2

Броненосный крейсер – дешевый броненосец?

       Броненосные крейсера – как этот класс кораблей только не называли: броненосец 2 класса, крейсер-броненосец, эскадренный крейсер, броненосный фрегат, дешевый броненосец, «броненосец для бедных» и т.д. Но в конце XIX века эти корабли наконец-то обрели новое название – «броненосный крейсер». Конечно, и это название класса крейсеров не помогало осветить смысл всех их боевых качеств. Но как то незаметно прижилось и просуществовало до появления «линейных крейсеров», по сути являющихся этими самыми «броненосными»  крейсерами в новой ипостаси.

     Великий Князь Алексей Александрович уделял большое внимание морской тактике. В 1893 году в «английской» зале Алексеевского дворца был оборудован миниполигон для тактических занятий. Этот миниполигон включал в себя макет какой либо акватории (моделировался перестановкой очертаний берегов) и моделей различных кораблей. Каждый второй четверг четного месяца в Алексеевском дворце проходили заседания Адмиралтействсовета.  Адмиралы увлеченно «играли» в кораблики, занимаясь разбором «полетов» британских, испанских, китайских, японских, ну и своих естественно адмиралов. «Игра в кораблики» зачастую затягивалась за полночь. Адмиралы разрабатывали способы перестроения кораблей во время боя и при передвижении эскадры, атаки миноносцев и способы их нейтрализации, маневрирование по установке «кроссинг Т» (маневр появился при тщательном рассмотрении Ушаковской тактики охвата головы колонны противника) и уход от оного. Итогом всего этого стало издание в 1902 году брошюры «Маневрирование эскадрой и отдельным кораблем». Брошюра вручалась каждому командиру корабля 1 ранга при приеме командования. Неотъемлемой частью любых маневров стала проработка планов на моделях кораблей в «английской зале» Алексеевского дворца. Это позволило избежать многих ошибок при реальном маневрировании эскадры в море. А ВК сделал для себя простой вывод – любая эскадра имеет больше шансов на победу с эскадрой противника (пусть даже и более сильной), если эта эскадра более маневренна, имеет большую скорость и не обременена тихоходным кораблем. Все это выглядело замечательно, но вот быстроходных кораблей, способных охватить голову колонны противника у России небыло.

Крейсера типа «Р»

     Первая попытка создания подобного корабля провалилась – «Гангут» вышел «гадким утенком». И хотя через много лет его все таки удалось сделать «нормальным» крейсером, но вот по времени он сильно запоздал. Да и исполнен в единственном экземпляре, что делало его «лишним» кораблем в составе флота.

ganngutm01_0.jpg

Броненосный крейсер «Гангут» после модернизации 1901 год

Водоизмещение фактическое полное – 9086 т. Длина – 115,2 м, ширина – 18,2 м, осадка – 7,3 м. Механизмы: 2 вала, 2 ПМ ВТР, 12 цилиндрических котлов. Скорость: 20,1 узла при мощности машин 13612 л.с., 22,2 узла при мощности машин 18317 л.с., запас топлива – 725 т, дальность хода – 4700 миль на 10 узлах. Броня (гарвеированная): главный пояс – 229 мм, верхний пояс – 127 мм, траверзы 229 мм, казематы 127 мм, оконечности – 102/76/50 мм, палуба – 63,5-76 мм, башни – 229 мм, крыши башен – 63,5 мм, барбеты – 229 мм, рубка – 152 мм. Вооружение:  2×2×229/45-мм, 12×1×152/45-мм, 20×1×87/50-мм орудий, 4×1×25-мм автоматических пушек, 4×1×7,62-мм пулемета, 2×381-мм подводных траверзных торпедных аппаратов, 1×381-мм надводный носовой торпедный аппарат. Экипаж: 35 офицеров и 548 матросов.

     Однако идея быстроходного крыла эскадры не покидала голову генерал-адмирала. Неудача с «Гангутом» только укрепила надежду, что постройка таких кораблей необходимость ближайшего будущего. На конкурсе по броненосцу «Гангут», проект Э. Е. Гуляева, был представлен с размещением артиллерии – четыре 229 мм орудия в двух барбетных установках, а еще четыре – в казематах. При проектирования новых броненосных крейсеров типа «Р», эта схема была взята за основу. На адмиралтейств-совете, в дискуссии с адмиралами, было выяснено, что перспективная скорость для эскадренных броненосцев в скором времени ожидается в 18 узлов. Соответственно для быстроходной группы броненосных крейсеров, участвующих в линейном бою, скорость должна быть минимум на 2 узла большей. Для увеличения скорости корабля, был спроектирован корпус с большим удлинением и силовая установка с тремя линиями валов. Для обеспечения трех мощных паровых машин паром применили новые котлы системы Бельвиля. Бронирование корабля применили традиционное для российского императорского флота – полный пояс по ватернилии (имеющий большую толщину в центре и утончающийся к оконечностям), обязательные траверзы, замыкающие каземат и хорошее бронирование артиллерии и боевой рубки. Неожиданным, для крейсера предназначенного для линейного боя, было наличие большого запаса угля. Угольные ямы шли, вдоль обоих бортов, от носовой до кормовой башен и вмещали 1600 тонн «хлеба парового флота». В принципе тут ничего необычного небыло – МТК стремилось получить универсальный корабль. Ведь крейсер может не только в линии стоять, его можно послать на разгром коммуникаций противника. И большая дальность и автономность тут лишними не будут. Именно стремление к универсальности породило проект крейсеров с мощным наступательным вооружением, большой дальностью хода и основательным бронированием. Крейсера проектировались очень долго. Первые проработки появились в 1887 году. А готовый проект был только через два года. Строительство крейсеров, так же было мучительно долгим. Крейсера неоднократно перепроектировались, уже находясь на стапелях. Часто менялся состав вооружения – и если заложены они были под пушки с длиной ствола в 35 калибров, то вошли в состав флота уже с орудиями длиной 45 калибров и под бездымный порох. Не лучше обстояли дела и с броней. Проект предусматривал установку брони Гарвея, но вступили в строй крейсера с броней Круппа. Правда не везде она была установлена. Оконечности главного пояса и весь верхний пояс был выполнен из брони Гарвея. Все траверзы и скосы броневой палубы, так же были выполнены броней Гарвея. Вся броня Круппа, для крейсеров типа «Р», была куплена за границей – в Германии и САСШ. Крейсера типа «Р» стали первыми кораблями российского Императорского флота с этим типом брони.

     Генерал-адмирал мечтал о закладке восьми крейсеров типа «Р» – четыре для постоянного пребывания на Дальнем Востоке и еще четыре для Балтики. На Балтийском море планировалось иметь эскадру из четырех броненосцев типа «Сисой Великий» и четырех крейсеров типа «Р». Продвигая свою программу 4+4, Алексей Александрович напирал на дешевизне новых броненосных крейсеров. Однако детальная проработка выявила отсутствие элемента дешевизны – крейсера получились просто огромными и дешевыми стать не могли. Программу урезали в половину, но и она не устроила Министра Финансов Витте, который всячески доказывал неэффективность «недоброненосцев». При этом Витте обвинял генерал-адмирала в «гигантомании» и растрате государственных средств понапрасну. В результате заложили только два корабля – «Рюрик» и «Россия».

     По техзаданию скорость крейсеров должна быть 20,5 узла, но из-за большой конструкционной перегрузки достичь её не удалось, однако крейсера уверенно держали 20,1 узла. Большую дальность хода пытались достичь установкой машины экономического хода. Мощность её определили в 4 000 л.с. Прогоны модели в опытовом бассейне показали, что винты неработающих машин полного хода, имеют большое сопротивление. Для снижения этого сопротивления, на машинах полного хода установили муфты, разобщающие их с валами винтов. Из-за чего, сами винты получили возможность вращаться, под воздействием набегающего потока воды, что значительно снижало их негативное воздействие на экономичность хода в режиме работы малой машины на один винт. Главный калибр крейсеров был представлен орудиями 229-мм с длиной ствола в 45 калибров. Собственно это орудие и создавалось для крейсеров типа «Р».

     В 1902 году крейсер «Рюрик», а в 1903 году крейсер «Россия» прошли перевооружение. Все мелкокалиберные орудия были сняты – их заменили на 122-мм пушки. Дополнительно крейсера получили 25-мм автоматические пушки и 7,62-мм пулеметы. В котельных отделениях установили вентиляторы принудительной форсировки котлов. От установки экономайзеров пришлось отказаться – это потребовало бы переделку броневой палубы и бронировку дымоходов. Из-за возросшего веса оборудования и вооружения, снизили запас угля. Что позволило крейсерам остаться практически в прежних параметрах по водоизмещению (хотя возможность загрузки большого количества угля осталась). На ходовых испытаниях крейсер «Рюрик» разогнался до скорости 20,51 узла, а крейсер «Россия» до 20,54 узла.

tipa_r2.jpg

Броненосный крейсер «Рюрик» по состоянию на 1902 год

       Броненосный крейсер «Рюрик»: построен на Балтийском заводе, в большом деревянном эллинге. Начало работ на стапеле – сентябрь 1889 года, спуск на воду – 22 октября 1893 года, фактическое вступление в строй – 16 октября 1896 года.

       Броненосный крейсер «Россия»: построен на верфи Общества Путиловских заводов, в большом железном эллинге. Начало работ на стапеле – 16 октября 1889 года, спуск на воду – 30 апреля 1893 года, фактическое вступление в строй – ноябрь 1896 года.

     На момент вступления в строй: водоизмещение нормальное – 13 299 т, полное – 13 686 т, длина по ватерлинии – 146,8 м, наибольшая – 148,8 м, ширина – 21,2 м, осадка – 8,5 м. Силовая установка – 34 котла Бельвиля, три паровых машины тройного расширения общей мощностью – 19 080 л.с. (из них одна машина экономического хода мощностью 4 000 л.с.), максимальная скорость – 20,11 узла, дальность хода – 6 600 миль при полном запасе угля в 2 212 т, 5 000 миль при запасе угля в 1 663 т.  Бронирование: пояс по ВЛ (в центре — 82,5 м), 2,6 м ширины с 1,4 м утончается к нижней кромке – 203/152 мм,  в оконечностях в нос (32,9 м) – 152/127 мм, в корму (30,9 м) – 127/102 мм, носовой траверз – 178 мм, кормовой траверз – 152 мм, верхний пояс – 76 мм, траверз верхнего пояса – 76 мм, башни – 203 мм (борт), 51 мм (крыша), казематы 229-мм орудий – 152 мм борт, 38 мм переборки,  казематы 152-мм орудий – 76 мм борт, 38 мм переборки, щиты 122-мм и 76-мм орудий – 25 мм, боевая рубка – 254 мм борт, 76 мм крыша, коммуникационная труба – 152 мм, носовой и кормовой траверз на батарейной палубе (одно межпалубное пространство) – 127 мм, карапасная броневая палуба (броня сталеникелевая) – 53 мм, скосы – 76 мм, гласис над машинами – 127 мм,  дымоходы – 76 (4 шт. по 4 % — боковая проекция, 1 межпалубное пространство по высоте). Вооружение: 2×2×229/45, 4×1×229/45, 12×1×152/45, 6×1×122/45, 10×1×76/50, 20×1×47/43, 18×1×37/23, 2×1×63,5-мм десантных, 3×1×381-мм надводных торпедных аппарата, 9 торпед, 50 мин заграждения.

     После перевооружения 1902-1903 года: водоизмещение нормальное – 13 172 т, полное – 13 722 т, длина по ватерлинии – 146,8 м, наибольшая – 148,8 м, ширина – 21,2 м, осадка – 8,3 м. Силовая установка – 34 котла Бельвиля, три паровых машины тройного расширения общей мощностью – 20 290 л.с. (из них одна машина экономического хода мощностью 4 000 л.с.), максимальная скорость – 20,52 узла, дальность хода – 6 400 миль при полном запасе угля в 2 212 т, 4 840 миль при запасе угля в 1 663 т.  Бронирование кораблей осталось прежним. Вооружение: 2×2×229/45, 4×1×229/45, 12×1×152/45, 12×1×122/45, 4×1×25-мм автоматических пушки АК25, 2×1×7,62-мм пулемета М95,  2×1×63,5-мм десантных, 3×1×381-мм надводных торпедных аппарата, 9 торпед, 50 мин заграждения.

Пересветы – лебединая песня генерал-адмирала

     Создание русских броненосных кораблей характеризуется большими перерывами в строительстве между сериями. Основная проблема перерывов – скудное финансирование. Но вот проектирование не останавливалось никогда. Постепенно пришло понимание, что такой корабль не может быть меньше броненосца, ну и дешевле естественно не станет. Основной боевой параметр броненосного крейсера – скорость, диктовал установку мощной силовой установки. Которая сама по себе имела большой вес и стоимость, так и габариты её были не в пример больше чем у броненосца. К тому же желание иметь высокую мореходность, большую дальность хода, для выполнения крейсертва и наличие достаточного, для линейного боя бронирования, так же заставляли делать большой корабль. Поэтому стоимость броненосного крейсера была очень высокой. А так как броненосный крейсер всегда оказывался дороже броненосца, то и в строительстве предпочтение отдавалось броненосцам.

     Конечно, в Мире был пример строительства дешевых броненосных крейсеров. Англия и Италия строили такие для Латиноамериканских государств. Но ознакомление с этими кораблями дало понимание, что для России такие крейсера не приемлемы. Это были действительно «дешевые броненосцы для бедных» – тесные, с небольшой скоростью, слабым вооружением и малой дальностью. Нельзя сказать, что Россия была страна «богатая». Нет конечно, но строительство недоброненосцев и недокрейсеров генерал-адмирал считал бесполезной тратой казенных средств.

     Однако, усилия МТК и генерал-адмирала не пропали даром – в России были спроектированы броненосные крейсера типа «Пересвет», с ценой сопоставимой с броненосцем – всего 10 миллионов инвестиционных рублей. При проектировании главный упор был сделан на бронирование, живучесть и скорость. А в жертву приносилось вооружение. Правда, в конце концов, удалось вооружить корабли десятидюймовыми орудиями главного калибра, но их число было ограничено четырьмя стволами в двух башнях. Внешне «Пересветы» напоминали высокобортный эскадренный броненосец, но вот внутри это были уникальные крейсера. В проектном задании заложили высокую скорость кораблей – 21,5 узла. Для достижения которой требовалась силовая установка мощностью 24 000 л. с.. Паропроизводительная установка состояла из двадцати котлов системы Нормана. Более надежные и простые котлы Бельвиля пришлось отклонить – их требовалось около сорока штук. А это было не приемлемо – габариты кочегарок съедали все внутреннее пространство корабля. Паровые машины так же принесли много трудностей. Следует сказать к концу XIX века «кризис паровых машин» заявил о себе в полный рост. Повысив давление на входе до 16-17 атмосфер, конструкторы добились предельной для таких СУ скорости поршня равной 3 м/с. При этом надежность машин резко снизилась. Специалисты МТК предложили снизить скорость поршня до приемлемых 2,7 м/с, но винты использовать с большим шагом. При этом немного увеличили ход поршня, что дало высокий крутящий момент. Машин установили четыре – по две на каждый вал винтов.  Машины соединялись между собой с помощью муфты. Этим добились большой дальности хода крейсеров. На экономическом ходу на каждый вал работала только одна машина, а на полном ходу – две. На «Пересветах» же все машины были одинаковыми и в экономическом режиме могла эксплуатироваться только машина непосредственно подключенная к линии вала. По существу была создана шестицилиндровая силовая установка на каждый вал, с возможностью частичного использования. Такая схема прорабатывалась еще для крейсеров типа «Р», но реализована на них не была. Вес силовой установки крейсеров типа «Пересвет», вместе со вспомогательными механизмами, составил – 3339 тонн.

     Немало хлопот доставила схема бронирования. И если главный пояс был традиционно полным, то верхний пояс и траверзы были выполнены уникально. На «Пересветах» центральный каземат был довольно коротким. А траверзы имели ломаную конструкцию, которая позволяла увеличить жесткость самих траверзов, а так же и корпуса корабля. Шестидюймовая артиллерия имела свой индивидуальный каземат на каждое орудие, а противоминная артиллерия на нижней батарейной палубе защищалась 76 мм поясом.

peresvet2.jpg

Броненосный крейсер «Громобой»

     Броненосный крейсер «Пересвет»: постройка – начало работ на стапеле – 9 ноября 1895 года, спуск на воду – 7 мая 1898 года, фактическое вступление в строй – 7 сентября 1901 года (Балтийский завод, большой деревянный эллинг). Полная стоимость – 10,54 млн. инвест. руб.

     Броненосный крейсер «Коловрат»: постройка – начало работ на стапеле – 18 мая 1898 года, спуск на воду – 17 мая 1900 года, фактическое вступление в строй – 1 ноября 1902 года (Балтийский завод, большой деревянный эллинг). Полная стоимость – 10,05 млн. инвест. руб.

     Броненосный крейсер «Громобой»: постройка – начало работ на стапеле – 14 июня 1897 года, спуск на воду – 8 мая 1899 года, фактическое вступление в строй – октябрь 1902 года (Балтийский завод, новый каменный эллинг). Полная стоимость – 10,44875 млн. инвест. руб.

     Броненосный крейсер «Ослябя»: постройка – начало работ на стапеле – 9 ноября 1895 года, спуск на воду – 27 октября 1898 года, фактическое вступление в строй – июль 1903 года (Новое адмиралтейство, новый каменный эллинг). Полная стоимость – 11,34 млн. инвест. руб. (с учетом ремонта деревянной обшивки в Порт-Артуре).

     Водоизмещение нормальное – 14218 т, полное – 15207 т, длина по ватерлинии – 136,4 м, наибольшая – 138,8 м, ширина – 21,8 м, осадка – 9,1 м. Четыре трехцилиндровых вертикальных паровых машины тройного расширения, 20 котлов Нормана, мощность СУ – 23889 л.с., максимальная скорость – 21,68÷21,77 узла, максимальная скорость на двух машинах (по одной на линию вала) – 17,2 узла, дальность хода – 5600 миль на скорости 10 узлов и полном запасе угля в 2058 т, дальность хода при нормальном запасе угля (1050 т) – 2900 миль. Бронирование: броня Круппа, пояс по ВЛ 2,35 м высоты, с 1,44 м утончается книзу. Центральная часть (57,3 % – 78,2 м) – 229/127 мм, в районе башен главного калибра (по 8% – 10,9 м в обе стороны от центральной вставки) – 178/102 мм, в оконечностях (по 13,4% – 18,3 м) – 102/63,5 мм, траверзы главного пояса – 178 мм, палуба (карапасная со скосами) – 51 мм (в пределах 78,2 м пояса), 63,5÷82,6 мм (в оконечностях), верхний пояс 2,2 м высоты (40,2 % – 54,8 м длиной) – 102 мм, траверзы верхнего пояса – 102 мм, палуба поверх верхнего пояса – 63,5 мм (80 %), – 51 мм (20 %), траверзы на батарейной и навесной палубах (на половину ширины корпуса) – 127 мм (нос) и 102 мм (корма), дымоходы (1 межпалубное пространство) – 51 мм, элеваторы боезапаса выше поясов – 38 мм, боевая рубка – 152 мм борт, 51 мм крыша, коммуникационная труба – 76 мм, башни ГК – 229 мм борт, 51 мм крыша, барбеты башен ГК (броня Круппа) – 203 мм (3 в носу и 2 в корме межпалубных пространства), казематы 152-мм орудий – 127 мм (борт), 51 мм (тыл), 22 мм (крыша), броневой пояс на нижней броневой палубе (42,7 м) – 76 мм, полупереборки на нижней батарейной палубе (по 5 штук на борт для защиты 87-мм орудий) – 38 мм, щиты орудий на подвесной палубе – 25 мм.  Вооружение: 2×2×254/45, 14×1×152/45, 12×1×87/50, 12×1×47/43, 8×1×37/23, 2×1×63,5-мм десантных, 8 пулеметов, 3×1×381 мм ТА (1 надводный, 2 подводных, 9 торпед), 50 мин заграждения.

Перегрузка (мах÷min по кораблям) – 791÷645 тонн.

     Крейсера типа «Пересвет» строились по программе «для нужд Дальнего Востока», поэтому в 1903 году были переведены в Порт-Артур. На переходе, в Гиблартаре» крейсер «Ослябя» чиркнул днищем о подводную скалу. Повреждения корпуса небыло, только деревянную обшивку содрало на большом участке. Поэтому было принято решение о продолжении плавания. «Ослябя» благополучно прибыл в Порт-Артур, где был поставлен в док. Ремонт был окончен в ноябре 1903 года и крейсер успел до начала войны поучаствовать в маневрах и стрельбах. В 1903 году, в Порт-Артуре все 47 и 37 мм пушки со всех крейсеров серии «Пересвет» были сняты. А вместо них установлено по шесть автоматических пушек АК25. Во время войны, для нужд сухопутного фронта, так же были снято по шесть пулеметов с каждого корабля. На крейсерах осталось всего по два пулемета – по одному на каждый марс. На марсах укрепили направляющие в виде монорельса, позволяющие перемещать пулемет по всему марсу.

     Крейсера типа «Пересвет» в Российском Императорском флоте числились броненосными крейсерами. За границей же, их зачастую позиционировали как эскадренные броненосцы. В японском флоте «Пересветы» так же относили к классу броненосцев. Однако с началом войны, японское морское командование изменила свое мнение. Быстрое перемещение этих крейсеров по Желтому мору создавали реальные угрозы не только транспортным перевозкам, но и соединениям боевых кораблей – вплоть до броненосных крейсеров. Эти крейсера принесли японскому флоту очень много неприятностей и, в конце концов, заставили Японию капитулировать.

 

 

     От автора: Эти два типа крейсеров получились у меня с большим трудом. Делал я их почти полгода. И при этом уверенности в правильности расчетов нет. Очень сложно было «впихнуть» невпихуемое. По Пересвету в литературе очень разная информация. Адмиралтейский коэффициент по различным данным плавает от 279 до 268. Я снизил его до 254 и то думаю, что великоват. Хотя может и ошибаюсь. Особое беспокойство вызывает схема бронирования и сам вес брони. При неоднократном пересчете получались различные тонны, что настораживает. Особенно по Пересветам.

 

 

 

 

Подписаться
Уведомить о
guest

21 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account