В помощь автобатам. Один за двоих!
Эта коротенькая статья как бы по-мотивам поста почтенного коллеги Dwarf о том, как увеличить транспортные возможности РККА.
Но, я предлагаю несколько иной вариант. Если мы по разным, объективным и субъективным причинам не можем кардинально увеличить количество грузовиков, то почему бы не попытаться просто увеличить тоннаж груза, перемещаемого наличными грузовиками?
Как? «Всё придумано до нас». В СССР с 1935 года в небольших количествах выпускался сёдельный тягач ЗиС-10 (кстати, первый в нашей стране!). Всего до начала ВОВ их успели выпустить 766 штук.
Каждый такой тягач (сделанный на базе обычного трёхтонного ЗиС-5) мог в полуприцепе нести нормальную нагрузку в 6 тонн.
Понятно, что такая машина менее динамична, менее манёвренна, больше привязана к шоссе, требует дополнительных операций по обслуживанию полуприцепа. Да и водитель необходим специально обученный (это уже другая категория).
Но, зато, один ЗиС-10 в плане тех самых тонно/километров, заменяет два ЗиС-5. Требует одного, а не двух водителей. Перевозит 6 тонн за один рейс.
Нет, я вовсе не за повсеместную замену ЗиС-5 на ЗиС-10. Каждый хорош на своём месте. ЗиС-10 – был бы отличным ДОПОЛЕНИЕМ к основному ЗиС-5.
Скажем, если непосредственно в дивизиях, действительно лучше всего иметь в автобатах именно маневренные ЗиС-5, то в отдельных транспортных полках армейского подчинения, было бы не плохо, по крайней мере половину грузовиков, иметь именно в качестве большегрузных сёдельников.
Вот только выпускать их, надо не малыми партиями, да ещё едва не кустарно на предприятии системы НКВД, как это было в РИ, а серийно. Ну и в идеале, в конце 30-х, при первой возможности оснащать новыми 85-сильными движками ЗиС-16 для улучшения динамических качеств.
Ещё несколько фото ЗиС-10.
(На испытаниях в 1935 году)
(«Рабочая лошадка»)
(«Возчик «длинномерно-негабаритных» грузов»)
(Бензовоз на базе ЗиС-10)
(«Хлебовоз»)
(Неудачная попытка сделать в 1940 году на базе ГАЗ-10 крутой «автовоз». Опытная машина оказалась дико перегруженной и ТТХ не блистала. Интересно, рассматривали ли такой автовоз в качестве трейлера для лёгких танков? Тот же Т-26, не говоря уж про Т-40 и его будущие производные, наверное, вполне мог бы потянуть).