Мне тут соседи по палате нашептали, что сегодня у персонала праздник — Международный День Санитара, опять как и на прошлой неделе, но Наполеон хоть нынче и не торт, но врать не будет, по этому при средней температуре по больнице 36 и 6, вот вам подарок всем нам, не понятым сказочникам и фантазерам)))
История кораблей этого типа началась 1 апреля 1898 года. Тогда, поздно вечером к особняку тогда ещё не графа Витте подъехал темный «фаэтон» и из него вышли два господина: купец Порфирий Саввич Скоробогатов и инженер Игнатий Прокофьевич Былинников. В руках они держали по тяжелому саквояжу в которых что-то подозрительно гулко позвякивало при каждом шаге. Ещё четыре саквояжа побольше несли кучер и слуга. Гости позвонили в дверь и спустя пару минут вошли в дом. Вышли они через пару часов, уже без саквояжей и в приподнятом настроении духа, по всему видно что не только от принятой «анисовой». Спустя ещё полчаса особняк покинул великий князь Алексей Александрович.
А 2 июня 1898 года стало известно, что МТК принял в качестве единого проекта броненосца для программы «для нужд Дальнего Востока» проект судоверфи «Барвиха» принадлежавшей тому самому купцу Скоробогатову. Первоначально было заказано 5 кораблей на сумму в 57 млн. рублей. Потом по тому же проекту построено ещё 7 кораблей. Правда, представители Амбаля Лаганя едва не устроили скандал после того как в следующем 1899 году головной корабль серии «Цесаревич» был представлен широкой публике.
Корабли, по три штуки в год вступавшие в строй императорского флота в последующие четыре года получились на удивление добротными. При водоизмещении в 16 174 тонны они имели длину 144 м, ширину 26, осадку 7,2 метра. Паровые машины мощностью в 30 000 л.с. позволяли развивать скорость в 22 узла, что было совсем неслыханно.
Главной «изюминкой» их стала рекордно низкая масса конструкций и механизмов. Общая масса силовой установки (согласно документации) была почти на треть меньше, чем у броненосцев проекта Лаганя, имеющих почти в два раза меньшую мощность. На треть меньше чем у кораблей такого класса была и массовая доля корпусных конструкций. Но ещё большее удивление в наше время вызывает факт, что за более чем 120 — летнюю эксплуатацию машины и котлы кораблей серии не проходили ни малейшего ремонта и находятся в идеальном состоянии. Скорость кораблей по прежнему составляет 22 узла. Специалисты связывают это с секретным составом и технологией получения стали, использовавшейся при их постройке. После трагической гибели инженера Былинникова и купца Скоробогатова в революционных событиях 1906 года и пожаров на предприятии, воссоздать технологию производства до сих пор не удалось. Исследования корпусов показали, что за все годы плаваний не наблюдалось случаев коррозии, а сами корпуса выглядят словно литые, без видимых соединений.
Броневые пояс и палуба входили в конструкцию корпуса, а схема бронирования включала 100-мм полностью забронированный борт, опускающийся на 3 метра ниже ватерлинии и 50-мм верхнюю палубу. Имелся также и внутренний 229-мм броневой пояс на 75% длины корабля, прикрытый сверху 76-мм главной бронепалубой, уменьшающейся до 37-мм к оконечностям и бортам.
Орудия главного и вспомогательного калибра также выгодно отличались от существовавших к тому времени в русском флоте 305-мм «Обуховок» и 152-мм «Канэ». Так, 305-мм орудия завода «Барвиха» имели длину 45 калибров и выпускали тяжёлый 432 кг бронебойный снаряд со скоростью 800 м/с, а облегченные 350 кг бронебойный и фугасный со скоростью 880 м/с. Вспомогательные 203-мм пушки с длиной ствола 50 калибров стреляли 128-кг снарядами со скоростью 820 м/с и 100 кг со скоростью 920 м/с. Противоминный калибр состоял из 100-мм орудий. За годы эксплуатации замены стволов не производились, баллистические характеристики стволов не менялись, что и позволило сохранить артиллерию главного калибра после модернизации в 1975 году.
В январе 1904 года два головных корабля серии находились в Порт-Артуре, в ходе войны к ним добавилось ещё 6. Именно противоминная артиллерия «Цесаревича» и «Ретвизана» сорвала атаку японских миноносцев в ночь на 27 января, отправив на дно 6 из 10 атакующих кораблей.
…
Все 12 кораблей серии (9 балтийских и 3 черноморских) успешно пережили русско-японскую и первую мировую войну. Качество кораблей позволило им избежать разделку на металл на германских заводах в 20-е годы. В 50-е снова предпринимались попытки отправить их на слом или испытать на них ракетное оружие, но морякам удалось отстоять корабли, отправив на консервацию.
В 70-е годы в руководстве ВМФ в ответ на расконсервацию американских линкоров типа «Айова» родилась идея расконсервировать и наши броненосцы, модернизировав их, вооружив ракетным комплексом П-500 «Базальт».