В некотором роде парадокс, или Альтернативный вариант развития морской тактики

0

Как известно, до середины 20-го века основой любого флота являлись линейные корабли – корабли для боя в линии – зародилась она в английском флоте во времена англо-голландских войн 17-го века и на протяжении почти 300 лет не претерпела значительных изменений. В чем же она заключалась? Большинство неискушенных обывателей считают, что две экадры в морском линейном бою действуют примерно так:

В некотором роде парадокс, или Альтернативный вариант развития морской тактики

Но на самом деле есть одна проблема – нужно сблизиться на любимую англичанами короткую дистанцию – в разное время это от 400 до 600 метров. Выглядит это примено так:

В некотором роде парадокс, или Альтернативный вариант развития морской тактики

Для того чтобы не ломать строй, капитан головного корабля должен был первым поворачивать на врага – следующий за ним должен был ждать, пока флагман не ляжет на боевой курс, третий корабль был вынужден ждать еще дольше и т.д. Само собой получается, что головному кораблю больше всех доставалось – к примеру, в Трафальгарском сражении все три флагмана англичан были измочалены так, что два из них чинились два года, а "Виктори" – так и вообще встал на прикол.

Если говорить о начале-середине 18-го века (война аугсборской лиги, война за испанское наследство), то у основных соперников англичан – французов, счет "личных встреч" с Роял Неви был примерно равным, колеблясь то в одну, то в другую сторону. Но к Семилетней войне он стал просто разгромным в пользу англичан. Французам требовалось что-то менять, и в 1771-м году французы, фактически признав тот факт, что не в состоянии догнать и тем более превзойти англичан в бою на средней и ближней дистанции, содали т.н. "эволюционную эскадру" с целью разработки эффективной тактики противодействия англичанам. Матросов там почти не было, а те, что были – с флагманских кораблей; офицеры — элита флота.

Что же придумали французы?

Идея была проста: отдать инициативу при сближении англичанам и вести огонь с дальней дистанции – на гандеке французских кораблей стояли 36-фунтовые пушки, у англичан – 32х-фунтовки, что в плане дальнобойности еще более способствовало французам. Как только англичане приближались на дистанцию ближе средней, следова приказ "Поворот оверштаг!" (или "Поворот фордевинд!" – главное – от противника):

В некотором роде парадокс, или Альтернативный вариант развития морской тактики

Результат не заставил себя долго ждать – в войне за независимось французы в первый и единственный раз победили англичан на море. Тактика работала – сработала бы она и в бою у острова Всех Святых, если бы не изменился ветер – Роднею удалось прижать де Грасса к берегу.

Проблема была в следующем. Если англичане наибольшее внимание уделяли подготорвке комендоров – от их искусства и зависел результат боя – и на ближней дистанции у англичан все было отработано – они просто заваливали противника металлом, то результат действий французских эскадр был в руках марсолотов. Думаю, все и так в курсе, но тем не менее – чтобы сделать поворот оверштаг, нужно быстро сложить все прямые паруса. Т.е. что приходилось делать французским морякам – залезть на мачты, сложить паруса, практически сразу разложить, слезть и бежать на орудийные палубы, дать залп – и опять бежать складывать/раскладывать паруса.

После победы в войне за независимость США, во Франции, как известно, случилась революция, и больше всего пострадал флот – катастрофически упал уровень подготовки матросов, а офицеры, знающие эту тактику, были частью репрессированы, а частью просто бежали. Ну а при том отношении, которое было к флоту у Наполеона, восстановить уровень флота было нереально.

Теперь – возможная альтернатива развития тактики в эпоху уже не парусного, а "железного" флота. Действовать по "французской" тактике значительно проще, т.к. кораблем проще управлять, развитие нарезной артилерии также способствует ведению боя на дальних дистанциях. Вообщем, мое мнение таково – дредноуты вполне себе могли появиться лет на 70-80 раньше, нежели в РИ.

Что думаете, коллеги?

Огромное спасибо Сергею Махову за иллюстрации)

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account