Великий князь Алексей Александрович и его флот. Часть 8.5.4.2
Корабельная артиллерия – поколение III, часть 2
Вояж членов АК и МТК во Францию в 1891 году ознаменовался не только созерцанием пушек Канэ. Великого Князя заинтересовали оптические прицелы. Разобравшись в «хитрой» штуковине Алексей Александрович счел оптику полезной для российских кораблей. Проработка вопроса со строительством завода в России уперлось в «чванство» французов, заинтересованных в продаже своих дорогущих оптических прицелов. Само собой это не устраивало русских. И ВК вспомнил еще одного своего «друга» — глава товарищества «Zeiss-Stiftung zu Jena» профессор Эрнст Аббе, унаследовавший мастерские у Карла Цейса, согласился организовать производство в России (После смерти Цейса (1888), Аббе стал де-факто владельцем его мастерских, но отказался от прав и создал для управления предприятием особые правила, по которым правление состояло из представителей рабочих, государственных органов и университета. Компания меняла структуру управления, и в 1891 была создана новая компания Carl-Zeiss-Stiftung). Российская оптика ведёт свою историю от начавшего свою деятельность в 1894 году первого оптического завода России. Этот завод был построен на Чугунной улице в Санкт-Перербурге «Российским акционерным обществом оптических и механических производств» (сокращенно ООМП), учреждённым 23 августа (5 сентября) 1893 года с помощью немецкой фирмы «Carl-Zeiss-Stiftung». На первом этапе своей деятельности завод выпускал приборы для проверки прицельных линий пушек, прицелы, бинокли, стереотрубы, перископы для артиллерии, дальномеры для кораблей флота. В 1895 году на заводе работало около 300 человек, в 1896 году – около 900. Компания Carl-Zeiss-Stiftung оказала помощь в производстве апохроматических линз и стекла к ним, полностью отвечающим условиям синусов Аббе. Выбрав компанию Цейса, ВК определил на будущее высокое качество оптических приборов для России.
В 1891 году проходили испытание новые образцы артиллерийского вооружения для кораблей. Испытывалась двенадцатидюймовая пушка с длиной ствола в 40 калибров. На испытаниях присутствовал ВК Алексей Александрович. После осмотра пробития броневых плит, разразился снарядный скандал. ВК не устроило заброневое воздействие снарядов на внутрикорабельные помещения. Был построен макет из конструкционной и броневой стали, по типу забронированного отсека броненосца. Испытания повторили, но с неизменным результатом. Броню пробили, а отсек остался невредим. ВК был взбешен – до него вдруг дошло, что Россия просто безоружна перед любым противником. Экстренное заседание морского министерства пришло в тупик. С одной стороны ВК было объяснено, что снаряд при пробитии нагревается до состояния самовоспламенения пороха. Поэтому другую взрывчатку туда не положить. С другой стороны всем стало ясно – что такие снаряды не эффективны. Неожиданное предложение внес чиновник, производивший надзор за строительством Беломоро-Балтийского канала, со стороны МТК. Он сообщил о наличии устойчивых к ударам взрывчаткам, закупаемым у одной немецкой фирмы и используемым на строительстве канала.
Строительство Беломоро-Балтийского канала не обошлось без каторжников. Не обошлось оно и без жертв. Так, в 1889 году, при производстве взрывных работ, произошел очередной взрыв на складе динамита. Погибло более 30 человек. Около сотни были ранены и искалечены. Трагедия вызвала большой резонанс в печати. Для исключения подобных случаев, свои услуги предложила германская фирма AG CARBONIT.
С 1885 года в Германии существовал небольшой завод (Schlebuscher Werke Carbonit / A.-G. CARBONIT) по производству взрывчатых веществ для строительных и горных работ. Завод изготавливал недорогую взрывчатку на основе аммиачной селитры, которая имела торговое название «Всепогодные взрывчатые вещества». Широкая номенклатура которых (Agesit, Альбит, Ammoncahücit, Arit, Astralit, Baldurit, Barbarit, Bavarit, Bradit, Карбонит, Dahmenit, Detonit, Donarit, Динамит, Dynammon, Fördit , Fulmenit, Lignosit, Markanit, Monachit, Monakit, Nobelit, Permonit, Roburit, Салит, Siegrit, Sonnit, Wasagit, Westphalit и Zell) по сути заключала в себе взрычатые вещества двух типов на основе селитры, содержащих от 65 до 82% нитрата аммония и 4% нитроглицерина или от 7 до 56% нитрата аммония и от 12% до 30% нитроглицерина. Множество названий составляли запатентованные торговые наименования, отличающиеся второстепенными веществами.
Большинство «Всепогодных взрывчатых веществ» при этом содержали от 2 до 8 процентов ДНТ (динитротолуола) или TNT (тринитротолуола). С 1890 года Россия закупала «всепогодную взрывчатку» у фирмы AG CARBONIT для взрывных работ на строительстве каналов и дорог.
ВК понимал, что закупка ТНТ для флота вопрос не решит – закупка за границей всегда риск. При любом спорном вопросе импорт может прекратиться. Кроме того тротил еще не опробован в боеприпасах и организация его производство может затянуться на долгие годы. На базе Александровских казарм уже сформирована спецлаборатория, где начали серию испытаний, направленных на использование мелинита в военных целях. Руководителем лаборатории был назначен Панпушко С.В. (Первый шестидюймовый мелинитовый снаряд был готов в 1895 году. А двенадцатидюймовый, снаряженный пикринитом (пластифицированным мелинитом) в 1897). Но и это направление оказалось «крепким орешком», и скорого разрешения не ожидалось. ВК решил начать работы и по тротилу. В том же году начаты переговоры с AG CARBONIT о строительстве завода «всепогодной взрывчатки» в России. Договор был подписан в следующем году – переговоры затянулись в связи с настоятельным требованием реализации всего производственного цикла. И причем, на отечественных заводах и из отечественного сырья. Немцы неспешно разворачивали строительство заводов – весь цикл был готов в 1898 году, когда испытания тротила в снарядах уже были завершены и русские адмиралы и генералы точно знали, что собственно им нужно. Массовый выпуск снарядов начался в 1901 году. Как и ожидалось, тротиловый вопрос был не быстрым. Требовалось быстрое решение и замена черного пороха в начинке снарядов, на что то приемлемое. На том же совещании начальник морского пироксилинового завода Л. Г. Федотов, высказал мнение, что пироксилин нисколько не хуже мелинита. Есть правда у пироксилина закавыка – сильно он уж опасен. Целесообразно по соображениям безопасности в обращении использовать влажный (10-25%) пироксилин. При увеличении влажности до 50% пироксилин теряет бризантные свойства, а преодолев 50% влажности, вообще не взрывается. Однако, в условиях сухого воздуха всегда может возникнуть опасность пересыхания пироксилина, вследствие чего его чувствительность к взрыву возрастет. Кроме того, при пересыхании начинается выделение кислоты и разложение пироксилина. Пироксилин поражается плесенью и портится грызунами. Но вот замерзания пироксилин не боится. Хотя, при понижении температуры вода в пироксилине замерзая, расширяется и шашки пироксилина увеличиваются в размерах. При повышении же температуры замерзшая вода оттаивает, уменьшается в объеме, а пироксилин не возвращается к своим первоначальным размерам, вследствие чего шашки становятся непригодными к снаряжению. Но снаряженные снаряды этому не подвержены. Не боится пироксилин и открытого огня – он просто горит без взрыва. И все же до 1897 года снаряды пришлось начинять влажным (10%) пироксилином, ведь массовый выпуск пироксилина в России начат был еще в 1880 году. И все благодаря таланту Менделеева. В пироксилиновых снарядах, гнездо для взрывателя находится в привинтном дне. Такая конструкция определялась тем, что пироксилиновый заряд изготавливался по форме и размерам внутренней полости, вставлялся в снаряд, а затем ввинчивалось дно. Саму пироксилиновую шашку, перед вложением в снаряд покрывали парафином. Но вот гнездо под взрыватель оставалось открытым. Детонаторы, для этих снарядов изготовляли из сухого (5%) пироксилина и ввинчивали в гнездо непосредственно перед применением. И не смотря на тщательность сборки снарядов, требовался постоянный контроль влажности пироксилина. Так проверка снарядов кораблей прибывших с Балтики на Дальний Восток показала, что при переходе снаряды утрачивают свою боеспособность – пироксилин сильно переувлажнялся. Скорее всего, это происходило при переходе в тропических условиях. Предпринимались различные способы осушки воздуха в крюйт-камерах, но они не давали положительного результата. Тогда гнездо под взрыватель, после привинчивания дна снаряда, стали закрывать пробкой с заливкой расплавленным парафином. В таком виде, снаряды могли хранится на корабле в течении трех лет, после чего заменялись новыми. Поле того как появились мелинитовые и тротиловые снаряды, пироксилиновые были сняты с вооружения кораблей и переданы в береговые части. В 1901 году на кораблях оставались снаряды с пироксилиновой начинкой только калибров 37, 47 и 57 миллиметров.
Алексея Александровича часто упрекают в расточительности такого подхода к ВВ, но видимо другого пути тогда не было.
Пушки Обуховского завода
Таблица ТТХ пушек поколения «III»
* После ввода электропривода открытия/закрытия затвора (время полного заряжания 38-44 секунды). До модернизации время полного заряжания 66-68 секунд.
Двенадцать дюймов
Разработку артсистем под бездымный порох развернули в ГАУ и ОПКАС за долго до 1891 года – ведь основные ТТХ нового пороха были известны. У Нобеля была приобретена небольшая партия баллестида. Он пригодился для первоначальной отработки орудий. Бринк предложил разрабатывать орудия с длинной ствола в 45 калибров. ОСЗ, получив 2 миллиона рублей из фонда личного финансирования ВК Алексея Александровича, провел модернизацию производства и был готов к изготовлению таких пушек. Однако ВК помнил, как сложно доводилась 12-дюймовая пушка предыдущего поколения, и попросил делать две 305-мм системы – 40 и 45 калиберные. Время подтвердила правильность такого решения. Флот получил мощную 40 калиберную пушку в 1894 году и 45 калиберную в 1898. Собственно 45 калиберная двенадцатидюймовка была и 1894 году, но вот удачной её назвать нельзя. Итак, все усилия ОПКАС направили на отработку 305-мм пушек. И не случайно. На стапелях достраивались «Наварин» и «Сысой Великий» и именно на них планировалось установить новые орудия.
Проектирование пушек 12"/40 и 12"/45 было начато ОПКАС на ОСЗ, согласно журналу МТК 18 октября 1889 года. В марте 1893-го проведены испытания стрельбой первой 12"/40 пушки, а в апреле пушки 12"/45. Новые пушки стали орудиями нового поколения. Это были первые 12" орудия, проектировавшееся под заряды бездымного пороха. Они не имело цапф и были, как и пушки предыдущего поколения, с поршневыми затворами. Конструктивно обе пушки были идентичны. Скрепление стволов состояло из трех рядов цилиндров и колец. На скрепленный ствол надевался кожух, в который ввинчивался казенник с резьбой для поршневого затвора. Пушки получили индексы: 12/40К-III и 12/45К-III.
Монтаж пушек 12/40К-III в башенную установку броненосца
Пушка 12/40К-III имела следующие параметры: полная длина ствола – 12745 мм, длина канала ствола – 12 283/40,3 мм/клб, нарезной части – 9776 мм, длина зарядной каморы – 462 мм. Число нарезов 68. Глубина нарезов 1,78 мм. Крутизна нарезов смешанной системы: в начале на длине 0,5 клб нарезы постоянной крутизны, затем – прогрессивной крутизны и в конце на длине 4 клб – постоянной крутизны. Вес затвора около 800 кг. Вес орудия с затвором – 48 835 кг.
Заряжание раздельное – картузное. В б/к пушки входили бронебойный снаряд весом 388,2 кг, длиной 3,2 клб, вес ВВ – 12,4 кг, начальная скорость 782 м/с, дальность – 14 539 м при угле возвышения 15º, фугасный снаряд весом 388,2 кг, длиной 3,3 клб, вес ВВ – 42,1 кг, начальная скорость 782 м/с, дальность – 14 539 м при угле возвышения 15º. Бронебойный снаряды весом 455 кг, длиной 3,9 клб, вес ВВ – 18,6 кг, начальная скорость 722,3 м/с, дальность – 14 137 м при угле возвышения 15º, фугасные снаряды весом 455 кг, длиной 3,9 клб, вес ВВ – 55,2 кг, начальная скорость 722,3 м/с, дальность – 14 137 м при угле возвышения 15º. Допускалась стрельба старыми снарядами с весом 331,7 кг, начальная скорость – 845,9 м/с, дальность стрельбы – 14 757 м при угле возвышения 15º. ВВ используемое для начинения снарядов: до 1891 года – черный порох, до 1897 года – пироксилин, до 1901 года – пикринит (пластифицированный мелинит), после 1901 года тротил. Живучесть ствола – около 300 выстрелов.
Пушка 12/40К-III устанавливались на броненосцах «Три святителя» (4), «Сисой Великий» (4), «Севастополь» (4), «Полтава» (4), «Петропавловск» (4), «Ретвизан» (4), «Цесаревич» (4), «Победа» (4), «Потемкин» (4), мореходных мониторах «Мамонт» (2), «Бизон» (2), «Слон» (2), «Зубр» (2), а так же имелся аварийный запас в 22 ствола – всего 64 орудия. В 30-х годах 18 орудий 12/40К-III установили на железнодорожных транспортерах ТМ-2-12, 24 пушки в своих родных башнях были переданы в береговые батареи.
Орудие постоянно модернизировалось. Так в 15 марта 1897 года, во время учебных стрельб произошел инцидент с повреждением правого кормового орудия на броненосце «Сисой Великий». Комиссия определила, что при стрельбе «учебными половинными зарядами в 208 фунтов (94,35 кг) бурого пороха и неснаряженными снарядами в 696 фунтов (315,7 кг)» испортился гидравлический механизм закрывания затвора и прислуга орудий перешла на ручной привод. Готовя левое орудие к очередному выстрелу, комендор М. Власов задвинул замок в гнездо, но не повернул до конца поршень замка. Вероятно, из-за сотрясения после первых выстрелов сместились подвижные части затвора, и комендор, считая что он повернул рукоятку поршня до конца, на самом деле оставил замок открытым. В следствии чего во время выстрела произошла катастрофа с человеческими жертвами. Для исключения подобных происшествий были введены предохранительные приспособления, не допускающих воспламенения заряда до окончательного закрытия замка. Все орудия выпущенные ранее были в течении трех лет модернизированы. Модернизация коснулась не только блокировки от неполного закрытия замка. Поршневой затвор пушек 12/40К-III и 12/45К-III управлялся при помощи замочной рукояти. Для полного открывания или закрывания затвора требовалось 27 оборотов рукояти. При вращении рукояти вручную на это уходило 20 секунд. На практике эта операция требовала 30 секунд. При испытаниях броненосца «Петропавловск», имеющего электропривода наведения орудия и подачи боезапаса, было установлено, что орудие невозможно зарядить быстрее, чем за 66 секунд. Для ускорения заряжания в 1899 году на все орудия был установлен электропривод вращения рукояти затвора, что сократило время открывания/закрывания до 6 секунд. А полное время заряжания орудия до 44 секунд. На броненосцах типа «Цесаревич» время полного заряжания сократилось до 38 секунд.
Орудие 12/45К-III в башне броненосца «Наварин»
Пушка 12/45К-III имела следующие параметры: полная длина ствола – 14 268 мм, длина канала ствола – 13 720/45 мм/клб, нарезной части – 11 248 мм, длина зарядной каморы – 548 мм. Число нарезов 68. Глубина нарезов 1,78 мм. Крутизна нарезов смешанной системы: в начале на длине 0,5 клб нарезы постоянной крутизны, затем – прогрессивной крутизны. Вес затвора около 800 кг. Вес орудия с затвором – 56 488 кг.
Заряжание раздельное – картузное. В б/к пушки входили бронебойный снаряд весом 322,2 кг, длиной 2,8 клб, вес ВВ – 8,4 кг, начальная скорость 921 м/с, дальность – 15 936 м при угле возвышения 15º. И фугасные снаряды весом 322,2 кг, длиной 2,9 клб, вес ВВ – 12,8 кг, начальная скорость 921 м/с, дальность – 15 936 м при угле возвышения 15º.
Пушка 12/45К-III была перефорсированной – А.Ф.Бринк увлекшись теорией о бронепробиваемости сверхскоростными снарядами создал орудие, которое при малом весе снаряда разгоняла их до коллосальной скорости в 921 м/с. Следует добавить, что первоначально скорость снарядов была в 952 м/с, которую пришлось снизить в связи с большим износом ствола. Хотя износ так и остался большим. И не смотря на это, четыре орудия были изготовлены и установлены на броненосец «Наварин» — всех подмывала бронепробиваемость: на 1000 метров – 869 мм. Теоретически рассчитанная живучесть ствола определили в 150 выстрелов. Но в 1897 году, не смотря на строжайшую экономию, орудия на «Наварине» пришли в негодность. Настрел, при этом, составил 52-64 выстрела на ствол. Поэтому было принято решение о ох замене на пушки 12/40К-III и даже заказали эти орудия на Алексеевском заводе (в последующем были установлены на броненосец «Император Николай I»). Однако Бринк не прекращал работы по 45 калиберному орудию и ВК Алексей Александрович поддерживал его, свято веря в будущее более длинноствольных пушек. В 1898 году усердие и старания увенчались успехом – пушка 12/45К-III-М2 показала живучесть в 300 выстрелов. То есть не хуже чем 12/40К-III. Но это было совсем другое орудие.
Башенная установка броненосца «Андрей Первозванный» с орудиями 12/45К-III-М2
Пушка 12/45К-III-М2 имела следующие параметры: полная длина ствола – 14 330 мм, длина канала ствола – 13 720/45 мм/клб, нарезной части – 12 152 мм, длина зарядной каморы – 609,6 мм. Длина хода нарезов постоянная – 29,89 клб. Число нарезов 72. Глубина нарезов 1,98 мм. Вес затвора 884 кг. Вес ствола с затвором 54 655 кг.
Заряжание раздельное – картузное. В б/к пушки входили бронебойный и фугасный снаряды весом 433,7 кг, длиной 3,8 клб, вес ВВ – 18,2 кг (бронебойный и 72 кг у фугасного снаряда), начальная скорость 793,8 м/с, дальность – 15 612 м при угле возвышения 15º и 19 008 м при угле возвышения 22º. Допускалась стрельба снарядами пушки 12/40К-III весом 388,2 кг (начальная скорость – 839 м/с, дальность 15 829 м) и весом 455 кг(начальная скорость – 775 м/с, дальность 15 484 м). ВВ используемое для начинения снарядов образца 1898 года – флегматизированный тротил. Живучесть ствола – около 300 выстрелов.
Пушка 12/45К-III-М2 (во флотских кругах получила упрощенный эпитет – «М2») устанавливалась на бороненосцы серии «Бородино» (по 8 штук), «Андрей Первозванный» (по 10 штук) и броненосные крейсера серии «Рюрик II» (по 8 штук). Но первые четыре пушки установили на стареющий «Наварин», вдохнув в него новую жизнь. Пушка М2 стала предтечей знаменитой 50 калиберной двенадцатидюймовки следующего поколения.
Десятидюймовая пушка
В 1891-1892 годах Морское и Сухопутное ведомства решили принять единую 10"/45 пушку. Адмиралы приняли решение вооружить этой пушкой новые броненосные крейсера, генералы же, мечтали о мощной дальнобойной береговой пушке. ОПКАС и ГАУ делали две пушки: облегченную – по ТТХ Морского ведомства и тяжелую (нормальную) по ТТХ Сухопутного ведомства. Моряки сэкономить на весе орудий и получили непрочные стволы. В результате баллистические данные морских пушек резко упали. Армейцы на весе ствола экономить не стали, и баллистика береговых орудий получилась лучше, чем у морских. Но 10" береговые орудия оказались на примитивных лафетах и имели очень низкую скорострельность. На испытаниях морскую пушку забраковали. Забраковали и сухопутный станок. На вооружение кораблей Императорского флота была принята 10"/45 пушка выполненная по чертежам Сухопутного ведомства. В результате совместных усилий флотский и армейских специалистов, береговые крепости получили выдающуюся установку МБ-IX, а флот выдающуюся десятидюймовку 10/45К-III.
Орудия 10/45К-III в башенной установке ББО «Адмирал Сенявин»
Полная длина пушки, без учета замковой части, составляла 11 877 мм, длина канала – 11 430/45 мм/клб, длина нарезной части – 9045 мм, длина зарядной каморы – 447 мм. Крутизна нарезов постоянная 30 клб. Число нарезов 68, глубина нарезов 1,27 мм. Вес поршневого замка 400 кг. Вес орудия с замком – 30 617 кг. Как и у 10"/45 береговых пушек морские орудия не имели цапф.
Заряжание раздельное – картузное. В б/к пушек входили равновесные бронебойные и фугасные снаряды (225,2 кг) длиной 3,1-4,0 клб, унифицированные с боеприпасами 10"/45 береговой пушки. Для боевых стрельб использовались только стальные снаряды. Снаряды обыкновенного чугуна при стрельбе боевыми зарядами часто раскалывались при вылете из дула. Поэтому их использовали только для практических стрельб. Для пушек был принят заряд 67,2 кг бездымного пороха с Vo = 807 м/с и дальность 21 552 м при +30°.
Пушки 10/45К-III устанавливались на БрКр «Пересвет» (4), «Ослябя» (4), «Громобой» (4), ББО, «Миних» (4), «Адмирал Ушаков» (4), «Адмирал Сенявин» (4) и «Генерал-адмирал Апраксин» (4), а так же имелось в запасе 8 стволов – всего 36 орудия. Орудия выпускал ОСЗ и Алексеевский заводы. Одна пушка была отправлена на экспорт в Италию, для аргентинского крейсера. Для ускорения заряжания в 1899 году на все орудия был установлен электропривод вращения рукояти затвора, аналогичный как у 12" пушек, что сократило время открывания/закрывания до 5 секунд. В результате полное время заряжания составило 42-45 секунд, в зависимости от конструкции башни.
229/45-мм пушка
Пушки 9/45К-III предназначались для броненосных крейсеров типа «Рюрик». Так как орудие предполагалось устанавливать в башнях, от раздельно-гильзового заряжания отказались.
Носовая башня БрКр «Рюрик» с орудиями 9/45К-III
Полная длина пушки, без учета замковой части, составляла 10 739 мм, длина канала – 10 287/45 мм/клб, длина нарезной части – 8622 мм, длина зарядной каморы – 452 мм. Крутизна нарезов постоянная 30 клб. Число нарезов 52, глубина нарезов 1,22 мм. Вес поршневого замка 316 кг. Вес орудия с замком – 17 230 кг.
Заряжание раздельное – картузное. В б/к пушек входили равновесные бронебойные, фугасные, сегментные и шрапнельные снаряды (188,4 кг) длиной 3,1-4,0 клб. Для боевых стрельб использовались только стальные снаряды. Снаряды обыкновенного чугуна использовали только для практических стрельб. Для пушек был принят заряд 50,4 кг бездымного пороха с Vo = 792,8 м/с и дальность 19 014 м при +30°.
Пушки 9/45К-III устанавливались на БрКр «Рюрик» (4), «Россия» (4), «Ростислав» (4) и «Гангут» (4 – после модернизации) и канонерские лодки «Амгунь» (2), «Аргунь» (2), «Зея» (2), «Бурея» (2) – всего 24 орудия.
203/45-мм пушка
8" пушка 8/45К-III была спроектирована ОПКАС под руководством Бринка в 1892 году. Ствол орудия состоял из внутренней трубы, двух скрепляющих цилиндров и кожуха. Нарезы прогрессивной крутизны. Затвор поршневой системы Розенберга. Полная длина пушки, без учета замковой части, составляла 10 000 мм, длина канала – 9 144/45 мм/клб, длина нарезной части – 8622 мм. Длина нарезной части 7530 мм. Число нарезов 48. Глубина нарезов 1,65 мм. Вес замка 201 кг, вес ствола с замком 12 883 кг.
Пушка 8/45К-III на станке с центральным штырем
Первоначально пушку 8/45К-III планировалось использовать в палубных установках, поэтому она имела раздельно-гильзовое заряжание. Длина гильзы – 856 мм, вес пустой гильзы – 23,7 кг, вес снаряженной гильзы – 57,9 кг. Заряд бездымного пороха марки 203/45 – 32 кг, длина зарядной каморы – 852 мм (гильза только касалась снаряда). В состав боекомплекта входили бронебойный (вес ВВ – 4,2 кг), полубронебойный (вес ВВ – 9,3 кг), фугасный (вес ВВ – 16,1 кг) и сегментный снаряды весом 116,8 кг и длиной 3,86 клб. Снаряды имели скорость – 789,4 м/с и дальность – 14 633 м при угле +22,2°. Допускалась стрельба старыми снарядами весом 87,8 кг уменьшенными до 29 кг пороха. Скорость снарядов 899 м/с и дальность стрельбы – 14 047 м при угле +22,2°.
В 1915 году в боекомплект поступают новые снаряды: полубронебойный обр. 1915 г. весом 112,2 кг, ВВ – 7,9 кг, длина 3,9 клб с взрывателем МРД и шрапнель весом 116,8 кг, длина 3,86 клб с 45-секундной трубкой, замененной впоследствии ТМ-10, и ныряющий снаряд длиной 5 клб.
Пушки 8/45К-III, изготовленные на ОСЗ, устанавливались на станках на центральном штыре и на одноорудийных башенных станках. Одноорудийные башенные установки для крейсеров I ранга серии «Баян» были сконструированы французами и изготовлены на Металлическом заводе – башни монтировали на «Баян» в Кронштадте. В этих башнях была решена проблема удаления стреляных гильз. После выстрела и экстракции из казенной части ствола, гильза по лотку выводилась в заднюю часть башни и выпадала через специальный люк. Где самостоятельно откатывалась к леерному ограждению и падала за борт.
В одноорудийной башне крейсеров серии «Баян» ВН производилось сектором, укрепленном на правой стороне станка. Угол ВН -8°…+22°. Тормоз отката гидравлический, накатник пружинный. Заряжание могло производиться при углах – -8°…+5°. Все операции были электрифицированы – горизонтальное и вертикальное наведение, подача боеприпасов, отпирание и открывание затвора, досылка снаряда и гильзы цепным прибойником. Скорость ГН – 2° в с, скорость ВН – 1,6° в с. Вес станка без орудия 11 172 кг. Толщина вертикальной брони 132 мм, крыши 44 мм. Благодаря полной электрофикации башня имела феноменальную скорострельность – 4 выстрела в минуту. Что стало неприятным сюрпризом для японцев в войну 1904 года. Так бой «Варяга» и «Корейца» в Чемульпо озадачил контр-адмирала Уриу – «Варяг» имеет скорострельность ГК сопоставимую с «Асамой». Да и СК очень скорострельны.
У пушки 8/45К-III была «сестра» с раздельным заряжанием – индекс «Р8/45К-III». Алексеевский завод изготовил эти орудия на экспорт в Италию – для чилийских и аргентинских крейсеров. Еще четыре таких орудия были установлены на «Адмирал Нахимов» при модернизации крейсера. Боеприпасы и баллистика этих орудий аналогичная пушке 8/45К-III.
Пушки Барановского
В 1891 году Александровский завод выдал на испытания гамму своих орудий в калибрах 2,5", 3,42", 4,2", 4,8", 6". 122 и 152 миллиметровые орудия Барановского на вооружение приняты небыли, но Владимир Степанович в накладе не остался – к этим системам принят его затвор его системы. И Александровский завод был загружен изготовлением затворов для Обуховского и Пермского заводов. Алексеевский завод затворы делал сам, ну естественно приобретя лицензию у Барановских.
Гораздо сложнее обстояло дело с меньшими калибрами. И если 107-миллимитровку приняли безоговорочно (устанавливалась на минные крейсера, а позднее и на эскадренные миноносцы). То 63,5-мм и 87-мм застряли. За 6 лет Морское ведомство приобрела восемь 2,5 дюймовых пушек и 4-х фунтовок в количестве 24 штук. Вся проблема оказалась в 45-57-мм Гочкиса и 76-мм Кане. Конкуренты были дешевле. Звездный час скорострелок Барановского настал после 1896 года. «Расстрел» «тринадцатого» показал, что 47-мм пушки не эффективны против миноносцев. 57-мм – малоэффективны, а 76-мм имеющие достаточную эффективность, но практически равную 63,5-мм пушкам Барановского и при этом уступают последним в скорострельности. Фаворитом в соревновании стала 87-миллиметровка – разворачивающая борт миноносца при каждом попадании. Выстрел же 107-мм пушки показал убийственную эффективность. Именно после 1896 года, прекращается выпуск 47 и 57-мм пушек, и начинается их замена на пушки покрупней. Стрельба из 6” пушки не вызывала сомнений в эффективности, поэтому по «13» из них не стреляли. А вот стодвадцатками повеселились – фугасный пироксилиновый снаряд разворотил бак под рубкой с разрушением самой рубки.
Пушки Барановского имели примерно одинаковую конструкцию. По своим характеристикам превышали предыдущее поколение, но имели и преемственность. Так гильзы для всех систем были старые – от пушек поколения II. Станки были разными, в отличии от предыдущих пушек. 107-мм орудие имело щит.
Пушка 2,5/50К-III на морском тумбовом станке
Пушка 2,5/50К-III имела следующие параметры: полная длина ствола – 3676 мм, длина канала ствола – 3175/50 мм/клб, замок клиновой открываемый вправо посредством эксцентрика, вес ствола с замком – 532 кг, масса орудия со станком – 1630 кг.
Заряжание унитарное, длина гильзы – 601 мм, вес порохового заряда 1,6 кг. В б/к входили равновесные бронебойные, фугасные и шрапнельные снаряды весом 4,7 кг (вес ВВ в фугасном снаряде 0,48 кг), длиной – 4,9 клб, начальная скорость 880 м/с, дальность стрельбы – 10 206 м при угле возвышения 25°.
Источник: http://cmboat.ru/monitor/monitor25/
4-х фунтовая пушка 3,42/50К-III на морском тумбовом станке
Пушка 3,42/50К-III имела следующие параметры: полная длина ствола – 4850 мм, длина канала ствола – 4344/50 мм/клб, замок клиновой открываемый вправо посредством эксцентрика, вес ствола с замком – 910 кг, масса орудия со станком и щитом – 2698 кг.
Заряжание унитарное, длина гильзы – 725 мм, вес порохового заряда 2,4 кг, вес унитарного патрона – 15,49 кг. В б/к входили равновесные бронебойные, фугасные и шрапнельные снаряды весом – 9,6 кг (вес ВВ в фугасном снаряде 1,24 кг), длиной – 3,6 клб, начальная скорость 862 м/с, дальность стрельбы – 10 584 м при угле возвышения 25°.
9-и фунтовая пушка 4,2/50К-III на морском тумбовом станке со щитом
Пушка 4,2/50К-III имела следующие параметры: полная длина ствола – 5980 мм, длина канала ствола – 5330/50 мм/клб, замок клиновой открываемый вручную, вправо, посредством эксцентрика, вес ствола с замком – 1450 кг, масса орудия со станком, без щита – 2698 кг.
Заряжание унитарное, длина гильзы – 788 мм, вес пустой гильзы – 7,5 кг, вес порохового заряда 3,2 кг, вес унитарного патрона – 27,9 кг. В б/к входили равновесные бронебойные, фугасные и шрапнельные снаряды весом – 17,4 кг (вес ВВ в фугасном снаряде 1,88 кг), длиной – 4,6 клб, начальная скорость 768 м/с, дальность стрельбы – 10 821 м при угле возвышения 25°.
Тульские скорострелки
Тульский орудийный завод производил 37 и 47-мм револьверные пушки Р37 и Р47. Конечно, эти шедевры Гочкиса устраивали не всех – адмиралам хотелось скорострельных пушек с большей бронепробиваемостью, большей скорострельностью и лучшей настильностью. В 1891 году были инициированы работы по скорострельным пушкам, призванных заменить Р37. Туляки переобжали патрон 47-мм револьверной пушки до 37 миллиметров, получив патрон 37х137R и заветные 656,7 метров в секунду для снаряда. Однако пушка получилась под стать 47 миллиметровой и по весу и по скорострельности. Стало понятно, что для увеличения настильности нужна большая скорость снаряда, а для того что бы вес системы остался приемлемым следует уменьшать калибр. Кроме того – для увеличения скорострельности нужно увеличивать количество стволов. Выбор остановили на калибре в один дюйм. Старые патроны от картечниц Пальмкранца и Нодерфельда разработчиков не устраивали. Попытались переобжать 37 миллиметровый патрон – но количество стволов осталось прежним. И скорострельность тоже. Не желая менять механизм пушки Р37, рассчитали ствольную обойму под шесть стволов. Патроны получались слишком тонкими и соответственно длинными. Такая диспропорция никого не устраивала. Выход нашелся как всегда неожиданно – патрон сделали безрантовым, наподобие патрона винтовки Мосина образца 1891 года. Обойма с шестью стволами легко вписалась в механизм пушки Р37. Скорострельность поднялась до 100 выстрелов в минуту. В 1896 году был разработан электропривод к этим системам, повысивший скорострельность до 180-200 выстрелов в минуту.
Пушка Р25 на тумбовом станке
Пушка Р25 состояла из блока стволов и блока перезарядки, приводимого в действие вращением. Калибр – 25,4 мм (1 дюйм), патрон 25,4х139, вес патрона – 506 грамм, вес бронебойного снаряда – 297 грамм, вес порохового заряда – 129 грамм, начальная скорость снаряда 831 м/с, эффективная дальность стрельбы – 4 500 м. Полная длина ствола – 1732 мм, длина канала ствола – 1608/63,3 мм/клб, масса пушки – 167 кг, масса орудия со станком, без щита – 263 кг.
Проводя работы по пушке Р25, ТОЗ в инициативном порядке вел работы по орудию еще меньшего калибра. Уменьшив калибр, ровно в два раза и добавив еще один ствол, изготовили пушку Р12. Скорострельности добились на уровне 200 выстрелов в минуту на ручном приводе и до 400 на электрическом. Скорострельности способствовал магазин на 50 патронов устанавливаемый сверху на орудие.
Пушка Р12 с электроприводом, на тумбовом станке
Пушка Р12 состояла из блока стволов и блока перезарядки, приводимого в действие вращением. Калибр – 12,7 мм (0,5 дюйма), патрон 12,7х108, вес патрона – 147 грамм, вес бронебойного снаряда – 59,2 грамма, вес порохового заряда – 16,5 грамма, начальная скорость снаряда 812 м/с, эффективная дальность стрельбы – 2 500 м. Полная длина ствола – 1078 мм, длина канала ствола – 973/76,6 мм/клб, масса пушки – 132 кг, масса орудия со станком, без щита – 202 кг.
В 1893 году обе системы были предъявлены комиссии Морского Комитета на центральном полигоне. Пушка Р25 имела бронепробитие 18,7 мм на 1000 метров, что давало гарантированное поражение живой силы на открытых и слабозащищенных местах. Пушка Р12, благодаря высокой скорострельности, «сметала» живую силу на открытых местах, а так же за неброневыми переборками на дистанции торпедной атаки миноносцев. При этом имела бронепробитие 15 мм на 500 метров. Обе системы были приняты для вооружения кораблей российского Императорского флота в качестве противоминной артиллерии. Р25 кораблей 1 ранга, а Р12 для всех остальных.
Ковровские пулеметы
Ковровский завод переделал пулемет М87 под безрантовый трехлинейный патрон системы Мосина образца 1891 года. М95 отрабатывался с декабря 1891 года до января 1895. И хотя внешне пулемет образца 1895 года ничем не отличался от предшественника – это было более надежное оружие. Задержки при стрельбе снизились в шесть раз, а поломки были практически исключены. Пулеметы М95 поступили на вооружения всех кораблей флота. Ими заменили и все имеющиеся М87, в том числе и находящиеся в частях морской пехоты.
Пулемет М95 на морском тумбовом станке
Пушка 356/45
Последней корабельной артиллерийской системой третьего поколения принято считать пушку 14/45К-III. Это чрезвычайно мощное орудие было готово уже в 1898 году, но первый заказ на ОСЗ поступил только в 1907 году. Их заказали для супербородинцев типа «Гренгам». До этого момента в российском Императорском флоте не была реализована система заряжания этих орудий обеспечивающая приемлемую скорострельность.
Стволы пушек 14/45К-III линкора «Гренгам»
Источник фото: http://wwii.space/корабельные-орудия-великобритания/
Пушка 14/45К-III – калибр 355,6 мм (14 дюймов), полная длина ствола – 16 886 мм, длина канала ствола – 16 002/45 мм/клб, нарезной части – 13 529 мм, длина зарядной каморы – 1159 мм. Число нарезов 84, крутизна их хода 30 клб, глубина нарезов 2,67 мм. Вес затвора 1384 кг. Вес ствола с затвором 65 867 кг.
Заряжание раздельное – картузное. В б/к пушки входили бронебойный и фугасный снаряды весом 672,2 кг, длиной 4,2 клб, вес ВВ – 17 кг у бронебойного и 76 кг у фугасного снаряда, вес порохового заряда – 187 кг, начальная скорость 788,4 м/с, дальность – 20 572 м при угле возвышения 15º. Живучесть ствола – около 250 выстрелов.