Великий князь Алексей Александрович и его флот. Часть 8.5.4.1
Корабельная артиллерия – поколение III
В 1882 г. Пампушко Семен Васильевич занял место репетитора химии в артиллерийской академии, а 1-го сентября 1887 г. получил командировку за границу на 1 год. Посетив Германию, Бельгию, Францию, Англию, Италию и Австрию. Папмпушко осматривал пироксилиновые, динамитные и пороховые заводы и особенно занимался изучением свойств и приготовления различных взрывчатых веществ, а в Париже работал в лаборатории известного русского специалиста по термохимии Лугинина. По возвращении из командировки Пампушко занялся обработкой накопленных им сведений, и в 1890 г. выпустил замечательную работу "Заводское приготовление пироксилина и нитроглицерина", удостоенную по присуждению артиллерийской академии Михайловской премии. В эту книгу Семен Васильевич включил и сделанные им по поручению начальства замечательные "соображения" по поводу предполагавшейся тогда постройки в Петербурге пироксилинового завода. Великий князь Алексей Александрович, ознакомившись с работой Пампушко, предложил ему заняться вопросом производства бездымного пороха в России.
Однако Семен Васильевич обратил внимание ВК на более сложный вопрос – мелинит. Алексей Александрович, пошел на встречу устремлениям Семен Васильевича и в Александровских казармах была организована лаборатория по мелиниту. Пампушко С. В. назначен руководителем мелинитовой лаборатории. В 1890 году, другой русский химик Чельцов, был приглашен принять участие в разрешении вопроса о введении во флоте бездымного пороха и устроить в морском ведомстве научно-техническую лабораторию. С этой целью Чельцов был командирован за границу (в Англию и Францию, вместе с Менделеевым и начальником морского пироксилинового завода Л. Г. Федотовым). Новая лаборатория была создана в 1891 году. А 23 января 1891 года, Дмитрий Иванович Менделеев создал русский бездымный порох и дал название этому пороху «пироколлодийный» — по полученному и названному им же виду нитроклетчатки — «пироколлодий». Производство пороха началось на Шлиссельбургском заводе под Санкт-Петербургом. Осенью 1892 года, с участием главного инспектора артиллерии морского флота адмирала С. О. Макарова, испытан пироколлодийный порох. За полтора года под руководством Д. И. Менделеева разработана технология пироколлодия — основы российского бездымного пороха. После испытаний 1893 адмирал С. О. Макаров подтвердил пригодность нового "бездымного зелья" для использования в орудиях всех калибров. В артиллерии Императорского флота и армии началась эра бездымного пороха. Все это потребовало перевод на бездымный порох старых артсистем и создание новых – специально разработанных под этот порох. Пушки под бездымный порох стали артиллерией третьего поколения.
Таблица ТТХ пушек поколения «III»
47 и 57-мм пушки
Первыми корабельными артиллерийскими системами третьего поколения стала 47 и 57 миллиметровые пушка Гочкиса. В 1886-87 гг, во Франции было куплено таких пушек в количестве 32 штук.
В 1888 году у Гочкиса была приобретена лицензия на 47/1 пушку. А вскоре по его чертежам ОСЗ изготовил для этого орудия два станка — жесткий и гидравлический. К марту следующего года они успешно прошли испытания на Охтинской батарее. По результатам испытаний, во флоте был выбран гидравлический станок. В дальнейшем на ОСЗ наладили серийное производство пушек 1,85/37К-III на гидравлическом станке. Именно такой индекс получила эта пушка. Станок имел гидравлический компрессор и пружинный накатник и представлял собой вертлюг, вставленный в тумбу. Угол ВН -23°… +25°. Вес станка изготовления ОСЗ — 532 кг. Тело орудия состояло из трех частей: ствола, кожуха и соединительной гайки. Цапфы пушки составляли одно целое с кожухом. Замочное отверстие сделано в кожухе. Затвор пушки вертикальный, клиновой, с 1/4 автоматики. При открывании затвора производился взвод ударника и выбрасывание гильзы.
Пушка 1,85/37К-III на оригинальном станке Гочкиса
В б/к пушки 1,85/37К-III входили гранаты весом по 1,5 кг, как чугунные, так и стальные. Вес ВВ около 200 г. Стальная граната пробивала у дула по нормали 88-мм броню. В 1914-1918 годах для зенитной стрельбы 47-мм гранаты снабжались дистанционными 8-секундными трубками и «дымным следом». Первоначально использовался заряд бурого пороха весом 750 г, а затем – бездымного весом 316-350 г. Согласно таблицам стрельбы 1895 года граната весом 1,5 кг имела Vo = 701 м/с, дальность 4575 м при +10,4° и 6591 м при +25°. Кроме того имелся картечный выстрел, содержащий 1,62 кг пулевой картечи – 167 пуль диаметром 12,7-мм, в тонкостенном латунном стакане. Начальная скорость картечного выстрела 671 м/с. Эффективность картечного выстрела сохранялась до 400 метров.
Кроме пушки 1,85/37К-III в русском флоте состояли и другие одноствольные 47-мм пушки. Китайский миноносец, вооруженный 47-мм орудиями Гочкиса «II марки», был захвачен русскими в 1900 году, переименован в «Лейтенант Бураков». Стволы орудий у него, как и патрон, были короче. В переписке 1900 года значится, что миноносец был перевооружен и все эти орудия были сданы на склад. Дальнейшая их судьба не прослеживается. На ЭМ «ушаковской серии» («Калиакрия», «Гаджибей» и др.) в начале 1917 года стояли 47-мм трофейные японские пушки (10 шт.), переделанные для зенитной стрельбы. Правда, эти орудия практически не отличаются от российских и имели тот же индекс.
На 1 января 1901 года в Морском ведомстве имелось 963 пушки 1,85/37К-III. В основном они были на складах. После учений 1896 года, когда были проведены практические стрельбы по реальному миноносцу. Миноносец «№13» выскочил на полном ходу на камни, от удара его развернуло и выбросило на отмель. Корпус миноносца при этом деформировался – согнулся в горизонтальной плоскости. Миноносец решили не восстанавливать – механизмы и вооружение сняли, корпус разделали на металл. Предварительно «порвав» его боевой стрельбой из всех калибров. Стрельба из 47-мм пушек показала их полную непригодность к противоминной защите. В связи с чем, было принято решение о замене этих пушек на орудия 63,5-87 мм калибра.
На конкурсе полковой противопулеметной артиллерии, состоявшийся в апреле 1901 года, Путиловский завод предложил 47 мм пушку – уменьшенный вариант 3 дюймовой дивизионки образца 1900 года. А Обуховцы предложили переделку морской 47 мм пушки 1,85/37К-III в сухопутный образец – как раз в это время флот стал массово менять эти пушки, на орудия покрупней. И на складах 47 миллиметровок скопилось приличное количество. В конкурсе победила передельная пушка Обуховского завода. В тот же года обуховцы наладили выпуск этих пушек.
47 мм полковая пушка образца 1901 года (пушка 1,85/37К-III на сухопутном лафете)
Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:47mm_Russian_Hotchkiss_gun_on_field_carriage.JPG?uselang=ru
Во время войны 1904 года в Порт-Артуре корабельную артиллерию малого калибра почти всю передали на сухопутный фронт. Пушки 1,85/37К-III в окопах устанавливались как на штатном корабельном станке, так и на импровизированных деревянных станках.
Пушка 1,85/37К-III на импровизированном станке в окопах осажденного Порт-Артура
Деревянный станок повторял конструкцию лафета Обуховского завода, но сохранил плечевой упор и был слаб для данного орудия. Вследствие чего, часто ломался. Однако эти пушки внесли значительный вклад в оборону крепости. Фугасная пироксилиновая граната имела отличное действие по пулеметным гнездам противника, а картечный выстрел своим убийственным воздействием деморализовал атакующую пехоту. На дистанции 400 метров фронт разлета пуль составлял 60 метров и сметал все живое на своем пути.
В 1914-1918 годах пушки 1,85/37К-III переделывались для стрельбы по зенитным целям. При этом угол возвышения был доведен до +85°. Пушки устанавливались на корабли и береговые батареи.
Пушка 1,85/37К-III на зенитном станке вспомогательного крейсера
57-мм пушки в русском Императорском флоте появились в 1887 году – пять таких орудий приобрели во Франции для минного крейсера «Лейтенант Ильин». Орудия считались 40 калиберными, но по классификации 1882 года оказались с длинной ствола 34,3 калибра и получили индекс 2,2/35К-III. Точно такие же орудия устанавливались на корабли Британской Империи, распространены они были и на других флотах.
Пушка 2,2/35К-III
В 1914 — 1915 годах было решено переделать пушки 2,2/35К-III в зенитные. Угол ВН довели до +65° и приняли шрапнельный снаряд с 8-секундной трубкой. Пушками предполагалось оснащать автомобили. Испытания опытного образца зенитки прошли успешно. Но затем эти пушки, почему-то собрали на одном складе в Брест-Литовске. 12 ноября 1914 года в нем вспыхнул пожар, и склад сгорел вместе с орудиями. Однако острая потребность в зенитных орудиях подвигла ОСЗ вновь начать выпуск этих пушек. Новые пушки оснастили полуавтоматическим замком Барановского-Лендера, ставший к тому времени привычным на Императорском флоте, а так же довели длину ствола до 40 калибров. И хотя конструктивно это орудие не отличается от пушки 2,2/35К-III (за исключением затвора), его причисляют к артиллерии IV поколения.
Следующее обращение к 57-миллиметровкам произошло в 1890 году – Морское ведомство, опять во Франции, закупило 20 пушек для новых миноносцев. Правда, это были пушки с длинной ствола в 50 калибров. 44,3 – по классификации 1882 года. Гильза унитарного выстрела была аналогичной как на пушках МКр «Лейтенант Ильин» — длиной 326 мм, но имела большие навески пороха. Снаряды были так же идентичными. Орудие получило индекс 2,2/45К-III.
Пушка 2,2/45К-III
В 1891 году фирма Hotchkiss предложила Морскому Ведомству пушку 57/58, которую Обуховский завод начал выпускать в том же году – индекс 2,2/51К-III. Пушкой вооружали миноносцы. Унитарный выстрел имел длину 706 мм (длина гильзы 546 мм) и снаряды аналогичные предыдущим образцам. Орудие оказалось очень дальнобойным. Пушки монтировались на вертлюжные станки на тумбах, имели винтовой подъемный и поворотный механизмы. Угол ВН -5,5°…+22,5°, горизонтальный обстрел – круговой.
Пушка 2,2/51К-III на корабельном станке со щитом
57-мм пушки, переделанные в зенитные, продержались на флоте и береговых частях до конца ВМВ. Их неоднократно модернизировали. Модернизация, в основном, касалась средств наведения и управления стрельбой. Остальные, снятые с кораблей, хранились на складах. В 1939 году, потребность в артиллерии для оснащения УРов на западной границе, заставила переделать их в казематные. Все они были установлены в ДОТах «Передовой линии» и были потеряны в 1941 году.
Источник: http://wunderwafe.ru/Magazine/MK/1997_02/index.htm
76-мм пушка
Документацию на 75/50-мм пушку Канэ купили в 1891 году вместе с документацией на станки к 152/45-мм и 120/45-мм орудиями Канэ. 75/50-мм пушки были приняты только в Морском ведомстве. АК ГАУ в июне 1892 года рассмотрел вопрос о возможности введения 75/50-мм пушки Канэ в сухопутной артиллерии и отказался от нее. В Морском ведомстве пушка стала калибром 76,2-мм и получила индекс – 3/48К-III.
Пушка 3/48К-III на казематном станке Обуховского завода
Пушка состояла из ствола, скрепленного кожухом и добавочным кольцом. Затвор поршневой. Полная длина ствола 4335 мм, длина ствола (канала) 3673/48,2 мм/клб, длина нарезной части 2943,5 мм. Крутизна нарезов переменная (у дула 30 клб). Число нарезов 18, глубина 0,6 мм, вес замка 25 кг. Вес ствола с замком 879-901 кг. Станок с центральным штырем, компрессор гидравлический, откатывался вместе со стволом. Накатник пружинный. Подъемный механизм с зубчатой дугой. Поворотный механизм посредством валов и шестерен сцеплялся с зубчатым погоном, прикрепленным к штыревому основанию. Заряжание пушки унитарное. Гильза латунная длиной 662 мм, вес 3,032 кг. Заряд бездымного пороха — 1,5 кг. В б/к пушки входили бронебойные снаряды весом 4,9 кг и длиной 2,7 клб. На дистанции 915 м они пробивали по нормали 117-мм броню. Пулевая диафрагменная шрапнель весом 4,91 кг в 2,9 клб, содержавшая 184 пули диаметром 12,7 мм и весом 10,6 г каждая. Трубка 22-секундная. Фугасный снаряд образца 1891 года, весом 4,91 кг в 3,36 клб, ВВ — 0,46 кг черного пороха. Фугасный снаряд образца 1897, весом 4,91 кг в 3,36 клб, ВВ — 0,5 кг пикринита. Фугасный снаряд образца 1901 года, весом 4,91 кг в 3,36 клб, ВВ -0,48 кг тротила. Фугасный снаряд образца 1907 г, весом 4,91 кг в 3,36 клб, ВВ — 0,52 кг тротила. В 1915 году ввели: фугасный (толовый) зенитный снаряд весом 5,32 кг в 3,2 клб с 22-секундной трубкой; ныряющий снаряд весом 4,5 кг в 3,4 клб, ВВ — 0,76 кг, взрыватель НВ; зажигательный снаряд в 3,3 клб и осветительный в 3,3 клб с 18-секундной трубкой. В 1917 году было введено несколько типов зенитных снарядов Розенберга с палочной шрапнелью весом 5,75-5,97 кг, длиной 2,8-4,5 клб, трубка 22-секундная или МТ-6.
С 1914 года пушки 3/48К-III начали переделывать в зенитные. Зенитные пушки устанавливались на кораблях, береговых батареях и бронепоездах. Эти пушки, благодаря лучшей баллистике, были эффективнее зенитных пушек Лендера, правда последняя проектировалась как автопушка. Они неоднократно модернизировались и простояли на вооружении до конца второй мировой войны.
Трехдюймовая пушка 3/48К-III конкурировала с 4-фунтовкой Барановского 3,42/50К-III, которая была длиной в 50 калибров, имела более мощный боеприпас, большую скорострельность и соответственно была гораздо дороже. До 1896 года пушки 3/45К-III были фаворитами на кораблях первого ранга, однако после «расстрела» «тринадцатого» миноносца [1], 87-мм орудие, вышедшее победителем в этом состязании, подвинуло трехдюймовку на второй план. Но и пушка 2,5/50К-III, будучи легче и дешевле, выдавила трехдюймовку с миноносцев 150 тонного класса. Оказалось, что снаряд 63,5-мм пушки легче 76,2-мм снаряда, всего на 300 грамм. А само орудие весит меньше трехдюймовки почти на тонну и имеет большую скорострельность. Поэтому пушку 3/48К-III, после 1896 года, устанавливали на вспомогательные суда, береговые батареи и бронепоезда.
122 и 152-мм пушки
В начале 1891 года во Франции русской делегации была продемонстрирована стрельба из 120/45-мм и 152/45-мм пушек системы Канэ. Стрельба из них производилась унитарными патронами, и французы ухитрились получить огромную скорострельность — 12 выстр./мин — из 120-мм пушек и 10 выстр./ мин из 152-мм. ВК Алексей Александрович предложил французам провести сравнительные испытания на центральном полигоне в Санкт-Петербурге. Конкурс состоялся в марте того же года. Участниками конкурса стали Кане, Обухов и Барановский. Результаты испытаний обескуражили Великого Князя. Орудия Канэ были самыми легкими (более совершенными были и противооткатные устройства), Обуховские пушки показали самую лучшую баллистику (ведь стреляли они русскими тяжелыми снарядами весом 56 кг), а Барановский порадовал скорострельностью: 122-мм пушка с унитарным заряжанием – 18 выстрелов в минуту, а 152-мм с раздельно-гильзовым – 10. Успех Владимир Степановича был не случаен. Экспериментируя с клиновым затвором системы Гочкиса, он расположил его горизонтально – так вес замка не сильно сказывался на усилии управления открытия-закрытия. Рукоятку управления затвором расположил сверху, а паз заряжания слева от затвора. Затвор был четвертьавтоматическим – при открывании, производился взвод ударника и выбрасывание стреляной гильзы. Кроме того 122-мм унитарный выстрел был изготовлен из переобжатой и укороченной гильзы 152-мм пушки. Поэтому на 122-мм и 152-мм пушках затворы были одинаковыми. При этом 122-мм выстрел был значительно короче французского.
Затвор орудий Барановского
На совещании адмиралов и специалистов АК, Управляющий Морским министерством решил ограничиться приобретением у Канэ чертежей станков, не заказывая образцов самих орудий. 10 августа 1891 года был заключен договор с обществом Forges et Chantiers de la Mediterranes, согласно которому Канэ представил чертежи станков, снарядов, гильз и трубок (взрывателей). ОПКАСу, во главе с Бринком пришлось опять поднатужиться и в 1892 году на вооружение кораблей Императорского флота были приняты 122-мм и 152-мм пушки, представляющие из себя «симбиоз» из станков Канэ, стволов ОСЗ и замков Барановского. Они получили индексы 4,8/45К-III и 6/45К-III соответственно.
Пушка 4,8/45К-III на станке Канэ
Пушка 4,8/45К-III имела скрепленный ствол, состоящий из внутренней трубы и трех цилиндров скрепляющих трубу — у дула, кожуха и казенника. Затвор клиновой, с приводом посредством эксцентрика. Нарезка канала постоянная. Полная длина ствола – 6255 мм, длина канала ствола 5457 мм (44,8 клб). Крутизна нарезов 29,89 клб. Число нарезов 30, глубина 0,8 мм. Вес замка 97 кг. Вес орудия с замком 3196 кг. Не смотря на то, что калибр орудия был 122 миллиметра, во флоте пушки называли «стодвадцатками».
Станок Канэ на центральном штыре: цилиндр гидропневматического компрессора составлял одно целое с обоймой, соединенной со стволом. Накатник пружинный. Подъемный механизм имел одну зубчатую дугу. Штыревое основание – круглая стальная отливка, которая крепилась к палубе или бетонному основанию болтами. На нем имелся круговой желоб с шарами, на которых лежала своим дном поворотная рама. Угол ВН -7°…+20°. Угол ГН 360°. Длина отката 294 мм. Высота оси цапф от основания тумбы 1150 мм. Вес откатных частей 3880 кг, вес качающейся части 4427 кг. Вес щита 900 кг. Вес установки с пушкой и щитом 7615 кг.
Заряжание пушки унитарное. Длина гильзы 798 мм, вес 8,4 кг. Длина патрона – 1249 мм. Заряд для основных снарядов около 6,7 кг бездымного пороха, для ныряющего снаряда – 0,7 кг. Полный вес патрона – 39,97 кг. В б/к к 122/45-мм пушкам полагались снаряды весом 24,87 кг: бронебойный длиной 3,2 клб (вес ВВ – 0,8 кг) и фугасный в 3,9 клб (вес ВВ – 2,56 кг); шрапнель пулевая весом 26,48 кг, длиной 4,2 клб, снаряженная 480 пулями весом 18,06 г и диаметром 15 мм; зажигательный; осветительный снаряды. После японской войны применялись фугасные снаряды обр. 1907 г. весом 28,96 кг, длиной 5 клб, ВВ – 3,73 кг. В 1915 году были приняты: ныряющий снаряд весом 26,1 кг в 5 клб, ВВ – 5,22 кг, взрыватель НВ. Начальная скорость бронебойных и фугасных снарядов – V0 = 837 м/с, дальность 12139 м при +25°. Для снаряда обр. 1907 г. V0 = 729 м/с и дальность 12 459 м при +20°, 13 513 м при +25,5° и 15021 м при +38°. Для шрапнели V0= 823 м/с и дальность 10 100 м по трубке (18°). Для ныряющего снаряда V0 = 350 м/с и дальность 2379 м.
Следует уточнить, что Барановский уже предлагал пушку 4,8/35К-II с поршневым замком в 1886 году. Но тогда Артиллерийский Комитет и МТК даже не стало рассматривать орудие, сославшись на ненадобность такого калибра во флоте.
Пушка 6/45К-III на станке Канэ
Стволы 152/45-мм пушки были скрепленные до дула. Состояли из трубы, трех скрепляющих цилиндров, кожуха, казенника и двух колец. Полная длина ствола – 7923, длина канала – 6827 (44,8 клб) мм. Длина нарезной части 6349 мм. Первые партии орудий имели постоянную крутизну нарезов в 30 клб, а последующие – переменную крутизну от 71,95 клб в начале до 29,89 клб к дулу. Число нарезов 38, глубина нарезов 1,00 мм. Затвор клиновой, с приводом посредством эксцентрика. Вес замка 97 кг. Вес ствола с затвором 6329 кг.
14 января 1892 года АО МТК были рассмотрены рабочие чертежи 152/45-мм станка Канэ на центральном штыре. Чертежи утвердили и передали в производство на ОСЗ. Устройство станка аналогично станку 122-мм пушки. Подъемный механизм с зубчатой дугой. Угол ВН -6°. ..+25°. Угол ГН 360°. Тормоз отката гидравлический, веретенного типа. Накатник пружинный. Длина отката 375 – 400 мм. Высота оси орудия над палубой 1150 мм. Диаметр окружности по центрам фундаментных болтов 1475 мм. Вес качающейся части 8378 кг. Вес щита 991 кг. Общий вес станка без орудия 6290 кг, с орудием – 14 668 кг. Станки на центральных штырах при угле ГН 100° требовали больших портов, поэтому для закрытых батарей были введены бортовые станки. Бортовой станок вращался в горизонтальной плоскости на одном переднем и 4 задних катках. Ось вращения проходила через порт. Вес станка 6961 кг. Пушки 6/45К-III устанавливались и в башенных установках. Данные по откату и углам ВН аналогичны станку с центральным штырем.
Заряжание раздельно-гильзовое. Длина гильзы – 1096 мм, вес пустой гильзы – 14,4 кг, вес снаряженной гильзы – 26,4 кг. Гильза по французскому образцу. К основным снарядам был принят заряд бездымного пороха весом 11,5 – 12 кг, а к ныряющему снаряду – 1,2 кг.
До 1907 года в б/к пушки 6/45К-III входили снаряды: бронебойный «старого чертежа» — вес 41,48 кг, имел длину 2,8 клб и содержал 1,23 кг пикринита, взрыватель 11 ДМ; тяжелый бронебойный — вес 55,92 кг, имел длину 4,4 клб и содержал 2,2 кг пикринита, взрыватель 11 ДМ; фугасный стальной «старого чертежа» — вес 41,48 кг, длиной 3 клб, содержал 2,713 тротила, взрыватель 9ДТ; тяжелый фугасный стальной — вес 55,92 кг, длиной 4,5 клб, содержал 5,62 кг тротила, взрыватель 9ДТ; легкий фугасный снаряд — «изготовляли в целях экономии», отливали снаряды из обыкновенного чугуна — вес 41,5 кг, длиной 3,25 клб, с весом ВВ 1,365 кг черного пороха и ударной трубкой обр. 1884 г. Чугунные снаряды рекомендовалось использовать при пристрелке цели. Имелись так же зажигательные и осветительные снаряды. В конце 1899 года появился сегментный снаряд весом 41,8 кг, длиной 2,7 клб. Снаряды снабжались последовательно 16, 30 и 45-секундными трубками. Снаряд содержал от 24 до 28 сегментов. В 1901 году стали применять шрапнель весом 41,46 кг, длиной 3,6 клб с 45-секундной трубкой, позже замененной ТМ-10. Вес одной пули 21,3 г, диаметр 15,9 мм.
Фугасные снаряды обр. 1907 г. весили 41,46 кг, имели длину 3,2 клб, вес ВВ 3,7 кг тротила, взрыватель обр.1913 г. В 1915 – 1916 годах снаряд обр,1907 г. модернизировали – вес увеличили до 49,76 кг, а длину до 4,1 клб. Фугасный снаряд обр.1915 г. весил 41,46 кг, имел длину 4,1 клб, вес ВВ 5,8 кг тротила, взрыватель обр. 1913 г. или МР. В 30-е годы в боекомплект ввели фугасный снаряд обр.1928 г. весом 51,06 кг, длиной в 4,9 клб, вес ВВ 3,1 кг. В 1915 году приняли ныряющий снаряд весом 48,1 кг и длиной 4,67 клб, вес ВВ 10,2 кг, взрыватель НВ или НВ-2. В 1916 – 1917 годах начали поступать химические (удушающие) снаряды. Только одна партия содержала 3000 таких снарядов, переделанных из стальных практических.
Начальная скорость бронебойных и фугасных снарядов весом 41,5 кг – V0 = 834 м/с, дальность 12609 м при +25°. Начальная скорость бронебойных и фугасных снарядов весом 56 кг – V0 = 796,6 м/с, дальность 14309 м при +25°.
С 1892 года ОСЗ приступил к выполнению заказа. Только с 1 января 1897 по 1 января 1901 года завод сдал 135 пушек 6/45К-III, а с 1 мая 1900 по 1 мая 1901 года 46. Несколько позже производство орудий 6/45К-III начал Пермский завод. В 1897 годах ему заказали 37 орудий. А с 1897 года пушки начал выпускать Алексеевский завод в Екатеринбурге (Здесь и далее речь идет только об орудиях Морского ведомства). Алексеевский завод выполнил заказы этих пушек и на экспорт: в Болгарию, Грецию и в 1901 году в Италию – для аргентинских и чилийских крейсеров. В 1901 году ОСЗ выпустил 16 орудий 6/45К-III с новыми полуавтоматическими замками Б12/15ПА, конструкции Барановского. Эти орудия попали на крейсера первого ранга «Варяг» и «Аскольд». Отдельно их рассматривать не будем – по сути они являлись орудиями IV поколения или вернее их предтечей.
В 1893 — 1894 годах в сухопутной артиллерии проводились опыты с 6"/50 пушкой Канэ, купленной ГАУ. Но в 1895 году на вооружение береговых крепостей приняли пушку 6/45Б-III на специальном крепостном станке с углом вертикальной наводки -5…+40°. Само орудие конструктивно от пушки 6/45К-III ничем не отличалось.
Пушка 6/45Б-III на модернизированном станке с углом ВН -5…+40° в Порт-Артуре
Источник фото: http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?pid=1073315
Из пушек 6/45Б-III, установленных на модернизированном станке образца 1895 года с углом ВН -5…+40°, стрельба велась снарядами весом 43 кг: стальными в 2,91 клб и чугунными в 3,54 клб. Заряжание было унитарным. Два номера расчета поднимали кокор с патроном. Досылка патрона из кокора была удобна при угле до +14°40". Скорострельность 6-7 выстрелов в минуту, без исправления наводки и 4,2 выстрелов в минуту, с исправлением. Длина гильзы 1111 мм, вес гильзы 15,05 кг, вес патрона 68,8 кг. V0 = 831 м/с, дальность 14894 м при +40°.
В 1898 году, на Алексеевском заводе, береговой станок модернизировали, увеличив угол вертикальной наводки до +60 градусов.
Пушка 6/45Б-IIIМ на станке с углом ВН -5…+60° в цехе Алексеевского завода
Пушку перевернули на станке, поэтому противооткатные устройства оказались сверху. Заряжание, боеприпасы и баллистика как у корабельной пушки 6/45К-III. Раздельно-гильзовое заряжание ввели для обеспечения стрельбы неполными зарядами при больших углах возвышения. Снаряд весом 56 кг – V0 = 796,6 м/с, дальность 17078 м при +45°. Пушку приняли на вооружение береговых крепостей. Кроме того, в1902 году, были изготовлены 7 шестиорудийных батарей на железнодорожных транспортерах. Две батареи в 1903 году отправили в Порт-Артур и еще две на остров Сахалин. А три оставшихся, прибыли на ДВ с началом боевых действий. Батареи на ЖД транспортерах, благодаря мобильности и большой дальности стрельбы, показали высокую эффективность в контрбатарейной борьбе. Считается, что ЖД артиллерийские транспортеры, одно из средств вооружения российской армии, способствовавшее тому, что Русско-Японская война 1904 года зашла в позиционный тупик.
Источник: http://wiki.wargaming.net/ru/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:152_45_Canet_Cruiser_Oleg.jpg
http://www.telenir.net/transport_i_aviacija/tehnika_i_vooruzhenie_1997_03/p4.php
В 1897 году Пермский орудийный завод предоставил 152-мм орудие для вооружения канонерских лодок Амурской флотилии. Короткая морская 6-дюймовая пушка-гаубица имела полную длину ствола 4650 мм, длину канала ствола 25 калибров (3810 мм). Ствол пушки рассчитывался под бездымный порох и был скреплен по типу 120 пудовой осадной пушки. Масса ствола с замком – 3200 кг, масса станка со щитом – 5299 кг, вес щита – 487 кг, масса в боевом положении – 8499 кг.
Короткая 6-дюймовая морская пушка навесного огня образца 1898 года — 6/25К-III
Начальная скорость снаряда – 623 м/с, вес снаряда 41,5 кг, максимальная дальность стрельбы – 12965 м (70 кабельтовых). Заряжание раздельно-гильзовое, гильза – укороченная до 840 мм гильза от пушки 6/45К-III. Откат – 378-410 мм. Станок позволял наводить орудие по горизонтали в пределах 360º, максимальный угол возвышения — +67,5º, максимальный угол склонения — −5º. Орудие имело поршневой затвор и скорострельность до 6 выстрелов в минуту. Короткая морская пушка испытание выдержала и была принята для вооружения канонерских лодок и крепостей. В 1898 году четыре таких орудия отгрузили для канонерских лодок «Вогул» и «Орочанин».
[1] – 26 мая 1896 года, во время учений, новейший миноносец №13, проходя Биорке-Зунда, приблизился к берегу Березовых островов слишком близко. Наказание последовало незамедлительно – ударившись днищем о подводную скалу, миноносец развернуло и выбросило на отмель. Миноносец шел полным ходом, и скорость была не ниже 24 узлов. Беспечность командира миноносца была объяснена просто – «буквально вчера я здесь проходил и не встретил никакой скалы». Миноносец №13 (бывший «Хорнет») был закуплен у фирмы Ярроу в Англии для всесторонних испытаний (впоследствии, в России строились контрминоносцы типа «Сокол» по улучшенному проекту миноносца «№13»).
Обследование корпуса корабля показало, что из-за разворота во время удара, корпус деформировался и имеет перегиб в горизонтальной плоскости. Корабль восстанавливать не стали. Механизмы и вооружение демонтировали, а корпус подвергли обстрелу из противоминной артиллерии.