Друзья – сегодня я хочу поговорить о модернизации танка Т-26. Сразу предвижу кучу тапок- ну сколько можно! И это правильно. Поэтому мы сегодня обойдемся без эффектных и красивых проектов — их уже наделали достаточно. А я хочу поговорить об организации процесса модернизации уже существующей техники.
Для начала повторю общеизвестное (уж простите):
- К концу 30х годов (а точнее к 1939 году) у СССР был пожалуй один из самых больших бронетанковых парков- по разным оценкам от 25000 до 30000 единиц бронетехники (точное число для нас здесь не имеет принципиального значения).
- В 1939 г стало ясно что существующие машины стремительно устаревают/уже устарели, и надо срочно разрабатывать и строить новые танки
- При этом около 20% (а может и больше) уже существующих машин было не работоспособно: выработало моторесурс/ было повреждено и не ремонтировалось/разбиралось на запчасти из-за бесперспективности ремонта – тратить средства для восстановления небоеспособных танков бессмысленно.
- Изрядное количество танков было очень ограниченно боеспособны- из-за полного морального износа или почти полной выработки моторесурса.
- В результате все эти машины (по разным оценкам от 2000 до 4000) достались немцам в первые месяцы войны совершенно «бесплатно». И именно об этом металлоломе мы и поговорим.
Для того чтобы решить, что с этим можно сделать, поговорим для примера о танке Т-26 (их было больше всего).
Речь здесь пойдет о небоеспособных машинах 3 и 4 категории устаревших типов. Я не рассматриваю здесь вариант переплавки всего этого богатства- . Я также не рассматриваю вариант переделки танка Т-26 в новый танк- считаю это бесперспективным из-за полного использования резервов модернизации. Однако переделка Т-26 в самоходку, тягач или ЗСУ очень перспективны- они позволяют превратить недостатки Т-26 во вполне приемлемые ТТХ для новых видов техники. И при этом быстро и относительно дешево снабдить Красную Армию новыми и необходимыми (используем послезнание) видами техники -может быть не идеальными, но лучше, чем ничего.
Здесь уже рассматривались различные проекты модернизации имеющихся танков Т-26 на существующих или на специально созданных заводах, в том числе и на Дальнем Востоке (на страх японцам). Проекты интересные, но у них есть недостатки:
- Такая модернизация требует больших танковых заводов с серьезным производством и высококвалифицированным персоналом.
- Отвлекать серьезные ресурсы танковой промышленности на любые работы с этими машинами не продуктивно- все ресурсы должны быть брошены на скорейшее производство новых танков
- Создавать новые танкостроительные заводы затратно и требует времени
- Возить танки через всю страну туда и обратно не продуктивно- дорого и серьезно напряжет транспорт.
И тут мы подходим к сути моей альтернативы – модульной модернизации (я не встречал обсуждений этой темы, но если ошибаюсь- просьба приводить ссылки- буду признателен) без привлечения танкостроительных заводов.
Для тех, кто знал, но забыл, что это, опишу более подробно:
Для организации такой модернизации в городах, расположенных поблизости от ППД крупных бронетанковых соединений, организуем несколько Мастерских модернизации бронетехники (ММБ) на базе существующих МТС, авторемонтных предприятий или крупных мастерских. Количество ММБ в каждом регионе определяется кол-вом имеющейся техники, из расчета чтобы за 1,5 года все прошли модернизацию.
Созданные ММБ переводим в подчинение Наркомата вооружения (как вариант, создаем при Главном автобронетанковом управлении Красной Армии «Управление по ремонту бронетехники» в начале 1939, и подчиняем ему как отдельное формирование), доставляем туда танки из близлежащих гарнизонов, Набираем на работу дополнительно молодежь и помощью привлечённых специалистов из танковых частей обучаем и организеум капитальный ремонт двигателей и ходовых ( на первых порах каннибализируя на запчасти отдельные машины).
Наиболее оптимальные варианты восстановления ресурсов моторов/ходовой разрабатывает спец. КБ, а Наркомат организовывает выпуск отдельных запчастей на существующих заводах с подходящим оборудованием (понадобится еще и для работы УПРБ). При этом в 1939 можно задействовать часть незагруженных мощностей танковых и моторных заводов, но впоследствии производство отдельной номенклатуры запчастей (шестерни, вкладышы, валы, кольца и т.д.- новые моторы сюда не входят) надо будет перевести на предприятия других отраслей ( автомобильные, судостроительные, станкостроительные и т.д.) там где есть/будут резервы.
Одновременно заказываем проекты переделки танков во что-нибудь полезное у специальных КБ. На основании этих разработок для какждого проекта переделки подготавливаем комплекты чертежей на Модернизационный Комплект (МК). Что это такое рассмотрим на примере переделки Т-26 в ЗСУ
МК в этом случае включает верхнюю броневую плиту рубки Т-26 с установленной на ней новой башней с погоном и механизмами, и с орудием. Все это должно будет собираться на специальном стенде, при этом внутрь будет устанавливаться всё (100% насыщение) вплоть до лампочек и наушников. Собранная башня испытывается в работе на стенде, и затем забивается в доски (при этом хрупкие и негабаритные части могут сниматься и паковаться отдельно, но туда же). Точно также создаются МК и для других проектов.
Через наркомат выбираем один или два завода (по стране) для централизованного производства МК- но не из танковых. Лучше всего подойдут предприятия судостроительной промышленности-у них не будет проблем с технологией производств или логистикой; для них такое производство — это мелкая, но стабильная подработка. Можно рассмотреть и другие предприятия. Главное- наладить поставку комплектующих для производства.
Завод(ы) начинает производить МК для разных машин и отправляет их партиями в различные ММБ, которые лучше сделать специализированными – для каждого проекта отдельно. По получению МК на ММБ у отремонтированного танка вырезают по специальному шаблону верхнюю плиту у подбашенного отделения, вместе со всем что на ней. Затем на ее место устанавливается МК, приваривается, заполняется снятыми деталями, красится – и все. Модернизация завершена. Новая машина своим ходом может идти в часть.
При этом:
- Стоимость такой модернизации на много меньше, чем строительство такой же новой машины;
- Исключается перевозка танков по ЖД на завод и обратно – при транспортировке МК занимает намного меньше места чем танк, причем только в одну сторону;
- Изготовление МК производится централизованно, на высокотехнологичном заводе квалифицированным персоналом без привлечения танковой промышленности;
- Централизованное производство МК облегчает и удешевляет массовое производство, наладку и контроль;
- Сама модернизация производится на местах в многочисленных ММБ, при этом не требуется никакая технологически сложная работа- уровень авторемонтной мастерской достаточно;
- ММБ широко использует уже существующие ресурсы и кадры , и может привлекать механиков из воинских частей как специалистов в период обучения;
- Модернизация может производиться массово и быстро. Ключевой момент -производство достаточного кол-ва МК и запчастей.
- При этом развитие ремонтных и эвакуационных средств в Красной Армии начнется на год раньше, и производство запчастей для танков начнет организовываться раньше — что несомненно положительный фактор.
- Средства на разворачиваение этого (и много другого) можно получить от сокращения/ сворачивания социального и культурного строительства в Западных и Центральных областях (послезнание).
В качестве чего-нибудь полезного для модернизации предлагается 9просто для примера) следующее:
- модернизация Т-26 в тягач/машину снабжения (срезаем вверх и устанавливаем рубку для водителя, кузов на 1.5т и буксирные крюки для прицепа на 3-5т)
- модернизация Т-26 в самоходку поддержки (срезаем верхнюю броню включая подбашенное отделение и устанавливаем 76мм орудие (например Ф-22) в рубке как на АТ-1 только с наклонной лобовой плитой). Или строим СУ-26 с полковой пушкой- не идеал но лучше чем ничего (всю войну провоевала)
- Модернизация Т-26 в ЗСУ (установка новой открытой башни с одиночным или спаренным ДШК)
- Модернизация устаревших средних и тяжёлых бронемашин в ЗСУ путем установки на бронемашины той же самой башни вместо штатной.
- Модернизация Т-37 и Т-38 в неплавающую ПТУ путем установки 45мм орудия в рубке на манер Хетцера.
- Модернизация Т-28 в штурмовую САУ с установкой 122- 152мм гаубицы в неподвижной боевой рубке (потребуется для Финской войны, но не актуальна для начала ВОВ. Но их и не нужно много)
Есть еще варианты, но эти на мой взгляд более необходимы Армии. (При этом обсуждение деталей таких проектов я сразу предлагаю вынести из этой темы).
Такой метод модульной модернизации хорошо известен и широко применяется сегодня (сам пользовался) – но он был бы инновационным в 40х годах. Такая модернизация могла бы позволить добавить к вооружению Красной Армии порядка 2000-4000 боевых машин в 1941г без особых затрат. Само по себе это не решило бы всех проблем , но могло бы помочь в обороне.
P.S. Уважаемые коллеги. Хочу обратить ваше внимание, что основной идеей этой альтернативы является не переделка танков. Основная идея — Модульная Модернизация. Эта гениальная (не моя- не претендую) и широко распространенная сегодня технология ремонта и модернизации могла совершить революцию в промышленности в 1940 г. Во многих отраслях промышленности, не только в танковой.