Этот самолёт не был малоизвестным. Это вполне себе серийная машина стоявшая на вооружении многих стран НАТО. Однако, в медийном плане, машина непопулярная. По ней вы не найдёте ни монографий ни подробных, развёрнутых статей, в которых бы подробно описывалась её история. И всё это связано с тем, что она банально оказалась в тени своих более занменитых одноклассников, имеющих богатую боевую биографию. Таких как, Су-25 Грач и А-10 Тандерболт.
История этого самолёта началась в декабре 1953 году, когда Верховное командование НАТО объявило конкурс, среди европейских компаний, на создание лёгкого реактивного штурмовика.
Конкурс оказался достаточно представительным. Кроме данной машины в нём участвовали ещё такие самолёты: Northrop N-156, Dassault Mystere XXVI (будущий Dassault Étendard IV) Sud-Est Baroudeur, Aerfer Sagittario 2 и Breguet TAON Br.1001.
Разработкой штурмовика в компании ФИАТ занимался итальянский конструктор Джузеппе Габриэлли. Отсюда и цифра G в названии самолёта. Ему удалось разработать самолёт, имевший небольшие габариты и, соответственно маленький взлётный вес. Что дало возможность иметь минимальные показатели по расстояниям взлёта и посадки. При всём при этом в данном самолёте удалось сочетать маленькие размеры и довольно мощное вооружение. Что давало ему возможность работать с минимальной поддержкой извне. Кроме того, цена самолёта была, чуть ли не самой низкой, по сравнению с другими конкурентами.
Всё вышеперечисленное и привело к выходу самолёта в финальную часть конкурса совместно Breguet Br. 1001 TAON и Dassault Mystere XXVI.
Breguet Br. 1001 TAON
Dassault Mystere XXVI
Первый полёт самолёт совершил 9 августа 1956 г. с аэродрома Каселле под Турином. В первом полёте самолёт пилотировал Риккардо Биджамини.
Однако, испытания первого прототипа не были гладкими. В полёте у самолёта возникли вибрации, которые привели к катастрофе первого прототипа 20 февраля 1957 года. Эти проблемы были устранены путём увеличением площади хвостового киля. Далее модернизация и доведение конструкции проводилось далее. Пока 3-й и 4-й прототипы не стали близки к идеальным. Эти прототипы и были отправлены на финальный конкурс во Францию.
Окончательные конкурсные испытания прошли в сентябре 1957 года на территории испытательного центра в Бретиньи-сюр-Орж. Фиат G91 идеально, в отличии от своих конкурентов провёл серию своих испытательных полётов и был объявлен победителем конкурса.
С 1958 года, при финансовой поддержке США началась серийная сборка самолёта. Изначально для ВВС Италии, Германии и Франции было заказано по 50 экземпляров этих машин.
Однако после этого произошла очередная катастрофа одного из этих самолётов поставленных во Францию. Это вызывало определённое недовольство среди французских военных, что привело к тому что Франция отказалась от закупок Фиатов в пользу своей машины — Dassault Étendard IV, которое было принято решения доработать.
Британское правительство так же отказалось от закупок Фиатов, сосредоточившись на доработке своего самолёта — Hawker Hunter.
Hawker Hunter
Таким образом покупателями самолёта стали только ВВС Италии и Германии. Всего для Италии было построено 174 самолёта, а для Германии — 144. Ещё 294 самолёта были построены непосредственно в Германии, консорциумом Germany by Flugzeug-Union Süd (входят компании Мессершмитт, Хенкель и Дорнье). Что любопытны, эти самолётами стали первыми боевыми машинами построенными в Германии после Второй Мировой. Кроме этого в Италии для Люфтваффе были заказаны ещё 44 учебных самолёта, с двухместными кабинами. Ещё 22 таких самолёта были собраны в Германии до 1972 года, когда их производство было прекращено.
В 1961 году самолёт претерпел первую модернизацию, и проведена она была в Германии. Самолёт получил название Фиат G91R/3. Данная модификация отличалась улучшенными летными характеристиками. Модернизация включала улучшенные тормоза, применение бескамерных шин, усиленный каркас и главный лонжерон, что позволило увеличить максимальную допустимую нагрузку и подвесить дополнительное вооружение. Так же было усовершенствовано бортовое навигационное оборудование — установлены доплеровский радар, устройства местоположения и самонаведения, позволяющие самолету действовать независимо (без управления с земли). G91R/3 был спроектирован в соответствии с западногерманской спецификацией. Из 344 выпущенных самолетов этой модели 270 были построены в ФРГ фирмами Messerschmitt, Heinkel и Dornier.
FIAT G91R/3
В конце 60-х в Германии прошла очередная модернизация штурмовиков Фиат G91. Было существенно улучшено навигационное оборудование и усилена конструкция планера, что позволило увеличить массу навесного вооружения. Первоначально правительство США намеревалось поставить 50 G91R/4 в Грецию и Турцию в соответствии с планом военной помощи, однако в конечном итоге самолеты были переданы ВВС ФРГ. Еще 40 самолетов G-91R/4 было направлено в португальские ВВС. По полетным характеристикам самолет имел заметное сходство с американским F-86K Sabre. В ВВС ФРГ машины G91R/4 имели кодовое обозначение "Лихтенкампфгешвандер" 43 и в 1970 году были размещены в в Ольденбурге. Из несъемного оружия G91R/4 несли только два пулемета. В разведывательном варианте несет три 70-мм камеры "Винтен".
FIAT G91R/4
А что же итальянцы? Они так же модернизировали свои машины. В 1966 году фирма Alenia (именно она занимался в Италии производством штурмовиков G91)создала новую модификацию семейства G91 — многоцелевой штурмовик G91Y. Этот вариант был основан на фюзеляже G91T c мощными двигателями американского производства с мощностью на 63% больше чем у предшественника (при увеличении веса пустого самолета всего на 18%), что позволило увеличить боевую нагрузку и боевой радиус действия. На самолете установлена новая электроника, герметизированная кабина с устройствами кондиционирования воздуха и катапультирующиеся кресло типа "0-0".
FIAT G91Y
Боевое применение
Самолёт имеет довольно ограниченную боевую биографию, однако, её он всё же имеет. С 1961 года, Португалия стала участником серии конфликтов в своих африканских заморских территориях, известных как португальские колониальные войны.
В 1965 году, когда интенсивность боевых действий в Африке резко возросла, Португалия попытался купить в Западной Германии 100 построенных в Канаде Sabre Mk 6s, но вместо этого, немцы, предложили Португалии купить 40 G.91R/4S, который первоначально были построены для Греции и Турции, но те от них отказались. Так как выбора у Португалии не было, после наложенного ООН эмбарго на поставки оружия, то Португалия согласилась на эту сделку.
С 1966 года самолёты стали активно использоваться в боях Гвинее. В этом вооружённом конфликте самолёты использовались не только для огневой поддержки своих войск но и для разведки против вооружённых формирований Африканская партия независимости Гвинеи и Кабо-Верде (ПАИГК).
В начале 70-х вооружённые формирования ПАИГК начали получать советские ПЗРК Стрела-2. 25 марта 1973 года и 28 марта 1973 года при помощи этих ПЗРК было сбито сразу два штурмовика Фиат G.91R/4S. 31 января 1974 года Португалия потеряла ещё один самолёт в этой стране.
Используемый в качестве памятника Фиат G-91 на авиабазе Португальских ВВС Синтра
С 1968 года штурмовики G.91R стали дислоцироваться ещё и в Мозамбике, где Португалия так же вела боевые действия против повстанцев. В этой стране Португалия не теряла самолётов от действия неприятеля. Однако всё же один самолёт был потерян в результате самоподрыва авиабомбы.
В 1974 году в Португалии пал диктаторский режим Салазара и Португалия решила предоставить своим колониям независимость. Все вооружённые силы, в том числе и все Фиаты G-91, португальских ВВС были отозваны из Гвинеи и Мозамбика. В 1974 году одна из эскадрилий штурмовиков была на короткое время развёрнута в соседней с Мозамбиком Анголе. Где разворачивалась война между Фронтом Освобождения Анголы и организацией УНИТА. Но в 1975 году он и от туда был эвакуирован.
С вооружения в Португальских ВВС эти самолёты были окончательно сняты в 1993 году.
ТТХ:
Экипаж: 1
Длина: 10,3 м
Размах крыльев: 8,56 м
Высота: 4,0 м
Площадь крыла: 16,4 м²
Вес пустого: 3100 кг
Вес с полной боевой нагрузкой: 5,440 кг
Максимальный взлетный вес: 5500 кг
Силовая установка: 1 × Bristol Siddeley Orpheus 803
Тяга двигателя; 22,2 кН
Максимальная скорость: 1075 км / ч
Диапазон: 1150 км
Практический потолок: 13 100 м
Скороподъёмность: 30 м / с
Нагрузка на крыло: 331 кг / м²
Тяга / вес: 0,42
Вооружение;
Оружие: 4 × 12,7 мм (0,50 дюйма) M2 Browning пулемета; или
2 × 30 мм (1,18 дюйма) DEFA пушки (Люфтваффе G.91R / 3 только)
Внешняя подвеска: 4 × под крылом на пилонах грузоподъёмность максимальная 1814 кг полезной нагрузки для G.91Y, 680 кг для G.91R / 3 & R / 4 и 500 кг G. 91R / 1
Ракеты:
2 блока × Матра НУР (19 × 68 мм SNEB); или
18 × Hispano Сура R80 80 мм ракеты
Бомбы: Широкий выбор воздух-земля боеприпасов, включая неуправляемые бомбы.
Источники:
https://en.wikipedia.org/wiki/Fiat_G.91
http://www.airwar.ru/