возможно, мы ещё увидим повторение истории о едином европейском вертолёте.