Великий Князь Алексей Александрович и его флот Часть 9.5.2
Содержание:
Крейсера 1 ранга
Крейсера 1 ранга, по классификации от 1 февраля 1892 года, это корабли водоизмещением 6-7 тысяч тонн, вооруженные 2-4 пушками калибра 203-мм и 8-12 пушками калибра 152-мм. Они должны были выполнять три основные задачи:
— дальняя разведка;
— крейсерские операции против вражеского судоходства;
— участие в эскадренном бою вместе с эскадренными броненосцами;
Наиболее близкими к этим требованиям оказались корабли типа «Память Азова». Именно наличие противоосколочного пояса по ватерлинии позволяло этим кораблям участвовать в эскадренном бою. На основе этих крейсеров было принято решение построить серию крейсеров нового типа. Еще одним прототипом был выбран крейсер «Светлана», постройки французской верфи в Гавре.
Фанатичная приверженность генерал-адмирала к защищенным крейсерам, сказалась на выборе концепции для проектирования крейсеров 1 ранга. Алексей Александрович видел этот класс кораблей как легкие броненосные крейсера, способные стоять в линии, именно благодаря своей защите. Поэтому бронепалубные корабли даже не рассматривались как перспективные, хотя такие проекты и не отвергали категорически. То есть появление проектов бронепалубных крейсеров в конкурсах допускалась, поскольку специалисты МТК надеялись увидеть более дешевый и выдающийся корабль. Из-за приверженности Великого Князя к броненосным кораблям, крейсера 1 ранга росли в габаритах и по водоизмещению от серии к серии и в конце концов стали обычными для других стран броненосными крейсерами. Следует уточнить, что сами броненосные крейсера росли вместе с кораблями 1 ранга и по водоизмещению обогнали эскадренные броненосцы. Историки, анализируя кораблестроение России в этот период, считают, что генерал-адмирал строил чисто линейный флот. А крейсера 1 ранга должны были стать наиболее универсальным и многочисленным классом кораблей.
Богини
По указанию управляющего Морским министерством адмирала Н.М. Чихачева, МТК 2 марта 1893 г. объявил конкурс на лучший проект стального океанского крейсера. Задание на конкурсное проектирование определяло водоизмещение не более 8000 т, скорость — не менее 19 узлов «при натуральной тяге, обыкновенном угле и обыкновенных кочегарах». Вооружение должно состоять из двух 203-мм и восьми 120 или 152-мм орудий, расположенных так, чтобы главный огонь был направлен в нос и в корму. Итоги конкурса были подведены в июне 1894 г. Первой премией в 2500 рублей удостоен проект младших помощников судостроителей И.Г. Бубнова и Л.Л. Коромальди (проект под девизом «Порт Дуэ»), второй степени — помощник судостроителя Г.Ф. Шлезингер (проект под девизом «Неуязвимый»), третьей — старший помощник судостроителя П.Ф. Вешкурцев (проект под девизом «Труд»). Но ни один из представленных проектов не мог, без некоторых изменений, «подлежать к немедленной постройке».
Таблица тактико-технических данных проектов крейсеров конкурса 1893-1894 годов:
Проект «Порт Дуэ» был пересмотрен в сторону увеличения мощности вооружения – 122-мм пушки заменены 152 миллиметровыми. Добавили два подводных торпедных аппарата. Пересмотрели схему бронирования – броневой пояс стал тоньше, но стал полным (на всю длину корпуса по ватерлинии). Прогон моделей в опытовом бассейне выявил несоответствие в заявленных мощностях для достижения 19 узловой скорости. В добавок ко всему, требования МТК изменились в сторону увеличения скорости до 22 узлов. Для достижения которой изменили силовую установку – она стала классической двухвальной. Для установки трех крупногабаритных машин места уже не хватало. Машины выполнили по типу крейсера «Светлана» — четырехцилиндровые, с двумя цилиндрами низкого давления. Цилиндры машин стальные – высокого давления. Рабочее давление цилиндра высокого давления – 17,2 атмосферы, максимальное 18 атмосфер. Изменили и обводы корпуса. Паропроизводительная установка включала 28 котлов системы Бельвиля. Котлы были размещены в шести кочегарках – по пять в концевых и по четыре в центральных.
В июле 1896 года крейсера I ранга «Паллада» и «Диана» были заложены на Галерном острове. В октябре и ноябре, того же года были заложены еще два корабля этого типа – «Аврора» и «Веста». Которые строились по слегка измененному проекту – котлы Бельвиля были заменены котлами Нормана. Что позволило несколько увеличить запас угля и соответственно дальность хода. В 1899 году изменили состав вооружения кораблей – всю малокалиберную артиллерию убрали, а на её место установили двенадцать 87-мм орудий. При вступлении в строй противоминная артиллерия была дополнена четырьмя автоматическими пушками АК25.
Крейсера типа «Диана» были введены в эксплуатацию в 1902-1903 годах. «Диана» и «Паллада» прибыли в Порт-Артур в конце 1902 года. А «Аврора» и «Веста», в составе эскадры контр-адмирала Вирениуса, в марте 1904 года. Все они принимали активное участие в боевых действиях. Крейсера типа «Диана» у моряков, в соответствии с полученными именами, получили звучное прозвище «богини». Корабли получились хорошо защищенными, с мощным вооружением и надежными механизмами.
Крейсер I ранга «Диана»: построен на Галерном острове в новом каменном эллинге. Начало работ на стапеле – июль 1896 года, спуск на воду – 30 сентября 1899 года, фактическое вступление в строй – сентябрь 1902 года. Водоизмещение нормальное – 7225 т, полное – 7498 т, длина по ватерлинии – 129,7 м, наибольшая – 132,75 м, ширина – 16,8 м, осадка – 6,9 м. Силовая установка: 28 котлов Бельвиля, две четырехцилиндровых машин тройного расширения мощностью – 16 600 л.с., максимальная скорость – 21,68 узла (при форсировании котлов до 18920 л.с.), дальность хода 4800 миль на 10 узлах, при полном запасе топлива – 1120 т. Бронирование (вертикальное бронирование – броня Крупп): пояс по ватерлинии – 2,4 м высотой с 1,22 м утончается к нижней кромке – 64,2% в центре 152/127 мм, в оконечностях – 102/76 мм, траверзы – 127 мм, верхний пояс 2,2 м высотой – 51 мм (64,2% в центре), траверзы верхнего пояса – 51 мм, дымоходы – 38 мм (2 межпалубных пространства), элеваторы боезапаса – 38 мм, боевая рубка – 152 мм (борт), – 51 мм (крыша), коммуникационная труба – 89 мм, защита кормовой и носовой групп 152-мм орудий на батарейной палубе – 38 мм, броневое прикрытие 87-мм орудий на батарейной палубе – 25 мм, щиты 203-мм орудий – 76 мм, щиты 152-мм орудий – 51 мм, карапасная палуба со скосами – 51 мм (плоская часть, броня хромоникелевая), на скосах – 63,5 мм (броня Круппа). Вооружение: 2×1×203/45, 8×1×152/45, 12×1×87/50, 4×1×25-мм автоматических пушки АК25, 2×1×7,62-мм пулемета М95, 2×1×63,5-мм десантных пушки, 3×1×381 мм торпедных аппарата (1 надводный, 2 подводных, 8 торпед), 35 якорных мин заграждения. Перегрузка – нет. Полная стоимость – 6,87 млн. инвест. руб.
Крейсер I ранга «Паллада»: построен на Галерном острове в новом большом эллинге. Начало работ на стапеле – июль 1896 года, спуск на воду – 14 августа 1899 года, фактическое вступление в строй – сентябрь 1902 года. Водоизмещение нормальное – 7225 т, полное – 7498 т, длина по ватерлинии – 129,7 м, наибольшая – 132,75 м, ширина – 16,8 м, осадка – 6,9 м. Силовая установка: 28 котлов Бельвиля, две четырехцилиндровых машин тройного расширения мощностью – 16 600 л.с., максимальная скорость – 21,68 узла (при форсировании котлов до 18960 л.с.), дальность хода 4800 миль на 10 узлах, при полном запасе топлива – 1120 т. Бронирование (вертикальное бронирование – броня Крупп): пояс по ватерлинии – 2,4 м высотой с 1,22 м утончается к нижней кромке – 64,2% в центре 152/127 мм, в оконечностях – 102/76 мм, траверзы – 127 мм, верхний пояс 2,2 м высотой – 51 мм (64,2% в центре), траверзы верхнего пояса – 51 мм, дымоходы – 38 мм (2 межпалубных пространства), элеваторы боезапаса – 38 мм, боевая рубка – 152 мм (борт), – 51 мм (крыша), коммуникационная труба – 89 мм, защита кормовой и носовой групп 152-мм орудий на батарейной палубе – 38 мм, броневое прикрытие 87-мм орудий на батарейной палубе – 25 мм, щиты 203-мм орудий – 76 мм, щиты 152-мм орудий – 51 мм, карапасная палуба со скосами – 51 мм (плоская часть, броня хромоникелевая), на скосах – 63,5 мм (броня Круппа). Вооружение: 2×1×203/45, 8×1×152/45, 12×1×87/50, 4×1×25-мм автоматических пушки АК25, 2×1×7,62-мм пулемета М95, 2×1×63,5-мм десантных пушки, 3×1×381 мм торпедных аппарата (1 надводный, 2 подводных, 8 торпед), 35 якорных мин заграждения. Перегрузка – нет. Полная стоимость – 6,86 млн. инвест. руб.
Крейсер I ранга «Аврора»: построен на Новом Адмиралтействе в большом деревянном эллинге. Начало работ на стапеле – 18 октября 1896 года, спуск на воду – 11 мая 1900 года, фактическое вступление в строй – 18 сентября 1903 года. Водоизмещение нормальное – 7225 т, полное – 7498 т, длина по ватерлинии – 129,7 м, наибольшая – 132,75 м, ширина – 16,8 м, осадка – 6,9 м. Силовая установка: 18 котлов Нормана, две четырехцилиндровых машин тройного расширения мощностью – 18 980 л.с., максимальная скорость – 22,47 узла (при форсировании котлов до 19880 л.с.), дальность хода 5200 миль на 10 узлах, при полном запасе топлива – 1350 т. Бронирование (вертикальное бронирование – броня Крупп): пояс по ватерлинии – 2,4 м высотой с 1,22 м утончается к нижней кромке – 64,2% в центре 152/127 мм, в оконечностях – 102/76 мм, траверзы – 127 мм, верхний пояс 2,2 м высотой – 51 мм (64,2% в центре), траверзы верхнего пояса – 51 мм, дымоходы – 38 мм (2 межпалубных пространства), элеваторы боезапаса – 38 мм, боевая рубка – 152 мм (борт), – 51 мм (крыша), коммуникационная труба – 89 мм, защита кормовой и носовой групп 152-мм орудий на батарейной палубе – 38 мм, броневое прикрытие 87-мм орудий на батарейной палубе – 25 мм, щиты 203-мм орудий – 76 мм, щиты 152-мм орудий – 51 мм, карапасная палуба со скосами – 51 мм (плоская часть, броня хромоникелевая), на скосах – 63,5 мм (броня Круппа). Вооружение: 2×1×203/45, 8×1×152/45, 12×1×87/50, 4×1×25-мм автоматических пушки АК25, 2×1×7,62-мм пулемета М95, 2×1×63,5-мм десантных пушки, 3×1×381 мм торпедных аппарата (1 надводный, 2 подводных, 8 торпед), 35 якорных мин заграждения. Перегрузка – нет. Полная стоимость – 6,38 млн. инвест. руб.
Крейсер I ранга «Веста»: построен на верфи Общества Путиловских заводов в большом крытом эллинге. Начало работ на стапеле – 1 ноября 1896 года, спуск на воду – 22 мрта 1900 года, фактическое вступление в строй – 8 июля 1903 года. Водоизмещение нормальное – 7225 т, полное – 7498 т, длина по ватерлинии – 129,7 м, наибольшая – 132,75 м, ширина – 16,8 м, осадка – 6,9 м. Силовая установка: 18 котлов Нормана, две четырехцилиндровых машин тройного расширения мощностью – 18 980 л.с., максимальная скорость – 22,47 узла (при форсировании котлов до 19878 л.с.), дальность хода 5100 миль на 10 узлах, при полном запасе топлива – 1250 т. Бронирование (вертикальное бронирование – броня Крупп): пояс по ватерлинии – 2,4 м высотой с 1,22 м утончается к нижней кромке – 64,2% в центре 152/127 мм, в оконечностях – 102/76 мм, траверзы – 127 мм, верхний пояс 2,2 м высотой – 51 мм (64,2% в центре), траверзы верхнего пояса – 51 мм, дымоходы – 38 мм (2 межпалубных пространства), элеваторы боезапаса – 38 мм, боевая рубка – 152 мм (борт), – 51 мм (крыша), коммуникационная труба – 89 мм, защита кормовой и носовой групп 152-мм орудий на батарейной палубе – 38 мм, броневое прикрытие 87-мм орудий на батарейной палубе – 25 мм, щиты 203-мм орудий – 76 мм, щиты 152-мм орудий – 51 мм, карапасная палуба со скосами – 51 мм (плоская часть, броня хромоникелевая), на скосах – 63,5 мм (броня Круппа). Вооружение: 2×1×203/45, 8×1×152/45, 12×1×87/50, 4×1×25-мм автоматических пушки АК25, 2×1×7,62-мм пулемета М95, 2×1×63,5-мм десантных пушки, 3×1×381 мм торпедных аппарата (1 надводный, 2 подводных, 8 торпед), 35 якорных мин заграждения. Перегрузка – нет. Полная стоимость – 6,4 млн. инвест. руб.
Крейсера 1 ранга иностранной постройки
20 февраля 1898 года Император Николай II утвердил особую кораблестроительную программу «Для нужд Дальнего Востока». В числе прочих кораблей, и с учетом кораблестроительной программы 1895 года, предполагалось постройка восьми крейсеров I ранга. Сразу после этого, управляющий Морским министерством П. П. Тыртов, поручил МТК разработать задание на проектирование новых кораблей. Требования разрабатывались с целью получить более сильные и более быстроходные, чем аналогичные крейсера японского и английского флотов. В марте 1898 года, составленные «программы проектирования» были разосланы русским и иностранным судостроительным заводам, чем по сути МТК объявило конкурс на крейсер 1 ранга для Российского Императорского флота. В конкурсе участвовало восемь компаний – Невский завод, Михайловский завод (учредитель Александр Михайлович Романов, главный кораблестроитель Скворцов Д. В.), итальянская фирма «Ансальдо», немецкие фирмы «Германия», «Шихау», «Говальдсверке», американская «Крамп и сыновья» и французская «Форж э Шантье». Невский завод, немцы, итальянцы и американцы предложили проекты бронепалубного крейсера. Французы же, зная слабость генерал-адмирала к защищенным крейсерам, предложили проект броненосного крейсера. Естественно французский проект стал победителем конкурса – это был проект крейсера «Баян». Который был заложен во Франции, на стапеле компании «Форж э Шантье» в ноябре 1898 года. Проект Михайловского завода был выведен из конкурса, по причине использования в проекте комбинированной силовой установки, которая считалась секретной на тот момент времени.
МТК выкупила проект «Баяна» и предложило постройку аналогичных кораблей на стапелях других конкурсантов. Немецкие верфи «Шихау» и «Германия» согласились на такую постройку, с условием изменения проекта в соответствии со своими возможностями и нормами. Остальные участники конкурса отказались от такой сделки. Размещением заказов на иностранных верфях генерал-адмирал пытался «занять» свободные стапели для исключения возможности постройки кораблей для Японии. Эта задумка не удалась – фирма Крампа в Филадельфии, заложила два бронепалубных крейсера для Японии по русскому конкурсному проекту – типа улучшенный «Касаги». Крамп заменил четыре 152-мм орудия на два 203-мм пушки – в остальном проект остался прежним.
Крейсера немецкой постройки отличались от «Баяна» внешним видом. Представители МТК усердно следили за выполнением главного требования контракта – размещение вооружения и схема бронирования – поэтому все крейсера были более менее одинаково вооружены и имели одинаковую защиту. Крейсер «Варяг», постройки фирмы «Шихау», внешне очень сильно был похож на японский «Касаги», то есть проект американца Крампа. Но имел силовую установку с котлами Нормана-Сигоди. Крейсер «Аскольд», постройки фирмы «Германия», имел очень длинный полубак с бортами, поставленными с большим развалом. Постройка «Баяна» во Франции так же была с сюрпризами. Так всю вертикальную броню пришлось везти из России – французы броню Круппа делать еще не умели. Кроме того, скорость «Баяна» была меньше чем у крейсеров немецкой постройки. Конкуренция заставила немецкие фирмы поработать с силовыми установками и они оказались более скоростными. Немалый удар по престижу французов нанес тот факт, что «немецкие» крейсера оказались значительно дешевле. Немцы, так сказать, «утерли нос» французам.
Крейсер I ранга «Баян»: построен на верфи Форж э Шантье, Франция. Начало работ на стапеле – ноябрь 1898 года, спуск на воду – 30 мая 1900 года, фактическое вступление в строй – 16 декабря 1902 года. Водоизмещение нормальное – 7802 т, полное – 8240 т, длина по ватерлинии – 135,0 м, наибольшая – 137,0 м, ширина – 17,6 м, осадка – 7,0 м. Силовая установка: 26 котлов Бельвиля, две машины тройного расширения мощностью – 17 468 л.с., максимальная скорость – 21,3 узла, дальность хода 3900 миль на 10 узлах, при полном запасе топлива – 1020 т. Бронирование (вертикальное бронирование – броня Крупп): пояс по ВЛ (85 % (115 м), 1,8 м ширины, клинообразный) – 200/100 мм (51 %), 150/90 мм (7,5 %), 120/80 мм (7,5 %), 100/70 мм (19 %), кормовой траверз – 200/100 мм, верхний пояс (76 %, 1,8 м ширины) – 60 мм, траверз верхнего пояса – 60 мм, палуба (плоская поверх пояса – броня хромоникелевая) – 50 мм, палуба над цитаделью (20 %) – 15 мм, боевая рубка – 160 мм (борт) – 30 мм (крыша), коммуникационная труба – 80 мм, башни ГК – 150/30 мм, барбет кормовой башни ГК – 150 мм (2 межпалубных пространства), барбет носовой башни ГК – 150 мм (2 межпалубных пространства), 60 мм (1 межпалубное пространство), казематы 152-мм орудий – 60 мм (борт) – 60 мм (тыл) – 15 мм (крыша), батарея 8-ми 76-мм орудий – 60 мм (борт) – 15 мм (крыша), щиты 76-мм орудий на верхней палубе – 25 мм. Вооружение: 2×1×203/45, 8×1×152/45, 24×1×76/50, 4×1×25 автоматических пушки АК25, 2×1×63,5-мм десантных пушки, 2×1×7,62 пулемета М95, 4×1×381 мм т.а. (подводных, 8 торпед). Перегрузки – нет. Полная стоимость – около 7,5 млн. руб..
Крейсер I ранга «Варяг»: постройка завод «Вулкан», Германия – начало работ на стапеле – декабрь 1898 года, спуск на воду – 17 января 1901 года, фактическое вступление в строй – август 1902 года. Водоизмещение нормальное – 7930 т, полное – 8370 т, длина по ватерлинии – 136,15 м, наибольшая – 138,65 м, ширина – 17,6 м, осадка – 7,1 м. Силовая установка: 16 котлов Нормана, две машины тройного расширения мощностью – 20 368 л.с., максимальная скорость – 22,41 узла, дальность хода 4300 миль на 10 узлах, при полном запасе топлива – 1200 т. Бронирование (вертикальное бронирование – броня Крупп): пояс по ВЛ (85 % (115 м), 1,8 м ширины, клинообразный) – 200/100 мм (51 %), 150/90 мм (7,5 %), 120/80 мм (7,5 %), 100/70 мм (19 %), кормовой траверз – 200/100 мм, верхний пояс (76 %, 1,8 м ширины) – 60 мм, траверз верхнего пояса – 60 мм, палуба (плоская поверх пояса – броня хромоникелевая) – 50 мм, палуба над цитаделью (20 %) – 15 мм, боевая рубка – 160 мм (борт) – 30 мм (крыша), коммуникационная труба – 80 мм, башни ГК – 150/30 мм, барбет кормовой башни ГК – 150 мм (2 межпалубных пространства), барбет носовой башни ГК – 150 мм (2 межпалубных пространства), 60 мм (1 межпалубное пространство), казематы 152-мм орудий – 60 мм (борт) – 60 мм (тыл) – 15 мм (крыша), батарея 8-ми 76-мм орудий – 60 мм (борт) – 15 мм (крыша), щиты 76-мм орудий на верхней палубе – 25 мм. Вооружение: 2×1×203/45, 8×1×152/45, 24×1×76/50, 6×1×25 автоматических пушки АК25, 2×1×63,5-мм десантных пушки, 2×1×7,62 пулемета М95, 5×1×381 мм т.а. (4 подводных, 1 надводный 10 торпед). Перегрузка – 67 тонн. Полная стоимость – 6,922967 млн. руб.
Крейсер I ранга «Аскольд»: постройка верфь Круппа «Германия» в Киле, Германия. Начало работ на стапеле – 24 октября 1898 года, спуск на воду – 2 марта 1900 года, фактическое вступление в строй – 6 января 1902 года. Водоизмещение нормальное – 7903 т, полное – 8324 т, длина по ватерлинии – 138,35 м, наибольшая – 140,35 м, ширина – 17,6 м, осадка – 6,94 м. Силовая установка: 9 котлов Шульца-Торникрофта, две машины тройного расширения мощностью – 23 434 л.с., максимальная скорость – 23,48 узла, дальность хода 4500 миль на 10 узлах, при полном запасе топлива – 1250 т. Бронирование (вертикальное бронирование – броня Крупп): пояс по ВЛ (85 % (115 м), 1,8 м ширины, клинообразный) – 200/100 мм (51 %), 150/90 мм (7,5 %), 120/80 мм (7,5 %), 100/70 мм (19 %), кормовой траверз – 200/100 мм, верхний пояс (76 %, 1,8 м ширины) – 60 мм, траверз верхнего пояса – 60 мм, палуба (плоская поверх пояса – броня хромоникелевая) – 50 мм, палуба над цитаделью (20 %) – 15 мм, боевая рубка – 160 мм (борт) – 30 мм (крыша), коммуникационная труба – 80 мм, башни ГК – 150/30 мм, барбет кормовой башни ГК – 150 мм (2 межпалубных пространства), барбет носовой башни ГК – 150 мм (2 межпалубных пространства), 60 мм (1 межпалубное пространство), казематы 152-мм орудий – 60 мм (борт) – 60 мм (тыл) – 15 мм (крыша), батарея 8-ми 76-мм орудий – 60 мм (борт) – 15 мм (крыша), щиты 76-мм орудий на верхней палубе – 25 мм. Вооружение: 2×1×203/45, 8×1×152/45, 24×1×76/50, 5×1×25 автоматических пушки АК25, 2×1×63,5-мм десантных пушки, 2×1×7,62 пулемета М95, 5×1×381 мм т.а. (4 подводных, 1 надводный 10 торпед). Перегрузка – 85 тонн. Полная стоимость – 6,596205 млн. руб.
Все крейсера 1 ранга иностранной постройки к началу войны 1904 года были переведены на Дальний Восток. Они активно использовались для крейсерских операций всю войну. 14 мая 1904 года крейсер «Варяг» погиб, подорвавшись на японских минах.
«Богатырь» и его дружина
В 1896 году Великий Князь Александр Михайлович, представил Николаю II разработанную под его руководством программу усиления Российского флота на Тихом океане, в которой предсказывал, что в 1903-1904 годах, после завершения японской судостроительной программы, начнётся война с Японией. Однако предупреждения великого князя вызывали в Санкт-Петербурге раздражение. Более высокопоставленные военные и члены династии относились к Японии как к слабому противнику и не считали необходимой подготовку к сложной кампании. Программа и связанные с нею вопросы были подвергнуты обсуждению, но не приняты, что привело к отставке Александра Михайловича. Однако не все в Империи разделяли убеждения молодого Императора относительно Японии. Генерал-адмирал, хоть и не высказывал свои взгляды публично, не желая «вызывать огонь на себя», полностью разделял точку зрения своего опального племянника. В июле 1896 года Алексей Александрович нанес визит Алекмандру Михайловичу. О чем шла беседа никто не знает – посторонних людей при этом небыло. Считается, что беседа имела непринужденный характер. Однако уже через три месяца Александр Михайлович зарегистрировал судоверфь «Общество Михайловских судостроительных и механических мастерских» — пайщиками которого, стали все члены клана Великих Князей «Михайловичей». К 1898 году верфь в Бьерке (ныне Приморск, 75 км от С.-Петербурга) была готова к началу строительства крупных кораблей. На ней были заложены эскадренный броненосец «Победа» и броненосный крейсер «Святогор» (эскизное проектирование выполнил ВК Александр Михайлович, а детальную проработку Скворцов Д. В.). На конкурс крейсеров 1 ранга 1898 года Михайловский завод подал проект своего главного кораблестроителя Скворцова Д. В.. Однако по причине наличия в проекте комбинированной силовой установки, его вывели из конкурса. Проект был передан в МТК, где Скворцов Д. В. довел его до полной готовности. Проект получил название «Богатырь» и позиционировался как улучшенный «Баян». Однако, к тому времени, своих свободных мощностей на Михайлоском заводе не было и заказы распределили между другими российскими верфями. «Богатырь» – на Путиловском заводе, «Олег» – в Новом Адмиралтействе, «Витязь» – на Галерном острове в новом большом эллинге, «Очаков» – в Лазаревском Адмиралтействе в Севастополе, «Кагул» – на заводе Общества НАОС в Николаеве, «Илья Муромец» – в большом эллинге Саломбальской верфи Архангельского Адмиралтейства.
Проектируя «Богатырь» Александр Михайлович и Скворцов Д. В. взяли за образец крейсер Австро-Венгерской Империи «Кайзер Карл VI» (Kaiser Karl VI), заложенный 1.6.1896 на заводе Stabilimento Tecnico Triestino в Сан-Марко. Предположительно, документацию по этому проекту, полученную морской разведкой, Александру Михайловичу передал генерал-адмирал. ВК Александр Михайлович переработал проект ориентируясь на техзадание МТК к конкурсу 1898 года. Первоначально планировалось установить на крейсер две двухорудийные башни с орудиями калибра 203-мм. Затем изменили проект и предложили кормовую башню с двумя 203-мм пушками, а носовую с одним 254-мм орудием. В окончательном варианте обе башни оставили одноорудийными с пушками калибра 254-мм. Изюминкой австрийского проекта было развитое бронирование. Таковым оно осталось и на российском проекте. На крейсерах типа «Богатырь» впервые в российском флоте применены бронированные дальномерные посты. Что значительно увеличило боевую устойчивость системы управления стрельбой.
Крейсер I ранга «Богатырь»: построен «Обществом Путиловских заводов» в большом железном эллинге. Начало работ на стапеле – декабрь 1898 года, спуск на воду – 17 января 1901 года, фактическое вступление в строй – август 1902 года. Водоизмещение нормальное – 8442 т, полное – 8854 т, длина по ватерлинии – 126,75 м, наибольшая – 128,8 м, ширина – 18,6 м, осадка – 7,2 м. Силовая установка: 16 котлов Нормана, две машины тройного расширения мощностью – 19 068 л.с., скорость на машинах – 21,56 узла, две паровые турбины отработанного пара мощностью – 4 195 л.с., скорость на турбинах – 13,1 узла, полная мощность силовой установки – 23 263 л.с., максимальная скорость – 23,23 узла (при форсировании котлов), дальность хода 3900 миль на 10 узлах, 4400 миль на 13 узлах, при полном запасе топлива – 1220 т. Бронирование (вертикальное бронирование – броня Крупп): полный пояс по ВЛ (60 % (76,15 м), 2,4 м ширины, с 1,3 метра утончается книзу) – 203/127 мм, в оконечноснях — 152/87 мм (в носу – 26,4 м), 127/76 мм (в коме 23,8 м), носовой траверз 203 мм, кормовой траверз – 203/152 мм, верхний пояс (75,15 м, 2,4 м ширины) – 76 мм, траверз верхнего пояса – 63,5 мм, палуба (плоская поверх пояса – броня хромоникелевая) – 51 мм, скосы – 76 мм, палуба над цитаделью – 12,7 мм, боевая рубка – 203 мм (борт) – 37 мм (крыша), коммуникационная труба – 76 мм, башни ГК – 152/30 мм, барбет башен ГК – 152 мм (вехнее межпалубное пространство), 51 мм (нижнее межпалубное пространство), казематы 152-мм орудий – 76 мм (борт) – 37 мм (тыл) – 12,7 мм (крыша), батарея четырех 87-мм орудий – 51 мм (борт) – 12,7 мм (крыша), щиты 87-мм орудий на верхней палубе – 25 мм. Вооружение: 2×1×254/45, 12×1×152/45, 16×1×87/50, 5×1×25 автоматических пушки АК25, 2×1×63,5-мм десантных пушки, 2×1×7,62 пулемета М95, 2×1×381 мм т.а. (подводных, 6 торпед). Перегрузка – 72 тонны. Полная стоимость – 7,7 млн. инвест. руб.
Крейсер I ранга «Витязь»: построен на Галерном острове в новом железном эллинге. Начало работ на стапеле – декабрь 1898 года, спуск на воду – 1 июня 1902 года, фактическое вступление в строй – июль 1903 года. Полная стоимость – 7,76 млн. инвест. руб.
Крейсер I ранга «Олег»: построен – Новое Адсмиралтейство, новый каменный эллинге. Начало работ на стапеле – апрель 1899 года, спуск на воду – 14 августа 1902 года, фактическое вступление в строй – июнь 1903 года. Полная стоимость – 7,62 млн. инвест. руб.
Крейсер I ранга «Очаков»: построен – Лазаревское адмиралтейство, Севастополь, открытый каменный стапель. Начало работ на стапеле – 27 февраля 1899 года, спуск на воду – 21 июня 1903 года, фактическое вступление в строй – апрель 1904 года. Полная стоимость – 7,82 млн. инвест. руб. Крейсер в декабре 1903 года переведен в Кронштадт для установки вооружения.
Крейсер I ранга «Кагул»: построен – НАОС, Николаев, седьмой эллинг. Начало работ на стапеле – 14 марта 1899 года, спуск на воду – 20 мая 1903 года, фактическое вступление в строй – апрель 1904 года. Полная стоимость – 7,68 млн. инвест. руб. Крейсер в декабре 1903 года переведен в Кронштадт для установки вооружения.
Крейсер I ранга «Илья Муромец»: построен в большом эллинге Саломбальской верфи Архангельского Адмиралтейства. Начало работ на стапеле – декабрь 1898 года, спуск на воду – 11 июня 1903 года, фактическое вступление в строй – апрель 1904 года. Полная стоимость – 7,94 млн. инвест. руб.
13 ноября 1902 года «Богатырь» отбыл на Дальний Восток в составе отряда кораблей под командованием контр-адмирала Э. А. Штакельберга. В ходе перехода крейсер показал себя превосходно и 9 мая 1903 года прибыл в Порт-Артур в совершенно исправном состоянии. Солидное бронирование корабля вероятно послужило основанием для включение его в отделявшийся от Второй Оперативной эскадры (первая Тихоокеанская эскадра) отдельный отряд Владивостокских крейсеров. 24 сентября 1903 года «Богатырь» покинул Порт-Артур. Однако уже в марте 1904 года, в составе эскадры контр-адмирала Вирениуса, вместе со своими систершипами – кресерами «Олег» и «Витязь», «Богатырь» вернулся в Порт-Артур. Крейсера «Очаков» и «Кагул» невооруженными были выведены из акватории Черного моря накануне войны с Японией. Установку вооружения на них произвели уже в Кронштадте. Крейсер «Илья Муромец» достраивался в Архангельске. На дальний Восток «Очаков», «Кагул» и «Илья Муромец» прибыли в составе эскадры адмирала Рожественского З. П. и в боевых действиях участия не принимали.