Вадим Антонов. Сам себе цитадель
Статья Вадима Антонова с сайта WARSPOT.
Содержание:
К началу советско-финской войны 1939–1940 годов на снабжении пехоты РККА не состояло специализированных бронещитков с возможностью ведения наступательных действий, а оставшиеся от царской армии щитки для установки на брустверах траншей были предназначены для обороны. Однако итоги неудачных для Красной Армии боев декабря 1939 года заставили задуматься о подвижной бронезащите бойцов, способной эффективно противостоять ружейно-пулеметному огню и одновременно вести наступление на позиции противника.
Одним из решений были бронесани, которые буксировались танками, но танки не везде могли пройти, а защита пехоте требовалась срочно. При атаке зимой по глубокому снегу боец, и так стесненный в движении теплой одеждой, не мог двигаться быстро. Вместо короткого броска до позиций противника солдатам приходилось медленно брести по сугробам под обстрелом — в итоге либо атака захлебывалась, либо подразделения несли большие потери.
Поставить всех бойцов на лыжи оказалось невозможно: было необходимо в короткое время собрать нужное количество лыж, обучить солдат хождению на них и освоить новую тактику боя. Поэтому родилась идея поставить на лыжи бронещиток (в официальных документах он именовался бронещитом), оснастить его смотровыми щелями и бойницей для личного оружия. Солдат лежа мог толкать щиток перед собой, вести огонь по противнику и был бы защищен от пуль. С учетом того, что вес щита при таком способе передвижения не играл значительной роли, толщину брони можно было сделать достаточной для противодействия пуле, выпущенной из винтовки или пулемета.
Ижорцы против кировцев
В тылу группировки частей РККА, участвовавшей в боевых действиях против Финляндии, находился развитый промышленный центр – Ленинград, с его металлургическими и металлообрабатывающими заводами, занимавшимися производством кораблей, танков и брони для них. Поэтому в конце декабря 1939 года штаб Ленинградского военного округа в лице инспектора по изобретательству разместил заказ на проектирование и изготовление лыжных бронещитов Ижорскому и Кировскому заводам.
В начале января 1940 года заказ был выполнен. Заводы изготовили два типа бронещитов, которые направили на испытания в Ленинградское Краснознамённое пехотное училище имени Кирова. Испытания проходили в Красном Селе 15 января 1940 года на стрельбище училища в присутствии комиссии, состоявшей из представителей штаба ЛВО, пехотных частей и училища, военврача, директоров Ижорского и Кировского заводов, главного конструктора Ижорского завода и заместителя начальника СКБ-2 Кировского завода.
Целью испытаний было определение бронестойкости при обстреле с различных дистанций и легкости скольжения щитков по снегу. Также предполагалось оценить удобство ведения огня, скорость приведения щитка в боевое положение, удобство погрузки и транспортировки. Для определения всех этих характеристик выделялся взвод курсантов.
Ижорский завод предоставил на испытания 20 бронещитов, которые получили на время испытаний условный индекс «ИЗП». Они были разработаны заводским КБ-1 и имели внутризаводской индекс «ЗБШ» или «ЗБ-Ш». ИЗП представлял собой цельноштампованный щит сложной формы с толщиной брони 6 мм. Для лучшей пулестойкости стенки щитка имели скосы в 35° к вертикальной плоскости и на 30° в горизонтальной. Для лучшего скольжения по снегу нижняя часть щита была загнута под углом 49°.
В правой плоскости щита была сделана бойница для стрельбы размерами 120×65 мм. Расположение бойницы обеспечивало обстрел из винтовки вправо от оси щитка на угол 40–45° и влево на угол 10–15°. При стрельбе из ручного пулемета сектор обстрела уменьшался на 5° с обеих сторон. Вес щита без лыж составлял 38,7 кг. Захват лыжи осуществлялся за счет затягивания болта между неподвижной планкой, приваренной к щиту, и подвижной лапкой.
Кировский завод предоставил 10 щитков, получивших на время испытаний индекс «КЗП», которые были разработаны заводским СКБ-2.
КЗП был сварной конструкцией, состоящей из трех основных деталей: лобового щита с заваленными верхним и нижним краями, и приваренных к нему боковых щитков. Угол верхней части лобового щитка составлял 20–25° к горизонту, нижней – 30–35°. Плоскость лобового щита также была сделана с небольшим наклоном от вертикали. Лобовой щит был двухслойным и изготавливался из двух 4-мм бронелистов, соединенных сваркой, толщина боковых листов также была 4 мм.

Щит Кировского завода на испытаниях в январе 1940 года. В бойницу вставлен ручной пулемет ДП (ЦГА СПб)
В правой части щита была сделана прорезь, обеспечивавшая стрельбу из винтовки в секторе 15° вправо и 10° влево по горизонту. Стрельба из ручного пулемета была возможна только по прямой, с незначительным отклонением вправо. Вес щита без лыж составлял 35,4 кг, ширина по фронту 700 мм, высота без лыж 550 мм.
Конструкция замка, скреплявшего лыжи с бронещитом, у обоих образцов позволяла проделывать эту и обратную операции за 2–3 минуты. У щита Ижорского завода конструкция захвата давала возможность использовать любые лыжи, независимо от толщины, ширины и длины, в том виде как они есть, без предварительной подготовки или обработки. Щит Кировского завода так просто поставить на лыжи было нельзя: требовалась установка специальной пластины на лыжу на заводе или в мастерской, что создавало трудности с заменой в боевых условиях. На грузовую «полуторку» ГАЗ-АА помещалось до 20 щитов любой конструкции, на трехтонный ЗИС-5 – до 35–40 штук.
В качестве недостатков у ИЗП отмечались зазор между землей и боковой частью щита, конструкция зажима лыжного замка, ослабевавшего в движении и приводившего к соскакиванию лыжи, отсутствие наблюдательного отверстия в левой боковине. Также предлагалось сделать крючки с внутренней стороны щита для развешивания патронных сумок с боеприпасами, и скобы с внешней стороны щита, чтобы была возможность перевозить его за веревку вручную, как санки. У КЗП была признана неудачной форма конструкции (малые углы наклона), что стало причиной слабой пулестойкости, малый сектор обстрела и незаменяемость лыж в полевых условиях. У обоих типов была необработанная острая кромка бойниц, что приводило к порче цевья винтовок.
Испытания показали, что переползание бойцов по снегу со щитами на дистанции 200 метров с остановками на стрельбу по внезапно появляющимся мишеням заняло 20 минут со 100% поражением мишеней. После 200-метрового переползания была произведена атака на расстояние 65–70 метров, затем у курсантов замерили пульс. Измерение проводилось с разделением по росту: у бойцов малого роста пульс составлял до 140 ударов в минуту, среднего роста – до 120 ударов в минуту, у высоких – до 110 ударов в минуту. Общее состояние солдат характеризовалось как удовлетворительное.
Обстрел щитов вели двумя типами 7,62-мм пуль: легкой образца 1908 года и бронебойной Б-30.
Сначала щитки обстреливали с дистанции 200 метров. Все восемь попаданий легкой пулей для ижорского щитка окончились лишь отметинами на броне. Из шести таких пуль, попавших в кировский щиток, две его пробили, но лишь в тонкие боковины, поставленные перпендикулярно линии прицеливания.
При обстреле на этой же дистанции бронебойной Б-30 картина была несколько другой – из 12 попавших в ИЗП пуль три его пробили (две – в низ щита, одна – в бок по нормали), остальные оставили вмятины. Кировский КЗП повел себя хуже – из девяти попавших в него пуль пять пробили оба лобовых 4-мм щита.
Затем дистанцию огня уменьшили до 100 метров. Все 23 легкие пули, попавшие в ИЗП, лишь оставили на 6-мм броне отметины. Щиток Кировского завода получил 21 попадание легкой пулей, причем часть из них по нормали, а часть под углом в 20°. Все эти пули пробили внешнюю 4-мм пластину, но внутреннюю не осилили.
Наконец, обстрел бронебойной пулей Б-30 со 100 метров дал следующие результаты: из девяти пуль, попавших в ИЗП, две пробили его низ, а остальные оставили вмятины. По КЗП стреляли интенсивнее, и все 72 попавших пули пробили броню, причем 21 – насквозь, а 51 – только внешний экран.
По итогам испытаний комиссия сделала вывод о возможности применения обоих типов щитков после устранении выявленных недостатков. Их предполагалось использовать в массовом количестве при наступлении под ружейно-пулеметным огнем противника, а также в качестве легких передвижных бронированных точек для снайперов, наблюдателей и т.п.
Использование щитов не требовало длительного обучения, достаточно было небольшого инструктажа и тренировки не дольше одного часа. Буксировка руками за веревку не вызывала затруднений и больших усилий, т.к. щиты на лыжах не продавливали снег и скользили по поверхности. При этом у ИЗП было еще одно преимущество — при особой необходимости боец мог отсоединить лыжи от щитка и передвигаться на них, оставив щит.
Выпуск бронещитов каждым заводом мог производится самостоятельно без большой кооперации, но Кировскому заводу рекомендовалось по возможности изменить форму щита и приблизить ее к образцу Ижорского завода.
Через некоторое время было запущено серийное производство, и некоторое количество лыжных щитов Ижорского завода в феврале 1940 года попало на советско-финскую войну. Несколько штук было захвачено финнами и попало в фотохронику вместе с экспериментальными стальными нагрудниками СН-39.
Подмосковные бронещиты
Помимо ленинградских заводов, над созданием лыжного бронещита трудились и в конструкторском бюро завода №8 имени Калинина (ЗИК) в подмосковном Калининграде (ныне г. Королёв). Там в первых числах января 1940 года был разработан образец, получивший обозначение «150К».
Щит 150К имел складную конструкцию с бойницей в правой передней части и двумя смотровыми щелями. Верхняя кромка щита была волнистой, что был сделано специально: такая форма обеспечивала лучшую маскировку на местности из-за особенностей человеческого восприятия. Конструкция состояла из гнутой лобовой броневой пластины, к которой крепились боковины и основание. К нижней части лобовой пластины были приварены крюки для зацепа за лыжи.
Лобовая часть была наклонена на угол 30° от вертикали, угол между боковинами и основной плоскостью лобового листа составлял 45°. Толщина броневых листов могла быть от 3 до 5 мм, допускалось применение сварки для соединения отдельных деталей. Предполагалось использовать 150К и в обороне, как обычный траншейный щит, устанавливая его на бруствер со снятыми лыжами.
Конструкция завода им. Калинина обладала тем же недостатком, что и у щита Кировского завода – специальные лыжи, но огромное преимущество давало то, что он мог складываться. С некоторыми изменениями щит 150К производился, поступал в войска и использовался в боях в 1941–1942 гг.
Межвоенные эксперименты
В Ленинграде работы над усовершенствованием лыжных щитков продолжились и после окончания советско-финской войны. Так, на Ижорском заводе придумали поставить лыжный щиток на колеса и использовать в бесснежные времена года. Колеса могли устанавливаться только на щиты Ижорского завода. Платформа с колесами получила обозначение «ЗБШК» или «ЗБШ-К».
В апреле-мае 1940 года на основании приказания заместителя Народного комиссара обороны маршала Г.И. Кулика на курсах командного состава «Выстрел» в подмосковном Солнечногорске состоялись испытания щитов Ижорского завода и стального нагрудника СН-40. Комиссия собралась очень представительная: заместитель генерал-инспектора пехоты генерал-лейтенант М.А. Антонюк, начальник Управления стрелкового вооружения Красной Армии бригадный инженер С.О. Склизков, заместитель начальника АБТУ генерал-майор И.А. Лебедев, помощник начальника курсов «Выстрел» генерал-майор С.А. Смирнов, инспектор Инспекции пехоты полковник С.А. Куликов.
Испытывалось пять щитов, установленных на платформу ЗБШК:
- с удлиненными боковыми стенками – 1 шт.;
- щит, доработанный по итогам первых испытаний – 2 шт.;
- щит старого образца (ЗБШ) – 2 шт.
По итогам испытаний на проходимость доработанные щиты (вес 36 кг) и ЗБШ на колесах оказались неустойчивы, при движении часто переворачивались, наблюдение из-за них было затруднено. Крепление винтовки оказалось неудобным и мешало движению, положение рук при движении тоже оказалось неудачным. Мелкие бугорки и канавки преодолевались с трудом. При фланговом обстреле щиты давали малую площадь защиты.
Щит с удлиненными стенками, наоборот, показал лучшие характеристики по проходимости и устойчивости. Несмотря на больший вес (54 кг), при движении не отставал, двигался наравне, а иногда и впереди щитов другого типа. При этом также отмечался плохой обзор и сильно затруднявшее движение крепление лыж.
Подъем всех щитов в гору по скату крутизной 4,5–5°, с проволочными заграждениями и различными мелкими препятствиями, на расстояние 225 метров занял 47 минут, при этом подъем в гору по скату со сплошной порослью и мелкими пнями оказался совершенно невозможен. Колесный ход давал возможность движения по старой, поросшей травой пахоте, с незначительным уклоном и мелкими препятствиями (воронки, канавки, бугорки и т.п.), при этом скорость движения составила 235 метров за 50 минут.
По свежей пахоте движение оказалось невозможно: колеса оказались слишком малого диаметра, и щит зарывался носом в землю. При постоянном подкапывании и расчистке расстояние 50 метров было пройдено щитком с удлиненными стенками за 45 минут, а доработанные ЗБШ преодолели это расстояние за 57 минут. После этого «упражнения» бойцы оказались сильно утомлены.
Подъем в гору с крутизной ската 10° сильно изматывал людей, 35 метров были пройдены за 12 минут. При большей крутизне подъем был бы либо очень затруднителен, либо невозможен.

Слева модернизация щита Ижорского завода: в слабом месте приварен экран. Справа найденный на месте боев щит конструкции Кировского завода с изменениями – впереди нет экрана, а лобовой лист сплошной. Когда он сделан, к сожалению, не известно (http://smolbattle.ru)
При обстреле ни один из щитов не был пробит на всех дистанциях при стрельбе из винтовки легкой пулей образца 1908 года.
При обстреле бронебойной пулей Б-30 на дистанции 200 метров при стрельбе в лоб четыре щитка дали 11,1% сквозных пробоин, а один щит треснул. Стрельба с дистанции 50 метров по последнему щиту под углом к броне 30–40° дала 20% сквозных пробоин, по нижнему перегибу – 60% сквозных пробоин, по ребру – 100% пробоин. При минометном обстреле мины, падавшие перед щитками, урона не причиняли, при попадании за щитом поражались ноги.
По итогам всех испытаний комиссия посчитала целесообразным иметь щитки на вооружении Красной Армии и использовать их как армейское средство при атаке укрепленных районов и долговременных полевых укреплений.
Было сочтено, что из всех представленных на испытание бронещитов наиболее подходящим является щит с удлиненными боковыми стенками, при условии ряда изменений и дополнений:
- лобовой перегиб сделать ближе к середине лобовой части (для удобства движения);
- придать боковым стенкам соответствующий угол, чтобы повысить пулестойкость;
- крепление для лыж сделать съемным, летом не прикреплять;
- установить деревянные ручки для толкания щита;
- сделать войлочные подлокотники;
- увеличить диаметр колес, особенно переднего, и вынести его вперед к лобовой броне;
- усилить лобовую часть брони на перегибах;
- крепление винтовки сделать так, чтобы винтовка не мешала во время движения, направив ее непосредственно вдоль внутренней стенки бронещитка;
- необходимо, чтобы верхняя часть щитков имела неправильную форму, а щиты камуфлировались.
В мае 1940 года представителями Кировского завода были разработаны чертежи модернизированного лыжного варианта ЗБШ. Щит получил усиление в передней части, на правой боковой стенке был сделан крюк для приклада винтовки или пулемета, а бойница получила обшивку кожей по нижней кромке.
В 1941 году в войсках находились щитки ЗБШ Ижорского завода первоначальной конструкции, модернизированные по чертежам Кировского завода ЗБШ, щиты первоначальной конструкции Кировского завода и щиты 150К ЗИК. Использовались они в основном зимой 1941–1942 гг. в полосе Западного, Калининского, Северо-Западного, Волховского, Ленинградского и Северного фронтов. До сих пор их можно найти в лесу вблизи оплывших траншей. Некоторое количество было захвачено немцами и использовалось в качестве бронирования стрелковых ячеек либо без изменений, либо с доработками для установки пулеметов MG 34. К зиме 1942–1943 гг. щиты использовались только там, где они были ранее – в войсках ведущих позиционные бои Северо-Западного, Ленинградского, Северного фронтов.
В военное время нужда в таких изделиях осталась, но использовались они локально, конструкция щитов военного времени значительно упростилась. Выпуск во время Великой Отечественной войны был налажен в блокадном Ленинграде, ЗИК же уехал в эвакуацию, и на новом месте производство 150К не развертывалось.
Автор выражает большую признательность за помощь с обработкой чертежей Сергею Морозову. В работе использованы материалы российских архивов: РГВА, РГАЭ, ЦГА СПб, а также личные находки автора.
источник: https://warspot.ru/8271-sam-sebe-tsitadel