Ровно 100 лет назад, в ночь с 5 на 6 августа 1918 года, состоялся последний налет германских «Цеппелинов» на Англию и одновременно — последний боевой вылет бомбардировочных дирижаблей. Их век оказался очень коротким — всего шесть лет. 6 марта 1912 года итальянские дирижабли впервые бомбили турецкие войска в Ливии, а уже к началу 1918-го стало ясно, что наполненные водородом «сигары», несмотря на очень приличную грузоподъемность, себя не оправдывают. Они оказались слишком уязвимыми для капризов погоды, истребителей и зенитной артилерии.
Однако командующий германскими воздухоплавательными силами капитан цур зее Петер Штрассер вопреки всему отказывался поверить в обреченность своего надувного флота. Вечером 5 августа он лично возглавил эскадру «Цеппелинов», которая отправилась бомбить Великобританию. Ранее дирижабли, в основном, атаковали Лондон, но к лету 1918 года противовоздушная оборона британской столицы усилилась настолько, что посылать туда «Цеппелины» стало чистым безумием.
Поэтому в качестве объектов налета были выбраны портовые города северной Англии, которые, по предположению Штрассера, прикрывались гораздо меньшим количеством зениток и истребителей. В атаке принимали участие четыре новых дирижабля, способных нести по четыре тонны бомбовой нагрузки
Но расчет не оправдался. Англичане с помощью расставленных вдоль побережья «акустических зеркал» — звукоуловителей и корабельных дозоров засекли воздушную эскадру более чем в 50 километрах от берега. В воздух своевременно поднялись перехватчики, которые в этом районе тоже имелись.
Неподалеку от берега истребители атаковали головной «Цеппелин» L70, на котором, как и полагалось командиру, летел Штрассер. Зажигательные пули вспороли оболочку и воспламенили водород. Охваченный пламенем гигант рухнул в море. По словам одного из наблюдавших это зрелище аэронавтов, «L70 падал в ночном небе как огромная огненная комета». Штатный экипаж сбитого дирижабля в составе 20 человек погиб в полном составе. Двадцать первым погибшим был Штрассер.
Команды остальных дирижаблей предпочли немедленно сбросить бомбы в воду и ретироваться. Их облегченные воздушные корабли быстро набрали высоту, недоступную для истребителей, что позволило избежать дальнейших потерь.
Победу над L70 засчитали экипажу многоцелевого самолета DH.4, который использовался в качестве ночного истребителя: летчику — майору Эгберту Кэдбери и бортоваому стрелку — капитану Роберту Леки (впоследствии дослужился до звания вице-маршала). А немцы, лишившись своего главного адепта и фаната дирижаблей, окончательно прекратили использовать их в качестве бомбардировщиков. Тело Штрассера через несколько дней было выброшено волнами на английское побережье и похоронено с воинскими почестями.
На заставке — «дирижабль-фюрер» (Fuhrer des Luftschiffe) Петер Штрассер и L70, на котором он отправился в свой последний полет.
Конструкция немецкого бомбардировочного дирижабля того же класса, к которому относился L70.
Головная гондола германского боевого дирижабля. Рулевой стоит за штурвалом, командир держит переговорную трубку, при помощи которой он общался с мотористами, находящимися в задней части гондолы. Пулеметчик поднимается по лестнице на свою огневую точку.
Один из звукоуловителей системы ПВО, установленных на восточном побережье Англии во время Первой мировой войны.
Многоцелевой боевой самолет «Де-Хвилленд» DH.4, который использовался англичанами в качестве разведчика, легкого бомбардировщика и тяжелого двухместного истребителя. На такой машине Кэдбери и Леки сбили L70, поставив финальную точку в истории бомбардировочных дирижаблей.