Верфи Российской империи, часть IV. Нева (Russia Pragmatica II)
Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Продолжаю публиковать свой мини-цикл статей по АИ-судостроению Российской империи в мире Russia Pragmatica II, и сегодня речь пойдет о производственных мощностях на Неве и в Петрограде.
Содержание:
Охтинская верфь (Петроград, 1721)
Верфь основана при Петре Великом, является одним из старейших судостроительных предприятий России. В 1781 году продана частному владельцу под особые условия ее поддержания и развития. До этого момента выполняла исключительно военные заказы, после – и военные, и гражданские. Верфь понемногу расширялась и модернизировалась, пока в 1854 году она не была кардинально модернизирована – был вырыт новый 100-метровый сухой док, а также построены три 90-метровых эллинга. В 1880 году эллинги были увеличены до 120 метров, а сухой док – до 132. После этого проводились лишь улучшения оборудования, кардинальные перепланировки постоянно отклонялись, даже после пожаров, уничтоживших старые деревянные строения. В 1970-х годах шла речь об упразднении верфи из-за расширения города и строительства новых набережных, но ввиду высокой ее значимости и архитектурной ценности (на ее территории сохранились здания времен основания) было решено сохранить предприятие на старом месте. Верфь сохранилась по сей день, выполняет военные и гражданские заказы, считается одним из самых надежных предприятий отрасли на Неве.
- 1854 – 3 90-метровых эллинга, 1 100-метровый сухой док
- 1880 – 3 120-метровых эллинга, 1 132-метровый сухой док
Петроградская верфь (Петроград, 1762)
В 1762 году возникла потребность перенести Партикулярную верфь, строившую на Неве торговые суда, куда-то в другое место. Поначалу планировалось разместить новое предприятие на Выборгской стороне, но пришедший ко власти император Петр III вмешался в это дело и отдал под новую верфь большой участок земли на западной оконечности Петровского острова, заодно полностью передав верфь в руки частников. Те переименовали предприятие сначала в Судовой двор, а в 1788 – в Петроградскую верфь. На протяжении всего своего существования она строила одни лишь торговые суда, и к выполнению заказов не привлекалась. Часто модернизировалась и перестраивалась, последняя крупная модернизация прошла в 1950 году, когда из производственных площадок на верфи остались лишь два 220-метровых эллинга и 200-метровый сухой док.
- 1950 – 2 220-метровых эллинга, 1 200-метровый сухой док
Кронштадтское адмиралтейство (Кронштадт, 1780)
Кронштадтское адмиралтейство было официально создано в 1780 году, хотя некоторые производственные мощности существовали здесь и раньше. По решению великого князя Михаила Алексеевича было решено создать в Кронштадте не просто ремонтную базу, а централизованное адмиралтейство, ответственное за ремонт и обслуживание судов Балтийского флота. С этого момента Кронштадт приобретает особую специализацию и свой путь развития. Его ремонтные мощности развивались следующим образом:
- Петровский док, 1752. Строился несколько десятилетий и с великим трудом, но результат того стоил – огромный док длиной около полукилометра мог вместить в себе до десятка линейных кораблей, что было особенно важно в условиях пресноводной «Маркизовой лужи» и отлично подходило для хранения кораблей, выведенных в резерв. Используется для этих целей до сих пор, в качестве ремонтных мощностей практически никогда не привлекался.
- Софиевский док, 1778. Построен при императоре Петре III, предназначался для ремонта и хранения судов Балтийского флота. Назван в честь дочери великого князя Михаила Алексеевича, которая родилась в день его торжественного открытия.
- Екатерининский док, 1780. «Брат-близнец» Софиевского дока, назван в честь императрицы Екатерины Браненбург-Байрейтской.
- Троицкий док, 1801. Назван в честь Святой Троицы, стал одним из главных доков-«хранилищ» на несколько десятилетий.
- Николаевский док, 1844. Назван в честь Святого Николая, покровителя всех моряков, имеет оригинальную конструкцию и большие размеры.
- Алексеевский док, 1914. Изначально планировался как док для обслуживания дредноутов, и проектировался «на вырост». Один из крупнейших казенных доков.
- Императорский док, 1960. Планировался под существующие авианосцы, крупнейший казенный сухой док Российской империи на Балтике.
Балтийский завод (Петроград, 1850)
Балтийский завод был основан частным акционерным обществом в 1840 году и изначально отвечал лишь за производство и ремонт паровозов для бурно развивающихся железных дорог России. Предприятие быстро развивалось, и в 1850 году выкупило участок берега на Неве для строительства малых паровых кораблей, для чего первоначально имелись всего 3 80-метровых стапеля. Уже к концу 1850-х годов судостроение стало приносить предприятию большую часть прибыли, и оно постепенно стало расширять свое производство. В 1864 году вместо 3 80-метровых стапелей были построены 3 малых 90-метровых и 2 больших 120-метровых эллинга. В 1888 году они были расширены до 120 и 180 метров соответственно, а в 1910 году последовала новая модернизация – вместо 3 120-метровых построили 2 150-метровых, а 180-метровые увеличили до 250 метров. Наконец, в 1958 году 150-метровые эллинги были снесены, и на их месте построили один большой 350-метровый. На протяжении всего своего существования Балтийский завод строил и продолжает строить как гражданские суда, так и военные корабли различных типов. Наличие большого 350-метрового эллинга с самым современным оборудованием позволяет ему строить крупнейшие корабли – авианосцы и супертанкеры. По качеству работ Балтийский завод остается достойным конкурентом Путиловских и Русско-Балтийских верфей.
- 1850 – 3 80-метровых эллинга
- 1864 – 2 120-метровых, 3 80-метровых эллинга
- 1888 – 2 180-метровых, 3 120-метровых эллинга
- 1910 – 2 250-метровых, 2 150-метровых эллинга
- 1958 – 1 350-метровый, 2 250-метровых эллинга
Адмиралтейские верфи (Петроград, 1852)
Адмиралтейские верфи были объединены в 1849 году из нескольких казенных предприятий, крупнейшими из которых были Галерный островок и Новое Адмиралтейство. План подобного объединения существовал еще с конца XVIII столетия, но лишь случай послужил поводом для окончательного утверждения плана в жизнь. Случаем этим стал большой пожар в 1849 году, когда на Новом Адмиралтействе разразился мощный пожар, из-за которого почти вся наличная инфраструктура выгорела, и строить предприятие предстояло фактически заново. Было решено перестроить его с нуля, а заодно объединить с прочими предприятиями аналогичной специализации на левом берегу Невы. К 1852 году были построены три первых эллинга на Ново-Адмиралтейском острове («Старые»), а в 1860 году были построены еще два эллинга на Галерном островке («Новые»). Все эллинги первоначально имели длину 90 метров. В 1872-1875 году все эллинги модернизированы, длина доведена до 120 метров. Новая модернизация прошла в 1890 году и затронула лишь Новые эллинги, так как Старые достигли предела расширения. Длинна двух Новых эллингов была доведена до 150 метров, а к 1908 году их расширили до 250 метров. Это оказалась последняя крупная модернизация Адмиралтейских верфей. На сегодняшний день Адмиралтейские верфи остаются крупнейшим российским казенным судостроительным предприятием в бассейне Балтийского моря.
- 1852 – 3 90-метровых эллинга
- 1860 – 5 90-метровых эллингов
- 1875 – 5 120-метровых эллингов
- 1890 – 2 150-метровых, 3 120-метровых эллинга
- 1908 – 2 250-метровых, 3 120-метровых эллинга
Невский завод (Петроград, 1857)
Невский завод был основан в 1844 году как паровозостроительный, и быстро добился бурного роста благодаря железнодорожному буму в России. В 1854 году было решено расширить его деятельность также на судостроение, благо завод располагался у Невы, но лишь в 1857 году были закончены первые эллинги. Первоначально их было 4, каждый длинной по 100 метров, но в 1889 году вместо них был построен один большой тройной эллинг, способный строить корабли длиной до 140 метров. В 1898 году к ним добавился также 130-метровый сухой док, но на этом расширение производственных мощностей закончилось – руководство Невского завода в дальнейшем не проявляло большого интереса для повышения размеров строящихся судов. Тем не менее, наличные верфи были постоянно загружены, и выполняли как военные, так и гражданские заказы на протяжении многих десятилетий.
- 1857 – 4 100-метровых эллинга
- 1889 – 1×3 140-метровый эллинг
- 1898 – 1×3 140-метровый эллинг, 1 130-метровый сухой док
Ижорская верфь (Петроград, 1895)
Ижорская верфь основана частными предпринимателями в 1895 году, и изначально планировалась как место для постройки легких сил для военного флота. Это обусловило ее некоторые особенности организации, а также наличие трех 110-метровых эллингов. Некоторое время верфь работала успешно, выполняя многочисленные военные заказы, но после окончания Первой мировой войны сокращение их вызвало кризис на самой верфи. В течении последующих лет она практически не развивалась, лишь во второй половине 1930-х годов она смогла оправиться от кризиса. В 1940 году предприятие сменило владельца и было кардинально перестроено под строительство дизельных подводных лодок. Подлодки строились в четырех эллингах и спускались на воду с помощью трансбордера и слипа. В дальнейшем к эллингам добавились также ремонтные стапели, а продукция верфи стала много разнообразнее, но специфика ее организации и размещения сохранились по сей день.
- 1895 – 3 110-метровых эллинга
- 1940 – 4 эллинга, трансбордер, спуск кораблей длиной до 100 метров, 3 ремонтных стапеля
Путиловская верфь (Петроград, 1900)
Основана как дочернее предприятие концерна «Путилов», который решил расширить свои судостроительные мощности в столице. Верфь изначально закладывалась как одна из крупнейших и важнейших в России, потому оснащалась по последнему слову техники, и обладала значительными производственными мощностями. В 1900 году был введен в строй тройной эллинг, а в 1906 он был расширен. В этом же году был введен один из крупнейших на тот момент в стране двойной 250-метровый эллинг, расширенный в 1934 году. К 1967 году также ввели в строй новый четверной эллинг с трансбордером и дополнительными ремонтными мощностями. Благодаря этому Путиловская верфь остается одним из самых крупных судостроительных заводов в Российской империи по сей день, выполняя как военные, так и гражданские заказы, и обладая самым современным оборудованием из доступного.
- 1900 – 1×3 140-метровый эллинг
- 1906 – 1×2 250-метровый, 1×3 180-метровый эллинг
- 1934 – 1×2 300-метровый, 1×3 180-метровый эллинги
- 1967 – 1×2 300-метровый, 1×3 180-метровый, 1х4 140-метровый эллинги, 1 160-метровый ремонтный эллинг и 1×2 170-метровый ремонтный стапель
Шлиссельбургская верфь (Шлиссельбург, 1913)
Верфь основана в качестве ремонтной базы для речного флота Российской империи в 1913 году, и изначально обладала лишь ремонтными стапелями длиной до 120 метров. Лишь в 1939 году она была модернизирована, получив два крытых эллинга и спуск на воду с помощью трансбордера и наклонного слипа. В течении войны предприятие выполняло в основном военные заказы, но после нее перешло на строительство средних морских танкеров, барж и речных судов. Несмотря на это, наличных мощностей вполне хватает для строительства океанских судов, впрочем, не самых больших размеров.
- 1939 – 1 двойной 160-метровый эллинг