VeriJet – будущий основной вертолёт американской армии
Содержание:
Предисловие
Конкурс на новые вертолёты для армии США – Future Vertical Lift в самом разгаре. Но до недавнего времени казалось, что победитель в номинации лёгких вертолётов уже определён, и это Сикорский S-97 Raider. По крайней мере, сама знаменитая вертолётостроительная американская компания, в этом была уверена на все 100%, и представила свою машину, в 2014 году, как будущий вертолёт армии США.
Однако время шло, со времени презентации прошло уже 5 лет, но машину Сикорского так на вооружение и не приняли.
Что там не устраивает американских военных не понятно, но можно предположить, что максимальная скорость машины в 444 км/ч, не совсем то, что требуется американским военным, тем более, что в этом году появился амбициозный конкурент машины Сикорского, который по заявлению разработчиков сможет развивать почти на 200 км/час больше, где-то 640 км/час. Этим конкурентом является VertiJet и всё что известно о нём, мы рассмотрим ниже.
История разработки
VertiJet это совместная разработка двух компаний Skyworks Global и Scaled Composites. Название их, безусловно, революционной конструкции, было взято у машины ещё 50-х годов прошлого века – Ryan X-13 Vertijet.
Правда, как можно увидеть, кроме названия, общие черты у машин заканчиваются. X-13 это самолёт с вертикальным взлётом и посадкой, а вот Vertijet это полноценный вертолёт. Хотя, скорее, конструкция, по своим принципам, ближе к автожиру. Но это моё личное мнение, разработчики об отношении их машины к автожирам нигде не заявляют.
В основе проекта лежат наработки «Скайуоркс Глобал» в области летательных аппаратов-винтокрылов. Компания уже создала и поставила в производство несколько подобных образцов и теперь продолжает развитие этого направления. Несколько лет назад компания начала сотрудничать с агентством DARPA, в результате чего появился концепт аппарата Heliplane. Именно он станет основой для VertiJet.
Зачем Скайуорксу компаньоны в виде Scaled, мне лично не понятно. Однако разработчики утверждают, что специалисты этой компании займутся объединением наработок обеих компаний, и именно они будут доводить машину до ума.
Что касается компании Скайлед, то она прославилась разработкой самолёта для системы воздушного старта Stratolaunch. Как можно увидеть эта разработка не имеет ни чего общего, ни с вертолетами, ни с автожирами.
Особенности конструкции
Как уже упоминалось выше, в основу легла автожирная конструкция. То есть вертикальный взлёт и посадка осуществляется при помощи верхнего винта большого диаметра. А вот добиться высокой скорости горизонтального полёта помогаю две конструкционные особенности.
Прежде всего, это небольшие крылья, создающие подъёмную силу. Но главной особенностью машины являются направленные назад сопла турбореактивных двигателей, которые на ней играют роль толкающего винта.
По расчётам разработчиков будущая машина должна будет иметь следующие характеристики:
- Максимальная скорость – 640 км/ч;
- Грузоподъёмность – 454 кг;
- Дальность полета – 1600 км.
Других подробностей о будущей машине пока нет.
Вооружение планируется подвешивать на несущих плоскостях. Их большая плоскость даёт большую свободу в выборе разнообразного вооружения и иного оборудования.
Судьба разработки
Говорить о том, что данная машина потеснила S-97 Raider ещё рано. Ведь если машина Сикорского уже давно и успешно летает, то у Вериджета есть только эскизы. Вот когда появится летающий образец, можно будет оценить соответствия заявленных характеристик и реальных.
Но понятно одно у Вериджета однозначно есть шанс, и появление этого проекта однозначно затормозило принятие на вооружение вертолёта Сикорского.